Реферат Курсовая Конспект
Аксіологія права - раздел Образование, Тема № 5. ...
|
Тема № 5.
Аксіологія права.
Нено Неновски
Право и ценности
Глава вторая
Глава пятая
Н.В.КОЛОТОВА
МОРАЛЬ И ПРАВО: АНАЛИЗ ТРАДИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Член-корреспондент РАН В. С. НЕРСЕСЯНЦ
ЦЕННОСТЬ ПРАВА КАК ТРИЕДИНСТВА СВОБОДЫ,
Очерк развития понятий о праве.
История представляет нам последовательное развитие понятий о праве; при чем каждая система приносила свою долю истины, и чем выше была эта система, тем яснее указывала она истинные стороны отживших воззрений, и тем успешнее соединяла прежние направления в одном высшем принципе.
Миросозерцание древних греков не возвысилось до представления о праве, как о самостоятельной силе, имеющей свои особые цели и свою сферу действия. Платон, представитель греческого воззрения на право, обнял его не как
простой внешний принцип, относящийся к общественной жизни, но и как внутренний порядок душевной жизни, раскрывающийся во внешнем порядке; для него понятия порядок и право тождественны. Правду Платон принимает как этическую полноту добродетелей, которая соединяет все силы души и дает им надлежащее направление. Таким образом, в ней он видит ту силу, которая всем управляет и всему назначает свое место и круг действия, не различая, относится ли это к внутреннему миру человека, или к общественному порядку. Взгляд Платона на право, в соединении с гуманным и космополитическим воззрением Стоиков, был принят Цицероном. По его учению правда (justitia) есть самый разум, повелевающий, что должно делать и чего воздерживаться; так как разум, живущий и в Боге и в людях, один и тот же, то и правда одна: она повелевает только не обижать, и если можно, защищать от обид других. Кроме правды общество еще держится и благотворительностью, которая повелевает нам разделять наши блага с другими.
Христианство относительно учения о праве представляет две главные эпохи. Первая обнимает отцов церкви и средневековых теологов-юристов (Амвросий, Августин, О. Аквин); вторая--- начинается со времен реформации о возрождения философии и продолжается поныне.
Что касается первой эпохи, то Христианство, выведя человека из узкого политического круга и научив его смотреть на себя, как на часть высшего божественного порядка, приняло человека в свое ведение, во всей полноте его существа. При этом право и нравственность слились в общем Христианском учении. Теологи-юристы видели в праве результат падшей природы человека и стремились основать юридические нормы на воле Божьей и на покорности ее велениям. И так как Бог желает только добра, то поэтому, нет никакой надобности отличать право от нравственности и религии. Для человека должно быть все равно: предлагаются ли ему требования правомерные, или нравственные и религиозные; и те и другие и третьи исходят от Бога, следовательно, ведут к добру, и потому всем им человек должен равно подчиняться, не входя в разбор их характера и значения.
Вместе с реформацией выступают так называемые предвестники Грота: Меланхтон, Ольдендорн, Гемминг и в особенности Винклер; у них уже обнаруживается стремление отделить право от религиозных оснований и дать ему самостоятельный характер, хотя еще заметны следы прежнего теологического взгляда, по которому право рассматривалось, как плод падшей природы человека. С Гротом выступает учение о естественном праве и начинается новая эпоха. Он поставил право на твердую почву,-- в среду человеческих отношений, и тем самым положил начало пониманию права в его человеческом происхождении, отличном от религии. По его учению основания права заключаются в свойствах человеческой природы, именно в общежительности человека. Отсюда все то право, что не противно общежительности и все то не право, что вредит и разрушает общежительность.
Направление, данное Гротом, было развито еще больше Гоббезом и Пуффендорфом. Но вместе с тем уже и тогда возникла оппозиция в лице Кумберланда (против Гоббеза), Рахеля, обоих Кокцеева и Лейбница (против Грота и Пуффендорфа), которые хотели снова привести основания естественного права к божественной воле, и находили слишком узким ограничивать его предписания целями настоящей жизни и одними внешними действиями человека.
Не смотря на эту оппозицию Томазий (1655—1728) явился сильным приверженцем гротовского направления и отделил право не только от религии, но и от морали, поставив характеристическою чертою юридических обязанностей--- принуждение, в противоположность нравственным обязанностям, относительно которых принуждение не могло иметь места. Это отделение ставилось и ставится в особенную заслугу Томазию; и действительно в общем развитии понятий праве оно было очень важно, хотя далеко не решало дела, потому что не уясняло, почему же в праве должно допускать принуждение?
Основатель наивысшей философии, Кант, исследуя границы деятельности разума, указал, что разум может обнимать отношения предметов и бытия, но не их сущность, и что он не в состоянии отвечать на многие вопросы. В решениях этих вопросов человек должен руководствоваться не путем логики, но внутренним голосом; к числу этих вопросов относятся: о свободе человека и о бытии правды. Относительно их разум бессилен и не может дать ответ на них a priori; но за то внутренний голос, который несомненно живет в душе каждого человека, громко говорит, что человек есть лицо свободное и самостоятельное и что есть нечто безусловно неправое и нечто безусловно правое. Из этих двух истин является у Канта понятие права: каждый человек свободен, самостоятелен, но за то каждый человек знает, что и другие люди обладают теми же свойствами, голос правды заставляет их уважать друг друга и признавать взаимные права. Таким образом, круг, которым человек ограничивает себя, чтобы не нарушить свободу другого лица, есть право, таким образом, право есть совокупность условий, при которых свобода одного лица может быть совместима со свободою других, по всеобщему закону свободы.
Философия Канта уяснила две существенные стороны права: она признала его формою и смотрела на него, как на условие для достижения определенных целей; но оказать эти важные услуги науке, она имела большие недостатки. Во –первых она видела в праве только его отрицательную сторону—не нарушать свободы других; и потом она выводила право только из понятия о свободе человека, о его субъективном мире. Вследствие этой последней черты учение Канта о праве было оторвано от всякого объективного содержания, и получило характер абстрактный, слишком общий, а потому и неприменимый.
Между тем, именно эта, последняя черта, произвела особенно сильное влияние на последующие развитие философии права. Образовалось чрезвычайно много последователей Канта, которые развивали и усиливали абстрактное направление, и в частном праве ограничивались формально-логическими настроениями, в публичном ставили на первом плане стремление к свободе, не признающее ни времени, ни отношений к жизни. Крайность этого направления произвела вскоре оппозицию, которая вызвала непризнание Кантом стороны права. Так историческая школа поставила своею задачею понять и объять бытие и жизнь права в его объективном осуществлении, в истории; школа теологическая ( de Maistre,Baader,Stahl)— понимала право и государственный порядок не как продукт человеческого произвола, но как общественный порядок; школа этическая( Krause, Ahrens) силится обнять право в его органической связи с нравственностью; наконец школа философско-спекулятивная, в лице Шелинга и Гегеля, восстала в особенности против произвола субъективного мира человека, который был поставлен Кантом исходным пунктом в учении о праве. Перенеся понятие физического организма в природу человеческого духа, Шеллинг признал, что отдельный человек есть только часть общего духовного организма, и что хотя он и служит основанием права, но не он создает его; что как о порядке, как одна из проявлений общей идеи, есть только часть общего духовного организма, которая следует общим законам органического развития, и человеку остается только подчиниться этому необходимому порядку.
Учение Шеллинга страдало тем недостатком, что, приняв мир физический и духовный, как проявление одной абсолютной идеи, оно не сумело найти других связей между этими двумя мирами и поставило их параллельно, независимо друг от друга; а вместе с тем, перенеся понятие организма в мир духовной деятельности человека, оно позабыло существенную черту этой деятельности--- свободу, откуда и произошло странное понятие о праве, «в котором свобода столь же мало имеет власти над ним, сколько и над чувственным миром» (Syst. Des. Trans. Id. S. 404-408).
Гегель выходит из дуализма Шеллинга, соединяя природу и дух в один общий организм и, представляя их как преемственные ступени развития одной абсолютной цели. Право есть одно из проявлений этой идеи, и проявлений в царстве духа. Как часть целого, идея права развивается по неизменным законам, заключающимся в ней самой, и является: на первой ступени как право абстрактное, выражающееся в личности, собственности и договорах; на второй--- как мораль, основание которой чисто субъективный мир человека, направленный к добру; а на третьей ступени, самой высшей, как нравственность(Sittlich. Keit), которая впрочем обнаруживает в обществе только в постепенном развитии человеческих союзов: семействе, гражданском обществе и государстве. Идея права в своей высшей сфере---государстве, и на своей высшей ступени--- нравственности заключает в себе и право абстрактное и личный мир человека (мораль). Она является здесь, как высшая всеобладающая идея, в которой гармонически соединяются и внешние права человека и разрозненные стремления единичных лиц и требования государства; она является здесь как единственно господствующая идея, перед которой отдельному человеку остается только доверчиво отдаться ее требованиям и без противоречий идти к указываемой ею цели.
Не входя в ближайшее рассмотрение учения Гегеля, мы заметим следующее: он говорил, что «задача философии познать существующее, над которым она не может возвыситься и которого не может опередить, что философия научает людей каков есть мир, а не каков он должен быть, да и не может иметь этой задачи, потому что является только тогда, когда жизнь действительная окончила свое образование» (Grundl. Der. Phil. Rechts. Vorw.) Но, становясь на эту положительную, чисто научную точку, Гегель на втором шагу своего учения оставил ее, и принял свои личные логические построения за законы, извлеченные из самой действительности. Отсюда-то, главным образом, и произошло с одной стороны смешание права с нравственностью, а с другой --- отделение от этой последней морали, как самостоятельного момента (Гегелю нужно было три момента); отсюда же и три ступени развития форм общественной жизни, которых действительность и представляет. Что же касается безусловного господства государства и общественной нравственности над отдельным лицом с его личными стремлениями, то это было отчасти также следствием диалектических построений, а отчасти личного настроения Гегеля и влияния той современности, среди которой он действовал.
Философия Гегеля, после черезвычайного успеха, очень быстро пала, и со времени ее падения напрасно многие поборники философских умозрений силились создать новую систему, которая встретила бы такое общее одобрение. В настоящее время все, кто занимается философией права, или примыкают к одному из господствующих направлений, делая частные изменения сообразно новым требованиям времени, или же соединяют несколько прежних теорий в одну.
Таков ход развития понятий о праве! Результат этого развития можно привести к следующим положениям:
1) право принимается как организм;
2) основанием этого организма есть лицо с его свободою и порядок с его властью;
3) право есть организм формальный, содержание которого составляют отношения, образуемые жизнью каждого общества;
4) право относится к этической стороне человека, и потому, будучи относительно самостоятельным, и по цели, и по сфере действия, не должно быть отрываемо от нравственных начал жизни, в которых оно должно находить для себя и поддержку и освящение.
– Конец работы –
Используемые теги: Аксіологія, права0.049
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аксіологія права
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов