Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки

Муниципальный образовательный лицей имени 60-летия Ленинского комсомола РЕФЕРАТ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ. АВТОР Иванов И.И учитель музыки ДЕВИЗ Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.Б.Асафьев Пос. ПРИОКСК, 1996. СОДЕРЖАНИЕ. Введение 2 Понятие о развитии личности 4 Об искусстве вести урок 5 Творчество учителя и ученика из опыта работы 7 Слушание музыки 9 Музыка - дети - учитель 11 Пение как состояние души 13 Импровизация 15 Пластическое интонирование 16 Инструментальное музицирование 18 Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся 19 Заключение 20 Список литературы 21 ВВЕДЕНИЕ. Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.

Б.Асафьев Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова.

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.

Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались.

Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания. Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему по инструкции положено создавать.

Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - отсюда и досюда. К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя можно только или двигаться вперед, или отставать. Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленнком.

Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии творческие и профессии нетворческие. Величайшее заблуждение И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду.

Я не знаю такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой творческой профессии ничего путного не создаст.

Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками.

Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

Понятие о развитии личности

Развитие человека - это процесс количественного и качественного измене... Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей... Психология и педагогика утверждают, что человеческая личность формируе... Эти развития и изменения носят возрастной характер. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоот...

Об искусстве вести урок

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учи... Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каж... Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах... Ибо в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, кон...

Творчество учителя и ученика из опыта работы

Свободное от схемы, творческое комбинирование составных частей урока в... Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствие сист... Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих пере... Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творчес... На своих уроках я стремлюсь на ряду со слушанием музыки и вокально-хор...

Слушание музыки

Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать ... В.Г.Белинский Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ... Потом один мальчик стал рассказывать, как под эту музыку в деревне хор... Она проникает в меня, задевая каждую струну моей души. Буракова М.

Музыка - дети - учитель

Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмо... значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Все дети находятся под воздействием звучащей музыки они вместе творят,... При этом замечательно, если коллективное размышление будут собирать са... Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стиха...

Пение как состояние души

У вас нет тишины. А - опять глубоко, веют грезы - мягко, как на волнах. Вы слышите, каки... Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением измен... Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на ... Исполнение музыки движением дает учителю увидеть, как слышит музыку ка...

Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя и учащихся

Урок музыки - источник для музыкально-творческой деятельности учителя ... Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, получе... В хоре мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать... Каждое выступление тщательно готовится это воспитывает хор и приносит ... Для многих этот вид музыкальной деятельности являлся средством самоутв...

Заключение

Заключение. Творить - жить дважды. А.Камю Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы. По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.

Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное, лучшее - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из внешнего предмета творчества переходит во внутреннее состояние рефлексию и становится содержательным выявлением детского Я. Важно, чтобы в творческом музицировании пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д. ребенок выплескивал свое состояние, субъективно проживал свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Список литературы

Список литературы . 1. Д.Кабалевский Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы Москва, Просвещение, 1980. 2. Д.Кабалевский Музыка в 4-7 классах Москва, Просвещение, 1986. 3. Д.Кабалевский Воспитание ума и сердца Москва, Просвещение, 1981. 4. Под ред. А.Петровского Психология. Словарь, Москва, Политиздат, 1990. 5. Д.Кабалевский Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989. 6. Музыка в школе 1 1990, Москва, Просвещение. 7. Музыка в школе 2 1990, Москва, Просвещение. 8. Музыка в школе 4 1990, Москва, Просвещение. 9. Музыка в школе 1 1991, Москва, Просвещение. 10. Искусство в школе 2 1994, Москва, Искусство в школе. 11. Искусство в школе 4 1995, Москва, Искусство в школе. 12. Искусство в школе 6 1995, Москва, Искусство в школе. 13. Б.Брылин Вокально-инструментальные ансамбли школьников, Москва, Просвещение, 1990. 14. Под ред. Л.Дугановой От творчества методиста к творчеству учителя, Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993. 15. О.Нечаева Программа Музыка ч.1,2 , Серпухов, 1996.