рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения - Курсовая Работа, раздел Педагогика, Специфика творческого мышления Развитие Творческого Мышления Студентов-Филологов В Процессе Интерпретации Ху...

Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения. На втором этапе эксперимента экспертной комиссией было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами драма А.Н. Островского Гроза. При выборе данного текста комиссия руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям.

Основными критериями отбора художественных произведений для интерпретации являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность студента, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Особенности интерпретирования драматического произведения Двигателем действия в драме является драматический конфликт. Конфликт в разных пьесах проявляется по-разному он может развиваться в открытой борьбе персонажей, или это может быть внутреннее течение пьесы, подводное как и в интерпретируемой нами драме. Интерпретируя драму, читатель остаётся наедине с мыслями и идеями героев, являясь при этом как бы участником диалогов персонажей.

Роль интерпретирования в драме велика, ведь автор не может выражать свою позицию через психологическую характеристику, словесный пейзаж, лирические отступления и т.д. Б.О. Корман выделяет два способа выражения авторского сознания в драматическом произведении сюжетно-композиционный через расположение и соотношение частей произведения и словесный через речи действующих лиц, ремарки 19 . Намерения художника выявляются в замысле, результатом которого является художественное произведение.

У читателя они вызываются эстетическим объектом и обусловливаются его автором, то есть творческий процесс предшествует восприятию и выступает его необходимым условием. Само же художественное восприятие проявляется в образном отражении действительности, в работе развитого творческого мышления. В нашей психике формируются ассоциативные звенья, связанные с особенностями индивидуального опыта.

Поэтому для всех читателей содержание произведения по-разному конкретизируется в сознании каждого из них и органически входит в их внутренний мир личный мир, в их собственное отношение к действительности. Студенты должны уметь выявлять не только авторскую концепцию драматического произведения, художественное своеобразие данной драмы, но одновременно соотнести своё индивидуальное отношение с объективным звучанием литературного текста. Психологи, занимающиеся исследованием воображения, утверждают, что различие между воображением и мышлением относительно.

Результатом работы воображения является образ, а результатом мышления - силлогизмы, т.е. выраженные в словах суждения и понятия. Рождение тех и других происходит в мысленном разложении исходных суждений и представлений на составные части и последующем их соединении в новых сочетаниях - в непрерывном анализе и синтезе. Трудности при интерпретации драмы заключаются в том, что действия в драме совершаются в настоящем времени, создаётся как бы эффект присутствия, участия читателя в событиях. Необходимо, чтобы студент хорошо представлял себе время, в котором происходило действие, данную историческую эпоху.

Для этого важно иметь развитое творческое мышление, умение анализировать и обобщать. Останавливаясь на вопросе о развитии творческого мышления студентов при изучении драматических произведений, следует отметить, что при изучении драматического произведения на семинарских занятиях необходимо работать над развитием дивергентного мышления с установкой на видение, что объясняется спецификой данного литературного рода. После рассмотрения особенностей в интерпретации драмы необходимо сказать и о тех видах деятельности на семинарских занятиях, которые активизируют читательскую интерпретацию.

Эффективность любой интерпретации определяется спецификой объекта произведения и особенностями субъекта студента. Только выявив характерное для субъекта и объекта, можно говорить об осуществлении интерпретации и её влиянии на развитие творческого мышления.

Для драмы наиболее характерным является её изначальная адаптированность к постановке. Несомненно, что органическое включение в анализ драматических произведений ролевых игр будет способствовать развитию творческого мышления. В рамках первого семинарского занятия также необходимо рассмотреть историю создания драмы, соотнести с историко-культурным фоном, вычленить события, основные конфликтные факты произвести анализ вслед за автором, проинтерпретировать основные образы, характеры обсудить обстоятельства, внутренние мотивы действий героев, учитывая детали, быт своеобразный проблемно-тематический анализ см. Приложение.

План-проект. Второе семинарское занятие необходимо посвятить обсуждению основной идеи пьесы, художественно-выразительных средств тема занятия - Театр Островского. Необходимо остановиться на индивидуальной интерпретации образов пьесы студентами и предложить им по-своему продумать финал.

Эти семинарские занятия позволять студентам проникнуть в проблематику драмы, глубже уяснить основной конфликт, а тем самым, ярче проинтерпретировать. Следующее занятие целесообразно посвятить репетированию ключевых сцен, выбранных студентами и подготавливаемые ими для постановки. Читатель, следуя за авторским воображением, испытывает, по мнению ряда исследователей М. Арнаудов, Е. Добринская, М. Марков, Б. Успенская и др игровое ролевое самочувствие. Он мысленно переносится в иной - художественный - мир, созданный волей художника. В этом мире читатель занимает определенную позицию, играет определённую роль. Он может вслед за автором стать наблюдателем-сочувствующим, сопереживающим героям.

Может перенести своё я в образ героя, формируемый в его сознании кодовыми средствами произведения, или на позицию автора. Один из видов деятельности, в которой отражается ролевое самочувствие читателя - инсценирование литературных произведений. Литературоведческая наука признаёт инсценировки особым литературным жанром.

Инсценировки - пьесы представляют собой самостоятельные драматические произведения, составленные из диалогов, сопровождающиеся ремарками. Сценическая трансформация литературного текста - творческий процесс освоения произведения одного вида искусства другим. Он требует глубокого знания природы и свойств литературы, тщательного, тонкого анализа литературной основы будущей инсценировки, понимания не только логики действия, но и пафоса, идеи, авторской позиции, выраженной в произведении.

Неудачи инсценирования связаны именно с неверным прочтением художественного текста, с искажением авторской мысли. Творческие ассоциации, художественное интерпретаторство - явления, обоснованные природой художественного восприятия, законами воздействия на личность. Внутренняя мысль, особенно когда эта мысль творческая, охотно использует другие системы знаков, более гибкие и менее стандартные, чем речь, и которые оставляют больше свободы, подвижности творческой мысли 52 с. 46 . Одной из основных педагогических задач, стоящих перед преподавателем в вузе - создать эмпирическую основу понимания специфики литературы как вида искусства, заложить основы творческого мышления.

Все эти задачи требуют глубокой многосторонней работы над образно-эмоциональным пластом произведений. Именно к нему и обращена, прежде всего, сценически-игровая деятельность. Сценически-игровая деятельность нацелена на внутреннее, глубинное, интуитивное исследование психологии персонажа, познание внутреннего мира человека через собственные ощущения и действия.

Она основана на самостоятельной творческой активности, поиске и даёт большие возможности в развитие интерпретационных способностей. Активная работа воссоздающего воображения приводит читателя на новую ступеньку восприятия. В этом случае деятельность воссоздающего воображения доплетается с деятельностью творческого мышления 23 с. 5 . Зрительно-звуковые образы литературного спектакля обогащают опыт студентов и подталкивают их к собственному творчеству.

Спектакль фиксирует в своих деталях оценку интерпретацию произведения. Сценические-игровые приёмы можно классифицировать по ряду признаков, однако, основополагающими в рамках нашего исследования являются классификации по направленности на развитие специальных способностей художественно-исполнительских инсценировка, театр одного актёра, художественно-изобразительных эскиз декораций, афиша, оформление спектакля, литературно-творческих написание диалога, афиши, ремарок, инсценирование эпизодов, режиссёрский комментарий к спектаклю. Данный тип интерпретационной деятельности сценически-игровая деятельность - организует последовательность восприятия художественного произведения в соответствии с логикой его развития - способствует формированию основ читательских умений через собственный творческий опыт деятельности на основе текста художественного произведения - способствует развитию творческого мышления посредством самореализации в творческой деятельности - готовит к восприятию драматического произведения - расширяет представления о смежных с литературой видах искусства.

Современный психолог И.С. Кон подчёркивает, что главное, к чему мы должны стремится на занятиях по литературе, активизируя художественное восприятие, это развивать дивергентное мышление.

Именно такое мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Такое мышление стимулирует и активизирует творческие возможности каждого 17 . В ходе анализа драмы А.Н. Островского Гроза, используя ролевую игру, мы объединяли студентов в творческие группы. Создание творческих групп позволяет дифференцировано подойти к возможностям студентов, выявить их потенциальные способности. К тому же, деление всех студентов на творческие группы помогает включить в активную работу всех. При этом, следует иметь в виду, что каждый студент наделён особыми субъективными способностями, своим складом мышления, индивидуальной психологической организацией.

Основные принципы ролевой игры На третьем этапе - третьем семинарском занятии - в группе организуются четыре творческие группы режиссёров, актёров, критиков, художников. Каждая из групп выполняет специальные задания. На четвёртом этапе - четвёртом семинарском занятии - организуется несколько творческих групп. В состав каждой группы входят режиссёр, критик, художник, несколько актёров. Именно данное занятие направлено на выявление уровня воздействия интерпретации на развитие креативности.

Данную игру оценивают члены экспертной комиссии. Творческая группа режиссёров интерпретирует говорящие фамилии, мельчайшие детали, замысел автора с целью глубокого проникновения в психологию героев выделяют ключевые сцены, при этом, обосновывая свой выбор. Эта деятельность прямо способствует развитию творческого мышления студентов-филологов. Творческая группа художников описывают воображаемые декорации, готовят эскизы костюмов, выделяют акцентные детали, которые определённым образом характеризуют черты героев.

Из этих данных можно выявить уровень усвоения студентами культурно-исторических доминант времени действия пьесы. Илья Глазунов. Катерина. Иллюстрация к драме А. Островского Гроза . 1972 Задача творческой группы актёров заключается в восстановлении из текста документально-биографических сведений предыстории героев, их внешнего облика, в осмыслении характеров героев в процессе работы над ролью, выразительное чтение с выделением основных смысловых акцентов посредством художественного интонирования речи. Студенты творческой группы критиков дают характеристику работе трём предшествующим группам, пишут небольшие рецензии.

Здесь студенты могут проявить свои знания по истории критики, использовать литературоведческую терминологию, способствуют созданию дискуссии на семинаре. Данная форма работы активизирует и развивает творческое мышление студентов, помогает ввести в творческую лабораторию писателя.

Эффективность использования форм интерпретационной деятельности проверялась в форме повторной оценки испытуемых действующей экспертной группой. Отметим, что повторная диагностика проводилась как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Отметим рост средних показателей данных в экспериментальной группе, при этом данные испытуемых контрольной группы остались приблизительно в рамках тех же средних показателей. Рис. 3 Результаты экспертной оценки знаний, умений и навыков студентов экспериментальной и контрольной групп на завершающем этапе эксперимента.

Далее эксперимент был направлен на вторичную диагностику коэффициента интеллектуальности испытуемых с целью выявления определённой динамики. В результате были получены следующие результаты 105 IQ в контрольной группе и 111 IQ - в экспериментальной. Возросший уровень IQ экспериментальной группы со 103 IQ на констатирующем этапе эксперимента говорит об эффективности проведённого педагогического эксперимента.

Нижеприведённая диаграмма наглядно продемонстрирует цифровые показатели 1- констатирующий этап эксперимента 2- завершающий этап эксперимента Рис. 4 Средние данные по уровню IQ студентов Повторная диагностика уровня самооценки творческих личностных качеств испытуемых выявила следующее Таблица 3 Средние показатели личностной креативности студентов на завершающем этапе эксперимента Средние значения Любознательность Воображение Сложность Склонность к риску Суммарный результат Контрольная группа 15,2 14 15 14 58,2 Экспериментальная группа 18,5 23 19 24 84,5 Анализ динамики развития креативности на основе показателей теста личностных характеристик выявил следующее в экспериментальной группе произошел достоверный сдвиг по показателям воображения и рискованности.

Изменение показателя интегральной сложности отметим как тенденцию к увеличению. Полученные данные соответствуют установленным в современных исследованиях фактам, согласно которым именно воображение интенсивно развивается посредством интерпретационной деятельности.

Интерес также представляет увеличение показателя рискованности. Склонность к риску проявляется как смелость в защите собственных идей. Как желание действовать в неконструктивных условиях. Вероятно, эти две составляющие показателя рискованности и объясняют количественный его рост. В контрольной группе наблюдаем следующее. За тот же период сдвиг по показателям любознательности, сложности, воображения не значим.

Показатели творческого мышления соответствуют невысокой норме. Эти показатели тесно коррелируют с данными экспертной оценки и свидетельствуют об адекватной оценке своих творческих возможностей со стороны представителей контрольной группы. На завершающем этапе диагностики проводилось тестирование испытуемых по основным показателям креативности, аналогичного констатирующему этапу эксперимента. Таблица 4 Сводная таблица основных показателей креативности контрольной и экспериментальной групп на завершающем этапе эксперимента Ср. знач. показателей Беглость Гибкость Оригинальность Разработанность Контрольная группа 10 8,9 0,55 6,55 Экспериментальная группа 10 9,65 2,35 8,95 Анализ данных эксперимента определил значимые различия между двумя выборками по показателям креативности в пользу экспериментальной группы.

Анализ динамики креативности студентов-филологов, планомерно развивающих свои интерпретационные способности, показал следующее. В экспериментальной группе выявлен достоверный сдвиг по показателям оригинальности и разработанности.

Изменение показателей гибкости отметим как тенденцию к увеличению. Таким образом, в ходе экспериментальной части исследования было установлено, что ролевая игра оказала позитивное влияние на развитие интерпретационных способностей студентов-филологов, что в свою очередь повлекло за собой закономерное развитие творческого мышления у испытуемых экспериментальной группы. Экспериментальным путём было выявлено, что педагогическая деятельность, направленная на развитие интерпретационных способностей студентов, эффективно формирует профессиональные качества будущего специалиста-филолога, повышает общий интеллектуальный уровень.

Диагностика двух академических групп студентов показала, что креативность студентов стала выше в экспериментальной группе, поскольку с ними проводилась планомерная подготовка, направленная на формирование и развитие творческого мышления использование инсценирования драматического произведения посредством ролевой игры. Выводы Сценически-игровая деятельность, ролевая игра - особый вид интерпретационной деятельности, активизирующий творческое мышление.

С её помощью студенты могут аналитически усваивать содержание текстов, проникнуть в психологию героев, уяснить авторский замысел, особенности стиля произведения и его жанровую специфику. Активное использование интерпретационной деятельности на семинарских занятиях способствует грамотному воспитанию профессиональных навыков будущих специалистов-филологов.

Заключение Интерпретация читателем художественной литературы воспринимается нами в русле положений эстетической герменевтики, как метод и результат понимания обобщенно-художественного смысла литературного произведения. Интерпретация осуществляется подсознательно и интуитивно, как результат вживания, переноса читателя во внутренний мир произведения, переживания особых эмоциональных состояний то есть субъективированного восприятия. Интерпретация является формой художественной деятельности.

Не смотря на то, что появилось обилие методических рекомендаций и методологических разработок, предлагающих преподавателям разнообразные формы творческих заданий, направленных на активизацию интерпретирования в вузовской практике по-прежнему отмечается преобладание репродуктивных форм деятельности, односторонность подхода к организации восприятия и понимания художественной литературы. Причины подобных явлений кроются в традициях логико-содержательного анализа драматического произведения и сложности организации интерпретационной деятельности на семинарах, в недостаточной разработке вопросов методики организации интерпретационной деятельности игрового характера.

Назрела необходимость в создании таких форм работы, которые стимулировали бы процесс интерпретирования, тем самым активизировались бы творческое мышление студентов. Такими формами, на наш взгляд, являются различные способы претворения литературного произведения в другие виды художественного творчества, например, обоснование и частичное воплощение в жизнь той или иной интерпретации драматического произведения сценически-игровая деятельность, ролевые игры. Родовые особенности произведения, его жанровая специфика, авторская индивидуальность диктует варианты и принципы сочетаний различных путей интерпретирования, методы и приёмы, позволяющие глубже постигать идейно-художественные особенности произведения.

Использование на семинарах по изучению драматических произведений ролевой игры, сценически-игровой деятельности, их комбинаций, способствует постоянному взаимодействию старых и новых знаний, их закреплению и углублению, сочетании чувственного и логического в мыслительной деятельности, развитию творческого мышления.

Назрела необходимость в создании методической типологии интерпретирования деятельности студентов и последующего её наполнения формами выражения и технологическим инструментарием, обеспечивающим её доступную реализацию. Исследование актуально и имеет следующие перспективы для развития - методическое насыщение и реализация различных форм работы, активизирующих развитие творческого мышления студентов-филологов посредством интерпретирования художественного произведения - различные варианты путей интерпретирования художественного произведения в зависимости от его родовой принадлежности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Специфика творческого мышления

Современная действительность выдвигает особые требования, как к содержанию литературного образования, так и к формам, способам, методам обучения. Чтобы развивать творческое мышление студентов-филологов, необходимо обратить… Целью исследования является создание модели развития креативности студентов в процессе интерпретирования…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие творческого мышления студентов-филологов в процессе интерпретации художественного произведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке
Творческое мышление как разновидность мышления человека в современной науке. Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого мышления современного специалист

Организация экспериментального исследования
Организация экспериментального исследования. Для проверки выдвинутой нами гипотезы об эффективности интерпретационной деятельности для развития креативности студентов было организовано эксперимента

Диагностика творческого мышления студентов-филологов
Диагностика творческого мышления студентов-филологов. При опросе были отмечены экспертной комиссией те студенты-филологи, которые смогли полноценно реализовать на практике данные требования.

Библиографический список
Библиографический список. Адамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики М. Советское радио, 1970 152. 2. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности Рига, 1992. 3. Ан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги