рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формирование темповой организации высказывания

Формирование темповой организации высказывания - раздел Педагогика, Формирование просодического компонента речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР) Формирование Темповой Организации Высказывания. Логопедическая Работа По Разв...

Формирование темповой организации высказывания. Логопедическая работа по развитию у дошкольников с ЗПР способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа 1. Развитие общих представлений о темпе речи. 2. Развитие восприятия различного темпа речи. Выделение данного этапа обусловлено прежде всего тем, что достаточный уровень развития речевого слуха и, в частности, таких его компонентов, как восприятие и дифференциация различного темпа и ритма речи, имеет определяющее значение для формирования интонационной выразительности речи. 3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи а воспроизведение темповой характеристики фразы сопряженно с логопедом б воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно, вслед за логопедом в самостоятельное воспроизведение определенного темпа фразы. В тех случаях, когда у дошкольников с ЗПР в их собственной речи наблюдаются отклонения от нормального темпа речи, используются специальные упражнения, направленные на его нормализацию.

Упражнения проводятся систематически, основной прием работы - подражание темпу речи логопеда.

Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений - повторение за логопедом фраз в медленном темпе сопряженно и вслед за логопедом - самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отстукивание каждого слога слова - ударами рукой по столу, отхлопыванием, ударами мяча и т. д ответы на вопросы логопеда - сначала шепотом в медленном темпе, затем вслух - медленно и ритмично - медленное проговаривание сложных скороговорок трудности проговаривания обеспечивают замедление темпа - проговаривание фраз под медленную музыку, под маршировку и т. д различные речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов - использование инсценировок применение кукол- персонажей также позволяет естественно замедлить темп речи детей, так как в процессе изложения текста дошкольники должны осуществлять различные действия с фигурками - рассказы по картине, чтение стихотворении в медленном темпе сопряженно и отраженно с логопедом, самостоятельно под удары метронома и без них. Во всех случаях при выполнении упражнений может предусматриваться зрительный контроль над темпом речи посредством зеркала, что также в значительной мере способствует замедлению темпа. Устранение замедленного темпа речи предусматривает использование следующих упражнений - повторение за логопедом фраз в быстром темпе сопряженно и вслед за логопедом - самостоятельное проговаривание фраз в быстром темпе под удары метронома - проговаривание фраз под быструю музыку - заканчивание фразы, начатой логопедом, в быстром темпе - заучивание и произнесение в быстром темпе стихов и скороговорок - использование различных игр, инсценировок, требующих быстрого произнесения слов. Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают определенное воздействие на нормализацию темпа речи. Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются 1. Формирование у дошкольников с ЗПР некоторых знаний о темпе речи нормальный, быстрый, медленный . 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. 3. Формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи. Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания - определить темп произнесения фразы темп прочтения рассказа, стихотворения поднятием флажка - определить на всем протяжении рассказа стихотворения, как изменяется темп его произнесения подать сигнал флажком - привести примеры, когда необходимо говорить быстро при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д привести примеры, когда нужно говорить медленно например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д определить подходящий для высказывания темп речи - заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе - произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе быстром, медленном, нормальном - разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа - моделирование ситуаций, требующих быстрой медленной речи - например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда разговор с маленьким ребенком и т. д. Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи. Угадай, как надо делать. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе Мелет мельница зерно. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед.

Затем в игру вводятся другие фразы, например Мы с Антошкой едем по дорожке , Ветерок играет с листочками и т. д. Дождик. Логопед читает стихотворение Капля раз, капля два, Капля медленно сперва Кап, кап, кап. Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять Кап, кап, кап. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем.

Кап, кап, кап. Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова Кап, кап, кап. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

Дятел. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.

Детям предлагается произносить слова тук-тук, тук-тук в том же темпе, в котором было произнесено двустишие.

Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда. 2.5.Формирование интонационной выразительности речи 1. Развитие восприятия различных видов интонации.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности 1. Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение . 2. Развитие восприятия интонации повествовательного типа а знакомство с повествовательной интонацией б определение картинки-символа в упражнения по выделению повествовательной интонации. 3. Развитие восприятия интонации вопросительного типа а знакомство с вопросительной интонацией б определение картинки-символа в упражнения по различению вопросительной интонации. 4. Развитие восприятия интонации восклицательного типа а знакомство с восклицательной интонацией б определение картинки-символа в упражнения по выделению восклицательной интонации. 5. Развитие дифференциации различных видов интонации.

При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа гномик Точка, гномик Вопросик, гномик Восклицание, либо картинки с изображением ! могут использоваться следующие стихотворения Восклицательный знак Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны! А. Тетивкин Бурным чувствам нет конца Пылкий нрав у молодца! Вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак. А. Тетивкин Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.

Точка У нее особый пост В самой малой строчке.

Если точка - Вывод прост Это значит - Точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом.

Точку надо уважать, Точку слушать надо. Ф. Кривин Предложения бывают 1. Вопросительные Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама Ты дрался, да Ты что - немой Ну что молчишь упрямо? 2. Повествовательные Повествовать придется мне, И я скажу Не дрался, не Свалился с дерева, и вот 3. Восклицательные Тут папа в комнату войдет.

Войдет и скажет Лоботряс! Я проучу тебя сейчас! Ф. Кривин В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания 1. Восприятие и определение силы голоса тихий, громкий при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. 2. Восприятие и определение высоты голоса низкий, высокий при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки Далеко или близко Заблудились , Высоко или низко , Три медведя и т. д. 3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков ау ои ауи аза усо и т. д. 4. Усиление и ослабление голоса от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т. д. 5. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков - громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса. 6. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух-трех гласных звуков, слогов 7. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков А а А а А а 8. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности 1. Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна.

И т. д. 2. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню? И т. д. 3. Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове Как Маша поет? Когда он приедет? Сколько в саду детей? И т. д. 4. Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т. д с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения например, при выражении ласки, нежности, про-сительности За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение Смотри! Начинай работу! И т. д. В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т. д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования высоту, силу голоса, темп речи и т. д. необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо Жили-были серый еж и его ежиха.

Серый еж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, Ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь Тихо, Тихо, Тихо С. Маршак Скажи погромче Слово гром - Грохочет слово, Словно гром. А. Барто Опавшей листвы разговор еле слышен Мы с кленов Мы с яблонь Мы с вязов Мы с вишен С осинки С черемухи С дуба С березы Везде листопад На пороге - морозы! Ю. Капотов В водах тихого затона Пели песни три тритона.

Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном.

Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон.

Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ.

Л. Мезинов Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.

Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи. Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям.

В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности. а Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка. б С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха - вдох и выдох через нос - вдох через нос, выдох через рот - вдох через рот, выдох через нос - вдох и выдох через рот. в Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений.

В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий.

Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т. д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры.

Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях Поем песенку. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук а сочетания звуков ау, ауи и т. д Выдох контролируется ладонью. Немое кино. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука сочетаний двух-трех гласных звуков. Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Топор. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести ух! на длительном выдохе.

Зоопарк. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе.

Выдох контролируется ладонью.

Ворона. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания кар. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания например гуси - произнести на выдохе га га га го, гы, корова - произнести на выдохе му, кошка - мяу и т. д В лесу. Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени.

Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести ayf. Затем речевой материал усложняется для произнесения предлагаются фразы Оля, ау Миша, где ты Я здесь! и т. д которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе. г Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи.

С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка- образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции Толстяк картинка-образ - мальчик с надутыми щеками. Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

Худенький картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками. Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь. Снежок картинка-образ - падающие снежинки. Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную ватную снежинку так, чтобы она слетела с ладони.

Щеки при этом не надувать.

Дудочка картинка-образ - дудочка. Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька.

Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. Пропеллер картинка-образ - самолет с пропеллером. Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами.

Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался звук пропеллера от рассекаемого пальцем воздуха.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками символами, картинками, опускание при произнесении логопедом последнего первого звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д. Вывод Систему логопедической работы по формированию и развитию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т. е. основных средств интонирования речи. Особо, на наш взгляд, следует обратить внимание на возможности театрализованной игры в плане развития просодических компонентов речи ребенка. 2.6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Формирование просодического компонента речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

В настоящее время дефектологами накоплены некоторые данные о развитии и формировании просодического компонента речевой деятельности детей с ЗПР.… Р.Д. Тригер, как одну из особенностей речи этих детей, выделяет… Это выражается в большом количестве личных и указательных местоимений, частом использовании прямой речи, усиливающих…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формирование темповой организации высказывания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности развития интонационной стороны речи у детей с ЗПР
Особенности развития интонационной стороны речи у детей с ЗПР. В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на пе

Связь просодического компонента речи детей с ЗПР с отклонениями в развитии артикуляторной моторики
Связь просодического компонента речи детей с ЗПР с отклонениями в развитии артикуляторной моторики. Нарушения просодического компонента речи у дошкольников с задержкой психического развития ЗПР в з

Особенности проведения занятий по формированию просодического компонента речи у детей с ЗПР
Особенности проведения занятий по формированию просодического компонента речи у детей с ЗПР. В учебном плане дошкольного учреждения для детей ЗПР предусмотрено к формированию связной речи в старшем

Формирование просодического компонента в речи детей с ЗПР средствами театрализованной игры
Формирование просодического компонента в речи детей с ЗПР средствами театрализованной игры. В формировании просодического компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития д

Методики развития интонационной выразительности речи
Методики развития интонационной выразительности речи. В нашей работе мы основывались на методиках развитии просодического компонента речи детей с замедленным психическим развитием, разработанных и

Анализ опытно - экспериментальной работы
Анализ опытно - экспериментальной работы. Экспериментальная база нашего исследования - ДОУ 17 г. Армавира Краснодарского края. Экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста с замедл

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР. В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги