рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

Работа сделанна в 2009 году

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье - раздел Педагогика, - 2009 год - Влияние семьи на нравственную воспитанность младших школьников Основные Пути И Условия Формирования Нравственности Ребёнка В Семье. Опираясь...

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье. Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М.Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие пути и условия формирования нравственного воспитания ребёнка в семье. 1 Атмосфера любви.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции. При этом П.Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь забивая ребёнка хуже, чем розги, делает человека безнравственным потребителем. 2 Атмосфера искренности.

Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так Это тебе рано знать, или Это ты всё равно не поймёшь такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.

Лучше отвечать так Я не имею право сказать тебе это каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно. Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности 7, 13 . 3 Разъяснение. Воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения.

Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать. Во-первых, не надо говорить ребёнку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать отчитываний и скучных проповедей. Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя родителя, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке писал В.А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В.А.Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир. 4 Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки.

Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Основное зло, которое несут в себе упреки, в том, что они вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей. 5 Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание.

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. 6 Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям.

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. 7 Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.

Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний - тончайшая филигранная работа садовода - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного. С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. Искусство повеления и запрета даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда 11, 16 . 8 Необходимо воспитывать чувства.

Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями. 9 Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. 10 Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. 11 Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация.

Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. 12 Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим а остерегаться слишком чувственной обезьяньей любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками б контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.

Супружеская ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто писал И.А. Ильин 7, 17 . Таким образом, для формирования нравственности ребенка необходимо, чтобы в семье была искренность и чувство любви, но нужно избегать слишком чувственных отношений к ребенку. На собственном примере необходимо показывать ребенку пользу и результаты труда. 1.4. Уровни нравственной воспитанности младших школьников Под уровнем нравственной воспи танности следует понимать количественную и качественную оценку ее структурной и содержательной характеристик в зависимости от степени сформированности содержательно-структурных компонентов нравственных качеств личности школьника и их проявления в его поведении и деятельности. Основные индивидуальные различия в уровне нравственной воспитанности учащихся начальных классов определяют ся не только психологической структурой моральной сферы личности, но и тем, насколько она адекватно проявляется в их поведении и деятельности.

Если вести речь об уровне нравственной воспитанности личности как степени сформированности у нее тех или иных нравственных качеств, то очевидно, что он определяется прежде всего доминирующими потребностями и мотивами поведения. Известно, что одни и те же действия и поступки школьников с точки зрения их внешнего проявления могут быть нравственными, а стимулироваться и направляться они могут как положительными нравственными, так и отрицательными безнравственными, нездоровыми потребностями и мотивами.

Другим существенным измерителем уровня нравствен ной воспитанности с точки зрения выделенных ее критериев выступает степень усвоения и осознания младшими школьниками этических представлений и понятий нравственных знаний, т.е. полнота отражения в их совокупности моральных правил, требований, норм и принципов, предъявляемых к младшим школьникам.

Например, одним учащимся могут быть известны все правила дисциплинированного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах и т.д другие могут знать большую часть этих правил, а третьи - иметь о них только некоторые представления.

Естественно, что сформировать у школьника дисциплинированность невозможно, если он не будет владеть определенными нравственными представлениями.

Отсутствие даже некоторых из этих представлений может приводить младших школьников к совершению различных безнравственных действий и поступков по незнанию. С другой стороны, следует иметь в виду, что влияние нрав ственных знаний на действия и поступки младшего школьника во многом зависит также от того, насколько он осознает социальную значимость нравственных норм и принципов, в какой степени они стали для него личностно значимыми. Если доминирующие нравственные потребности и мотивы, а также нравственные знания являются в какой-то сте пени теоретическими показателями нравственной воспитанности личности, то нравственные умения, навыки и привычки выступают ее практическим показателем, т.е. определяют степень сформированное нравственного качества как целостного психологического образования, реальный уровень поведения младшего школьника.

Поэтому при оценке данного показателя нравственной воспитанности необходимо учитывать не только состав сформированных у ученика нравственных умений, навыков и привычек, но и степень их практической освоенности, т.е. реализации в поведении и деятельности.

В.Т. Чепиковым выделено пять уровней нравственной воспитанности. Каждому из выделенных пяти уровней нравственной воспитанности младших школьников соответствует тот или иной тип нравственно-психологической структуры личности структурная характеристика нравственной воспитанности, который определенным образом проявляется в ее поведении и деятельности содержательная характеристика нравственной воспитанности. Структурная и содержательная характеристики нравствен ной воспитанности позволяют констатировать не только уровень сформированности конкретного нравственного качества, но и нравственную воспитанность личности младшего школьника в целом.

При этом обнаружено, что первый уровень нравственной воспитанности младших школьников встречается крайне редко и характерен в основном для педагогически запущенных детей. Второй уровень сформированности отдельных нравственных качеств - явление довольно распространенное и объясняется недостатками и просчетами в организации нравственного воспитания как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

Совершение младшими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о несформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно- содержательных психологических компонентов.

Так, проявление младшими школьниками недисциплинированности и отсутствие вежливости например, проявление нетактичности в общении со взрослыми, грубости и даже физической силы со сверстниками связаны, как правило, не с наличием прочно укоренившихся отрицательных привычек, а скорее, обусловлены эгоистическими потребностями, незнанием правил и норм поведения или же отсутствием поведенческих навыков и устойчиво сформированных положительных привычек. Если с такими школьниками не осуществляется специальная воспитательная работа, то в подростковом возрасте они становятся лидерами и членами неформальных объединений школьников с негативной направленностью деятельности и поведения.

Что касается поведения и деятельности младших школь ников, имеющих третий уровень нравственной воспитанности, то одни из них могут демонстрировать нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и мотивов другие проявляют поведенческий дуализм третьи из-за недостатка нравственных знаний и неосознанности их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отдельные правила и нормы поведения, поддаваться отрица тельному влиянию сверстников и более старших ребят.

Четвертый и пятый уровни нравственной воспитанности характеризуются наличием в моральной структуре лич ности младшего школьника и довольно высокой степенью интеграции всех ее нравственно-психологических компонентов.

Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей и здоровых мотивов, а также прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний. Таким образом, предложенная система критериев и уров ней нравственной воспитанности отражает нравственно-психологическое содержание внутренней структуры личности, учитывает степень ее сформированости и проявления в поведении и деятельности младших школьников 25, 99-103 . Глава 2. Диагностика нравственной воспитанности младших школьников 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Влияние семьи на нравственную воспитанность младших школьников

Заключение. Список использованной литературы. Приложения. 3 Введение История вопроса о… Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье
Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье. Краткая характеристика понятий семья, семейное воспитание, воспитанность, нравственное воспитание, нравственность ребенка, нравственн

История и сущность проблемы нравственного воспитания
История и сущность проблемы нравственного воспитания. Социальные, общественные, политические, нравственные трудности в каждом временном отрезке истории имеют свои особенности. Это побуждает

Обоснование необходимости диагностики нравственной воспитанности младших школьников
Обоснование необходимости диагностики нравственной воспитанности младших школьников. Выявить уровень воспитанности младших школьников приобретенный ими в семье, абстрагируясь от воспитательного про

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги