рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ - раздел Педагогика, ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ История Женского Образования В России. Первое Известие Об Обучении Девочек В ...

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11 веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

В первой половине 16 века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но мирянам - «отрокам и девицам». „R „~„p„‰„p„|„p 17 „r„u„{„p „‡„Ђ„‚„Ђ„Љ„u„u „Ѓ„Ђ „„„u„} „r„‚„u„}„u„~„p„} „t„Ђ„}„p„Љ„~„u„u „Ђ„q„‚„p„x„Ђ„r„p„~„y„u „Ѓ„Ђ„|„…„‰„p„|„y „€„p„‚„ѓ„{„y„u „t„Ђ„‰„u„‚„y „y „t„u„r„y„€„Ќ „y„x „x„~„p„„„~„Ќ„‡ „q„Ђ„‘„‚„ѓ„{„y„‡ „ѓ„u„}„u„z. „P„‚„y „P„u„„„‚„u I „r „M„Ђ„ѓ„{„r„u „y „P„u„„„u„‚„q„…„‚„s„u „Ѓ„Ђ„‘„r„y„|„y„ѓ„Ћ „‰„p„ѓ„„„~„Ќ„u „ѓ„r„u„„„ѓ„{„y„u „Љ„{„Ђ„|„Ќ , „r „{„Ђ„„„Ђ„‚„Ќ„‡ „}„Ђ„s„|„y „Ђ„q„…„‰„p„„„Ћ„ѓ„‘ „y „t„u„r„Ђ„‰„{„y. „B 1724 „s„Ђ„t„… „q„Ќ„|„Ђ „Ѓ„‚„u„t„Ѓ„y„ѓ„p„~„Ђ „}„Ђ„~„p„‡„y„~„‘„} „r„Ђ„ѓ„Ѓ„y„„„Ќ„r„p„„„Ћ „ѓ„y„‚„Ђ„„ „Ђ„q„Ђ„u„s„Ђ „Ѓ„Ђ„|„p „y „Ђ„q„…„‰„p„„„Ћ „y„‡ „s„‚„p„}„Ђ„„„u, „p „t„u„r„Ђ„‰„u„{, „ѓ„r„u„‚„‡ „„„Ђ„s„Ђ, „Ѓ„‚„‘„t„u„~„y„ђ, „Љ„y„„„Ћ„ђ „y „t„‚„…„s„y„} „}„p„ѓ„„„u„‚„ѓ„„„r„p„} . В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах.

В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами.

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года не смотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования. С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства.

В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.

Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ. В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре.

Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность. Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.

Однако по прежнему средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей. В 60-е годы 19 века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа.

В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек. В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей в 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты. Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

Таблица 1.1. Динамика роста образованности женского населения России (середина 19 века – начало 20 века) 1856 г. 1896 г. 1911 г. Число учащихся девочек, тыс. 36.9 810.3 2130.1 Процент к числу всех учащихся 8.2 21.3 32.1 Процент к женскому населению 0.1 1.3 2.6 После революции 1905-07 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но и оставалось неграмотной.

По данным переписи 1897 г в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин национальных окраин России: в школах обучалось только 289 женщин-казашек, среди туркменов до революции было только 7 грамотных женщин. 1.1. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - „~„p„‰„p„|„Ђ XX „r„r.) 1.1.1. Смольный институт. Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1864 г. в Петербурге при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре Под названием «Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.

С начало 19 века Смольный институт становится замкнутым, привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

Назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором К.Д.Ушинский, провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно-воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д. Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907 гг. его программы были приравнены к программа Мариинских женских гимназий. 1.1.2. Женские гимназии Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей.

Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей, и в то же время не имея сил примерится с мыслью оставить их при элементарном или модном пансионном образовании.

На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории - Н.А.Вышнеградский. В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя тягости вносить за это значительную плату.

В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту. Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету.

Ближайшее заведование училищем вверялось, по назначению государеву, особому попечителю; а для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались начальник и главная надзирательница с утверждения государыни; назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем. К обучению допускались девицы всех свободных состояний.

Комплект определялся в 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов. Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Особый интерес вызвала у меня программа по рукоделию, тем более, что это связано с темой данной дипломной работы (см. Приложение 1). Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.

Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин, К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам. Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы». В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» (см. Приложение 2) окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом.

Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958. 1.1.3.Частные женские гимназии С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии, что было вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений, а так же неудовлетворенностью общества содержанием обучения и объемом учебных курсов в казенных женских гимназиях.

По положению о частных женских гимназиях 1972 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами, что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинятся местному учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей.

В лучших частных женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий ( например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный характер, например женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. 1.1.4. .Женский медицинский институт. Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России институт, дававший высшее образование женщинам.

В 1872 году при медицинско -хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские врачебные курсы, которые существовали на частные средства и за 15 лет выпустили около 600 женщин - врачей. В 1887 году курсы были закрыты. Приемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени доктора медицины. 1.1.5. Женский педагогический институт.

Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное заведение в России, основанное в Петербурге в 1903 году на базе женских педагогических курсов. В институт принимались девочки не моложе 16 лет, окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел два отделения : физико - математическое и словесно - историческое. Курс обучения делился на четыре года : два года изучались общеобразовательные дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и педагогическая практика.

Для проведения практики при институте были созданы женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был переименован в первый Петроградский государственный педагогический институт. 1.2. Особенности педагогического процесса в «Воспитательном Обществе благородных девиц» Большой интерес для меня, в связи с темой дипломной работы, представила программа воспитания и образования, разработанная специально для «Воспитательного Общества благородных девиц» (см. Приложение 2). Моё внимание привлекли цели и задачи, которые ставило для себя это учебное заведение при воспитании своих подопечных, на что обращало большее внимание при формировании личности девушки, от чего отталкивалось и на что опиралось при организации воспитательного процесса.

Итак, 5-го мая 1764 года императрицею Екатериною II „q„Ќ„| „Ѓ„Ђ„t„Ѓ„y„ѓ„p„~ „…„{„p„x „Ђ „r„Ђ„ѓ„Ѓ„y„„„p„~„y„y „q„|„p„s„Ђ„‚„Ђ„t„~„Ќ„‡ „t„u„r„y„€ „r „R„p„~„{„„-„P„u„„„u„‚„q„…„‚„s„u „Ѓ„‚„y „B„Ђ„ѓ„{„‚„u„ѓ„u„~„ѓ„{„Ђ„} „}„Ђ„~„p„ѓ„„„Ќ„‚„u: «„D„|„‘ „Ѓ„Ђ„|„Ћ„x„Ќ „s„Ђ„ѓ„…„t„p„‚„ѓ„„„r„p» „s„Ђ„r„Ђ„‚„y„|„Ђ„ѓ„Ћ „„„p„} «„P„Ђ„r„u„|„u„r„p„u„} „ѓ„u„~„p„„„… „‚„p„x„Ђ„ѓ„|„p„„„Ћ „Ѓ„Ђ „r„ѓ„u„} „s„…„q„u„‚„~„y„‘„}, „Ѓ„‚„Ђ„r„y„~„€„y„‘„} „y „s„Ђ„‚„Ђ„t„p„}, „t„p„q„Ќ, „r„u„t„p„‘ „Ђ „ѓ„u„} „~„Ђ„r„Ђ„} „…„‰„‚„u„w„t„u„~„y„y, „{„p„w„t„Ќ„z „y„x „t„r„Ђ„‚„‘„~ „}„Ђ„s „t„Ђ„‰„u„‚„u„z „ѓ„r„Ђ„y„‡ „r „}„|„p„t„u„~„‰„u„ѓ„{„y„‡ „|„u„„„p„‡ „Ѓ„‚„u„Ѓ„Ђ„‚„…„‰„y„„„Ћ „ѓ„u„}„… „Ђ„„ „~„p„ѓ „…„‰„‚„u„w„t„u„~„~„Ђ„}„… „r„Ђ„ѓ„Ѓ„y„„„p„~„y„ђ». Таким вызовом сопровождалось основание первого женского института в России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц». Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была выработана известным Бецким, который увлек императрицу блестящей идеей воспитать новое поколение людей.

Была разработана вся программа государственного воспитания с шести до восемнадцатилетнего возраста.

Весь этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное воспитание как для мальчиков, так и для девочек было одно и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный период девочки разделяли на четыре класса, или возраста; каждому назначалось по три года. В первом возрасте (от 6 до 9 лет) для преподавания назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; во втором возрасте (от 9 до 12 лет) к этому добавлялась география с историей и некоторая часть экономии или домостроительства; в третьем (от 12 до 15 лет) прибавлялось чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики.

Этим собственно и заканчивалось все учение. Геральдика является в ряде наук как необходимая для развития чувства чести в благородном звании, конечно, уже по влиянию западноевропейских примеров.

Арифметике отдавалась очень невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику». В четвертом возрасте (от 15 до 18 лет) назначалось девицам «повторять свое учение почти одной практикой». Большую же часть времени они должны были употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую субботу делать расчет и производить платеж, определять цену товара по его качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершенный порядок и чистота». Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы состоянии им жить не случилось». Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах.

Учительницам предписывалось более всего учить благонравию: «Стараться, чтобы девицы не привыкали излишне важничать или унылый вид являть.

Паче всего наставлять их в основаниях благоразумия, добронравия, благопристойности, благородной, а не принужденной учтивости и всех добродетелей. Чтобы от самого юношества и до возраста приучаемы были к добродетелям, учтивости, ласковым и приятным разговорам не только с равными, но и с самыми последними, какого бы звания кто ни был. Через такое доброе поведение и поступки при первом их в свете вступлении учинятся они отличными в обществе» Под словом общество здесь нужно понимать светские собрания, переродившиеся петровские ассамблеи, где при общих удовольствиях сближались между собой благородные люди обоих полов и где женское влияние должно было смягчать грубость мужской натуры.

Только в таком обществе русская образованная женщина могла иметь значение, и, естественно, что к этому велось всё воспитание благородных девиц.

В интересах светского общества обращалось и особое внимание на развитие остроумия в девушках. На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию благородной светской барышни, т.к. иного идеала женщины не могла и вызвать среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и рукоделиях.

В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества благородных девиц». Таким образом появилось мещанское отделение при Воспитательном Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного воспитания там были те же. Принимались только шестилетние девочки и воспитывались до 18-летнего возраста.

Обучались Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», т.е. к хозяйству, и в 4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы, т.е. шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую знать. Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых заботилась уже императрица Мария Федоровна.

Так, в 1797 году она открывает в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С 1798 по 1807 гг. Были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге. Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с этим идеалом.

Дворянство стало на свои средства основывать женские институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское образование. В сороковых и пятидесятых годах было обращено на женские институты особое внимание. Они были значительно преобразованы.

Цель женского образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны, выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда для них полезно, иногда обращается им во вред». Задача состояла в согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и состояния будущих жен материй.

Образование женщины должно было резко отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща, а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть направлено к иной цели, чем воспитание юношей». * * * Из написанного выше следует, что одной из главных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены. Большой акцент в воспитании личности девушки делался на формирование в ней качеств, необходимых ей в дальнейшей жизни, при создании семьи и воспитании детей. Уделяя особое внимание именно на формирование в девушках женственности и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих домах, дарили любовь всем его обитателям. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Существует мнение, что женственность бывает внешняя и внутренняя. Под внутренней женственностью понимают особые черты внутренней культуры… Внешнюю женственность характеризует мягкость, красота в движениях, аккуратность, умение создавать красоту в труде и в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСТОРИЯ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ
ПОНЯТИЕ РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭТОЙ РОЛИ. В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализиров

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШКИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ АСПЕКТЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕВУШКИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМИ АСПЕКТЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ. Изучение психологических особенностей представителей мужского и женского пола является важным научным и практи

Особенности взросления женщин
Особенности взросления женщин. Определения юности и «психосоциального моратория» ори­ентируются преимущественно на типичные (профессионально нацеленные) мужские биографии: юность рассматривается, к

Особенности девочек старшего подросткового возраста
Особенности девочек старшего подросткового возраста. Девочки –старшие подростки: в этом именно возрасте начинают обычно менструировать; обретают в этой связи чувство пола в специфической его форме

Исследование на выявление уровня эмпатии
Исследование на выявление уровня эмпатии. Для определения эмпатии я пользовалась методикой казанского психолога И.М.Юсупова. Эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека, сп

Исследование коммуникативных и организаторских способностей
Исследование коммуникативных и организаторских способностей. Результаты по оценке коммуникативных и организаторских способностей оказались тоже достаточно интересными. В этой методике выделя

Основные требования эргономики в педагогическом процессе
Основные требования эргономики в педагогическом процессе. Эргономика - научная дисциплина, изучающая функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах с целью создания оптималь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги