Пастырское богословие митр. Антония Храповицкого. - раздел Педагогика, Предмет и задачи ПБ Антоний Любил Достоевского, Считал Его Своим Учителем. Заблуждения Возникли О...
Все темы данного раздела:
Предмет и задачи ПБ
Архим. Антоний Амфитеатров определяет предмет ПБ, как систематическое изложение правил и наставлений по прохождению паст. служения в Церкви. Архим. Кирилл определяет предмет, как систематическое из
История пасторологии в России
18 век: архиеп. Феофан Прокопович: учился в иезуитской коллегии, разделил богословие на догматическое и практическое (это плохо). Митр. Платон Левшин «Краткий катехизис для священн
Священство и пастырство в Ветхом Завете.
Черты Ветхозаветного пастырства:
1) Пастырем может быть назван собственно священник, царь, пророк.
2) Пастырь посредник между Богом и человеком. Ведет стадо свое путем Божиим.
Учение Спасителя о пастырстве в Церкви.
Учение через собственный пример. 1. Пастырь должен иметь то же настроение любви, что и во Спасителе. 2. Спрашивать себя: как бы поступил Христос? 3. Не присваивать себе прав Господа. «Вы – соль зем
Пастырские послания ап. Павла и их автор.
Принимать сан во времена ап. Павла было опасно. Павел раскрывает учение Господа:
1 Тим. 3: 1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. 2 Но епископ должен быть непороч
Избрание на пастырство.
Господь указывал, «Дух велел отделить на служение», по пророчеству ставили на священничество. Бог на служение избирает, кого хочет. Но есть воля Божия и есть попущение Божие.
1. Внутреннее
Канонические требования к ищущим священства.
Возраст: с 18 в священство, с 30 в архиереи.
Требования: 1. Физические: просто должна быть возможность совершать богослужение (у катол.: строго оговаривается, например: канонический глаз).
Высота паст. служения. Св. Григорий Богослов. Слово 3.
Резкая критика принимающих сан без подготовки. Приготовление души заранее для кандидата. Подготовленный чист душой и телом. Требования к канд.: изучение Писания; мистико-богословские. Пастырь долже
Высота паст. служения. Св. Иоанн Златоуст. Шесть слов о священстве.
Не хотел пастырства. 6 слов писал, будучи мирянином.
Слово 1: св. Иоанн скрывается от рукоположения в то время, как друга Василия его рукополагают, свою хитрость оправдывает ВЗ: Моисей заб
Евхаристическое служение пастыря по учению Николая Кавасилы.
Кавасила говорит о силе Таинств. От нас зависит не растратить эту силу. Вводит третье лицо в Таинство – Храм (помимо паствы и иерея). . Христос участвует как приносимая Жертва в веществе Таинства Е
Евхаристия и жертвенность пастырского служения. Мученичество св. Поликарпа Смирнского.
«Я – пшеница Божия… чтобы я сделался хлебом Христовым» - Игнатий Богоносец.
Мученичество св. Поликарпа (Евангельские параллели): «тело было не как сожигаемое, но как испекаемый хлеб»; св.
Понятие о церковной общине. Община, общежитие, приход.
Община, есть Церковь-Церковь – это собрание верующих во Христа. Церковь понимается, как тело Христово и как единство по образу Троическому. Церковь есть единство, образ Пресвятой Троицы, рассечение
Община и мир.
Община по Деяниям: верующие все вместе, имение общее. 2 век: собираются в День Солнца, обмирщение христиан. Когда мир нас гонит, замечает святитель Филарет, то куда он нас гонит, из себя выдавливае
Пастырь как центр общинной жизни. Еп. Михаил Грибановский о необходимости возрожд. общинной жизни в России.
Задача пастыря – распространить вокруг себя церковность (то, что делается в жизни от имени Церкви), устроить душу, из которой будет излучаться все остальное (душепопечение). Сохранение церковности:
Круг обязанностей пастыря по воцерковлению паствы. Понятие о душепопечении. Пастырь как носитель духовной традиции своего народа.
Каждый человек носитель образа Божий. И то, что он выражает как образ Божий, то и подлежит воцерковлению. Воцерковление: через служение Таинств, через проповедничество, пример своей жизни. Душепопе
Страстотерпчество как оригинальный тип русской святости. Чтения о Борисе и Глебе.
Мощи были прославлены, но убиты по политическим мотивам. «Чтения о Борисе и Глебе» автор – Нестор Летописец: библейская история с аналогией Авеля и Каина. Страстотерпчество – желание пострадать как
Критика русских духовных традиций в трудах преп. Максима Грека.
Сочинения Максима Грека, делятся:
I. Экзегетические,
II. пПолемико-богословские - против латинян, лютеран, магометан, иудеев (жидовствующих), армян и язычников ("эллинские пр
Свт. Тихон Задонский и его учение об истинном христианстве.
Начало 17-ого века это начало петровских реформ против церковного прихода протестантского образца, учреждение Синода. Это время «Духовного регламента», который претендовал на то, что бы исправить и
Св. Иоанн Кронштадтский.
Род. на Севере в селе Сура. Не мог учиться, молился и плакал, потом вдруг обрёл разумение к наукам(как и с прп. Сергием). Архангельская семинария, потом Петербургская Академия. Сперва хотел быть ми
Св. прав. Алексий Мечев и его община. Монастырь в миру.
Род. в 1860 г. Его отец регент чудовского митрополичьиго хора, любимый регент митр. Филарета.
Отец Алексий первоначально проходит послуш. панамарем в храме, с оч. строгим настоятелем, где
Словесное служение пастыря (Проповедь, учительство).
Учительство составляет самую первую обязанность священника. Еще в Ветхом Завете Господь Бог угрожал тяжкою ответственность за небрежение этой обязанностью. "И не возвестивши ему, ни со
Между словом и делом проповедника, желающего иметь благотворное влияние на своих слушателей, не должно быть разлада.
Спаситель, называя апостолов светом мира, тем самым показывал, что учить нужно не словом, но и делом: "Сей, - говорит Он, - великий наречется в Царствии Небесном, иже сотворит и научит
Молитвенная жизнь пастыря.
По слову Златоуста, священник — якоже общий некий отец всей вселенной есть. Молится он не только за себя и близких, не только за прихожан, но и за Царя, за власти, молится при внешних злоключениях,
Аскетика и святоотеческая антропология.
Чтобы вступить на аскетический подвиг нужно иметь:
-самопротивление, т.е. противление старым своим привычкам, потребностям и страстям,
-самопринуждение, т.е. принуждение к тому, ч
Антропология.
Человек – микрокосм, малый мир в мире великом или наоборот.
Человек – душа и тело или дух, душа и тело. Взгляды на плоть и тело: тело – по замыслу Божию, плоть – более греховна; или плоть
Святоотеческое учение о страстях.
Путь возникновения страсти. Отцы на этом пути усматривают несколько стадий:
-прилог, некий помысел, который у нас возникает
-сочетание, образ даютщий толчок какому-то движению мыс
Устав скитской жизни прп. Нила Сорского.
преп. Нил был представителем греческой традиции, традиции афонский. Постриг. в Кирилловом монастыре, какое-то время прожил там. Потом он уходит в Грецию, уходит на Афон, возвращается оттуда, поселя
Свт. Игнатий Брянчанинов и его аскетические подвиги.
Принадлежал к высшему свету. Отец был пажом при дворе времен Павла I, образование свт. получил домашнее, но на хорошем уровне. Поступает в инженерное училище привилегированное, принят при дворе, на
Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению.
Свт. Феофан человек церковной традиции, из церковной среды, род. в семье священника. Кончает Киевскую академию, принимает постриг, становится преподавателем сначала в Киеве, потом в Беловецкой семи
Душепопечение и духовничество. Исторические сведения о совершении таинства покаяния.
Типы духовников: 1. Иерей, совершающий Таинства. Проблема младостарчества. 2. Священник как отец. «Я родил вас» - ап. Павел. 3. Старец – явление харизматическое. Послушание – слышание старца всеми
Преп. Иоанн Лествичник. Слово особенное к пастырю.
Преп. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской, пострижен в 20 лет, родной брат Георгий тоже игум. в Синае, умер по пророчеству через год после преп. Иоанна. Лествица написана игум. Раифскому.
Прп. Паисий Величковский и прп. Феодор Санаксарский. Жития и характерные черты пастырства.
Паисий. Род. в 1722 году в Полтаве, в семье священника. Учится в Киевской Академии 4 года, потом сбегает. «Одной верой спастись невозможно». Переходит из обители в обитель, ища наставника. Даже на
Преп. Серафим Саровский и его учение о целях христ. жизни.
Преп. Серафим (1759-1833) – Прохор Мошнин. Падение с колокольни, «сей от рода нашего», нападение разбойников. Прошел все виды монаш. подвига: столпничество, затвор, безмолвие, старчество. Организов
Оптина пустынь и ее место в духовной жизни России.
Оптина являлась символом возрождения духовности России.
Старец иросхимонах Леонид, в схиме Лев, пришел в Оптину в 1829 г. До Оптины подвизался во многих монастырях и имел общение с многими
Типология кающихся.
1. Простец: самый лёгкий тип; есть осознание греха и желание; они самые смиренные. 2. Интеллигент: излишнее умствование; оппозиция церковной иерархии; отсутствие церковного быта и склонность к ниги
Церковные епитимийные уставы и соврем. духовнич. практика.
Духовническая практика: 1. Отсутствие осознания грехов; 2. «Поновления» - списки грехов без разделения на тяжесть, на духовный уровень кающегося; 3. Нужна подготовка к исповеди, ис
Жизнь и труды прп. Амвросия Оптинского.
Родился в Тамбове в священнической семье. Духовное училище – Семинария. Был преподавателем. В болезни принёс обет принять постриг. В Оптиной его принял старец Лев. Знал пять языков, делал переводы.
Новости и инфо для студентов