рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество и творческость

Творчество и творческость - раздел Психология, Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление. Творчество И Творческость. Что Мы Понимаем Под Творчеством? Творчество - Созд...

Творчество и творческость. Что мы понимаем под творчеством? Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок - личность, которая не сформируется когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности.

Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе. Американский психолог П. Эдвардс вводит понятие творческости - это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Вот каковые его убеждения в отношении творческого процесса Дети естественным образом любопытны и творчески.

Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

Творческость креативность порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс говорил Основной источник творческости проявляет себя также, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу в психотерапии - тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности. Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования. Как же вовлечь учеников в процесс творчества? П. Волков и Л. Казанцев в своей статье Развитие творческого начала у младших школьников пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить.

О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят не только психологи П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов, но и многие педагоги.

В частности, эксперименты Н. Ветлугиной показали, что дети 5 - 6 лет способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки. Эти выводы подтверждает наблюдение М. Картавцевой, отмечающей уже у детей первых-вторых классов успешное развитие способностей к переживанию музыки.

На природных творческих задатках детей основывают свои методики Г. Шатковский, Б. Шеломов, С. Мальцев и другие. Важно, чтобы имеющиеся предпосылки дали возможность творчеству на уроке стать нормой. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее значение в знание для меня или личностный смысл. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность детей.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего нечто новое и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой - в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает.

В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества - его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли. В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала.

Их авторы Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова, Л. Виноградова и другие. Замечательная идея Л. Футлик о проведении творческого урока-театра. В театре-уроке тоже возникает игра-сотворчество, где одни показывают, действуя в воображаемом пространстве, а другие угадывают, что им хотят показать, но здесь театральная игра происходит в реальной жизненной ситуации урока.

Это театр для себя, где действующие лица постоянно меняют свои роли, становясь то артистами, то зрителями. Педагог здесь попеременно или одновременно драматург и режиссер, артист и зритель учебного спектакля, а в определенный момент он передает ведущую роль детям, и сами дети продолжают путешествия из реальной сферы урока в воображаемый мир театра, и получают эстетическое наслаждение от сиюминутного открытия реального мира и самого себя. В театре-уроке изменения и преображения происходят прежде всего в духовном мире детей, в их восприятии окружающего мира. Задача педагога - постоянно провоцировать эти перемены, превращать жизненную ситуацию в театральную, а возникшую театральную ситуацию связывать с жизненными стремлениями юной личности, то есть создавать на уроке игровые условия, побуждающие ребенка к самопознанию, самовыражению, саморазвитию, творчеству.

Творчески импровизируя драматургию урока, педагог направляет его сквозное действие к осуществлению определенной жизненной сверхзадачи.

У каждого урока-спектакля есть конкретная учебная тема, своя педагогическая и нравственная цель. К этой педагогической сверхзадаче, к сегодняшнему личному открытию учебной темы педагог направляет все творческие задания. Основой этих творческих заданий становятся все традиционные упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой театральной школы.

Но в театре-уроке они внутренне преобразуются, идя от себя к игровой роли, ребенок приходит к самому себе, в совместной игровой импровизации педагога и ученика на уроке рождаются новые виды упражнений и этюдов, побуждающих труд души юной личности, духовное познание связей искусства и жизни. Остановимся на типах творческих заданий, посильных для младших школьников, в которых тесно соприкасаются закономерности разных видов искусства.

С большим удовольствием дети берутся за сочинение стихотворений. Целесообразно приступать к стихотворению не с завершения предложенного педагогом начала, а с более простой предварительной игры Угадай рифму. Ее суть заключается в следующем педагог читает несложное стихотворение, пропуская последние слова поэтических строк, а дети, исходя из ощущения рифмы, тут же заполняют пропуски. Отыскание нужного слова по рифме - не просто приятная забава, подготавливающая ребенка к сочинению стихотворения.

Она учит ощущать структурные закономерности в поэзии. Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Итак, для творчества не нужно изыскивать дополнительное время и, тем более специальных занятий. Творчеством должен быть пронизан весь урок, все, что делается на уроке. Обязательные компоненты урока следует пополнить творчеством. 2.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление.

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной… В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество и творческость

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Из истории исследования
Из истории исследования. Группа молодых ученых - Дж. Гилфорд, П. Торренс , Ф .Баррон , К. Тейлор и др осуществила ряд крупных исследований, которые очертили новые границы в психологии творческой од

Общая характеристика
Общая характеристика. Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и сп

Разработки различных психологов
Разработки различных психологов. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П.Торренса Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выход

Стадии творческого мышления
Стадии творческого мышления. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно прежде чем быть готовым к следу

Этапы развития креативности
Этапы развития креативности. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет 1-4 классы. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. И

Характеристика одаренных детей
Характеристика одаренных детей. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей. Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему

Методы изучения творческого мышления
Методы изучения творческого мышления. Методика Туник Е.Е. Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса. Тесты позволяют оценить различные параметры творческ

Проблемы одаренных детей
Проблемы одаренных детей. Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детми. 1.Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учеб

Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников
Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Необходимо при

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги