Фантастические новеллы Эдгара по в контексте американской новеллистики первой половины 19 века

Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей 1. Новелла как жанр литературы 2. Понятие фантастики и фантастического 12 Выводы по Главе 22 Глава 2. Новеллистика в социокультурном контексте Америки 1. Особенности американского романтизма 2. Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По 3. Характеристика художественного стиля Э. По 31 Выводы по Главе 37 Глава 3 Анализ фантастического в новеллистике Э. По 1. Необычное в фантастических новеллах Э. По 2. Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического 47 3.3. Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По 4. Научная фантастика Эдгара По 5. Ужасное в фантастических новеллах Э. По 6. Готический мир в фантастике Э. По 68 Выводы по Главе 74 Заключение 75 Список используемой литературы 77 ВведениеВ истории культуры США эпоха рубежа веков 1790-1860-е годы получила название эпохи романтизма. Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг как отклик на неё. Огромное значения для развития американского романтизма и реализма имела деятельность Эдгара По. Когда речь заходит о литературе американского романтизма, его имя называют одним из первых.

Он справедливо считается одним из основателей и разработчиков американской новеллы как жанра литературы.

Вопросом изучения фантастики вообще и ее месте в творчестве Э. По в частности занимались такие российские и зарубежные исследователи как Т. Кестхейи, Ю. В. Ковалев, Е. Брандис, В. Гаков, А. Вулис, Е. Герцык, Л.В. Карасев.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется следующими положениями 1 творчество Эдгара По недостаточно изучено в отечественном литературоведении с точки зрения фантастического аспекта в нем, в основном анализу подлежали такие его произведения, которые можно определить как жанр детектива об остальных произведениях Эдгара По, как правило, говорилось вскользь 2 значение творчества Эдгара По и в особенности его новеллистики для становления американской литературы как самого жанра американской новеллы, так и особого литературного стиля трудно переоценить.

Эдгар По является одним из первых американских писателей-новеллистов, влияние которого испытали на себе многие последующие писатели и которое прослеживается как в американской литературе так и европейской в наше время.

Поэтому исследование фантастического в его новеллах представляется актуальным в плане изучения особенностей американской литературы вообще сюжетики, тематики, стиля, идейной позиции, во многом восходящих к Эдгару По. Объектом изучения в данной дипломной работе выступает творчество Эдгара По в контексте американской новеллистики первой половины XIX века, предметом исследования являются художественные особенности фантастических новелл Эдгара По. Целью данной дипломной работы является выявление своеобразия фантастических новелл Эдгара По в контексте американской новеллистики первой половины XIX в. В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи 1. определить понятие новелла 2. разграничить такие понятия как мистика, фантастика, авторский вымысел 3. выявить особенности американского романтизма первой половины XIX века 4. изучить творчество писателя в контексте американского романтизма 5. раскрыть особенности содержания и стиля фантастического на основе материала его новелл.

В работе используются следующие методы - описательно-аналитический - анализ теоретической литературы по разрабатываемой проблеме - сопоставительный анализ.

Материалом исследования послужили новеллы Эдгара По Падение дома Ашеров , Вильям Вильсон , Лигейя , Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля , Сфинкс , Овальный портрет и др. Структура работы определяется целями и задачами.

Работа состоит из введения, трех глав, посвященных исследованию особенностей фантастических новелл Э. По в контексте американского романтизма. Во Введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определяются его объект, предмет, цель и конкретные задачи, структура работы. В Главе 1 рассматриваются основные теоретические вопросы - новелла как жанр литературы, особенности фантастики, мистики и авторского вымысла.

Глава 2 ставит своей целью выявить особенности американского романтизма, стиля Э. По, его творчества в сравнении с творчеством В. Ирвинга. Глава 3 посвящена анализу новелл Э. По, различным проявлениям фантастического в них. В Заключении подводятся итоги объекта исследования. Список использованной литературы. Глава 1.

Понятие фантастической новеллы в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Также как и Литературная энциклопедия Терминов и Понятий А. 117 Короткий рассказ новелла был достаточно распространенной в Америке... Главным провозглашалось создание у читателя мощного эмоционального впе... Во всех новеллах По сюжет строится движением вспять - от сердцевины ос... По кульминация завершает повествование и писатель объясняет это тем, ч...

Понятие фантастики и фантастического

555 Мистический опыт следует отличать от простого душевного состояния,... 559 Таким образом, можно заключить, что, не смотря на различие понятий... Коровин нарушают привычный ход действительной жизни, сопровождаются во... Таким образом делает вывод Р.И. новелла является малой повествовательной формой, в которой через изобр...

Новеллистика в социокультурном контексте Америки

Лонгфелло, Н. Важнейший ее фактор - постепенное продвижение американской нации с вос... До появления романтизма американский писатель рассказывал о своей стра... Романтики отвергли подражание английским образцам. Задачей художника о... В то время в Америке происходили большие перемены, во всем чувствовала...

Творчество В. Ирвинга в соприкосновении с творчеством Эдгара По

1824 г безусловно, требуют краткого исследования его творчества. в немецкой и английской литературе. Ирвинга называют посредником между... Стремление к лаконизму основывалось на требовании рационального характ... 30, с. Что касается Ирвинга, то, хотя он неоднократно признавался, что его во...

Характеристика художественного стиля Э. По

Его жизнь проходит между Филадельфией и Балтимором. 4 Говоря о прозаическом наследии Эдгара По, невозможно обойти молчание... Они всего лишь показали возможность существования научной фантастики к... Впоследствии он женится на двоюродной сестре, чей образ запечатлён во ... По имеют несколько жанровых подвидов - детективный, научно-фантастичес...

Анализ фантастического в новеллистике Э. По

Анализ фантастического в новеллистике Э. По 3.1.

Необычное в фантастических новеллах Э. По

Предвестием развязки разразилась ужасная гроза. В этот момент, желая у... Сначала это было как будто могучее, отдалённое эхо, потом звук стал бл... Что же такое Дом Ашеров - замок или род? И то, и другое. Именно отсутствие какого-либо внеположенного начала жизни отличает ром... Этот свет кажется неуместным сиянием в мире, где разлилась тьма, но им...

Психологические новеллы Эдгара По как разновидность фантастического

Он неизменно настаивал на том, что здесь мы имеем дело с болезнью, с о... Эта раздвоенность есть прием, распространенный в романтизме, применяем... Вильям Вильсон вызывает своего двойника на дуэль и смертельно ранит ег... Нельзя утверждать, что перед нами чистая аллегория, речь скорее идет о... Всю жизнь По верил в Разум, который один только в его глазах способен ...

Сверхъестественное в фантастических новеллах Э. По

По. With the edge of this brace it appeared evident that the neck of my un... По вообще контрастен в изображениях, и именно эта контрастность порожд... Таким образом, композиционно на протяжении всего текста новеллы происх... По, причем имеет в его произведениях достаточно широкую распространенн...

Научная фантастика Эдгара По

Наука для По - лишь средство проявления непостижимого, помогающее прид... Собрав денег, проштудировав соответствующие научные труды, он собствен... В этой повести, да и в др. прозаических произведениях По проявилась привлекательная черта его ман... Вывод оказался столь же неутешителен для читателей, сколь и категориче...

Ужасное в фантастических новеллах Э. По

Чудовище было огромных размеров, и всего поразительней и ужасней было ... Однажды, на исходе знойного дня, он сидел у открытого окна, из которог... . Наглядный пример - новелла Сфинкс. Насекомое попало в паутину, которую соткал за окном паук, а глаза чело...

Готический мир в фантастике Э. По

Готический мир в фантастике Э. е. Право решать, что в показанном достоверно, а что нет, он оставляет чит... По имеют несколько жанровых подвидов - детективный, научно-фантастичес... Завершив свою работу он заявил, что это и есть по сути сама жизнь.

Список используемой литературы

Список используемой литературы Научная литература 1. Американская новелла XX века вст. ст. Мулярчика А. Новелла в литературе США XX века. М 1976 2. Американская романтическая повесть.

М. Прогресс, 1978. 3. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти пер. с фр. В. Ронина Общ. Ред. Оболенской С.В. Предисл.

Гуревича А.Я М. Издательская группа Прогресс - Прогресс-Академия , 1992 528 c. 4. Бальмонт К. Прощальный взгляд http bookz.ru authors bal mont-konstantin lastsight.html 5. Боброва М.Н. Вашингтон Ирвинг Романтические традиции американской литературы 19 в. и современность Сб М. Наука, 1982 С. 92-99. 6. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX в М Высшая школа 1972 7. Богословский В.Н Прозоров В.Г Головенченко А.Ф. История зарубежной литературы ХIХ века Под ред. Н.А.Соловьевой.

М. Высшая школа, 1991. 637 с. С. 326-428 8. Булгаков С.Н. Православие Очерки учения православной церкви.

М 1991 9. Венгерова З. Американская литература История западной литературы 1800-1910 Под ред. Ф.Д. Батюшкова.

Т.3 М 1912. 10. В мире фантастики Сб. лит крит. статей М. Молодая гвардия, 1989. 11. Вулис А. Жук весь золотой, чистое золото Вопросы литературы, 1984, 2, с. 86-104 12. Гаков В. Рвавшийся в небо к истории создания повести Э. По Удивительное приключение с неким Гансом Пфалем. М. В мире книг, 1985 4 с. 69-71 13. Герцык Е. Эдгар По Новое литературное обозрение. 2001. 6 с. 282-302 14. Две тайны Эдгара По Наука и религия 2002 1 с. 48 15. Достоевский Ф.М. Речь о Пушкине дополнения, не вошедшие в публикацию Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч. Т. 20 М 1960. 16. Дружников Ю. Жанр для XXI века. Новый журнал, Нью-Йорк с. 218, 2000. 17. Елистратова А. А. Литература раннего романтизма История американской литературы.

Т.1 М 1947. 18. Засурский Я.Н. Романтические традиции американской литературы XIX в М. Наука 1982 19. Зверев А. Вашингтон Ирвинг Ирвинг В. Новеллы пер. А. Бобовича М. Изд-во Правда , 1987 С.3-14. 20. Зенкин С. Французская готика в сумерках наступающей эпохи Infernaliana.

Французская готика XVIII-XIX вв. Сост. С. Зенкин М. Ладомир, 1999 С.5-24. 21. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии Вопросы эстетики.

В. 6 М 1964. 22. Кагарлицкий Ю. Реализм и фантастика Вопросы литературы 1971 1. 23. Карасев Л.В. Маятник Эдгара По. Вопросы философии. 2005 8 с. 82-90 24. Ковалев Ю. В. Эдгар По История всемирной литературы Т. 6 М 1989 С. 571-577 25. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт Л 1984. 26. Коровин В.И. Увлекательный жанр Нежданные гости.

Русская фантастическая повесть эпохи романтизма М. Детская литература, 1994 С. 5-22. 27. Лукин А Рынкевич Вл. В магическом лабиринте сознания.

Литературный миф ХХ века Иностранная литература 1992 3 С. 234-249. 28. Малиничев Г. Эдгара По погубила страсть игрока Чудеса и приключения. 2003 3с. 52-53 29. Михайлова Л. Ретро в научной фантастике Фантастика-81 Сост. А. Кузнецов, Ю. Медведев М. Молодая гвардия, 1981 С. 312-337. 30. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность М 1968. 31. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли.

Американская литература со времен возникновения до 1920-х в 3 т М 1963-Т.2,3 32. Петровский М. А Морфология новеллы, Ars poetica , I, Сб. статей, под ред. М. А. Петровского, изд. ГАХН, М 1927 33. Писатели США о литературе сборник статей комм. Чаковского С. М 1974 34. Прозоров В.Г Богословский В.Н. Ранний американский романтизм В. Ирвинг, Ф. Купер История зарубежной литературы 19 в. Под ред Н.А. Соловьевой М. Высшая школа, 1991 С.335-343. 35. Русская и советская фантастика.

Повести и рассказы М Правда , 1989 36. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. 37. Скотт В. О сверхъестественном в литературе и, в частности, о сочинениях Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана пер. А.Г. Левинтона Скотт В. Собр. Соч. В 20 т. Т. 20 М Л Худ. Лит 1965 С. 602-652. 38. Терц А. А.Синявский. В тени Гоголя Терц А. Соч. В 2-х т. Т. 2 М. СП Старт , 1992. 39. Фрумкин К.Г. Концепты волшебства и техники в фантастике текст. Филологические науки 2004, 7, с. 57-75 40. Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе Германия, Англия, Франция, США Практикум Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. Издательский центр Академия , 2003 288 с. 41. Чернец Л.В. К теории литературных жанров текст. Филологические науки 2006. 3 с. 3-12 42. Шеллинг Ф. Философия искусства М 1966. 43. Wagenknecht Ed. Washington Irving Moderation Displayed Oxford University Press, 1962. Справочная литература 44. Кожевнков В.М П. А. Николаева Литературный энциклопедический словарь.

М. Современная энциклопедия , 1987. 45. Кожинов В.В. Новелла Словарь литературоведческих терминов.

М 1974, С. 239-240 Михайлов А.В. Новелла Клэ. в 9 т. Т. 5 М 1962. 46. Михайлов А.В. Новелла Краткая литературная энциклопедия В 8 т. Т. 5, 7 Гл. ред. А.А. Сурков М. Сов. энциклопедия, 1975. 47. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий.

М. НПК Интервал , 2001 48. Нудельман Р.И. Фантастика Краткая литературная энциклопедия В 8 т. Т. 7 Гл. ред. А.А. Сурков М. Сов. энциклопедия, 1975. 49. Словарь литературных терминов http feb-web.ru feb slt abc lt1 lt1-5164.htm 50. Тимофеев Л.И Венгерова М.И. Краткий словарь литературных терминов. М 1963. 51. Юнович М. Новелла Литературная энциклопедия http feb-web.ru feb litenc encyclop le8 le8-1141.htm Источники художественных примеров52. http lib.ru INOFANT POE 53. http www.online-literature.com poe.