рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ - раздел Лингвистика, Основы психолингвистической диагностики Абаев Н.в. Чань-Буддизм И Культурно-Психологические Традиции В Средневековом ...

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск, 1989.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.

Александровский ЮА Глазами психиатра. - М., 1977.

Анджапаридзе Г. Детектив не только развлекающий...// Зарубежный детектив. Романы. -М.,

1987.

Анненков Ю. Дневники моих встреч. - М., 1991.

Арнаудов М. Психология литературного творчества./Пер. с болг. - М., 1970.

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. -М., 1990.

Белянин В.П. К вопросу о функционально-речевой синонимии.// Проблемы связности и цельности текста.-М., 1982.

Белянин В.П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста. Автореф. канд. дисс, -М„ 1983.

Белянин В.П. Лексические элементы научно-фантастического текста в психолингвистическом аспекте.// Текст и культура. - М., 1985.

Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: Изд-во Моск. ун-та,

1988.

Белянин В.П. Непримиримые фантасты.// Экслибрис. Научно-информационный бюллетень. Вып. 1/1989.-М., 1989.

Белянин В.П. К построению психостилистики художественных текстов. // Ученые записки Тартус-ского ун-та. Вып. 879. Поэтика жанра и образа. -Тарту, 1990а.

Белянин В.П. Психолингвистическая модель текста биографии и методика работы с ним.// Русский язык для студентов-иностранцев. Сб. метод, ста тейК26.-М„ 19906.

Белянин В.П. Психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. Дисс. доктора филол. н. - М., 1992.

Белянин В.П. Лингво-когнитивные структуры англоязычного романа и русская ментальность.// Этническое и языковое самосознание. - М., 1995. Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. - Verlag Otto Sagner./ Specimina Philologiae Slavicae. Band 107. Munchen, 1996a Белянин В.П. Любовный роман на Западе и в России. // Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий.-М., 19966.

Белянин В.П. Тексты о смерти в русской литературе.// Rusistica Espanola. Мадрид, 1997.

Белянин В.П., Бугенко И.А. Живая речь: (Словарь разговорных выражений). - М. 1994.

Белянин В.П., Бутенко И.А. Антология "черного" юмора, 2-е изд. - М., 1996.

Белянин В.П., Лебедев Д.О. Моделирование комического текста и его перевод.// Перевод как моделирование и моделирование перевода. -Тверь, 1991.


Белянин В.П., Ямпольский Л.Т. Экспериментальное выявление психологического тезауруса жанра текста.// Общение: структура и процесс. -М.,1982.

Бестужев-Лада И.В. Сто лиц фантастики.// Антология советской фантастики. - М., 1967. Т.14.

Блейхер В.М., Круг И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. - Воронеж,1995.

Борее Ю.Б. Эстетика. - М., 1969.

Борее Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика.// Художественная рецепция и герменевтика. - М., 1985.

Борхес Х.Л. Письмена Бога. - М., 1994.

Брудный А.А. Понимание как философско-психоло-гическая проблема.// Вопросы философии. -1975. №10.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением.

-М.,1989. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. - Киев,

1990.

Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 1996. Бутенко И.А. Читатель и чтение на исходе XX века:

социологические аспекты. - М., 1997. Буянов М.И. Преждевременный человек. - М.,

1989.

Буянов М.И. Приключения древней загадки: (Истерия, история, суеверия). - М., 1991. Буянов М.И. Тяжелые люди. - М., 1993. Буянов М.И. Лики великих, или знаменитые безумцы.-М., 1994. Вайль П., Генис А. Родная речь. - М., 1991. Вайну М.Б. Элементы субъективности в восприятии художественной литературы и их влияние на процесс руководства чтением. Автореф, канд. дисс. -Л., 1977.

Васильева А. П. Выготский против Выготского (к трактовке рассказа И.Бунина "Легкое дыхание").// Специфика и эволюция функциональных стилей.- Пермь, 1979. Васильева А.Н. Выготский против Выготского (к трактовке рассказа И.Бунина "Легкое дыхание", продолжение).// Проблемы функционирования языка в его разновидностях. - Пермь, 1981. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.,

1984.

Введение в литературоведение./ Под ред. Г.Н.Поспелова.-М„ 1976.

ВейзеАА Реферирование текста.- М., 1985. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.-М., 1959. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. - М., 1963. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. -

М„ 1980. Винокур Г.О. Филологические исследования. - М.,

1990. Винокур Г.О. О языке художественной литературы.

-М„ 1991. Владимирская О.И Теория поэтического языка. -

М., 1995.

Войнич Э.Л. Овод. Послесловие. - М.,1945. Все произведения школьной программы в кратком

изложении.- М.,1996.

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.,

Брудный А.А. Психологическая герменевтика. -М.,1998.

. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях.// Психология эмоций. Тексты.-М., 1984. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика,

динамика и систематика. - М., 1993. Геннекен Э. Опыт построения научной критики: (Эстопсихология). / Пер. с фр. - СПб., 1892. Гиляровский В.А. Психиатрия. - М., 1954. Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. /Пер


с англ. -М., 1984. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М.,

1991. Громов Е.С. Природа художественного творчества.

-М.,1986.

Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. - СПб., 1859. Гуревич М.О., Серейский М.Я. Учебник психиатрии.-М., 1946. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания

в философии. -М., 1985. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. -

М„ 1989.

Детская литература. - М., 1985. Дмитриева П. К проблеме интерпретации.// Мир

искусств. Альманах. - М., 1995. Драгомирецкая П. Время в литературе.// Словарь

литературоведческих терминов. - М., 1974. Дридзе Т.М. Интерпретационные характеристики текста и классификация текста.// Смысловое восприятие речевого сообщения. -М., 1976. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. - М.,

1980.

Елистратов B.C. Трактат pro таракана. - М., 1996. Ефремов А.И. Послесловие. //А.Кларк "Космическая одиссея 2001". - М., 1970. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии. // Психология эмоций. Тексты.-М., 1984.

Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. - М., 1989.

Жельвис В.И. Психолингвистическая интерпретация инвективного воздействия. Автореф. докт. дисс. -М., 1992. Жилин С.Г. Очерки клинической психиатрии. - М.,

1965. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. -

М„ 1982.

Жинкин Н.И. Развитое письменной речи учащихся III-VII классов. // Изв. АЛН РСФСР. -М., 1956. -вып.78.

Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. - М., 1996.

Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность: (Человек. Сознание. Коммуникация). - М., 1998. Кречмер Э. Строение тела и характер.// Психология индивидуальных различий. - М., 1982. Критская В.П., МелешкоТ.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении.-М., 1991.

Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа./ Психологический журнал. Т.6;

№3,1985. Куайн У. Слово и объект.// Новое в зарубежной

лингвистике. Вып. ХИН. - М„ 1986,5-24. Куликов А.И. Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек": психоаналитический этюд.// Российский психоаналитический вестник. - М., 1994, Ns3-4. Левидов A.M. Автор - образ - читатель. - Л.,

1977.


Жирмунский В.М. Введение в литературоведение.

-СПб., 1996.

Журавлев Ж.С. Страница нашей истории.// В.Пикуль. Каторга. -М.,1989. Журавлева Л.С., Зиновьева МД. Обучение чтению (на материале художественных текстов). - М., 1984.

Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. - М., 1977. Зарубежная детская литература. - М., 1974. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. //Смысловое восприятие речевого сообщения. -М„ 1976.

Зись А.Я., Стафецкая М.П. Художественная коммуникация и рецепция как ее завершающее звено.// Художественная рецепция и герменевтика.-М., 1985. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет. - М., 1978. Ингарден Р. Исследования по эстетике. - М., 1962. Лстория русской литературы XIX века (вторая половина). - М„ 1974. История эстетической мысли. В 6-ти т. т. -М.,

1986.

Каменская О.Л. Текст и коммуникация. - М., 1990. Каракозов P.P. Условия формирования смьклооб-разующей функции художественной литературы. Автореф. дисс. канд. филол. н. - М., 1988. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.

-М., 1987. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М., 1980. Карлов В.А. Эпилепсия. - М., 1990. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. -M.-JL, 1926.

Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление.-М„ 1992. Клиническая психиатрия. - М., 1967. Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатология), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам патологии творчества. /Под ред. д-ра Г.В.Сегалина. - Свердловск. Т.1,1925; Т.2, 1926; Т.3,1927; Т.4,1928. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985. Колобаева Л. Человек и его мир.// Филологические

науки, 1980, №5.

Красильникова В.Г. Психолингвистический анализ семантичских трансформаций при переводе и литературном пересказе художественного текста. Автореф.канд.дисс. - М., 1998.

Левин Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. // Структурная типология языков.-М., 1966. Ленц Ф. Образный язык народных сказок. /Пер. с нем. - М„ 1995. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев,

1981. Леонтьев АА Язык, речь, речевая деятельность. - М„ 1969.

Леонтьев А.А. Понятие текста в современной психологии.// Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. - Киев, 1979. Леонтьев А.А, Основы психолингвистики. - М.,

1997. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.,

1972. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность:

Психологическая структура взаимодействия.// Художественное творчество и психология. - М., 1991. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у

подростков. - М., 1983. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. -

СПб., 1892,1990. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. -

Киев, 1994 Лотман М.Ю. Анализ поэтического текста. - Л.,

1972.

Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета.// Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М., 1994а. Лотман Ю.М. Две "Осени" .//Там же.-М., 19946. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. - М„ 1975.


Марковина И.Ю. Влияние лингвистических и экстралингвистических факторов на понимание текста. Автореф. канд. дисс. - М., 1982. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. -

М., 1994. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной

жизни.//Синапс. 1992, №2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., 1985.

Михайлова Е.Д. Мир Достоевского.// Курьер ЮНЕСКО, март 1982.

Модели мира./ Отв. ред. Д.А.Поспелов. - М., 1997. Можнягун С.Е. О модернизме. - М., 1974. Мюллер-Фрейнфельс Р. Поэтика. - М., 1923. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. -М.,

1974.

Неплох Я.М. Человек, познай себя! (Записки психиатра).-СПб. 1991. Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания.// Проблемы объяснения и понимания в научном познании. - М., 1982. Николаева Н.С. Японские сады. - М., 1975. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы.// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. - М., 1978. Нишанов В.К. О проблеме понимания в лингвистике и гносеологии.// Диалектика познания, понимания, общения. - Фрунзе, 1985. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация.-М., 1983. Новиков Вл. Читаем Высотского.// Вьвотский B.C.

Поэзия и проза.-М., 1989. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. -М., 1988.

Нудельман Р.И. Что такое фантастика. - М., 1970. Овсянико-Куликовский ДН. Литературно-критические

работы. В 2-х. т.т.-М., 1989. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. -М„ 1993.

Озеров В.И. Предисловием/Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. - М., 1971. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?// Психология личности. Тексты. - М., 1982. ОртониА., КлоурДж., Коллинз А. Когнитивная

структура эмоций. // Язык и интеллект. М., 1970. Остин Дж. Чужое сознание.// Филособия. Логика.

Парандовский Я. Алхимия слова. /Пер. с польск. -М., 1990.

ППарачевА.М. Эмоциональные структуры ценностного сознания.// Текст как отображение картины мира.-М., 1989. Парное Е. И. Под гипнозом страха. - Лит. газета, 19.04.1978.

ППашковский В.Э., Пиотровская В.Р., Пиотровский Р.Г. Психиатрическая лингвистика. -СПб., 1994. Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. -М„ 1989.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - Смоленск, 1997.

Петровский М. Книги нашего детства. - М., 1986. Печерица Т.Е. Отбор и апаптация художественных текстов для чтения в группах студентов-филологов, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. Автореф. канд. дисс. - М., 1981. Платонов А.П. Размышления читателя. - М.,1980. Портнов А.А., Федотов ДД Психиатрия. - М.,1971. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. -Харьков, 1894.

Потебня А.А. Мысль и язык. - М., 1989. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя. -СПб., 1997. Практический справочник врача-психиатра. -Киев, 1981.

ПриетоА. Из книги "Морфология романа". Нарративное произведение.//Семиотика. - М., 1983, с.370-399.


Пропп В. Я. Морфология сказки. - Л., 1928. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л., 1986. Психология. Словарь. - М., 1990. Психологический словарь. - М., 1996. ПулатовА.М., Никифоров А.С. Справочник по семиотике нервных болезней. - Ташкент, 1983. Реферовская Е.А. Лингвистические исследования

структуры текста. -Л., 1983. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. - М.,

1977. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. В 2-х

т.т. - М„ 1989. Русская грамматика. В 2-х т.т. - М., 1982. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и художественной деятельности. - Воронеж, 1994. Самарин Р. Капитан Майн Рид.// Рид М. Всадник

безголовы. -Л., 1984. Сараджишвили П.М., ГеладзеТ.Ш. Эпилепсия. -

М., 1977.

Семенов В.Е. Исследование процессов восприятия произведений литературы и искусства.// Психологический журнал. - 1985. Т.6 N 3.

Семиотика -М 1983 ;емке В Я Умейте властвовать собой или Беседы

о здоровой и больной личности - Новосибирск, 1991

;ент-Бев ТТТ Литературные портреты - М 1970 Словарь физиологических терминов -М , 1987 Советский энциклопедический словарь - М , 1984 ЗоколоваЕТ Проективные методы исследования личности -МЛ 980 Сорокин Ю А Психолингвистические аспекты изу

чения текста - М , 1985 Сорокин Ю А Почему живут и умирают книги7 -

М, 1991 Справочник по психиатрии / Под ред А В Снежнев-

ского -М 1985 Спивак Д Л Лингвистика измененных состояний

сознания -Л, 1986 Спивак Д Л Лингвистика измененных состояний

сознания Автореф докт филол н -СПб

1998 Степанов Г В Цельность художественного образа и

лингвистическое единство текста // Лингвистика

текста Ч ИМ, 1974

Степанченко И И Поэтический язык Сергея Есенина анализ лексики -Харьков, 1991 Тарасов Е Ф Проблемы теории речевого общения

Автореф докт дисс - М , 1992 Теплов Б М Заметки психолога при чтении художе

ственнои литературы // Избр труды В 2-х т т -

М 1985, Т 1 Тимофеев Л И Основы теории литературы - М

1971 Тихонов И Басни Крылова Предисловие - М ,

1979 Тодоров Ц Семиотика литературы // Семиотика -

М1983

ТоинбиА Постижение истории -М 1991 Толстая-Есенина С Комментарии // Есенин С

Собр соч В 6-ти т т Т 1 - М , 1977 Толстой Л Н Что такое искусство7 - М , 1985 Томашевскии Б Поэтика - М , 1996 Торсуева И Т Детерминированность высказывания

параметрами текста // Вопросы языкознания,

1986 N1

Узнадзе ДН Общая психология -Тбилиси, 1940 Узнадзе Д Н Психологические исследования -

МЛ 966 Урнов Д М Как возникла страна чудес - М ,

Ухтомский А А Доминанта - М -Л , 1966 Ухтомский А А Письма//Новый мир 1973 №1 Ушаков Г Н Детская психиатрия - М , 1979 Философский словарь /Пер с нем - М , 1961

Франц М -Л фон Психоанализ сказки /Пер с

англ -СПб, 1998 Фрейд 3 Тотем и табу Психология первобытной

культуры и религии -М 1923 Фрейд 3 Леонардо да Винчи Воспоминание детст

ва - Ростов -на-Дрну, 1990а Фрейд 3 Сновидения Сексуальная жизнь челове

ка Избранные лекции -АлмаАта 19906 Фрумкина Р М Язык и мышление как проблема


лингвистического эксперимента // Изв АН

СССР Сер лит ияз Т 40 1981 №3 ХиллН Думай и богатей -М 1993 Хованская 3 И Анализ литературного произведения в современной французской филологии -

М.1988 Хорев BOO современном польском детективном

романе // Современный польский детектив -

Варшава, 1988 Храпченко М Б Творческая индивидуальность писа

теля и развитие литературы - М , 1981 Хрестоматия по фольклору - М , 1972 Цвейг С Борьба с демоном - М , 1992 Цейтлин А Т Труд писателя (Вопросы психологии

творчества культуры и техники писательского

труда) -М, 1968

Чуковский К И Современники - М 1963 Швейцер А Письма из Ламбарене -Л 1989 Шерток Л , Соссюр де Р Рождение психоаналити

ка /Пер сфр -М 1991 Шиллер И Ф Собр соч В 7-и т т - М 1957 Шкловский В Искусство как прием // Поэтика

Сборники по теории поэтического языка - Пет

роград, 1919

Шкловский В 0 теории прозы - М , 1983 Шор Р 0 Язык и общество - М , 1926 Щерба Л В Опыт лингвистического толкования

стихотворении // Избранные работы по русско

му языку - М , 1957 Эйхенбаум Б М Как сделана Шинель // Поэтика

Сборники по теории поэтического языка - Пет

роград, 1919 Эйхенбаум Б Сквозь литературу // Сб ст - Л ,

Эстетика Словарь М 1989 Юнг К Г Архетип и символ - М , 1991 Якобсон Р 0 Доминанта // Хрестоматия по теоре

тическому литературоведению -Тарту 1976 Якубикф Истерия М 1982 Ямпольский Л Т Трехуровневый психодиагности

ческий опросник (ПДО-3) // Актуальные пробле

мы психологии футбола -Душанбе 1982 Яновская Л М Почему вы пишете смешно7 (Об

И Ильфе и Е Петрове, их жизни и юморе) - М

Ярошевскии МГЛС Выготский как исследователь проблем психологии искусства // Л С Выготский Психология искусства - М , 1987 Ярошевскии М Г Ухтомский А А и проблема мотивации поведения // Учение А А Ухтомского о доминанте и современная нейробиология - М ,1990

Anthology of Concrete Poetry -NY

Axelrod M R The Psychoanalytic Notion of Weltsch merz in Mikhail Lermontov and A Hero of Our Times // Literature and Psychology, 1993 Vol 39 (1-2) 112-120

Bamberg M Culture Words and Understanding // Culture and Psychology Vol 3, №1(2), June 1997

Beaugrande R de, Dressier W Introduction to Text Linguistics -L NY 1981

Beauty and Brain Biological Aspects of Aesthetics -Bazel Boston, Berlin 1988

Bine A L'Anne psychologique -I, 1895

Carson R Abnormal Psychology and Modern Life -L 1988

Drevdahl J E, Cattell R В Personality and Creativity in Artists and Writers //Journ of Clinical Psychology April 1958 vol XIV, №2

EcoU The Role of Reader Explorations in the Semiotics of Texts - Bloommgton, 1979

Fisher S , Clivtiano S E Body Image and Personality -NY. 1968

JackobsonR PomorskaK Dialogues -Pans, 1980

Goode E Gender and Courtship Entitlement Responses to Personal Ads // Sex Roles, 1996 Feb


141 169

Gourmond R de Le probleme du style -Pans, 1902

Holtgraves Т Social Psychology and Language Prospectus - Muncie, 1999

Kohan H La repeticion en la vida у la obra de Rodor Mijailovich Dostoyevsky // Revista de Psicoanalisis, 1995 Jan-Mar Vol 52(1) 189-214

Kus R J Spirituality and Chemical Dependency -NY 1995

MacDonald M С , Kempler D Almor A Teasing Apart the Contribution of Memory and Language Impairments in Alzheimer Disease // American Journ of Speech-Language Pathology Vol 7 1998 61 67

MonerH Psychologic des styles -Geneve, 1959

Murray H A Explorations in Personality -NY, 1938


Pardeck J Т Pardeck J A Bibliotherapy - Lan ghorne 1993

Parret H Discussing Language - Trie Hague Paris 1974

Phillips S Beyond the Myths - L, 1996

Post F Verbal Creativity, Depression and Alcoholism // British Journ of Psychiatry 1996 May Vol 168(5) 545555

RabinovitzR Samuel Beccet's Figurative Language // Contemporary Literature 1985 vol 26 №3

Rancour-Lafernere D Out from under Gogol s Overcoat (A Psychoanalytic Study) -L.I982

RapoportD Gill MM SchafferR Diagnostic Psycho logical Testing -Chicago 1946

Richards R Everyday Creativity, Eminent Creativity and Health // Creativity Research Journ 1990 Vol 3(4) 300 326

Roget's International Thesaurus N Y , 1999

Siege) E Franz Kafka's The Trial' Guilty or Innocent? //Psychoanalytic Quarterly 1996Jul Vol 65(3)561-590

Slobin D I Verbalizes Events a Dynamic Approach to Linguistic Relativity and Determinism // Working paper for the LAUD Symposium March 1998

Stein N L, Albro E R The Emergence of Narrative Un derstanding Evidence for Rapid Learning in Personally Relevant Contexts // Issues in Education Vol 2, №1, 1996 83-98

Stein N L, Folkman S , Trabaso Т Richads Т А Ар praisal and Goal Processes as Predictors of Psycho logical Well-Being in Bereaved Categories // Journ of Personality and Social Psychology 1997 Vol 72, №4 872-884 Super D E A Comparison of the Diagnoses of a Gra phologist with the Results of Psychological Tests // Journ of Consulting and Clinical Psychology, 1992 Jun Vol 60 (3) 323-326 Tour Jean Moreau de La Psychologic morbide dans

ses rapporte Pans, 1859 Wierzbicka A Emotion and Facial Expression a Semantic Perspective // Culture and Psychology 1995, №1(2) 227-258 Zipf G К Human Behaviour and the Principle of Least Effort 1949

Отзывы, замечания и предложения читателей будут с благодарностью приняты автором и
издательством по адресу, указанному ниже________________________________________________________

Приобрести или заказать книги издательства "Тривола" всегда можно со склада в Москве

тел /факс- (095) 288-59-60, пейджер 330-94-94, абонент Ne 36544,39732

а также на ежедневной книжной ярмарке "Книжный клуб" на

Олимпийском стадионе (ст м. Проспект Мира), торговое место 127

Издательство принимает заказы на пересылку своих книг по почге За счетом и каталогом обращаться по почтовому или электронному адресу издательства

Валерий Павлович БЕЛЯНИН

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психолингвистической диагностики

Оглавление.. предисловие.. введение глава первая..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: БИБЛИОГРАФИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основы психолингвистической диагностики
МОДЕЛИ МИРА В ЛИТЕРАТУРЕ Рекомендовано к печати Институтом Язькознания РАН ББК81,88Б43 Рецензенты: член-корреспондент РАН Ю. Н. Караулов, член-корреспондент РАН А.М.Шахна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Основным трудом по психологии художественного текста считается работа Выготского "Психология искусства". В ней он высказал парадоксальное с точки зрения психологии положение о том, что ис

ПСИХОАНАЛИЗ О ЛИТЕРАТУРЕ
В современной науке довольно широко распространен "субъективный" подход к произведениям искусства и литературы, при котором для элементов художественного текста находят корреляцию "

ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ АВТОРА
Поскольку основой художественного текста является построение вымышленного мира, текст неизбежно оказывается объектом и такой дисциплины, как психиатрия, которая исследует не только специфику, но и

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Применение психиатрического метода анализа личности может дать неожиданный лингвистический результат Так, Р.Якобсон, будучи лингвистом, сделал объектом своего анализа творчество упоминавше

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИТЕРАТУРНОМУ ТЕКСТУ
В науке имеется немало концепций, обосновывающих типологический подход к художественному тексту. К их числу относится прежде всего жанровый подход (см. работы М.М.Бахтина, Б.Тома-шевского, Г.О.Вино

ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ ДОМИНАНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.
Социальные психологи отмечают, что люди, как правило, нередко интерпретируют поведение других в терминах своей системы координат. "Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на се

ТИПИЧНЫЙ СВЕТЛЫЙ ТЕКСТ
В качестве примера переходного текста от "светлого" к "активному" приведем начало романа Ю.Трифонова "Обмен". "В июле мать Дмитриева Ксения Федоровна тяж

ПАРАНОЙЯЛЬНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Паранойяльная акцентуация характера личности — это повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, непринятие мнения другого и,

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "СВЕТЛЫХ" ТЕКСТОВ
Содержание "светлых" текстов может быть сведено к двум следующим мыслям. Первое: "Все живое уникально, неповторимо и самоценно". Вторая: "Я" знаю истину и несу свое по

ОСОБЕННОСТИ АКТИВНЫХ ТЕКСТОВ
"Активные" тексты - это такие тексты, которые описывают борьбу положительного персонажа и его единомышленников с противостоящими силами. Стиль "активных" текстов энерги

ТИПИЧНЫЙ ТЕМНЫЙ ТЕКСТ
Начало повести Валентина Катаева "Сын полка" дает наглядное представление о "темном" тексте: "Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и хол

ЭПИЛЕПТОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Являясь эндогенным заболеванием, эпилепсия относится к числу трудноизлечимых болезней. Даже если лечение проходит успешно, у человека сохраняются черты характера акцентуированной личности. Тем самы

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "ТЕМНЫХ" ТЕКСТОВ
Героями "темных" текстов, как правило, являются люди так называемых опасных профессий. Это пограничники и разведчики (В.Богомолов "Момент истины"); солдаты (Б.Лавренев "Сор

ПЕРСОНАЖИ "ТЕМНОГО" ТЕКСТА ПРОСТОЙ ГЕРОЙ
*j Как правило, положительный герой "темного" текста — это ПРОСТОИ человек, который хорошо знает свое дело, а еще лучше делает свое дело. Он нормальный, естественный человек, с п

ОПАСНЫЙ УМНИК
Простой герой не любит, когда над ним смеются, когда ему в лицо ухмыляются. Кто же этот человек, который смеется и тем самым издевается над ним? Кто этот отрицательный герой? Противник простого и м

ОПАСНЫЙ УМНИК
Простой герой не любит, когда над ним смеются, когда ему в лицо ухмыляются. Кто же этот человек, который смеется и тем самым издевается над ним? Кто этот отрицательный герой? Противник простого и м

ДВОЙНИК
В "темных" текстах у главного героя нередко имеется двойник. Не рассматривая проблему "двойника" в ее полном объеме (alter ego, романтический двойник и т.д.), отметим только те

СИСТЕМА ОБРАЗНОСТИ В ТЕМНЫХ ТЕКСТАХ
"Темные" тексты очень колоритны по образности и насыщены повторяющимися семантическими компонентами, являющимися по функции психологическими предикатами. Они встречаются при описании почт

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
В "темном" тексте преобладает такой семантический компонент, как 'тоска'. Она отличается от печали и грусти в "печальном" тексте (см. ниже). Здесь 'тоска' не только сопрово

СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Тесно связан с предыдущим и семантический компонент 'смена эмоционального состояния'. Психологическое состояние персонажа "темного" текста меняется быстро, неожиданно, резко, вдруг, сразу

АВТОМАТИЗМЫ
Во многих "темных" текстах встречается описание повторяющихся действий. Так, постоянно играет на пианино (до изнеможения) герой кинофильма "Shine", бегает герой "Forest Gum

ПАДЕНИЕ СОБСТВЕННО ПАДЕНИЕ
"Темный" текст может начинаться (Л.Кэрролл "Приключения...") или заканчиваться (ВЛипатов "И это все о нем", где в результате расследования гибели главного героя высоко

ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ
Также достаточно регулярно наравне с падением и спотыканием в "темном" тексте встречается 'спуск вниз', в подвал, в подземелье, в нору. Мы не случайно привели именно эти лексичес

ПАДЕНИЕ В ВОДУ
Достаточно часто компонент 'падение', имеет вид 'падение и воду'. Функцию воды при этом может выполнять озеро, река, море, лужа и др. Вода в любом виде просто преследует персонажа: — Поди-

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Важным признаком "темного" текста является наличие в них описания зрительных ощущений с семантическим компонентом 'сумрак'. Относя этот компонент формально к зрительным ощущениям, отметим

СУМЕРКИ
Дым, мрак, сумрак, туман, тучи, тьма нередко встречаются при описании обстановки, которая представляется положительному персонажу "темного" ("простого") текста угрожающей.

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
В "темных" текстах много лексических элементов со значением 'неприятный звук': треск, шорох, шуршание; грохнуть; затрещать, зашелестеть, зашуршать, хрипеть и др. Так, в повести А

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Если для "печальных" текстов характерны прежде всего приятные запахи, то достаточно часто в "темных" текстах встречается описание того, как герой почувствовал запах горелой рези

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Если для "печальных" текстов характерны прежде всего приятные запахи, то достаточно часто в "темных" текстах встречается описание того, как герой почувствовал запах горелой рези

ФИЗИОЛОГИЯ
В целом для "темных" текстов характерен интерес к физиологии. Приведем достаточно показательный пример из финала повести "Сорок первый" Б.Лавренева: "

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ "ТЕМНЫХ" ТЕКСТОВ
Говоря о типе текста, мы имеем в виду не столько его сюжет или композицию, сколько эмоциональный замысел, который лежит "за текстом", который предшествует его появлению и пр

СИНТАКСИС ТЕМНЫХ ТЕКСТОВ
Как мы отметили выше, при описании состояний человека в "темных" текстах обращается внимание на смену психического состояния героя, на импульсивность его поведения. Герои сталкивается с м

РЕЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ "ТЕМНЫХ" ТЕКСТОВ
Рассмотрение столь специфичных "темных" текстов представляется неполным без учета их восприятия. В этом разделе мы приведем наиболее типичные примеры оценок "темных" те

ТИПИЧНЫЙ "ПЕЧАЛЬНЫЙ" ТЕКСТ
В качестве примера типичного "печального" текста приведем пьесу Т Уайлдера "Наш городок". Пьеса построена целиком на мотиве неизбежности и сладости смерти Она начинаетс

ДЕПРЕССИВНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Выделяя среди заболеваний психопатического круга депрессию, Ганнушкин называет людей, подверженных депрессии, "конституционально-депрессивными" личностями (Ганнушкин 1984, 252-254). При э

ФАТАЛИЗМ
Эпиграфом ко многим "печальным" текстам может быть фраза: "Все будет так, как должно быть, даже если это будет иначе", высказанная персонажем фантастического рассказа Р

ОДИНОЧЕСТВО
Герой "печальных" текстов в молодости совершает ошибки и, оценивая свою жизнь как череду ошибок, неудач и трудностей, постоянно ощущает одиночество. "Там рано жизнь тяжка бы

ОБНИЩАНИЕ
Герой "печальных" текстов нередко беден изначально, или он лишается средств к существованию, нищает по ходу развития сюжета. Отнимают шинель у отдавшего за нее сэкономленные на в

СЛЕПОТА
Обворовывает Печорина бедный слепой мальчик (Лермонтов) "Герой нашего времени"); слепой старик-скрипач играет Моцарта перед тем, как был отравлен композитор (Пушкин "Мо

ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ
Рассматривая типологию текстов Р.Мюллера-Фрайнфельса, предвосхитившего идеи так называемого нейролингвистического программирования, мы обратили внимание на его мысль о возможности анализа художеств

ТЯЖЕСТЬ
Некоторая мрачноватость депрессивных личностей (Бурно 1990, 96) обуславливает появление в "печальных" текстах семантического компонента 'тяжесть'. Наступило молчание...

ЛЕОНИД АНДРЕЕВ
Рассматривая эмоционально-смысловую доминанту отдельных литературных произведений, нельзя не отметить постоянство в обращении к одной и той же проблеме психологического плана, характерное для всего

ТУРГЕНЕВ
Доминанта, содержанием которой является депрессия, характерна для многих произведений Тургенева. Повесть "Первая любовь"

ТИПИЧНЫЙ ВЕСЕЛЫЙ ТЕКСТ
В качестве типичного "веселого" текста рассмотрим детектив Иоанны Хмелевской "Что сказал покойник". Героиня романа, выиграв на ипподроме четыре тысячи шестнадцать крон,

МАНИАКАЛЬНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Рассматривая типы психопатий, П.Б.Ганнушкин отмечает среди психопатов людей, которые характеризуются богатством мыслей, предприимчивостью, ловкостью и изворотливостью (Ганнушкин 1984, 255-259). Он

ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА
Литературный герой нередко страдает, мучается, болеет. В экзистенциалистской литературе он находится в критической ситуации. В "веселых" же текстах герой жизнерадостен и не просто силен,

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Герой "веселого" текста с легкостью преодолевает большое пространство. За несколько суток пересекает Атлантический океан на сверхскоростной яхте героиня детектива Хмелевской &quo

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ
Герой "веселых" текстов никогда не унывает, он всегда в хорошем настроении, разговорчив и стремится к общению. Например, у автора "веселого" текста "Джельсомино в

АППЕТИТ
Вот, что поет Карлсон, играя в кубики; Ура, ура, ура! / Прекрасная игра! / Красив я и умен, / И ловок и силен! / Люблю играть, люблю ... жевать! (Линдгрен "Малыш и К

ЭРУДИЦИЯ
Герой "веселого" текста эрудирован и обладает всевозможными умениями. Так, "образован и начитан" (Яновская 1969, 104) Остап Бендер, "его речь пестрит литературными именами

МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ
Героя "веселого" текста часто принимают за более значительную персону, чем он является на самом деле. Например, постоянно выдает себя за другого человека Остап-Су-лейман-Берта-Ма

МНОГО ГЕРОЕВ
Важно, что у главного персонажа "веселого" текста может быть Друг, или главных героев может быть четверо. Гак, находит себе друзей барон Мюнхгаузен — скорохода, слугу который слы

ЖЕНЩИНА
Нередко в "веселых" текстах присутствует женщина: мадам Грицацуева, Эллочка-людоедка — в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова; Марыся при четырех танкистах (Я.Пшимановский "

ЖИВОТНОЕ
Достаточно часто в "веселых" текстах присутствует животное: собака у четырех танкистов и у троих в лодке; Малыш мечтает о собаке и получает собаку Бимбо; автомобиль Остапа Б

ОБИЛИЕ СОБЫТИЙ
Как видим, в "веселом" тексте — обилие событий. Если не углубляться в теорию вопроса о единицах измерения объема и насыщенности "текстового пространства", то, взяв за единицу те

ПЕЧАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Говоря о гипертимичности, мы упомянули о том, что "веселый" текст отражает верхнюю фазу маниакально-депрессивного состояния. Неудивительно, что в "веселом" тексте существуют при

СТИЛЬ ВЕСЕЛЫХ ТЕКСТОВ
Что касается стиля "веселого" текста, то основная характеристика его состоит в том, что он оставляет впечатление легкости и поверхности, поскольку события и персонажи чередуются очень быс

ФИНАЛ ВЕСЕЛЫХ ТЕКСТОВ
В финале "веселого" текста герой нередко устремляется к новым приключениям. Вот как кончается повесть "Барышня-крестьянка": "Читатели избавят меня от излишней обяз

ИСТЕРОИДНАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ
Обращение к психиатрической литературе показывает, что психической основой эмоционально-смысловой доминанты "красивых" текстов является демонстративность (истероидность), которая базирует

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСИВЫХ ТЕКСТОВ
Для того, чтобы была яснее специфика сюжетных и образных построений данного типа текстов, приведем краткое содержание двух типичных текстов. Повесть Б.Гимараенса "Рабыня Изаура",

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Важной составляющей миропонимания героини является ее сословная принадлежность. Как правило, она принадлежит к классу "униженных и оскорбленных": живет в провинции, в грязном районе город

ТАЙНА РОДСТВА
Это постоянное противопоставление чувственности и социальных ограничений создает когнитивный фрейм 'тайна родства'. Многократно осмеянное литературными критиками неожиданное (для окружающих) раскры

ВНЕШНОСТЬ
Важной характеристикой "красивого" текста является внешность персонажа Вот, в частности, как характеризуется главная героиня повести Гимараенса: "Из поместья сеньора Леонсио

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Существенно, что в "красивых" текстах имеется значительное" количество метафор и эпитетов со значением большой степени выраженности признака. С детских лет она проявляла пол

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА
Огромное внимание в "красивых" текстах уделяется частям тела человека. Трудно назвать такую часть тела, которая бы не упоминалась в них. Вот примеры из повести Железнякова "

ЧУЖАЯ РЕЧЬ
Спонтанность, порывистость и противоречивость чувств героини словно требуют и обсуждения, и осуждения со стороны окружающих. Само сознание героини словно наполнено другими людьми, что

СТРАДАНИЯ
Героиня часто испытывает унижения, страдания. По ходу развития сюжета ее оскорбляют, издеваются над ней. И она, естественно чувствует себя несчастной, страдающей, гонимой. Одним из немноги

ПРОСТРАНСТВО
События в "красивом" тексте происходят, как правило, в двух местах — в красивом (замок, вилла, курорт) и/или некрасивом (хижина, провинция, маленький городок). Особенно большое м

СТИЛЬ КРАСИВЫХ ТЕКСТОВ
Стиль "красивых" текстов приподнятый, изысканный и нарочито красивый; он словно копирует устную возбужденную речь истерички, полную инверсии. 7.4. ЖАНРЫ Говорить о том,

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Своим возникновением научная фантастика как жанр художественной литературы обязана связи с наукой как логической формой постижения мира'. В частности, Р.Нудельман пишет: "Фантастическая гипоте

ПРОСТРАНСТВО
Строя типологию текстов, мы каждый раз исходили из особенностей данного типа произведений, не пытаясь привести каждый текст к одному общему основанию. Однако предлагаемая типология допускает и тако

АНТИУТОПИЯ
Среди многих антиутопий имеются тексты, где герои неожиданно оказывается в совершенно необычной для него и враждебной ситуации. Но при всей схожести сюжета и даже деталей такие тексты

НЕСКОЛЬКО ПЕРЕВОДОВ ОДНОГО ТЕКСТА
В речевой культуре имеются разные переводы одного и того же текста. Например, это русские детский и взрослый варианты "Путешествий Гулливера" Свифта и "Приключений Робинзона Крузо&qu

Пере»о д ч и к
Хорошо известны такие варианты одного и того же сюжета, как авторская волшебная сказка "Удивительный волшебник страны Оз" Баума (L.F.Baum "The Wonderful Wizard of Oz") и

ОБЪЯВЛЕНИЯ О ЗНАКОМСТВАХ
Если среди американских объявлений типа lonely heart advertisements со стороны женщин преобладают запросы о материальном благополучии и сообщается о внешней привлекательности, а со стороны мужчин п

СВЕТЛО-ПЕЧАЛЬНЫЕ
Среди текстов с доминирующим "светлым" началом отметим "светло-печальные". К ним следует отнести некоторые японские танка и хокку Созданные в рамках неевропейской культ

КРАСИВО-ТЕМНЫЕ
К "красиво-темным" (или к "щемящим") мы относим "Алые паруса" А Грина Артур Грей как и многие герои "темных" текстов связан с морем, его кредо — делать счаст

ПЕЧАЛЬНО-ВЕСЕЛЫЕ
При описании "веселых" текстов отмечалось, что психической основой их эмоционально-смысловой доминанты является маниа кальная фаза маниакально-депрессивного психоза Тем самым ста новится

ПЕЧАЛЬНО-КРАСИВЫЕ
Исследователи давно обратили внимание на то, что в творчестве С.Есенина имеется большое количество слов, обозначающих цвета. Это позволяет увидеть в его текстах сходство с "красивыми". В

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью проделанной работы было описание моделей мира, существующих в литературе и кино. Основа таких моделей усматривается нами в содержании индивидуального сознания автора. Анализ научной

ОСНОВЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
МОДЕЛИ МИРА В ЛИТЕРАТУРЕ Главный редактор В И.Полищученко Редактор. Ю.В Бржезская Верстка Ю А. Мартынюк Иллюстрации E H Загрядский Подписано к печати 15 11 99 г Формат 60

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги