Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского

лицей 88 класс 10Б РЕФЕРАТДИСЦИПЛИНА Литература ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Годова О. В. ТЕМА Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского.ИСПОЛНИТЕЛЬ Жаркова П. А. Екатеринбург 2001г. С О Д Е Р Ж А Н И Е Глава 1. Введение Мир Островского в моей жизни. 3 Глава 2. Творческий путь А. Н. Островского. 3 Глава 3. Общественная роль женщины в XIX веке. 1. Конфликт между темным царством и душевным миром Катерины. 2. Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку. 7 Глава 4. Семья в творчестве А. Н. Островского и место женщины в ней. 1. Изображение Островским двух миров героини 2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини. 10 Глава 5. Характеристики героинь Островского. 1. Катерина- истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества. 2. Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета. 11 Глава 6. Многогранность изображения Островским личности женщины XIX века. 12 Глава 7. Заключение Вечная актуальность пьес Островского. 13 Глава 8. Список используемой литератеры. 14 Глава 1. Мир Островского в моей жизни.

Во все времена женщине уделялась различная роль в обществе и в семье.

Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и властной хозяйкой своего времени и своей судьбы.

И лично мне, как девушке, близка и интересна эта тема. Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. Доля ты - русская долюшка женская Вряд ли труднее сыскать восклицает Некрасов. Писал на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов и многие другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А.Н. Островский в своих пьесах.

Впервые прочитав его произведения, я часто вспоминаю героинь Островского. Прежде всего, он выражал в них свои мечты, свои надежды и сравнивал их с предрассудками, страстями и заблуждениями общества всей страны. Я много узнала о личности женщины, о е предназначении, месте, роли в семье и обществе. Пьесы Островского- глубокий океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Из этих творений поистине можно извлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять и в нашей сегодняшней повседневной жизни.

Даже спустя столько лет все еще актуальны проблемы, которые ставил перед читателями А.Н. Островский ещ в XIX веке. Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского драматурга. Глава 2. Творческий путь А.Н. Островского. Островский с ранних лет увлекался художественной литературой, интересовался театром.

Еще гимназистом он начал посещать московский Малый театр, где восхищался игрой М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития.

Но, чем ближе знакомился он с законодательством, тем менее нравилась ему карьера юриста, и, не имея склонности к юридической карьере, Островский оставил Московский университет, в который он поступил по настоянию отца в 1835 году, при переходе на 3-й курс. Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В тоже время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор и на всю жизнь высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский.

Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущему драматургу, доставив богатый материал для его первых подразделений. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем гоголевского направления в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее обличительный характер.

Появления лучших пьес Островского было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы Записки замоскворецкого жителя, 1847. Картина семейного счастья в позднейших публикациях Семейная картина. Литературная известность Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия Свои люди сочтемся.

Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене впервые поставлена в 1861 году, а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила Картину семейного счастья и сделанный Островским перевод комедии В. Шекспира Усмирение своенравной 1850. В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с молодой редакцией реакционно-славянофильского журнала Москвитянин, члены которой стремились представить драматурга певцом самобытного русского купечества и его домостроевских устоев.

В произведениях, созданных в это время Не в свои сани не садись, 1853, Бедность не порок, 1854, Не так живи, как хочется, 1855 отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримого осуждения действительности.

Однако он быстро освободился от влияния реакционных славянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга на путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая критика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным поклонникам. Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой общественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением революционной ситуации в России.

Островский сближается с революционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы печатает в Современнике, а после его закрытия переходит в Отечественные записки, издававшиеся Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г. Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к изображению чиновничества и дворянства Доходное место, 1857, Воспитанница, 1859. В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностным высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии Доходное место подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии.

Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее сильное и благородное направление. Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов в творчестве Островского свидетельствовало об известном сближении его мировоззрения с идеалами революционной демократии.

Островский писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой картине, ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства - писал Добролюбов в статье Луч света в темном царстве. Не случайно Островский постоянно встречал препятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа.

В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции и т.д. Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях Темное царство 1859 и Луч света в темном царстве 1860, которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое поколение 60-х годов.

В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем.

Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и положений. Деятельность Островского способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель. Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской театральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своим заветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.

В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии жестокая реалистическая стихия темного царства и романтическая, просветленная взволнованность. В своих пьесах Островский изображает хрупких, нежных героинь, но в то же время сильных личностей, способных на протест простив всего устоя общества.

Глава 3.

Общественная роль женщины в XIX веке

Н. Хоть Гроза и Бесприданница созданы одним автором, в них проявляются со... В быте можно отметить несколько моментов это социальное, семейное и эк... В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хо... Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг.

Изображение Островским двух миров героини

Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит Я жила, н... Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не п... С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая неве... В могиле лучше.

Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини

. Меняются и нравственные нормы человека. Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое Ведь выдала же она двух. Огудалова разочла не глупо состояние небольшое, давать приданое не из ... Вообще, дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более с...

Характеристики героинь Островского

Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она н... Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета. Так же как и в Гро... Но ведь это не повод кончать жизнь таким образом. Но не все читатели и критики придерживаются такого мнения Существует и... Таким поступком Катерина обратила внимание людей на ту ужасную обстано...

Заключение Вечная актуальность пьес Островского

Он предоставлял этот выбор именно читателю, показывая столь многогранн... Я же хочу сказать, что обе эти героини- уникальные личности, сразу выд... У них обеих есть чему поучиться. И два эти образа объединяет то, что они говорят нам о невозможности пр... Я думаю, что сам Островский не осознавал, какими характеристиками он н...

Список используемой литературы 1. А.Н. Островский. Пьесы.1986г. 2. Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений.1990г. 3. Д.И. Писарев. Собрание сочинений.1990г. 4. Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.1965г. 5. Детская Энциклопедия. Том 11. Художественная литература. Расцвет критического реализма. А.Н. Островский.1968г.