рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей

Работа сделанна в 2002 году

Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма Франческо Петрарка - Основоположник Гуманистических Идей. Значение Петрарки О...

Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей. Значение Петрарки огромно.

Личность, поэт, мыслитель, фигура общественная, в нем неразделимы. Вот уже более шестисот лет человечество чтит великого итальянца, прежде всего за то, что он, как никто другой, способствовал наступлению новой эпохи открытия мира и человека, названной Возрождением. Франческо Петрарка 1304-1374 был первым великим гуманистом, который сумел почувствовать новые настроения в итальянском обществе, оказал огромное влияние на современников и потомков.

При всех противоречиях, которые были неизбежны, так как в нем происходила борьба двух разных культур, он заложил понятие о новых ценностях в жизни человека, привлек внимание общества к самому человеку. Последующие поколения гуманистов уточняли и раскрывали те идеи, которые в своих произведениях заложил Петрарка. Став первым из творцов новой культуры, провозвестником новых идеалов, новых людей, Петрарка хорошо осознавал свою роль в современности Я не отрицаю что мои занятия, коими пренебрегали на протяжении многих веков, разбудили многие умы в Италии, а может быть, и далеко за ее пределами Цит. по Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти.

М.1979. С. 110 . Однако в Письме к потомкам Петрарка высказывал сомнения в том, что его темное имя Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. С.9. проникнет далеко сквозь пространство и время и станет значимым для потомков. О себе Франческо Петрарка пишет так Я родился от почетных, небогатых, или, чтобы сказать правду, почти бедных родителей, флорентийцев родом, но изгнанных из отчизны в Ареццо, в изгнании, в год этой последней эры, начавшейся рождением Христа, 1304-й, на рассвете в понедельник 20 июля Там же, С.14 В 1302 году его отец - нотариус Петракко был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. В 1312 году Петракко переехал с семьей в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы так называемое Авиньонское пленение папы. По настоянию отца Франческо изучал право сначала в Монпелье, затем в Болонье, но изучал с неохотой, предпочитая юридическим наукам занятия древнеримской литературой.

Смерть отца 1326 год сразу все изменила освободившись от опеки родителей, я совершенно оставил эти занятия, не потому, что власть законов была мне не по душе но потому, что их применение искажает бесчестность людскую Там же, С.16 Интерес к античности все возрастал, пока не превратился в настоящую страсть.

О себе Петрарка думал, как о преемнике поэтов и мудрецов древности.

Петрарка с восторгом погружался в произведения античных авторов, открывавших перед ним новый и прекрасный мир, столь непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетизма. Чтение античных классиков приводило Петрарку в восторг, он получал истинное удовольствие. К примеру, о Гомере, Петрарка писал, что он наполнял его и всех греков и латинян, бывших в библиотеке, удовольствием и радостью Цит. по Абрамсон М.Л От Данте к Альберти.

М.1979, С.98 Платона он называл князем философов и говорил Он единственный среди всех философов приблизился к истинной вере Цит. по Абрамсон М.Л От Данте к Альберти. М.1979, С.53 Но особенно Петрарка любил Цицерона, которого называл своим отцом. Переполняемый впечатлениями от прочитанного Петрарка писал письма Цицерону и Вергилию, в которых он разговаривал с ними как со своими современниками и даже сердился.

Таким образом, вел мысленно беседу с людьми, чья жизнь казалась ему более совершенной. Древние авторы учили его, как писать, как жить. У них он искал ответа на многие волновавшие его вопросы. О возможном влиянии античности он писал так Благие души, доблести подруги, Заселят мир он станет золотым, Античными творениями полным. Перевод А.М. Эфроса Цит. по Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986. С.34. С редким энтузиазмом Петрарка разыскивал и изучал древние рукописи и приходил в восторг, когда ему удавалось найти какое-нибудь утраченное произведение.

Ему удалось собрать из них ценную библиотеку. После смерти отца Петрарка возвращается в Авиньон, где 6 апреля 1327 года в церкви св. Клары встретил женщину, которая, благодаря величайшему поэтическому дару Петрарки, известна в мировой литературе под именем Лауры. Об этой встрече он писал Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Петрарка Ф. Сонет 61 Франческо Петрарка.

С.271. Предполагается, что женщина, о которой идет речь, родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и умерла в страшный 1348 год, когда во многих странах Европы свирепствовала чума. Однако не все современники верили в реальность существования Лауры, рассматривая образ этой женщины, как поэтический вымысел Петрарки. Отчасти подозрения могли быть вызваны двумя причинами. Первая - в стихах практически нет уточнений ее внешности, лишь скудные, небольшие замечания о цвете глаз, волос, красоте рук. Эта любовь к идеалу, в ней нет ничего физического.

Вторая - в его стихах часто стирается грань, отделяющая Лауру от древа славы, прекрасная женщина превращается в символ земной славы для поэта. Отвечая на эти подозрения в 1336 г. Петрарка писал епископу Джакомо Колонна Итак, что же ты утверждаешь? Будто бы я придумал имя Лауры, дабы я мог говорить о ней и многие говорили бы обо мне, но в самом деле в моей душе нет Лауры, разве что поэтический лавр О если бы это было с моей стороны лишь притворством, а не безумием Впрочем, не имеет большого значения, кем же была Лаура являясь в действительности Цит. по Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти.

М.1979. С.89 Важно другое, встреча с Лаурой наполнила Петрарку большим чувством, заставившим зазвучать самые нежные, самые мелодичные струны его души. Настоящая слава пришла к Петрарке, как к автору лирических стихотворений, посвященных Лауре, о которых он сам отзывался, как о поэтических пустяках. Они написаны не на классическом латинском, а на повседневном итальянском языке.

На первых порах, для современников и ближайших последователей у себя на родине, Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем. Начиная с 1501 года, когда Книга песен была предана широкой гласности, началась эпоха петраркизма не только в поэзии, но и в эстетической и критической мысли. Книга песен, состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, а также секстин, баллад и мадригалов, надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом в области поэзии.

В 1330 году в Авиньоне перед Петраркой встал вопрос о будущей профессии. Он принял духовный сан и стал капелланом в домашней церкви кардинала Джованни Колонна, затем перешел на службу к его брату. С этого момента наступил новый этап в его жизни, Петрарка много путешествовал, побывал во Франции и Германии. О своем увлечении путешествиями он писал так хотя я выставлял другие причины истинной причиной было желание видеть многое Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

С.16 Петрарка отмечал, что Душе благородной и стремящейся к высокому свойственно видеть многие земли и обычаи многих людей и сохранять все это в памяти Это не признаки души торопливой и пресыщенной. Петрарка Ф. Письмо к Филиппу де Витриако. Падуя 1350, Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина.

Новосибирск. 1975. С.27 По его мнению, благородный ум обновляется новыми разнообразными зрелищами и делается совершеннее благодаря путешествиям И, подумай, насколько радостнее и насколько опытнее в делах, насколько выше не только прочих, но самого себя возвратится тот, кто столь многое видел своими глазами Там же. С.28 Он считал, что повидавший многое приобретает практику, которую он называл матерью всех искусств и считал необходимой для ученого. Как никто из современников Петрарка умел видеть и наблюдать красоту природы, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной и солнцем, погодой.

Отсюда столь частые красочные описания пейзажей в его стихах. Однако, восхищаясь природой, он не ставил ее красоту выше человеческой, у него нет ни одного сонета, где бы он писал только о прелестях природы. Для него природа являлась фоном, на котором можно показать красоту человека. В конце 1336 года Петрарка отправился в Рим и здесь проявился его необычайный интерес к античности.

Находясь в Риме, Петрарка целыми днями осматривал уцелевшие памятники античных времен, восхищаясь архитектурой и скульптурой древнего Рима, горько сетовал о разрушенных или засыпанных сокровищах, изучал план города, сопоставлял увиденное со свидетельствами древних авторов Цит по Стам С. М. Итальянский гуманизм эпохи возрождения. Сборник текстов. Саратов. 1984. Ч.1. С.77 Затем Петрарка решил уединиться. Он писал не в силах переносить долее искони присущее моей душе отвращение и ненависти ко всему особенно же к этому гнуснейшему Авиньону, я стал искать какого-нибудь убежища, как бы пристани, и нашел крошечную, но уединенную долину, которая зовется Запертою Очарованный прелестью этого места, я переселился туда с моими милыми книгами, когда мне минуло уже тридцать четыре года там были либо написаны, либо напечатаны, либо задуманы почти все сочинения, выпущенные мною Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

С.18 Уединение было вполне объяснимым. Таким образом, Петрарка пытался скрыться от современности.

Ему хотелось бы родиться в другую эпоху время в, котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век и, чтобы забыть этот, постоянно жить душою в иных веках. Там же, С.13 Здесь, на фоне природы, Петрарка черпал свое вдохновение, вдали от мирской суеты. Для него добродетель созерцания не исключала добродетели деятельной, одиночество для него - это время плодотворной работы и труда.

Уединение без занятия науками подобно изгнанию, темницы, пытке, в сочетании же с науками - отечество, свобода, наслаждение Цит. по Абрамсон М.Л От Данте к Альберти. М.1979, с. 97 . Петрарка все время что-то изучал, о чем-то писал, чем-то интересовался. Увлечение античностью не могло пройти бесследно. Античная культура, на определенном этапе, перестала для него быть сообщницей богословия. Петрарка, первый с такой ясностью увидел, что в античности было действительно самым главным живой интерес к человеку и окружающему его миру. Средневековый мир представлял человека состоящим из двух противоположных начал.

С одной стороны в человеке присутствует частичка божественного - это душа, с другой стороны заложено греховное начало - это тело человека, созданное из земли. Августин Блаженный в своем учении о первородном грехе подчиняет понятие греха вожделению, которое выражается в половой страсти. Через акт рождения грех распространяется. Носителем греха становится, таким образом, человеческое тело Брагина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в. М. 1977. С. 20 Это привело к отрицательному отношению к тем человеческим чувствам, которые были направлены на телесные радости и отвлекали человека от Бога. Человек представлялся ничтожным, а жизнь человека - страданиями обреченного, искупающего свое ничтожество перед Богом. Человек не мог быть счастлив, не должен радоваться и получать удовольствия.

С этой точкой зрения Петрарка не мог согласиться, будучи человеком неординарным, одаренным, он видел величие в себе и окружающих, видел красоту окружающего мира, признавал существование земных радостей и прославлял любовь.

Петрарка, признавал возможность счастья на земле. Он уверен, что несчастье человека заключается в порочности, а путь к счастью в добродетели чем больше сладости и удовольствия нечестивый извлекает из своих грехов, тем более несчастным и жалким должно его считать Петрарка Ф. Моя тайна Франческо Петрарка.

С. 70 Но отличить порок от добродетели может только мудрый человек, а мудрецом может считаться, лишь тот, кто знает себя. Таким образом, человек, разобравшись в себе, может стать счастливым. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения, стремясь познать себя, стать мудрее и счастливее. Петрарка считал возможным изучение человека и смысла его существования, вместе с тем он признавал невозможность понимания божественного.

Мир Бога закрыт для разума, и пытаться проникнуть в него - святотатственно и незаконно Загадки природы непостижимые тайны Бога, которые мы принимаем со смиреной верой Цит. по Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986. С. 45. нам не дано его понимание, мы можем лишь верить. Тут же проявлялось его негативное отношение к священникам они тщатся понять в хвастливой гордыне Глупцы верят, что зажали небо в своем кулаке, довольные своим обманчивым убеждением, будто бы действительно схватили его, счастливые в своем заблуждении Цит. по Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения.

М. 1986. С. 45 Непонимание истинных помыслов и гордыня эти пороки видел Петрарка у представителей церкви. Бог же - это творец. Петрарка преисполнен благодарности к нему за те удовольствия, которые были дарованы ему творцом. По его мнению, размышлять о божественных делах должны ангелы, человек должен думать о своих проблемах. Средневековье оказывало упорное сопротивление натиску гуманиста. Оно надвигалось на Петрарку в образах скульптуры, живописи и архитектуры, настойчиво напоминало о себе с церковных и университетских кафедр, подчас оно громко говорило в нем самом.

Тогда великому гуманисту, восторженному почитателю языческой древности начинало казаться, что он идет по греховному и опасному пути. В нем оживал средневековый аскет, сумрачно взиравший на земное великолепие. Он откладывал в сторону сочинения Вергилия и Цицерона, чтобы углубиться в библию и писания отцов церкви. Эти внутренние сомнения Петрарки коренились в глубоких противоречиях того переходного времени, у него они были выражены острее, чем у других.

С одной стороны Петрарка восхищался античностью, с другой стороны он не мог полностью избавиться от представлений средневековья. В нем происходила борьба двух культур, которая отчетливо видна в трактате Моя тайна в спорах между Августином, представителем средневековья, последователем христианской концепции, и Франциском, устами которого Петрарка выражал собственные сомнения.

В этой работе Петрарка отражал состояние человека, в душе которого происходили столкновения античности и средневековья. На этом этапе жизни он признавал, что некоторые его представления отличаются от христианского идеала и могут помешать ему в стремлении достичь спасения души. Подтверждение этому можно найти в Письме к потомкам, где он говорит Юность обманула меня, молодость увлекла, но старость исправила меня и опытом убедила в истинности того, что я читал уже задолго раньше, именно, что молодость и похоть - суета Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

С.10 Августин упрекал Франциска в жадном стремлении к земным благам. Франциск оправдывался, говоря, что он никогда не стремился к богатству и роскоши. И действительно, Петрарка в Письме к потомкам объяснял свое отношение к роскоши так Более всего мне была ненавистна пышность, не только потому, что она дурна и противна смирению, но и потому, что она стеснительна и враждебна покою Там же. С.11 По этой же причине Петрарка всегда глубоко призирал богатство не потому, чтобы не желал его, но из отвращения к трудам и заботам, его неразлучным спутникам Там же. С.10 Петрарка не отрицал мирских радостей, наслаждений, не призывал к бедности других, но для себя он выбирал путь умеренности во всем в пище, развлечениях.

Петрарка находил массу доводов в пользу умеренности, он говорил, что множество достойных людей жили в скромности и воздержании, хотя некоторые из них могли себе позволить радости жизни.

Излишняя роскошь отвлекает и порабощает, мешает покою. По-видимому, Петрарка относился к людям, которые в своей жизни руководствуются принципом отказа от больших удовольствий, исходя из того, что их достижение слишком обременительно. Даже о соблазнах он писал, что стремился избежать их не только потому, что они вредны сами по себе и не согласны со скромностью, но и потому, что враждебны жизни размеренной и покойной Там же. С.11 Однако, несмотря на возражения Франциска, Августин не отступает ты не так свободен от этой заразы Петрарка Ф. Моя тайна Франческо Петрарка.

С.95 Само богатство не было противно его душе, именно это осуждал в себе Петрарка устами Августина. Петрарку не устраивали пути достижения богатства, и он приспосабливался к более скромному образу жизни из-за нежелания добиваться богатства физическим трудом. Но все эти пороки признавались Петраркой несущественными по сравнению с тем, что на взгляд истинного верующего считалось язвами его души, цепями, не позволяющими думать ни о смерти, ни о жизни Там же, С. 151 худшим видом безумия Там же, С. 153 речь идет о любви к женщине и любви к славе.

Петрарка также мучился тем, что любовь к Лауре препятствовала стремлению обрести вечное спасение, устами Франциска, он говорил Венера лишает нас возможности созерцать Божество Там же, С. 120 Однако, он утверждал, что предмет его любви настолько возвышен, что это чувство не может быть греховным, любимую женщину он называл редким образцом добродетелей. Любовь явилась источником его вдохновения, побудила к добродетелям, а значит, она не может быть противна богу Любовь к ней, несомненно побудила меня любить Бога. Там же, С. 170 Петрарка тяготел к реальному, земному человеку, это характерная черта ренессанса делала его решительным врагом схоластической философии, и ее устремлений в заоблачные выси. Он переходил на новый уровень, воспевал человека и наделял его божественными способностями, отходя от принципов теологии.

Он считал возможным не только стремление к божественному, но и возможность уподоблению богу. Вопреки христианскому вероучению он утверждал, что бог воплотился в человеке для того, чтобы, сделавшись человеком, сделать человека богом Вот уже он бог Петрарка Ф. О средствах против всякой судьбы Итальянский гуманизм эпохи возрождения Сборник текстов Под ред. С. Стама. Ч.1. Саратов. 1984. С. 133. Другая проблема, вставшая перед Петраркой и запечатленная в Моей тайне, на пути достижения вечной жизни - это желание славы.

Человеческая слава не вписывалась в средневековые представления, считавшие человека порочным.

Средние века требовали от человека смирения, прославляя лишь тех, кто отрекался от себя во имя бога. Слава, которую желал Петрарка, не имела отношения к воспеванию бога. В молодости, Петрарка, веря в бессмертие человеческого гения, хотел бессмертия, не того бессмертия, о котором говорила церковь, а того, которое досталось великим мужам классической древности.

Хотя Петрарка и говорил о том, что тщетна слава, приобретенная одним блеском славы Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка. С. 14 однако сам придавал мало значения всей мудрости этого изречения. Петрарка жаждал славы во всем ее блеске, но так было до поры до времени. Его труды были оценены, в Воклюзе он получил письмо из Рима и Париже, его приглашали на поэтическое коронование. 8 апреля 1341 года Петрарка короновался в Риме. Достигнув славы, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств, кроме того, это желание вставало преградой на пути к вечной жизни.

Петрарка активно противостоял представлениям средневековой схоластики, испытывал неприязнь к ее авторитарности, губящей творческий дух. Он был убежден, что данные, основанные на утверждениях авторитетов, а не на изучении действительности, часто бывают неверны. Средневековые схоласты верили в существование вещей, которых сами никогда не видели.

Петрарка критически относился к работе над текстами авторитетных ученых, подвергал сомнению даже тех, кто, по его мнению, достоин уважения и перед кем он сам приклонялся. К, примеру, Аристотель, которого он считал великим и ученейшим, по его мнению мог не знать кое-чего и даже весьма многого Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников. С.28 Но истина достигаема, и в случае нежелания или неумения видеть ее, и в случае если она высказана неавторитетным человеком И даже если автору привыкли не верить, истина сама заставит верить ей Петрарка Ф. О средствах против всякой судьбы Итальянский гуманизм эпохи возрождения Сборник текстов.

С. 133. Петрарке не нравились схоластические принципы, их суровость, суждение легкие проступки должны исправляться словами, тяжелые наказанием Петрарка Ф. Письмо к Джильберто, папскому грамматику Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века. С. 104, его гуманистический подход к данной проблеме существенно отличался.

По мнению философа, подход к каждому конкретному человеку должен быть индивидуальным. Встав на путь противостояния средневековью, Петрарка первый полностью подчинил свою жизнь философии и литературе, он видел в них ответы на свои вопросы. Со временем наука для него заняла первое место, а поэзия осталась только средством украшения Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

С.13 Прежде всего, по мнению Петрарки, нужны науки, помогающие узнать смысл собственного существования ведь какая польза, спрашиваю я, знать природу зверей и птиц и не знать природы людей, не знать и не стремиться узнать, для чего мы существуем, откуда идем и куда направляемся Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века. С.25 К необходимым для человека наукам он причислял, прежде всего, философию. Петрарка противопоставлял философию схоластике, которая была ему глубоко чужда, и непримиримым противником которой он был. Перед философией он приклоняется, для него она является даром божьим, путеводной нитью всех добродетелей и очищением от всех пороков госпожой и учителем всех наук Цит. по Абрамсон М.Л От Данте к Альберти.

М.1979, С. 110 Среди наук он также выделяет риторику, как средство передачи душевного состояния. Красноречие для него могучий инструмент славы Петрарка Ф. О средствах против всякой судьбы Итальянский гуманизм эпохи возрождения Сборник текстов.

С. 98 неразделимо связанный с мудростью и добродетелью. Ему хотелось добиться большей определенности, смысловой и образной точности, понятности, языковой гибкости, при этом он разделял понятия красноречие и говорливость. Речь необычайно значима для передачи мироощущения и получения представления о других людях, она способна возвышать, объединять, умиротворять. Петрарка считал, что диалектика подстегивает быстроту ума, упражняет сообразительность.

История - это область знания, в которой он видел большое нравственное содержание и способность морально воздействовать на человека. Она интересовала его, прежде всего в культурном и этическом аспекте. К другим наукам Петрарка относился как к второстепенным. Исследования внешнего мира, не относящиеся к человеку, для него бессмысленны. Но и к наукам, изучающим внутренний мир человека, его ум, волю, чувства, он предъявлял особые требования.

Он был уверен в том, что нет пользы знать все о добродетелях и не стать добродетельным, видеть порок и не избегать его. Знания и мораль для него неразделимы После изучения всего этого я знаю несколько больше, чем знал, но душа моя осталась той же, что была, и воля той же. Я не изменился Не отрицаю, Аристотель учит, что такое добродетель, но побуждающих и пылких слов, которые подталкивают душу и воспламеняют ее любовью к добродетели и ненавистью к пороку, то чтение не имеет или имеет в самой незначительной степени Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других Итальянское возрождение.

Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века. С.26 Он искал возможность донести до широкого круга людей знания, ведущие к добродетели. Особенно враждебно он относился к медикам, считая, что они подчиняют риторику - медицине, госпожу - служанке, когда врачуют и воспитывают душу, что это дело не их, это дело истинных философов и ораторов. Петрарке было присуще чувство человеческого достоинства. С ним, сыном скромного нотариуса, беседовали знатные вельможи, венценосцы и князья церкви как с равным.

По мнению Петрарки, каждый мог стать достойным, отсутствие знатности этому не помеха и не может стать непреодолимым препятствием на пути сильного и волевого человека. В трактате О средствах против счастливой и несчастливой судьбы Петрарка отстаивал свою точку зрения на то, что истинное благородство заключалось не в знатном происхождении, не в голубой крови. Прославиться благодаря самому себе - это случай беспримерный, признак истинного благородства.

Новизна и величие начинающих для него однозначно привлекательнее носителей самых громких фамилий. Действительно, если доблесть делает человека истинно благородным, то я не понимаю, что мешает тому, кто хочет стать благородным и почему же лучше, чтобы его сделали благородным другие, чем он сам? Там же. С. 123 - писал Петрарка. Человек незнатный мог обладать истинной доблестью, которая скромна, постоянно жаждет, тревожится Там же. С. 102, цель ее, как и других добродетелей - приносить пользу людям.

Эта теория стала краеугольным камнем европейской гуманистической этики. Петрарка был поразительно восприимчив ко всему, что его окружало, он не был чужд общественного самосознания, тема государственного блага была ему близка Для тех, кто оберегал свою родину, приумножал ее богатства и, чем мог, помогал ей, уже уготовлено место на небесах Цит. по Гарэн Э Проблемы итальянского возрождения.

М. 1986, С. 45 Восхищаясь величием Древнего Рима, Петрарка одновременно горько сетовал по поводу политического неустройства современной ему Италии. Он любил Италию, ее беды и нужды были его собственными, личными. Тому множество подтверждений. Национальным бедствием, вслед за Данте, считал он политическую раздробленность, порождавшую бесконечные распри и междоусобные войны, но не знал, да и не мог в тех исторических условиях указать путь, который бы привел страну к государственному единству.

Заветным устремлением его было видеть Италию единой и могущественной. Петрарка патриот-республиканец, пытавшийся вернуть былую славу Риму. Славе Рима посвящена поэма Петрарки Африка, мечта о восстановлении великой Римской республики. Петрарка был убежден, что только Рим может быть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал о возвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора Карла IV перенести туда же центр империи.

Его политические идеалы не отличались ясностью и последовательностью. Было в них много наивного и утопического, но одно не вызывает сомнений это искренняя любовь Петрарки к родине. В знаменитой канцоне Моя Италия он с большой силой выразил свои патриотические чувства В бесчестии всегда сам трус повинен. Кровь гордая латинян, Сорви же с плеч навязанный ярем! Не делай божеством Тень, видимую глазом! А если ярость вторгшегося сброда Пятою давит разум Тому виною мы, а не природа! Я был птенцом не этого ли края? Не в этом ли гнезде я Был выкормлен? Не этой ли отчизне Я помыслы отдал, благоговея? Мать-родина благая, Сокрывшая тех двух, что дали жизнь мне! Дай бог, чтоб укоризне Ее вы вняли пусть скорей несет Ваш промысел народу облегченье Он видит избавленье Лишь в вас да в боге Цит. по Дживелегов А.К. Возрождение. М Л. 1925, С.18. Закончить главу, посвященную Петрарке, я хочу его словами Суждения обо мне будут многоразличны, ибо почти каждый говорит так, как внушает ему не истина, а прихоть, и нет меры не хвале, ни хуле. Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

С. 9 Гл. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма

В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало.Особенно… В наш век всеобщего прогресса, когда человек благодаря современным… Наши современники совершенно естественно воспринимают себя центром вселенной, не задумываясь над тем, что так было не…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие гуманистических взглядов в XV в
Развитие гуманистических взглядов в XV в. Рассмотрев в первой главе значимость творчества Петрарки в формировании взглядов гуманистов на проблему человека, во второй главе рассмотрим дальнейшее раз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги