рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма

Работа сделанна в 2002 году

Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Министерство Образования Росийской Федерации Московский Государственный Откр...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ШОЛОХОВА М.А. Исторический факультет. Кафедра всеобщей истории.Дипломная работа Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма Выполнила студентка 5 курса вечернего отделения Ростовцева А.Г. Научный руководитель Доктор исторических наук, профессор Абрамсон М.Л. Москва 2002 год. Оглавление Введение 3 Гл. 1. Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей 13 Гл. 2. Развитие гуманистических взглядов в XV в. 37 Заключение 85 Источники 94 Список использованной литературы 97 Введение Проблема человека не теряла своей значимости на протяжении всей истории цивилизации.

В любую эпоху человек пытался понять собственную природу, свое предназначение в этом мире, взаимоотношения со всем, что его окружало. Особенно актуальной эта проблема становилась в периоды, когда под воздействием изменяющихся условий жизни на смену одной эпохе, приходила другая.

В наш век всеобщего прогресса, когда человек благодаря современным технологиям, получил возможность управлять природными процессами, когда в руках небольшого количества людей сосредоточена мощь, способная стереть с лица земли целые континенты, человек по-прежнему стоит перед теми же проблемами, которые волновали человечество во все времена. Однако в рассматриваемом периоде есть особенность, которая отличает проблемы наших современников от проблем того времени.

Наши современники совершенно естественно воспринимают себя центром вселенной, не задумываясь над тем, что так было не всегда. Именно в период раннего итальянского гуманизма закладывался фундамент для появления современного представления о ценности человека, не свойственного средневековью. Формирование гуманизма в Италии происходило в условиях городской жизни. Италия благодаря своей финансово-экономической активности, динамичной политической жизни и яркой светской культуре опережала другие европейские страны.

В IX- X вв. в Италии начался процесс возвышения городов, связанный с оживлением торговли. На развитие торговли несомненно оказывало выгодное географическое положение полуострова, расположенного в центре средиземноморских путей Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М. 1979 С. 7 С XI века этот процесс усиливался, Европа снабжалась вывозимыми с Востока предметами роскоши, однако спросом пользовались и те изделия оружие, ткани, посуда, которые производились итальянскими ремесленниками.

Оживленная торговля и развитие ремесел влияли на быстрый рост городов и на превращение их в конце XI - XII вв. в вольные города-коммуны, среди которых были Флоренция, Милан, Равенна, Пиза, Лукка и др. Италия того периода не имела единого центра - ни один из городов-коммун не оказался способным к объединению страны. Однако в условиях чужеземной агрессии, города-государства объединялись, но как только такая опасность исчезала, они вновь распадались.

В 1167 году образовалась Ломбардская лига, что бы противостоять германскому императору Фридриху I. Распавшись, она возродилась в 1226 году только под угрозой новой опасности - Фридриха II. Города-государства соперничали между собой в посреднической торговле между Востоком и Западом. В таких условиях привычными стали домашние войны, которые велись между ними. Экономические изменения привели к изменению социальных слоев, к трансформации старых и появлению новых, между которыми шла острая борьба.

Нобилитет постепенно уступал в политической значимости пополанам. В слой пополанства входили так называемые новые люди, деловые люди. Они не имели аристократических корней, но держали в своих руках ведущие отрасли ремесленного производства, занимались торговлей и банковскими операциями. Путь к экономическому могуществу и общественному влиянию давался тяжелым трудом и требовал незаурядных качеств. Свою деятельность такие люди начинали с роли младших партнеров в торгово-банковских предприятиях старых купеческих фамилий.

В условиях политической нестабильности, частых смен форм правления, в городах-государствах Италии пополаны нередко приходили к власти. Наряду с Советами подеста верховным органом коммуны возникали Советы народа, где представлялись интересы пополанства. В XIV веке в Италии центром зарождающихся капиталистических отношений стала Флоренция. Флоренция с ее миролюбивыми торговцами и ремесленниками, никогда не претендовавшая на роль политического объединения страны, пользовалась большим авторитетом Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского возрождения.

Иваново. 2000. С. 12. Именно Флоренция стала родиной гуманизма. В связи с трансформацией коммун в тирании, пополаны постепенно теряли возможность влиять на государство. Этот процесс, начавшийся в середине XIII века, в XIV веке стал особенно активным. В XV веке Флоренция подобно другим городам-коммунам переживает трансформацию, с 1434 года по 1464 год фактическим правителем становится Козимо Медичи.

В средние века была выработана целостная картина мира, в которой земная жизнь воспринималась как наказание. Человеку на земле отводилась роль созерцателя, занимающегося спасением собственной души. Тело объявлялось источником пороков, поэтому осуждались любые виды земных наслаждений. Все доказательства строились на основе высказываний авторитетных личностей. Новые политические и экономические условия не могли ужиться со средневековыми представлениями о человеке.

В обществе назрела необходимость в изменении этих взглядов и в их философском обосновании. Эту роль выполнили гуманисты. Термин гуманизм происходит от humanus - человеческий, эта эпоха интересовалась самим человеком. В рассматриваемый мною период вторая половина XIV - первая половина XV в. происходило зарождение и формирование гуманистического течения. Первым из гуманистом стал Франческо Петрарка. Вслед за ним, выступила целая плеяда гуманистов, имеющих во взглядах сходный гражданский оттенок.

Цель данной работы заключается в попытке отразить представления ведущих гуманистов второй половины XIV - первой половины XV в.в. о Боге, славе, богатстве, гражданском долге, добродетелях, науках, земных радостях, достоинстве. Так как именно эти вопросы чаще всего стояли в центре внимания и в конечном результате приводили к изменению общего представления о человеке, которое в свою очередь изменило представление о месте человека в мире. В связи с тем, что творчество каждого гуманиста имело свои отличительные черты, стоит по возможности отразить их, и то, что являлось для них общим.

Данная работа основана на анализе трудов виднейших гуманистов второй половины XIV - первой половины XV в. Творчество Франческо Петрарки обширно. Для рассмотрения данной темы использовались следующие источники диалог-исповедь Моя тайна 1342-1343 , где повествуется о душевной борьбе гуманиста, трактат О средствах против всякой судьбы 1354-1360 , в котором, рассматриваются обстоятельства делающие человека несчастливым и способы борьбы с ними, неоконченное Письмо к потомкам, являющееся автобиографическим портретом гуманиста до 1351 года. Кроме того, использовались отрывки из писем гуманиста к Филиппу де Витриако и Томмазо де Мессина.

Взгляды Колюччо Салютати были рассмотрены в его письмах к Бандини де Ареццо, где рассматривается вопрос благородства к Галиено да Терни, где описывается отношение автора к теме государства, затрагиваются темы добродетелей.

Отрывки из писем к Якопо Тедеризи, в котором Салютати говорит о ценности творческого наследия предков к Пелегрино Дзамбеккари и к Андреа Джусти да Вальтерра, в которых автор показывает свое отношение к отшельничеству. Для изучения взглядов Леонардо Бруни были использованы материалы предисловие к переводу Политики Аристотеля, в котором он показывает важность точных переводов и свое отношение к государству, О научных и литературных занятиях, где доказывает, что женщины способны заниматься научной деятельностью наравне с мужчинами, Введение в науку о морали, в котором автор затрагивает вопросы относящиеся к человеческому существованию, рассуждает о добродетелях и пороках и О Флорентийском государстве. У Поджо Браччолини была рассмотрена работа Застольный спор о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедях и ее вступительная часть Введение к застольному спору о жадности, где отражены различные взгляды на этот порок. Также взяты небольшие, но интересные для рассмотрения данной темы отрывки из писем к Гуарино из Вероны и к Никколо Никколи.

Творчество Джанноццо Манетти было рассмотрено по трактату О достоинстве и превосходстве человека, посвященному человеческой душе и телу, и материалу Речь, составленная мессером Джанноццо Манетти и произносимая другими перед высокой Синьорией и Ректорами во дворце, в коей они побуждаются управлять справедливо. Для изучения взглядов Леона Баттиста Альберти были взяты сочинения Религия , Добродетель , Рок и Фортуна, а также отрывок из трактата О достоинстве и превосходстве человека в котором автор показывает важность труда и вред праздного образа жизни.

Основным источником для рассмотрения взглядов Лоренцо Валлы послужил его трактат Об истинном и ложном благе, написанный в форме спора между стоиком, эпикурейцем и христианином, где помимо темы наслаждения, затрагиваются и другие актуальные для данной работы темы. Также использовались трактат О свободе воли, посвященный опровержению средневековой теологической концепции и предисловия к книгам Элеганций. Кроме того, в работе были использованы результаты исследований гуманизма в работах Э. Гарэна и В.Н. Лазарева.

Большая часть материалов была взята из трудов М.Л. Абрамсон, Н.В. Ревякиной, Л.М. Брагиной.

В книге М.Л. Абрамсон От Данте к Альберти рассказывается о формировании итальянского Возрождения. Основное внимание уделено анализу отдельных стадий в развитии Возрождения, характеристике всех рассматриваемых в данной работе гуманистов, и других деятелей эпохи Возрождения.

Дается общая характеристика гуманистического мировоззрения и культуры Возрождения в их главных аспектах. Выявляются специфические черты городской цивилизации в Италии. Раскрывается виденье мира горожанами. Н.В. Ревякина в книгах Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в. и Человек в гуманизме итальянского Возрождения рассматривает взгляды итальянских гуманистов на природу человека, его место в системе мироздания, исследует новое отношение к жизни и смерти, показывает, как менялось отношение к миру. Также была использована книга Ревякиной Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков, в которой раскрываются цели и задачи гуманистического воспитания, нравственного формирования человека.

В книге Итальянский гуманизм Л.М. Брагина показывает итальянский гуманизм в процессе его исторического развития, особенно на тех этапах, когда складывались и крепли принципы нового миропонимания, а гуманизм из идейной тенденции в идеологической жизни вырастал в общественное движение, оказав мощное воздействие на дальнейшее развитие европейской культуры.

Данная работа состоит из вступления, двух глав, заключения, историографии и списка используемой литературы. Во введении обозначается актуальность и значимость темы, как в наши дни, так и в рассматриваемый период, освещаются исторические условия возникновения и формирования гуманизма. Приводится характеристика используемых источников и литературы.

В первой главе рассматриваются взгляды Франческо Петрарки и его роль в возникновении и развитии гуманистической мысли. Во второй главе отражены взгляды гуманистов гражданского направления Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джанноццо Манетти, Леона Баттиста Альберти и гуманиста Лоренцо Валлы. В заключении, исходя из поставленной цели, сделаны выводы. Гл. 1.

Франческо Петрарка - основоположник гуманистических идей

М. О возможном влиянии античности он писал так Благие души, доблести подр... С.11 По этой же причине Петрарка всегда глубоко призирал богатство не ... С. 45 Восхищаясь величием Древнего Рима, Петрарка одновременно горько сет...

Развитие гуманистических взглядов в XV в

На этом посту он пробыл до конца своей жизни. Стремление иметь больше того, что необходимо, может быть полезно общес... Лучшие люди удостоены властью за выдающиеся качества. М. 1989.

Заключение

Заключение Разнообразие античных представлений о человеке было пищей для ума гуманистов. Многие из них не просто восхищались этим временем, но считали его лучшим.

Выступая против тех идей средневековья, с которыми они были не согласны, гуманисты строили свои доказательства на основании идей древних мудрецов. Они не просто передавали их мысли, они спорили с ними, создавали новый взгляд на вещи. Гуманисты считали, что каждый человек может ошибаться и заблуждаться, из этого следует, что каждое утверждение авторитетного человека, несмотря на все его заслуги, должно подвергаться сомнению. Таким образом, отношение меняется от бездумного преклонения к уважению и почитанию.

Задача заключалась в создании нового образа человека. Используя античные представления для формирования своих убеждений, гуманисты создавали новую культуру. Неудивительно, что гуманисты выступали против схоластической склонности к авторитетам, их задача была в создании новых представлений, а не в повторении уже высказанных идей. Гуманисты стремились сделать земную жизнь прекрасной. Петрарка, несмотря на противоречивость, своими рассуждениями дал сильный толчок для следующих гуманистов, подтолкнул в сторону этих представлений.

Происходило коренное изменение взглядов гуманистов на человеческое тело, они разбивали средневековые представления о порочности тела, доказывая обратное. Очень убедителен в этом вопросе Манетти, он восхищался материей, устройством, возможностями человеческого тела. Исходя из того, что человек был создан по образу и подобию Бога, который является творцом, гуманисты приходили к выводу, что он желал создать себе помощника на земле.

Видимо поэтому все гуманисты так высоко ценили трудолюбие, которое воспринималось как благодарность создателю. Пустое созерцание было глубоко чуждо гуманистам. Стремление улучшать окружающий мир выразилось и в появлении гражданских мотивов у гуманистов. Уже первый гуманист Петрарка начинает принимать участие в бурных политических событиях. Однако и уединенная жизнь была для него временем, которого он никогда не стыдился. Не все гуманисты стремились к делам общественным, но все подчеркивали важность труда. Салютати и Бруни большее предпочтение отдавали именно общественному долгу человека.

Браччолини с одинаковым почтением относится и к трудам связанным с управлением государством, и к умственным трудам. Альберти в своем стремлении показать отрицательные стороны праздного образа жизни, особенно убедителен, праздность для него - источник всех пороков. Однако Альберти в силу собственного характера отдавал предпочтение спокойной жизни на вилле. Это не означало, что он отрицал важности государственного служения, однако для себя он выбрал жизнь иную. Трудолюбие ценилось им в любой области человеческой деятельности.

С признанием того, что человек имеет право на изменение окружающего мира, изменился взгляд и на славу. Человеческая слава приобретала характер заслуженной награды, стимула за продолжение дел Бога. Именно таким образом гуманисты в своих рассуждениях оправдывали славу. Однако к этому гуманисты пришли не сразу, у первых из них были только попытки оправдания этого человеческого стремления.

Если рассматривать Петрарку, то у него отношение к славе вызывало противоречивые чувства, с одной стороны он желал ее, всю жизнь стремился добиться признания, однако позднее он осуждал это стремление, так как оно мешало ему достичь райской жизни, противореча христианским догмам. Не сразу принимали славу и последователи Петрарки. Салютати например, был не равнодушен к славе и прав Тенинти, отмечая, что под покровом стыда и скромности скрыты у него гордость и честолюбие Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М. 1977. С. 99 признавая, тот факт, что слава презренна христианству, он считал это стремление порочным.

Он исходил из соображений того, что Бог создал все положительное в человеке, все созданное человеком не является его заслугой. Несмотря на то, что стремление к славе не сразу открыто было признано гуманистами, так как требовалось время на подведение новой базы для ее оправдания, все же существование творческой и научной славы предков признавали уже и Петрарка, и Салютати.

Затем, в изменяющихся условиях, слава стала рассматриваться с точки зрения той пользы, которую человек принес обществу. Однако и тут есть свои отступления. К примеру, Альберти, также признававший возможность человеческой славы, в первую очередь славной называл добродетельную жизнь в кругу семьи. Изменялся взгляд гуманистов и на сами добродетели. В целом уважение к добродетельной жизни у них остается неоспоримым, однако они расходились в оценке отдельных пороков с христианским представлением о них. К примеру, Браччолини рассуждал о том, что жадность в конечном результате может принести пользу государству и гражданам.

Интерес гуманистов к наукам в целом понятен, однако однозначного отношения ко всем им не было. К примеру, Петрарку интересовали только те науки, которые имели отношение к непосредственному изучению человека, такие как риторика, история, языкознание.

Он утверждал, что человеку необходимо для начала разобраться в себе. Развитие гуманистических представлений наложило свой отпечаток и на этот вопрос. Уже Бруни значительно терпимее относился к естественным наукам, кроме того, на первое место он ставил науки изучающие общество, способные принести благо государству в целом. Браччолини особое значение придавал красноречию, этому инструменту, с помощью которого можно воздействовать на окружающих, а Манетти в свойственной ему манере восхищался самим фактом человеческих умений познавать мир. Альберти видел в науках способ отблагодарить бога, считал, что все созданное им обязано быть изученным.

Таким образом, происходило формирование убежденности в важности для жизни человека любых научных знаний. Естественно, что для всех гуманистов было свойственно отдавать предпочтение философии, особенно моральному ее виду. Гуманисты, уделяя в своих трудах такое большое внимание морально-этическим сторонам человеческой жизни, не могли обойти вниманием тему благородства. Естественно, что в новых условиях, когда люди незнатного происхождения достигали вершин общества, эта тема была очень актуальной.

Гуманисты пришли к единому мнению, рассматривали его как черту характера, присущую не только аристократам. Уже Петрарка связывал благородство не с громкой фамилией, а с личными достижениями. Салютати утверждал, что возможность стать благородным, есть и у раба, а путь к нему лежит через добродетели. Очень сходные рассуждения о достижении благородства через добродетельный образ жизни есть и у Браччолини, изложенные им в Книге о благородстве где он убедительно доказывает, что благородство не достигается только знатностью, богатством или славой.

В новых экономических условиях гуманисты часто обращались к теме богатства. Как предмет обсуждения эта тема в гуманистической литературе появляется постепенно. В ранний период основным критерием оценки является моральная сторона вопроса. У Петрарки отношение к богатству выражалось в том, что он не осуждал стремления к роскоши, но из отвращения к трудам и заботам Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка.

Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты, С.95. соглашался вести боле скромный образ жизни, однако, не считал бедность приятной. Петрарка утверждал, что богатство отвлекает человека, порабощает его, мешает покою, считал что неблагоприятные обстоятельства были школой добродетелей, а процветание, напротив школой пороков Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М. 1977. С. 212 В дальнейшем все больше рассматривался вопрос богатства со стороны полезности обществу.

Эти мотивы видны уже у Салютати, хотя он также рассматривал и моральную сторону этого вопроса. Он считал что, богатство, нажитое честным трудом, заслугами перед обществом, не может испортить человека или повредить ему и является воздаянием. Бруни утверждал, что ни богатство, ни бедность не делают людей ни хуже, ни лучше.

Для него богатство является благом, которое ведет человека к достижению счастья. Альберти с одной стороны называл несчастными тех, кто не имеет его, с другой стороны видел в нем фактор, расслабляющий человека, создающий некую иллюзию защиты от всех невзгод, способный навредить. В целом, в процессе развития гуманистической мысли богатство рассматривается как положительное явление. Большое значение на формирование новых взглядов сыграла эпикурейская философия. На ее основе гуманисты отстаивали право человека на земные удовольствия.

Бруни, первым обратил внимание современников на Эпикура. Наслаждение рассматривалось гуманистами на основании того, что может являться стимулом в достижении райской жизни. Эти идеи были активно восприняты Валлой. На мой взгляд, из всех рассмотренных в этой работе гуманистов именно Валла сильнее других отошел от представлений средневековья. Используя все то новое, к чему пришли гуманисты, он в своих рассуждениях уходит значительно дальше.

В представлениях Валлы, человек имеет возможность получать наслаждение и на земле, и в раю. Более того, наслаждение рассматривалось им не как стимул, а как цель. Доказывая естественность наслаждения, он в корне пересматривал все остальные вопросы, связанные с земным существованием. Не сам факт сочетания представлений о райском и земном наслаждении отличает его философию от философии других гуманистов, эти идеи высказывались и до него, а иное виденье добродетелей. Он отвергал добродетельные поступки в случаях, когда они мешали получению наслаждения, и поощрял, если они к нему вели. Им пересматривались гражданские призывы гуманистов к действиям на благо всего общества, на основании законности стремления каждого человека к личному наслаждению.

Человек выступал не продолжателем дел Бога, а эгоистичным существом, цель которого получать максимум удовольствия. Бог рассматривался как источник наслаждения, складывается впечатление, что именно Бог служит человеку, а не наоборот.

В эпоху раннего итальянского гуманизма было оправдано человеческое стремление к земным радостям, человек наделялся функциями творца, что в конечном результате закладывало представление о центральном месте человека в общей картине мира. Источники 1. Петрарка Ф. Письмо к потомкам Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. 2. Петрарка Ф. Моя тайна Франческо Петрарка. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. Сост. и коммент.

Н. Томашевский. М. 1974. 3. Петрарка Ф. О средствах против счастливой и несчастной судьбы Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 4. Петрарка Ф. О невежестве своем собственном и многих других Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 5. Петрарка Ф. Сонет 61 Франческо Петрарка.

Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты. Сост. и коммент. Н. Томашевский. М. 1974. 6. Петрарка Ф. Письмо к Филиппу де Витриако. Падуя 1350, Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 7. Петрарка Ф. Письмо к Томмазо да Мессина Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 8. Петрарка Ф. Письмо к Джильберто ди Парма, папскому грамматику Итальянское возрождение.

Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 9. Салютати К. Письмо к магистру Якопо Тедеризи. Флоренция 1385 ? Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 10. Салютати К. Письмо от 14 июня 1404г. Галиено да Терни Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной.

М. 1985. 11. Салютати К. Письмо от 11 ноября 1403г. к Бандини де Ареццо Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 12. Салютати К. Письмо к Пелегрино Дзамбеккари. Флоренция 1398 Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 13. Салютати К. Письмо к Андреа Джусти да Вольтерра Итальянское возрождение.

Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 14. Бруни Л. Введение в науку о морали Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 15. Бруни Л. О Форентийском государстве Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 16. Бруни Л. Предисловие к переводу Политика Аристотеля Итальянское возрождение.

Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 17. Бруни Л. О науках и литературных занятиях Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 18. Браччолини П. Из письма к Гуарино из Вероны Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина.

Новосибирск. 1975. 19. Браччолини П. Введение к застольному спору о жадности Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 20. Браччолини П. Застольный спор о жадности, расточительстве, о брате Бернардино и других проповедниках Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 21. Браччолини П. Книга о благородстве Итальянский гуманизм эпохи возрождения Сборник текстов.

С. 152. 22. Манетти Д. Речь, составленная мессером Джанноццо Манетти и произносимая другими перед высокой Синьорией и Ректорами во дворце, в коей они побуждаются управлять справедливо Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 23. Манетти Д. О достоинстве и превосходстве человека Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 24. Альберти Л. О зодчестве Практикум по истории средних веков.

Выпуск второй. Пособие для студентов-заочников 2-го курса исторического факультета педагогических институтов. В двух выпусках. Выпуск второй Сост. М.Л. Абрамсон, С.А.Сливко, М.М. Фрейденберг. М. 1988. С.88. 25. Альберти Л. О семье Итальянское возрождение. Гуманизм второй половины XIV века- первой половины XV века Сборник источников Сост. и пер. Н.В. Ревякина. Новосибирск. 1975. 26. Альберти Л. Религия Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной.

М. 1985. 27. Альберти Л. Добродетель Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 28. Альберти Л. Рок и Фортуна Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной. М. 1985. 29. Валла Л. Об истинном и ложном благе Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. 30. Валла Л. О свободе воли Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М. 1989. 31. Валла Л. Элеганции Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения XV век Под ред. Л.М. Брагиной.

М. 1985. Литература 1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М.1979. 2. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского возрождения. Иваново. 2000. 3. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии. Иваново. 1993. 4. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. М. 1977. 5. Ревякина Н. В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе.

О свободе воли Под ред. А.Х. Горфункеля. 6. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. М. 1977. 7. Брагина Л.М. Альберти - гуманист Леон Баттиста Альберти Под ред. В.Н. Лазарева. 8. Лазарев В.Н. Леон Баттииста Альберти Леон Баттииста Альберти Под ред. В.Н. Лазарева. 9. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. М. 1986.

– Конец работы –

Используемые теги: Проблема, человека, эпоху, ранн, Итальянского, гуманизма0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема человека в эпоху раннего итальянского гуманизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации,… Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению… В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать…

Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возрождения
С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности… В целом его философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все… С учетом этого он рассматривал человека, как образ и подобие бога. Особый упор он делал на самопознание (ссылки на…

Великие итальянские художники эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Конференция "Человек, природа, общество, актуальные проблемы" Учитывая этот фактор скорость распространения явлений и осуществление связей, выявляется важнейший аспект проблемы - диффузия нововведений… Этот рациональный тип мировоззрения, был воспринят западными уч ными. С 1960… Однако нельзя не обратить внимание на то, что идеи Лундской школы так до сих пор и не распространились за пределами…
  • Великие итальянские художники эпохи Возрождения Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому не удивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и… Обладал неслыханной и отважной силой, мужской доблестью. Дивно пел, на глазах… Какой счастливец скажут о нем многие и станут вспоминать его любимых князей и королей, искавших с ним знакомства,…
  • Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению — к подлогу.… Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с… Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я…
  • К проблеме здоровья человека. Есть выход? Эпидемия чумы 1347–1351 гг известная под названием «черная смерть», источником которой стали грызуны Средней Азии, в своей основе была эпидемией… Холера, тиф, грипп, корь и оспа – за XIX–XX вв. в общей сложности этими… Последние несколько лет группа ученых из секретной лаборатории Американского центра контроля за болезнями занималась…
  • Проблема человека в современной философии Катастрофическое разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, неожиданное распространение новейших пандемий, грозящих опустошить… Такая ситуация, несомненно, побуждает к размышлению, к попыткам осознать… Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые…