рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ

Работа сделанна в 2001 году

ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ - Реферат, раздел Литература, - 2001 год - Художественное своеобразие пьес Бернарда Шоу Пьесы Неприятные И Приятные. В 1885 Году Шоу Делает Наброски Своей Первой Пье...

ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ. В 1885 году Шоу делает наброски своей первой пьесы Дома вдовца, которая увидела свет рампы лишь в 1892 году. Пьеса была задумана под влиянием Вагнера и должна была повторять в современных условиях сюжет Золотого Рейна. Но в процессе работы замысел был оставлен. Жизнь властно вторглась в надуманную схему, сломала искусственный сюжет, заменила модернизированных вагнеровских героев живыми людьми буржуазными дельцами и их приживальщиками.

Так на смену тщательно задуманным и тщательно написанным, но незрелым юношеским романам пришла, наконец, эта первая драма, отмеченная печатью творческой зрелости.

Недаром ее первая постановка на сцене Независимого театра в декабре 1892 года прошла в бурной, накаленной обстановке, всегда знаменующей рождение прогрессивной драмы. В Домах вдовца я показал, что респектабельность буржуазии и утонченность младших сыновей знати питается нищетой трущоб, как муха питается гнилью пишет Шоу в предисловии. Молодой ученый, аристократ Трэнч, влюбляется в капризную, надменную Бланш, дочь владельца трущоб богача Сарториуса.

Он с отвращением убеждается, что состояние его будущего тестя составлено из жалких грошей бедняков, населяющих непригодные для жилья трущобы. Но Дома вдовца - пьеса без положительного героя. Тренч, который по первоначальному замыслу должен был стать антагонистом Саториуса, не становится им. Он сначала питает некоторую иллюзию самостоятельности и даже наивно предлагает Бланш существование на его собственные честные доходы. Но вскоре он убеждается, что это честные доходы имеют тот же самый источник трущобы Саториуса построены на земле тетки Тренча, и его земельная рента вытягивается из тех же самых бедняков, обитателей трущоб.

Похоже, что мы все тут - одна шайка - восклицает Тренч. Он быстро капитулирует, женится на Бланш и заключает с Саториусом выгодную сделку. Может быть, наиболее интересный и оригинальный образ пьесы Бланш Саториус недаром громы и молнии реакционной критики обрушились на Шоу именно из-за нее. Это полная противоположность традиционной кроткой и нежной героине.

Бланш натура эгоистическая, способная приходить в дикую ярость, склонная одновременно и к примитивной страсти, и к холодной расчетливости, но в конце концов готовая пожертвовать любой страстью ради денег и комфорта. Чувственность и грубость, характерные для Бланш, вызывали ужас современников. О Шоу родилась легенда как о женоненавистнике. Первая попытка создания положительного героя была сделана Шоу в Профессии г-жи Уоррен 1894 в образе Виви Уорен. В этой пьесе ощущается возросшее мастерство, конфликт в ней приобретает глубокий, трагический характер.

Молодая девушка Виви, только что окончившая колледж, делает страшное открытие она узнает, что ее мать содержательница публичных домов. Удар за ударом обрушивается на Виви. Она убеждается, что мать ни за что не бросит своего позорного занятия, хотя уже скопила громадное состояние узнает, что старый компаньон матери, капиталист и баронет Крофтс, нагло претендует на брак с Виви что сын пастора Фрэнк, которого она любит, является, возможно, ее братом.

И, что самое страшное, перед Виви открывается мир гнусных буржуазных отношений, в котором наиболее грязные профессии пользуются особенным успехом. Виви находит в себе силы отвергнуть грязные деньги матери и заняться честным самостоятельным трудом. В пьесе сказалось отвращение Шоу к мелодраматическим эффектам и трагическим развязкам. Концовка пьесы кажется даже довольно обыденной молодая девушка, порвавшая с матерью и своей средой, одиноко сидит в конторе над расчетными книгами.

Профессия г-жи Уоррен подверглась гонениям буржуазной критики, прессы и цензуры. В Англии долго запрещали ее постановку. Возмущение буржуазии непристойной, безнравственной пьесой объяснялось вовсе не ее безнравственностью, а ее социальной остротой. Шоу сумел показать, что основой всевозможных уродств и преступлений в буржуазном мире является капиталистическая экономика. Именно она делает наиболее выгодными самые отвратительные профессии. Дома вдовца, Профессию г-жи Уоррен и третью пьесу Волокита 1893 Шоу объединил в цикл, который он назвал Неприятными пьесами.

Это были годы, когда Шоу искал отклика на обуревавшую его ненависть к капитализму всюду в Капитале Маркса, в пьесах Ибсена, в операх Вагнера, в стихах Блэйка и Шелли. Не удивительно, что Неприятные пьесы, написанные в таком настроении и с такими мыслями, отличаются беспощадным реализмом и навсегда останутся одной из вершин английской драматургии.

Следующий цикл Шоу Приятные пьесы. В него вошли Война и человек 1894, Кандида 1895, Избранник судьбы 1895 и Никогда вы не можете сказать 1895. Название Приятные пьесы исполнено скрытой иронии, так как и в этом цикле мы встречаемся с достаточно резкой критикой буржуазной морали, буржуазных идеалов. В пьесах этого цикла впервые отчетливо проступает антимилитаристская тенденция Шоу, стремление разоблачить мнимую героику захватнических войн. Пьесе Война и человек Шоу был обязан своим сценическим успехом и всеобщим признанием.

Она была поставлена в 1894 году на сцене Независимого театра. Успех был сенсационный. Среди зрителей присутствовал американский актер и режиссер Мэнсфилд вернувшись в Америку, он немедленно поставил пьесу Шоу в Нью-Йорке, где она так же прошла с огромным успехом. В Англии общий энтузиазм, вызванный пьесой, скоро охладел буржуазия поняла, наконец, антивоенную направленность пьесы и в страхе отступила. Но пьеса Война и человек шла уже на многих европейских сценах. В Австрии Оскар Штраус превратил ее в оперетту Галантный солдат, которая затем появилась на английской сцене под названием Шоколадный солдатик.

В этой пьесе Шоу замыслил противопоставить идеалиста и реалиста, показать торжество делового человека над романтиком. Подлинный героем грез мечтательной героини а заодно и богатой наследницы Райны Петковой оказывается не пылкий офицер Саранов с его шумным геройством, а спокойный, насмешливый Блюнчли, швейцарский солдат на сербской службе.

Свою пьесу Шоу начинает удачной, увлекательной сценой, впервые обнаруживая у себя присущее ему чувство экспозиции преследуемый болгарскими солдатами сербский офицер прячется в комнате болгарки Райны. Сцены, когда Райна чувствует жалость к незнакомцу и спасает его от преследователей, написаны с большой драматической силой. Шоу заставляет читателя полюбить своего героя двумя приемами воззвав к человечности, показав страдания живого человека и бессмысленность войны, но так же и романизируя своего героя и его судьбу.

Огромное достоинство пьесы ее блестящее техническое мастерство, обилие комедийных ситуаций и неожиданных поворотов действия. Важной стороной пьесы стала ее антивоенная направленность. В этот период в Английской литературе особенно активизировались агрессивно- империалистические тенденции. Пропагандисты британского империализма стремились создать реакционно-романтический культ захватнической войны. Против этой пропаганды и выступает Шоу. Сцены войны, скупо намеченные в пьесе, даны так, что перед читателем или зрителем встают картины нечеловеческой жестокости и заставляют почувствовать отвращение к войне.

Кандида 1895 более сложная и противоречивая пьеса. Создавая ее Шоу меньше всего заботился о технических приемах или сценическом успехе. Многим она показалась не сценичной, многих поставила в тупик, приводила в недоумение. И вместе с тем это, пожалуй, самая задушевная пьеса Шоу. В пьесе разоблачено лицемерие внутреннего уклада буржуазной английской семьи.

Двум мужчинам идеалистам противопоставлена женщина реалистка, носительница материнского начала, Кандида. Ее материнская сущность проявляется в отношении к окружающему миру, ко всем людям. Ее любовь к мужу, пастору Мореллу, давно уже приобрела материнский оттенок. Для нее это образцовый христианин и великолепный оратор ни в коей мере не является авторитетом. И так же по матерински относится Кандида и к юному поэту Марчбэнксу. Она готова слушать часами его стихи об ангелах и мадоннах, которые интересуют ее не больше, чем проповеди мужа, она стремится окружить теплом и уютом бездомного скитальца.

Ее жалость к нему далека от любовного влечения. К миссии и проповедям мужа Кандида относится предельно иронически. Презрение к буржуазной аудитории достопочтенного Морелла перерастает у нее в презрение к бессилию христианства. Пастор Морелл выступает, упиваясь собственным красноречием и не добиваясь никаких практических результатов. Трудно представить себе более слабого и никчемного человека, воображающего себя пророком и другом бедняков.

Шоу явно отдает симпатии идеалисту другого рода, поэту Марчбэнксу. Он противопоставляет этого юношу, бродягу и мечтателя пастору Мореллу. Бунтующая гордая юность противопоставлена мещанскому благополучию и прописной морали. Недаром именно Марчбэнкс сумел разглядеть с первого взгляда фальшь семейного быта Мореллов. Он надеется, что Кандида уйдет с ним от мужа. В этом сказывается романтическая наивность Марчбэнкса. Кандида давно понимает подлинную сущность своего мужа, но она жена и мать, а поэтому сознательно сохраняет семейные иллюзии. 4. ПЬЕСЫ ДЛЯ ПУРИТАН В 1897 году была написана пьеса Ученик дьявола, в 1898 году Цезарь и Клеопатра, в 1899 году Обращение капитана Брассбаунда.

В 1900 году все три пьесы вышли отдельным сборником, озаглавленным Пьесы для пуритан. В предисловии Шоу обьясняет смысл общего заглавия и обрушивается на современную ему драматургию, насыщенную эротикой. Возмущение Шоу и его критика направлены против декадентской драматургии, которая прикрывалась проблемностью и психологизмом, а на самом деле сосредотачивала внимание публики на вопросах пола. Шоу подчеркивает, что он не ханжа и не боится изображения чувств.

Но он против сведения всех действий героев к одним любовным побуждениям и мотивам. Шоу обращается к героическим пуританским традициям времен Кромвеля, Мильтона и Беньяна. Себя он причисляет к пуританам, готовым бороться за святость искусства под пуританами он имеет здесь ввиду людей передовых, нравственных и идейных.

Я пуританин во взгляде на искусство - пишет Шоу. Его борьба с эротическим характером литературы была не случайна. Дикие извращения и убийства в буржуазном быту, сведение всех жизненных вопросов к проблемам любви и смерти в декадентской живописи и литературе, разнузданная эротика, пропитавшая искусство все это было признаком разложения и распада, сопутствующих росту империализма. И передовые писатели считали своим долгом бороться с этой мутной волной.

В сборнике Пьесы для пуритан шоу предлагает вниманию читателей драмы, герои которых не руководствуются сексуальными мотивами. Благородная самоотверженность Ричарда Даджена и природная доброта леди Сесили становятся источником их великодушия и бесстрашия. Политические соображения доминируют и у Цезаря, и у совсем еще юной Клеопатры над другими побуждениями и чувствами. Таким образом, раскрытие всей многогранности человеческих чувств одна из сильных сторон Пьес для пуритан.

Воззвав к героическому пуританству времен Мильтона и Беньяна, Шоу в то же время заклеймил в своих пьесах пуританство торгашеское, мещанское, убивающее всякую радость жизни. Драма Ученик дьявола - одна из лучших и наиболее сценичных драм Шоу. В ней сочувственно изображена борьба североамериканских колоний за независимость. Эта пьеса насыщена прямым, резким действием, бурными переходами от спокойствия к ужасу и несчастью, трагическим пафосом. В угрюмом доме американской пуританки миссис Даджен вырос гордый бунтарь, полный любви к людям и ненависти к угнетателям Ричард Даджен.

Это один из парадоксов живой действительности, которые всегда так привлекали Шоу. В лице миссис Даджен и ее старшего сына противопоставлены затхлое, торгашеское, ханжеское пуританство и пуританство героическое, революционное. В пьесе несколько парадоксально освещена и тема призвания - подлинное призвание обнаруживается в решающие моменты жизни. Основной вклад и поучение пьесы во всех Пьесах для пуритан имеется своеобразное поучение мы встречаем в конце, в словах другого героя, пастора Андерсона Только в грозный час испытания человек познает свое истинное назначение.

И хотя Шоу говорит о внезапном раскрытии призвания, он с первых же сцен отмечает в ремарках и диалогах черты обоих героев, позволяющие предугадать их призвание. Ричард Даджен аскет и фанатик. Он живет один, окруженный ореолом тайны и ужаса в глазах пуритан. Он тщательно скрывает свое главное чувство мучительную жалость к детям, плачущим женщинам, страдающим людям, но эта жалость часто прорывается в его действиях и словах.

Это человек, рожденный для одиночества и самопожертвования. Пастор Андерсон любит уют и мирное веселье, он женился по любви на хорошенькой женщине и вызвал этим благочестивое негодование своих прихожан. Он втайне купил порох и пистолеты, когда до него дошли слухи о восстании. Речь его остается при всех обстоятельствах спокойной и веской, а в минуту волнения в ней прорывается чисто солдатская резкость он посылает к черту свой сан и очень иронически реагирует на намерение своей жены молиться.

Именно умеренный и осторожный пастор, еще вчера говоривший прописные истины и мирно распивавший чай со своей женой Джудит, а не пылкий Даджен, становится организатором восстания. Он оказывается тем положительным героем реалистом, которого предлагает своим читателям Шоу. Часть своего предисловия к Пьесам для пуритан, посвященную Цезарю и Клеопатре, шоу озаглавил Лучше, чем Шекспир.

В нем он обрушивается на трагедию Шекспира Антоний и Клеопатра. Раздражение Шоу направлено в этой статье не столько против Шекспира, сколько против декадентской литературы и искусства, насыщенных эротикой и пессимизмом. Конкретная полемика с трагедией Антоний и Клеопатра почти отсутствует в пьесе Шоу. Значительней и глубже полемика с другой трагедией Шекспира Юлий Цезарь. Именно Цезарь, а не Клеопатра является новой попыткой создания положительного героя реалиста.

В своей драме устами бога Ра Шоу прямо осуждает кровавую политику империализма, политику захватнических войн. Выступая перед английской аудиторией бог Ра напоминает англичанам, что 20 веков назад в Египте стояла римская армия, как ныне там стоит британская армия. Ра грозит захватчикам гибелью и расплатой. Вся пьеса направлена против войн и насилия. Цезарь воспринимает войну как отвратительную неизбежность, он возмущен вероломным убийством Потина и говорит Клеопатре Ты развязала убийство И убийство будет порождать убийство пока боги не устанут от крови и не создадут породу людей, которые, наконец, научатся понимать.

В пьесе Шоу Цезарь относится к Клеопатре почти отечески. Его любовь к ней носит характер платонического восхищения, пока не переходит в презрение, вызванное ее коварством. Цезарь и Клеопатра противопоставлены в пьесе как носители различных методов управления. Цезарь гуманист и осторожный политик. Клеопатра деспотична, полна вероломства, мстительна и недальновидна.

В драме Обращение капитана Брассбаунда Шоу пытается доказать, что с кровавым и грязным миром империализма можно успешно бороться не прибегая к активному сопротивлению, только силой доброго примера и глубокой человечности. Для главной героини леди Сесили, как и для Кандиды, характерно материнское отношение к окружающим только в экзотических условиях Африки с ним соединяется полное бесстрашие. Леди Сесили равнодушна к опасности и не верит в нее. Она начинает добродушно болтать с пиратами, разбойниками, арабскими фанатиками и моментально устанавливает с ними наилучшие отношения.

В то же время леди Сесили реалистка, по терминологии Шоу. Эта наивная святая женщина прекрасно разбирается во всех эгоистических побуждениях и экономических расчетах людей. Попытка Шоу разрешить противоречия современности, создав образ благородной и смелой чудачки, покоряющей всех своей добротой, носит утопический характер. В реальных условиях колониальной борьбы и империалистического варварства ее попытки всех примирить, все сгладить были бы обречены на провал.

Этой африканской утопией был завершен цикл Пьес для пуритан, пронизанных отвращением к насилию и войне. 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественное своеобразие пьес Бернарда Шоу

Бернар Шоу вывел английскую драму конца XIX в. из тупика, созданного коммерческими театрами и развлекательными или сентиментальными пьесами, он… Еще до начала первой мировой войны английская буржуазная интеллигенция… Все они, так или иначе связаны с Бернаром Шоу, вдохновлены его примером. 2. НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ Бернард Шоу…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПЬЕСЫ НЕПРИЯТНЫЕ И ПРИЯТНЫЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ. Бернард Шоу родился в Ирландии в 1856 году. Огромную, разветвленную семью Шоу в Дублине все знали. Среди них было много священников и торговцев, был один баронет. Отец писа

ПЬЕСЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
ПЬЕСЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА. В 1903 году Шоу создал комедию Человек и сверхчеловек. Героиней он сделал буржуазную барышню, занятую ловлей жениха, и показал ее действия как служение жизненной силе, инстинк

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ТВОРЧЕСТВА
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ТВОРЧЕСТВА. В разгар всеобщего кризиса как в Англии, так и во всех капиталистических странах, в июне 1931 года Шоу закончил новую политическую пьесу Горько, но правда. Эта пье

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги