Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского

Содержание Введение 3 Основная часть 1. Эстетика цвета 2. Поэтика цвета в поэме в прозе Печаль полей 3. Поэтика цвета в поэме Движения 34 Приложение .42 Заключение 45 Список использованной литературы 49 Введение Неповторимость творческих исканий рубежа веков привела к формированию новых неоднородных литературных направлений разных типов реализма, течений модернизма . Одним из новых течений того времени было течение нового реализма.

Что же представлял собою этот новый реализм начала XX века? Новаторство литературы этого времени было отмечено критикой. Е. Колтоновская писала в 1913 году Старый вещественный реализм, достигший у больших художников пышного расцвета, отжил своё и в целом невозвратен. Литератор нащупывает теперь возможность нового одухотворенного реализма 1. Молодые писатели впитывали в себя опыт прошлого, использовали все духовные достижения классиков XIX века и продолжали их гуманистические традиции.

Для литературы начала XX века характерно обращение в область других смежных с литературой искусств. Таких, как музыка, живопись, театр. У истоков обновляющейся прозы стоит классик русской литературы Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, посвятивший литературе более шестидесяти лет своей жизни. Исследователи называют его в одном ряду с такими непревзойденными писателями, как М. Горький, Ив. Бунин, Л. Андреев, Е. Замятин, А. Ремизов.

Как писатель, С.Н. Сергеев-Ценский сложился в отрочестве, когда на него влияли Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев. Дальше этих четырех я так и не пошел, оттолкнувшись от них, я выступил со своим приемом письма, которые дореволюционные критики окрестили неореализмом 2. Интересен тот факт, что Сергеев-Ценский считал себя автором одного произведения и незадолго до смерти 26 октября 1958 г. писал А. Прямкову, что все произведения даже молодые стихотворения в прозе Лесная топь , Движения , Молчальники, все на одну тему - Преображение России 3. Свое своеобразие он четко определял так Из меня получился художник-красочник, пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие 4. Первым, кто оценил талант этого самобытного и одаренного писателя, был М. Горький.

Первое известное письменное высказывание Горького о творчестве С.Н. Сергеева-Ценского относится к 1912 году. В письме Горького к Недолину С.А. Попереку мы читаем О Ценском судите правильно это очень большой писатель самое крупное, интересное и надежное лицо во всей современной литературе.

Эскизы, которые он ныне пишет к большой картине, и дай бог, чтобы он за нее взялся! 5. И уже в письме к самому Сергееву-Ценскому Горький называл его большим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа - живописцем, каких ныне нет у нас. Пейзаж ваш - великолепнейшая новость в русской литературе 6. И именно Горький впервые обратил внимание на неправильное, ошибочное отношение дореволюционной критики к Сергееву-Ценскому Человек оригинального дарования, он первыми своими рассказами возбудил недоумение читателей и критики.

Было слишком ясно, что он не похож на реалистов Бунина, Горького, Куприна, но ясно было, что он несроден и символистам - несколько запоздалым преемникам французских декадентов. Подлинное и глубокое своеобразие его формы, его языка поставило критиков перед вопросом кто этот новый и как будто капризный художник? Куда его поставить? И так как он не вмещался в привычные определения, то критики молчали о нем охотнее, чем говорили 7. Однако на страницах таких журналов, как Русская мысль , Русское богатство , Весы и других появлялись критические статьи о Сергееве-Ценском и его произведениях.

Судя по ним, авторы были очень разноречивы в оценке метода и стиля писателя. Причем заметна следующая тенденция одни литературные критики реалистического толка считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, отрицательное влияние декаденства А. Горнфельд, В. Келдыш, Е. Колтоновская. Например, А, Горнфельд о творческом пути Сергеева-Ценского писал Он колебался, он метался, он то не верил своему читателю и грубо, по-детски ставил все точки над i, все договаривая до конца и ничего не давая ему додумывать самостоятельно то он чересчур доверялся своему читателю, весь отдаваясь произволу этого читательского творчества он был и декадентски-манерен и морально-традиционен 8. Другие, поддерживающие модернизм, напротив, находили, что он впадает в крайности натурализма В. Брюсов, Эллис 9. Например, Эллис считал, что Сергеев- Ценский опускался до грубого реализма. Третьи писали о влиянии или просто прямом подражании другим писателям, в частности Л. Андрееву10. Например, как эпигонское рассматривал творчество Сергеева-Ценского В. Воровский.

В статье Нечто о г. Сергееве-Ценском писатель был назван большим недостатком Леонида Андреева. Критик писал Сергеев-Ценский, бесспорно, не бездарность. Но он относится к категории тех несчастных талантов, которые вместо того, чтобы найти свое творческое я - свое содержание и свою форму цепляются за клочок чужого я и стараются выкроить себе из него литературный костюмчик 11. Оценки творчества Сергеева-Ценского в послереволюционный период менее разнообразны и немногочислены. В 1931 г. выходит статья М. Бочачер Певец обреченных, где констатируется то, что Сергеев-Ценский несмотря на мастерство слога, не в силах создать ценные в историческом смысле, художественные вещи. Все его творчество - это идеологическая агентура классового врача 12. В. Гоффеншефер в 1933 г. по поводу вышедшего сборника Движения написал статью, в которой размежевывал мрачный пессимизм Л. Андреева и пессимизм Сергеева-Ценского, окрашенный большим лиризмом 13. Лишь после смерти писателя в 1958 году стали выходить фундаментальные работы очерки, воспоминания, монографии о Сергееве-Ценском и его творчестве.

Интересны работы ценсковедов - М. Вайсерберга и И. Тартаковской, П. Плукша, Г. Макаренко, И. Шевцова и других исследователей.

Общим в оценках начала, середины и конца XX века было признание живописного начала в произведениях этого классика русской литературы.

В 1910 году вышла статья В.П. Кранихфельда, в которой С.Н. Сергеева-Ценского он называл поэтом красочных пятен и утверждал, что в пейзажной живописи среди современных наших беллетристов у него нет соперника.

В его пейзажах в полном блеске выражается его изумительная чуткость к краскам, к их таинственным сочетаниям и переходам.

В них так много воздуха, неба, что они кажутся насыщенными светом, и каждое красочное пятно при полной гармонической согласности со своей картиной живет своей особой, цельной и завершенной жизнью. Здесь, среди богатой, своеобразной жизни красок, совершается перерождение и самого человека 14. Р.В. Иванов-Разумник в статье Жизнь надо заслужить отмечал, что Сергеев-Ценский - самый плотяной из всех современных русских писателей краски у него тоже плотные, яркие.

И он любит эти яркие пятна красок 15. Интересна работа Н.И. Замошкина, составителя 10-томного собрания сочинения С.Н. Сергеева-Ценского, с выразительным названием Огонь в одежде слова. В ней он характеризует писателя, как поэта северный, лесной, хвойный, болотный тишины в первые годы своей деятельности.

В зрелые годы он поэт многоцветного, облитого солнцем юга. Его поэтика света, его солнцепоклонничество не просто пейзажны, но идейно внутренне связаны со всем содержанием его произведений Человек и солнце два неразделимых начала бытия. Мне кажется, что и Сергеев-Ценский может долго, не мигая смотреть в самый жар солнца, различая его спектр, а потом перевести его в слова, добиваясь в пейзажах рембрандтовского свечения 16. В настоящее время интерес к творчеству С.Н. Сергеева-Ценского не угасает.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина проводятся научные конференции преподавателей и аспирантов, молодых ученых, посвященные этому писателю, прославившему тамбовскую землю. Кроме того, защищаются диссертации, дипломные проекты, пишутся курсовые работы, раскрывающие своеобразие прозы Сергеева-Ценского. Среди работ последних лет следует отметить работы ценсковедов Л.В. Хворовой Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х - начала 30-х годов мир художника, реальность бытия Е.А. Прониной Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского поэтика неореализма Е.А. Зверевой Роман С.Н. Сергеева-Ценского Обреченные на гибель, нравственно-философский и поэтический контекст. В последней работе меня привлек анализ символического смысла цветовой палитры романа.

Высказывается предположение о том, что в основе Обреченных на гибель лежит взаимосвязь четырех цветов - серого серебряного красного золотого желтого и голубого. Каждый из этих цветов в романе символизирует какую-либо стихию серый - Землю, красный - Огонь, золотой - Небо, голубой - Море. Символом всецветного, вечно-живого бытия в художественной системе Сергеева-Ценского Зверева называет радугу, причем подчеркнуто четырехцветную.

Анализ символики цвета позволил сделать вывод о ведущих линиях романа. Целью моей дипломной работы является осмысление своеобразия ранней прозы С.Н. Сергеева-Ценского через анализ поэтики цвета двух узловых и центральных произведений 1910-х годов поэмы в прозе Печаль полей и поэмы Движения. Цель диктует и задачи дипломной работы - определить реальное и символическое значение основных цветов в поэмах Печаль полей и Движения - рассмотреть приемы и изобразительно-выразительные средства, включающие колоронимы - на основании вышесказанного сделать вывод о общем колорите произведений в ранней прозе Сергеева-Ценского-художника.

Структура работы включает введение, основную главу, состоящую из трех параграфов, заключение и список использованной литературы, содержащий 64 источника.

Примечания1 Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 Отд. 1 С. 95. 2 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 304. 3 С.Н. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве Тамбов, 1963 С. 3. 4 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 305. 5 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1955 Т. 3 С. 566. 6 Сергеев-Ценский С.Н. Указ. соч. С. 572. 7 Сергеев-Ценский С.Н. Указ. соч. С. 595. 8 Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского Русское богатство 1913 12 С. 121. 9 Эллис Наши эпигоны.

О стиле, Л. Андрееве, Борисе Зайцеве и о многом другом Весы 1908 2 С. 65 Брюсов В.Я. Ответ Брюсов В.Я. Собр. соч. в 2 т М 1987 Т. 2 С. 310. 10 Цит. по Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского Литературный критик 1935 3 С. 24 Останин Н. С. Сергеев-Ценский Весы 1908 2 С. 83-84 Колтоновская Е. Из новейшей литературы. Сергеев-Ценский Русская мысль 1913 12 С. 97. 11 Шпрыгов Ю.М. С.Н. Сергеев-Ценский и Л. Андреев Русская литература 1976 1 С. 200. 12 Бочачер М. Певец обреченных О творчестве С. Сергеева- Ценского Русский язык в советской школе - 1931 4 С. 48. 13 Гоффеншефер В. Движение на месте Лит. критик 1933 3 С. 134. 14 Кранихфельд В.П. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 Отд. II С. 118. 15 Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить Заветы 1913 9 Отд. II С. 132. 16 Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова Дружба народов 1965 6 С. 90.

Основная часть

Основная часть 1.

Эстетика цвета

Исследование цвета в этом случае предполагает анализ всех художественн... С. Многие из критиков дореволюционного периода указывали на пессимизм поэ... Хотя Ознобишин и знал, что кровь Игната была не на лебеде около завода... Летом - это цвет неба.

Поэтика цвета в поэме Движения

Поэтика цвета в поэме Движения. И это значение оно удерживает на протяжении всей поэмы. И именно здесь в Тростянке Антон Антоныч пил что-то невиданное, что пл... После ареста и возвращения героя в Анненгоф душевное состояние его пер... 15.

Приложение

Приложение Спектр цветов в поэме Печаль полей С.Н. Сергеева-Ценского в процентном соотношении Таблица 1 Ц В Е Т КРАСНЫЙ 15,7 БЕЛЫЙ 14,8 ЖЁЛТЫЙ 12,5 СИНИЙ 10,1 ЧЁРНЫЙ 9,9 СЕРЫЙ 9 ЗЕЛЁНЫЙ 5,8 ЛИЛОВЫЙ 4,3 РОЗОВЫЙ 4,3 ЗОЛОТОЙ 4,1 КОРИЧНЕВЫЙ 2,9 ГОЛУБОЙ 2,9 СЕРЕБРЯНЫЙ 1,4 Спектр цветов в поэме Движения С.Н. Сергеева-Ценского в процентном соотношении Таблица 2Ц В Е Т ЖЁЛТЫЙ 15,3 СЕРЫЙ 14,4 ЧЁРНЫЙ 13,7 КРАСНЫЙ 13,4 СИНИЙ 12,8 БЕЛЫЙ 11,2 ЗЕЛЁНЫЙ 6,7 ГОЛУБОЙ 5,1 ЗОЛОТОЙ 3,5 РОЗОВЫЙ 1,9 КОРИЧНЕВЫЙ 1,3 ЛИЛОВЫЙ 0,6 ПОЭМЫ С.Н. СергеевА-ЦенскОГО ПЕЧАЛЬ ПОЛЕЙ И ДВИЖЕНИЯ ТАБЛИЦА ОТТЕНКОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ В ГРУППЫ Таблица 3 Ц В Е Т О Т Т Е Н К И Печаль полей 1909 Движения 1910 КРАСНЫЙ Маково-красный, красно-ватый, вишневый, алый, рубиновый, червонный, красно-оранжевый, пунцовый Пунцовый, вишневый, червонный, притушенно-красный, терракотовый СИНИЙ Светлосиний, синенький, мутно-матово-синий, сине-ватый, синевато-белый, ва-сильковый, иссиня-темный Иссиня-темнозеленый, темносиний, синенький, индигово-синий, синеватый, иссиня-серый ЖЁЛТЫЙ Ржавый, рыжий, желтова-тый, изжелта-розово-голу-бой, палевый, оранжевый Ржавый, рыжий, изжелта-розовый, медный, рыжева-тый, палевый, оранжевый ЗЕЛЁНЫЙ Зеленоватый Темнозеленый, зеленень-кий, густозеленый, зеленовато-золотистый, зеленоватый ГОЛУБОЙ Голубенький - СЕРЫЙ Темносерый, сизый, се-ренький Сизый, мышиный БЕЛЫЙ Белесый, беленький Беленький ЧЁРНЫЙ Заплаканно-черный, черненький Черненький, почернелый ЗОЛОТОЙ Золотистый, позолоченный Золототканый КОРИЧНЕВЫЙ Карий, бурый, русый, кау-рый, коричнево-красный Караковый, вороной РОЗОВЫЙ Розово-желтый Розово-синий ЛИЛОВЫЙ Лилово-сизый, сиреневый, фиолетовый Влажно-лиловый СЕРЕБРЯНЫЙ Серебристый, пепельный, осеребренный - ЗаключениеС.Н. Сергеев-Ценский - классик русской литературы, посвятивший литературе около 60 лет. Широким кругам читателей он стал известен, как создатель многотомной эпопеи Преображение России. В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы.

Этот стиль вызвал разногласия среди литературных критиков того времени одни считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, причем отрицательное влияние декадентства другие находили, что он впадает в крайности натурализма третьи полагали, что на его творчество оказало влияние творчество других писателей Ф. Достоевского, Л. Андреева. В послереволюционный период оценки творчества С.Н. Сергеева-Ценского менее разнообразны.

Художественный метод писателя оценивается, как реалистический, а влияние символизма, как временное.

В конце 1980-х годов наметилась тенденция рассматривать метод С.Н. Сергеева-Ценского, как синтез реализма и символизма, т.е. как неореализм.

В настоящее время интерес к произведениям этого писателя не угасает проводятся конференции научных работников и молодых ученых, защищаются диссертации и дипломные работы, пишутся курсовые, посвященные его творчеству.

В своих произведениях Сергеев-Ценский выступал как мастер и художник словесных полотен. Известны слова М. Горького о нем Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа - живописцем каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш - великолепнейшая новость в русской литературе 1. В своей работе я обратилась к поэтике цвета в прозе С.Н. Сергеева-Ценского 1910-х годов в поэме Печаль полей и повести Движения. В них Сергеев-Ценский показал себя, как писал В. Кранихфельд, сложившимся большим и оригинальным художником 2. Вопрос о цвете интересовал ученых разных областей знаний.

При анализе цвета с точки зрения литературоведения необходимо помнить, что текст - художественное целое, и цвет является одним из элементов художественного единства, также рассматривать следует все способы выражения цвета эксплицитные и имплицитные. Применимы к художественному тексту и принципы организации цветового пространства в теории живописи, например, взаимоотношения красок.

Ключевым для анализа произведений Сергеева-Ценского представляется понятие Е.Н. Трубецкого умозрение в красках, характерное для русского искусства 1910-х годов.

В своих произведениях художник выступает как краснописец термин Сергеева-Ценского, т.е. художник, умеющий красиво писать.

Общий характер сочетания цветов в многокрасочных произведениях Ценского можно охарактеризовать как яркий.

Все цвета внутри произведений движутся и взаимодействуют. Основными в поэме Печаль полей являются следующие цвета красный, белый, желтый, синий, составляющие более 50 от всех колоронимов всего выделяется 345 колоронимов. Реальное значение этих цветов расширяется до символического. например, на красный - цвет жизни - наслаивается символический смысл вещего, предупреждающего о смерти.

Цветовой контраст с красным цветом составляет белый. Один присущ жизнерадостной Маше, другой - безжизненной Анне. Белый и черный, употребляясь часто в пределах одного предложения, выступают как антагонисты. Белый противопоставляется черному, как Ознобишины и народ. Желтый, с одной стороны показатель болезненного состояния всего живого на земле, с другой - становится аккумулятором солнечной энергии. Синий цвет в поэме также имеет двоякое значение в действительности это цвет неба, цвет святой водицы. Связь синего с желтым приводит к обогащению первого символическим значением с отрицательным смыслом.

В Движениях желтый цвет и по статистике и по значимости перемещается на первое место. Яркие красный, синий уходят на второй план, происходит передвижение цветов. Но все же основную трехцветку составляют цвета - желтый теплота-сырость-мелькание-жизнь, зеленый хвойная зелень-тишина-холод-смерть и голубой рок-БОГ-небо. Символический характер цветов завершает реально изображенные жизненные явления.

Цвет также является одним из средств раскрытия душевного состояния героев - Ознобишиных в Печали полей и Антона Антоныча в Движениях. В этих двух произведениях С.Н. Сергеев-Ценский использует приемы цветового и графического контрастов, сочетания цветов, перехода одного цвета в другой. Они насыщены красочными эпитетами, индивидуальными метафорами и сравнениями. В целом манеру письма С.Н. Сергеева-Ценского можно охарактеризовать как живопись с элементами цветописи. Примечания1 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч В 10 т М 1958 Т. 3 С. 572. 2 Кранихфельд В. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 С. 108. Список использованной литературы11 Литература распределена по следующему принципу I - художественные тексты II - критические статьи, исследования по творчеству С.Н. Сергеева-Ценского III - литература по теории цвета IV - словари, энциклопедии. I. 1. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т. Вступ. ст. В. Борисовой М 1955 Т. 3. 2. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве Статьи и воспоминания Симферополь, 1956. 3. Сергеев- Ценский С.Н. Собр. соч. В 12 т. Вступ. ст. В. Козлова М 1967 Т. 1 2. 4. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества Статьи, воспоминания, письма Симферополь, 1969. 5. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно М 1975. 6. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981. II. 7. Бочачер М. Певец обреченных О творчестве С. Сергеева-Ценского Русский язык в советской школе - 1931 4 С. 33-48. 8. Вайсерберг М Тартаковская И. Сергеев-Ценский - художник Ташкент, 1977. 9. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценского Кредо Тамбов, 1996 6-7 С. 9-17. 10. Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского Русское богатство 1913 12 С. 121-152. 11. Гоффеншефер В. Движение на месте Лит. критик 1933 3 С. 134-135. 12. Дробчик И. Мастер пейзажа Русская речь 1978 3 С. 30-32. 13. Жиляев Г. Повесть С.Н. Сергеева-Ценского Движения и ее место в прозе 10-х годов Материалы 3-й научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского Крым, 1968 С. 55-61. 14. Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова Дружба народов 1965 6 С. 90. 15. Зверева Е. Роман С.Н. Сергеева-Ценского Обреченные на гибель Нравственно-философский и поэтический контекст Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 2000. 16. Зверева Л. Судьбы дворянской усадьбы в изображении С.Н. Сергеева-Ценского и А.Н. Толстого Кредо Тамбов, 1996 6-7 С. 17-28. 17. Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить Заветы 1913 9 Отд. II С. 132-154. 18. Клейменова Г. Поэма С. Сергеева-Ценского Печаль полей Труды Иркут. гос. ун-та Серия литературоведения и критики Т. XXXIII Вып. 4 С. 107-130. 19. Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 С. 95-110. 20. Кранихфельд В. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 С. 108-129. 21. Макаренко Г. С.Н. Сергеев-Ценский Критико-биографический очерк Симферополь, 1957. 22. Михайлова М. Бывают странные сближенья Сергеев-Ценский и Зиновьева-Аннибал инвариации неореализма Вопросы литературы 1998 2 С. 83-87. 23. Поповкин Е. С.Н. Сергеев-Ценский Литературный портрет Симферополь, 1955. 24. Плукш П. С.Н. Сергеев-Ценский - писатель, человек М 1975. 25. Пронина Е. Ранняя проза С.Н, Сергеева-Ценского Поэтика неореализма Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 2000. 26. Редько А. Из литературных впечатлений Русское богатство 1912 4 С. 126-183. 27. Смирнов А. О реалистической символике в Преображении России Сергеева-Ценского Филологические науки 1975 5 С. 5-10. 28. Степанов Г. А.С. Новиков-Прибой.

С.Н. Сергеев-Ценский Письма и встречи Краснодар, 1963. 29. Степанов Г. Дорогой длинною Краснодар, 1985. 30. Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского Литературный критик 1935 3 С. 24-27. 31. Хворова Л. Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х- нач. 30-х годов мир художника, реальность бытия Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 1995. 32. Чуковский К. Поэт бесплодия Книга о современных писателях СПб 1914. 33. Шевцов И.М. Орел смотрит на солнце М 1963. 34. Шорыгина М. О художественном своеобразии прозы С.Н. Сергеева-Ценского Уч. зап. МОПИ 1964 Т. XXIX Вып. 6 С. 241-255. 35. Шпрыгов Ю.М. С.Н. Сергеев-Ценский и Л. Андреев Русская литература 1976 1 С. 197-207. 36. Эллис Наши эпигоны.

О стиле, Л. Андрееве, Борисе Зайцеве и о многом другом Весы 1908 2 С. 65-70. 37. Я с Россией до конца С.Н. Сергеев-Ценский и современность Под ред. Л.В. Поляковой Тамбов, 1995. III. 38. Альфонсов В. Слова и краски Очерки из истории творческих связей поэтов и художников М Л 1966. 39. Арапов М. Лингвистическое путешествие в Страну цвета Знание - сила 1986 5 С. 36-38. 40. Бахилина Н. История цветообозначений в русском языке М 1975. 41. Бахилина Н. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий Русская речь 1975 5 С. 104-110. 42. Бяо В. Стилистический прием и его роль в создании художественного образа Вестник МГУ Лингвистика и межкультурная коммуникация 2000 1. 43. Вартанов А. Время завершает спор Вопросы литературы 1964 3 С. 98-125. 44. Виноградов В. Стилистика.

Теория поэтической речи. Поэтика М 1963. 45. Волков Н. Цвет в живописи М 1965. 46. Выготский Л. Психология искусства М 1986. 47. Герасимов Г. Оранжево-красный или красно-оранжевый Русская речь 1982 2 С. 78-82. 48. Журавлев А. Звук и смысл М 1991. 49. Качаева Л. Может ли голубое быть зеленым и розовым? Русская речь. -1984 6 С. 20-25. 50. Качаева Л. Прилагательные, обозначающие цвет в произведениях А.И. Куприна Уч. зап. ДВГУ 1968 Т. XI С. 80-87. 51. Кезина С.В. Лексика живописи в русском языке система и ее развитие Автореф. дис. канд. филол. наук Пенза, 1998. 52. Лосев А. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе Литература и живопись Л 1982. 53. Лихачев Д.С. Искусство и наука Русская литература 1992 3 С. 5-6. 54. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках Автореф. дис. канд. филол. наук Саратов, 1999. 55. Мостепаненко Е. Свет в природе, как источник художественного творчества Художественное творчество М 1986. 56. Назарьян Р. Цвет как категория поэтики Труды Самарск. ун-та 1974 Вып. 254 С. 36-46. 57. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе умозрение в красках, два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе М 1991. 58. Упорова Л. О методологии анализа цвета в художественном тексте Гуманитарные науки в Сибири 1995 4 с. 50-54. 59. Фрилинг К Ауэр К. Человек-цвет-пространство Прикладная цветопсихология М 1973. IV. 60. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. Библиографический указатель Под ред. К.Д. Муратовой М Л. Изд-во АН СССР, 1963 С. 376-379. 61. Краткая литературная энциклопедия В 9 т. Под ред. А.А. Суркова М. Советская энциклопедия, 1987 Т. 5 С. 936-943. 62. Русские писатели XIX-ХХ вв. В 2 т. Под ред. Н. Скатова М 1995 Т. 2. 63. Литературный энциклопедический словарь Под ред. В. Кожевникова и П. Николаева М. Советская энциклопедия, 1987 С. 318, 379. 64. Ожегов С. Словарь русского языка М. Русский язык, 1991 С. 670-715.