Особенности жанра "страшного" рассказа А.Г. Бирса

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Особенности жанра страшного рассказа А.Г. Бирса Дипломная работа студентки V курса филологического факультета дневного отделения Лебединцевой Марии Владимировны К защите допущена. Заведующий кафедрой зарубежной литературы и художественной культуры БашГУ, доктор филологических наук, профессор Федоров А.А. Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Морозкина Е.А. Содержание Введение 3 Формирование жанра страшного рассказа 7 Особенность традиции 7 Амброз Бирс и американский фольклор 30 Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса 45 Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса 51 Заключение 67 Список литературы 70 Приложение. Список рассмотренных произведений Амброза Бирса 74 Введение Амброз Грегори Бирс Ambrose Gregory Bierce, 1842-1913 - известный американский писатель, творивший на рубеже веков.

Новеллистика его отличается тематическим разнообразием здесь и произведения, написанные в традиции страшных рассказов Эдгара По, и сатирические зарисовки в духе Марка Твена, и новеллы, посвященные горькому уделу простого человека в Америке конца XIX века. Амброз Бирс - человек, сам себя сделавший, self made man, как говорят американцы. Он переменил множество профессий, потом поступил в военную школу в Кентукки и всегда очень много читал.

После Гражданской войны он начинает писать стихи, рассказы, очерки, статьи становится корреспондентом газеты Ньюз Леттер, колумнистом и тридцать лет подряд сотрудничает в разных газетах и журналах на несколько лет уезжает в Англию, где тоже успешно работает в прессе.

По возвращении Бирс становится одним из организаторов Клуба богемы, а в 1887 году - фактическим редактором Сан-Франциско Экземинер. Бирс - один из самых ярких, примечательных людей своего времени, но как писатель при жизни был почти неизвестен.

В отличие от Брет Гарта, Джека Лондона и других, его дебютный рассказ Долина призраков, как и первый сборник Самородки и пыль 1872 , остался без внимания. К его книгам критика и читатели начали обращаться лишь в двадцатые годы XX века. Лучшее из созданного им востребовано - те самые рассказы, которые отвергались современниками, пылились в ящиках письменных столов издателей. Первый сборник рассказов Бирса в нашей стране вышел в 1926 году Настоящее чудовище, в 1928 году в Вестнике иностранной литературы публиковались афоризмы из Словаря Сатаны. В 1938 году вышел второй, гораздо более полный сборник. С тех пор его рассказы выходили достаточно регулярно.

Исследование творчества Амброза Бирса представлено в отечественном литературоведении общими обзорами его творчества в работах Анисимова И Елистратовой А Кашкина И Николюкина А диссертацией на соискание ученой степени кандидата филологических наук Танасейчук А.Б. 1989 творчеству Бирса посвящены главы в трудах зарубежных критиков В.В. Брукса, Р. Спиллера, В.Л. Паррингтона.

Цель дипломной работы - проследить развитие жанра психологической новеллы в творчестве Бирса, а именно, его страшных рассказов и выявить индивидуальные особенности художественного метода Бирса. В критической литературе справедливо отмечается влияние, оказанное Э. По и, в частности, его теорией тотального эффекта, на поиски Бирса в области композиции и проблематику страшных рассказов. Задача дипломной работы определить степень оригинальности новеллистики Бирса, исследовать новаторство его в жанре новеллы.

Новизна данного исследования заключается в изучении влияния факторов, сформировавших оригинальный подход писателя к данному жанру. В работе рассмотрено соотношение страшных рассказов Бирса и американской фольклорной традиции устного рассказа- страшилки заимствование отдельных мотивов, сюжетных коллизий и персонажей, проявившихся в тематике страшных рассказов, и выявлены оригинальные авторские приемы в русле этой традиции.

Данный вопрос освещается в первой главе дипломной работы. Бирс усовершенствовал структурную композицию, построение новелл, введя прием дополнительной детали в композицию. Модель построения его новелл представима в следующем виде завязка - обширная композиция - кульминация - псевдоразвязка - развязка. С помощью двойной развязки писатель добивался усиления эмоционального эффекта, увеличения драматизма повествования.

Обычно псевдоразвязка являла собой удачное разрешение конфликта, положенного в основу сюжета, развязка же истинная развенчивала мнимый хэппи-энд и окрашивала повествование в трагические тона. Этому посвящена вторая глава. Традиционно рассказы Аброза Бирса классифицируются как сатирические и психологические при этом подразумеваются именно рассказы Бирса. Реалистическое изображение будней войны и психологии человека на войне были творческим открытием Бирса, здесь бессмысленно искать американских предтеч.

А следовательно, вся его система художественных координат, вызывающая столько ассоциаций с новеллами По, на деле остается явлением вполне самостоятельным и оригинальным. В отличие от сатирических и военных рассказов, тематика страшных новелл Бирса целиком посвящена ирреальному. Характерно, что скептика и позитивиста Бирса так привлекало все внешне необъяснимое, а сатирик в нем охотно разоблачал и высмеивал всех тех, кто мог поверить в возможность рассказанного.

В настоящей работе изучается возможности сблизить сатирические и страшные рассказы Бирса на основе идеи использования в них писателем сходных приемов фантастика, гротеск как элементы эстетики ужасного. Сатирический гротеск Бирса, как нам представляется, являет собой совершенно особый фон для изображения событий в его страшных рассказах - столь неожиданное и оригинальное использование этого приема как нельзя более органично вписывается в эстетику писателя.

Благодаря такому комбинированию стилистических средств, впечатление, производимое конкретным рассказом, заметно усиливается. Этому посвящена третья глава. В заключении подведены итоги исследования, и сделаны выводы о важном значении творчества Бирса в дальнейшем развитии жанра новеллы в литературе XX века. В приложении к дипломной работе приведен список проанализированных произведений Амброза Бирса.

Формирование жанра страшного рассказа

Формирование жанра страшного рассказа

Особенность традиции

Если первое впечатление состоит в том, что Бирс перенял у По некое при... Ситуаций, похожих на те, которые он сам наблюдал, в которых сам участв... Рассказ этот поражает почти толстовской глубиной и пластикой, с какой ... Как и прежде, герои сталкиваются лицом к лицу с непонятными им грозным... Писатель и американская жизнь, В 2 т М 1971-Т.2 .

Амброз Бирс и американский фольклор

По. 237 Настоящее представлялось ему менее интересным, чем прошлое, и, кон... Писатель делает экскурс в область таинственного, где над героями власт... Не менее почитаемы Бирсом всяческие чучела, ружья, даже окна, подчас в... Нужно представлять одержимость тогдашнего американского читателя, прих...

Роль двойной концовки в композиции новелл Амброза Бирса

Тетерева Л.Т. Причем теорию жанра По Бирс принял как руководство к действию, а не до... Наглядное воплощение этой схемы можно продемонстрировать на примере од... Введение двойной развязки не было случайным, подобным образом Бирс доб... Амброз Бирс - блестящий мастер интриги, в этом он не уступает своему в...

Общность художественных приемов в страшных и сатирических рассказах Амброза Бирса

Некоторые из них, такие, как Ирвинг и Эмерсон, допускали возможность и... И вот врач шарлатан начинает делать деньги. Бирс А. Это парад смертников. Кроме общей идеологической основы, преемственность выражалась в схожес...

Заключение

Заключение Основываясь на теории жанра психологической новеллы, предложенной в свое время По, Амброз Грегори Бирс создавал свои новеллы, обладающие рядом особых, лишь ему свойственных характерных черт, что позволяет говорить о нем как о художнике оригинальном.

Бирс дополнил жанр американской романтической новеллы новыми художественными приемами и привнес в новеллистику реалистичность в подаче образов, пристрастие к достоверности, жесткость суждений, презрение к возвышающему обману. Его новеллы кратки и эмоционально насыщенны. Теорию жанра По Бирс принял как руководство к действию, а не догму, экспериментируя в сфере композиции рассказа, углубляя и разрабатывая новеллистические принципы По. Бирс строил свои страшные новеллы по следующей схеме завязка - обширная композиция - кульминация - псевдоразвязка - развязка, усиливая драматизм повествования.

Псевдоразвязка в его новеллах являла собой предварительное разрешение конфликта, положенного в основу сюжета, развязка же истинная развенчивала мнимый хэппи-энд и окрашивала повествование в трагические тона. Анализ ряда новелл А. Бирса позволяет сделать вывод о сознательном использовании писателем сходных художественных приемов в психологических и сатирических новеллах для усиления эффекта впечатления. В этом проявилась оригинальность мышления Бирса. Тональность новелл Амброза Бирса звучала диссонансом на фоне настроений, которые преобладали в тогдашней Америке и в ее литературе, пока еще далеко не растративших веры в прекрасный завтрашний день. Пройдет всего десять лет, и мрачные, сардонические интонации Бирса с удвоенной силой откликнутся в памфлетах самого, казалось бы, жизнелюбивого из американских писателей той поры Марка Твена. Бирс словно предвидел этот переворот в мироощущении, на рубеже столетий сделавшийся если не массовым, то характерным и несомненным.

Не надо забывать, что картина должна быть всегда отражением глубокого ощущения и что глубокое означает странное, а странное означает неизвестное и неведомое.

Для того чтобы произведение искусства было бессмертным, необходимо, чтобы оно вышло за пределы человеческого, туда, где отсутствует здравый смысл и логика.

Таким образом оно приближается ко сну и детской мечтательности писал Джорджо де Кирико, которого полагают предтечей сюрреализма в живописи.

В Эдгаре По иные критики склонны видеть пророка, предвосхитившего сюрреалистическую литературу XX века с ее смешением действительного и ирреального. С не меньшим основанием можно искать аналогичные черты в творчестве Амброза Бирса. Но это предмет отдельного исследования мы же, подводя итог нашей работе, упомянем об удивительном свойстве американской культуры - о преемственности и самобытности.

В этой стране чрезвычайно сильны защитные механизмы адаптации и выживаемости традиционного, национального и вместе с тем возможности порождать уникальные культурные явления. Это в очередной раз блистательно подтвердил своим творчеством Амброз Грегори Бирс. Творчество Бирса сыграло важную роль в развитии жанра новеллы в XX столетии. Исследователи современной американской новеллы Мэри и Уоллес Стегнеры пишут Если существует литературная форма, которая в наибольшей степени выражает нас как народ - это нервная, концентрированная, краткая, всепроникающая, законченная форма новеллы Орлова Р. Амброз Бирс. Рассказы Свердловск, 1989 Эдгару По по праву принадлежат лавры фактического основателя этого жанра, а Амброз Бирс внес значительный вклад в развитие жанра новеллы и предопределил его дальнейшую судьбу.

Список литературы

Список литературы I 1. Бирс А.Г. Десять смертей А. Бирса рассказы Тверь,1991 2. Бирс А.Г. Заколоченное окно. Сборник рассказов Свердловск 1989 3. Бирс А.Г. Избранное.

Сборник. Сост. Зверев А.М. На англ. яз М. Прогресс, 1982. 4. Бирс А.Г. Рассказы и миниатюры Свердловск,1989 5. Бирс А.Г. Словарь сатаны и рассказы. комм. Орловой Р. М 1966 6. Завоеватель. Рассказы американских писателей М 1952 II 7. Американская литература XIX века очерк развития критического реализма М 1964 8. Американская литература XIX-XX веков КГУ,1981 9. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма сборник статей Краснодар,1979-Кн.5 10. Американская новелла XIX века М 1946 11. Американская новелла ред. Старцев А.И. в 2 т М 1958-Т.1 12. Американская новелла XX века вст. ст. Мулярчика А. Новелла в литературе США XX века М 1976 13. Американская повесть. комм. Старцева А. в 2 томах-М 1991 14. Боброва М.Н. Общая характеристика американского романтизма. История американской литературы М 1971 15. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века М 1972 16. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь в 2 т М 1971-Т.2 17. Василевская О.В. Творчество Стивена Крейна М 1967 18. Гиленсон Б.А. Американская литература к.19-н. XX века М 1978 19. Гиленсон Б.А. Д. Рид у истоков соцреализма в литературе США М 1987 20. Гиленсон Б.А. Он видел рождение нового мира М 1962 21. Зверев А.М. Мир Марка Твена очерк жизни и творчества М 1985 22. Зверев А.М. Модернизм в литературе США формирование, эволюционирование, кризис М 1979 23. Зенкевич М Кашкин И. Поэты Америки XX века. Антология М 1939 24. Засурский Я.Н. Писатели США М 1959 25. Засурский Я.Н. Сатира времен Гражданской Войны в США пер. Роттенберга Д.И. М 1966 26. Из истории реализма XIX века на Западе сборник статей М 1934 27. История американской литературы ред. Старцев А. М Л 1947-Т.1 28. История американской литературы ред. Самохвалов Н.И. М 1971-Часть 2 29. Кашкин И.А. Для читателя - современника статьи и исследования М 1977 30. Кашкин И.А. Эрнест Хемингуэй М 1980 31. Ковалев Ю.В. Молодая Америка М 1971 32. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт М 1984 33. Левидов М. Новеллы А.Бирса. Литературное обозрение,1939- 7 34. Либман В.А. Американская литература в русских переводах и критике Библиография 1776-1945 М 1977 35. Литературная история США ред. Спиллер Р в 3 т М 1979-Т.2,3 36. Не сотвори себе кумира.

Из зарубежного антирелигиозного юмора Юморески писателей США М 1964 37. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность М 1968 38. Николюкин А.Н. Утраченные надежды М 1984 39. Оленева В.И. Модернистская новелла США,60-70-е годы Киев,1985 40. Оленева В.И. Современная американская новелла.

Проблемы развития жанра Киев,1973 41. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике 60-70-е годы Киев,1978 42. Орлова Р. Амброз Бирс. Бирс А.Г. Рассказы Свердловск,1989 43. Очерки новой и новейшей истории США в 2 т М 1960-Т.1 44. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли.

Американская литература со времен возникновения до 1920-х в 3 т М 1963-Т.2,3 45. Писатели США о литературе сборник статей комм. Чаковского С. М 1974 46. По Э.А. Рассказы М 1968 47. Проценко И.Б. Эстетика новеллистической прозы Э.По Автореф. дис.канд.филол.наук Л 1981 48. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность М 1982 49. Самарин Р.М. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романтизма на рубеже 19-XX веков. Проблемы истории литературы США М 1964 50. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя сборник М 1981 51. Старцев А.И. Марк Твен и Америка М 1985 52. Танасейчук А.Б. Традиции литературы США и творчество А.Бирса Автореф Л 1989 53. Эйшискина Н. Американская новелла XX века М 1934 III 54. Ambrose Bierce.

The Devils Dictionary.

The Collected Writings of Ambrose Bierce.

N.Y 1946 55. Ambrose Bierce.

The Short Stories. N.Y 1897. 56. Adolph De Castro. Portrait of Ambrose Bierce. N.Y 1963 57. Paul Fatout. Ambrose Bierce. The Devils Lexicographer. University of Oklachoma Press, Norman, 1951 58. F. Pattee. The Development of the American Short Story. N.Y 1929. 59. Edgar Allan Poe. The Complete works.

Ed. By J. Harrison. N.Y. 1902. Приложение. Список рассмотренных произведений Амброза Бирса Как писать Write It Right Словарь Сатаны The Devils Dictionary Фантастические басни Fantastic Fables, сборник Кто велик Who is Great, эссе Эссе о карикатурах Монах и дочка палача The Monk and the Hangmans Daughter, повесть Рассказы Банкротство фирмы Хоуп и Уондел Без вести пропавший Галлюцинация Генри Флеминга Глаза пантеры Город почивших Делец Дело при Коултер Нотч Джордж Терстон Диагноз смерти Для Акунда Добей меня Долина призраков Долина смерти Жестокая схватка Житель Каркозы Заколоченное окно Заполненный пробел История, рассказанная в клубе Клуб отцеубийц Кувшин сиропа Лунная дорога Наследство Гилсона Настоящее чудовище Несостоявшаяся кремация Ночные похождения мертвеца Один офицер, один солдат Одной летней ночью Паркер Аддерсон - философ Пересмешник Погребение Джона Мортонсона Проклятая тварь Проситель Сальто мистера Свиддлера Случай на мосту через Совиный ручей Смерть Хелпина Фрейзера Собачье мыло Соответствующая обстановка Сражение в ущелье Коултера Страж мертвеца Тайна долины Макарджера Убит под Ресакой Фермер и его сыновья Хозяин Моксона Человек и змея Чикамога.