Выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"

Оглавление Введение Глава 1. Изучение драматических произведений 1.Специфика драмы 2.Чтение и вступительные занятия 3.Анализ драмы 4.Завершающие уроки 5.Вопросы теории литературы Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского 1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского Бесприданница 2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Бесприданница 3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского Бесприданница Заключение Литература Введение Знакомство со спецификой драмы как особого рода литературы и методикой преподавания поможет понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматургических произведений, будет способствовать более осмысленному его восприятию.

Пьеса-драма, комедия-самая трудная форма литературы писал М. Горький В романе, в повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора 3,76 . Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии.

Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися.

Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой- помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя.

В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе. Цель работы выявление специфики преподавания драматического произведения на материале пьесы А.Н.Островского Бесприданница. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи - выявить специфику драмы как рода литературы -познакомиться с методикой преподавания драматического произведения в школе - выяснить особенности изучения пьесы А.Н.Островского Бесприданница Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Глава 1.

Изучение драматических произведений

Изучение драматических произведений 1.1.

Специфика драмы

Не менее важны способы сюжетной организации и драматического повествов... Белинский, отмечая особенности драмы состоит не в одном разговоре, а в... И выразительное чтение тут - могучее средство приобщения учеников к ми... Характеризуя процесс познавания школьниками драматургического образа, ... В пьесе, наряду с центральной линией, всегда есть линии неглавные, поб...

Завершающие уроки

Она помогает учащимся ознакомиться со всеми действующими лицами. В беседе учитель направлял учащихся обращать внимание на реплики дейст... Здесь нет ничего лишнего, без необходимости задерживающего развитие де... 9, 11 убеждают, что Островский не просто наблюдатель, не просто судья ... В Карандышеве любовь принимает уродливую форму, оскверняется чувством ...

Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Бесприданница

Как относится она к Вожеватову, Кнурову, Паратову и Карандышеву? Как м... Это верность законам корпорации. Проанализируем монолог о Ларисе, когда Паратов узнает о ее замужестве. Лариса пьет сладкий яд желанного обмана И каков же финал пути к Парато... Значит - к Кнурову? Каков же Кнуров? Любит ли Ларису? II действие, 8-е...

выводы.

Обратимся к тексту.

Как всегда, у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких? Социальный и духовный Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? Да Позволит ли нам социальный анализ драмы понять последнюю сцену? Нет Значит, нужен другой путь. Русский религиозный философ начала XX века Николай Бердяев заметил, что вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира. Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа драмы Островского окажется более плодотворным? На прошлом уроке вы обратили внимание, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную.

Как они называются? Мотивы Мы назвали эти мотивы мотив пространства, мотив человека-вещи, мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? Мотив искушения Обозначим тему нашего урока Мотив искушения в драме Островского Бесприданница. Главной задачей работы на уроке определим исследование этого мотива.

Как вы объясните значение слова искушение? Соблазн Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить Какие соблазны захватили героев драмы Островского? Где начинает звучать мотив искушения? Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватова, Хариты Игнатьевны, Карандышева Каков характер этих соблазнов? Это соблазны материального порядка Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с героиней драмы.

Какая она, Лариса Огудалова? Почему все говорят только о ней Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней должно быть что-то, что близко всем Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян. Какой? Это красота теряющей веру души. Она оторвана от реальности. Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам.

Чем же пытаются ее соблазнить Кнуров в доме Огудаловых. Вслушайтесь в первую его фразу, обращенную к Харите Игнатьевне Как вы думаете о своей дочери, что она такое? Случайно ли здесь местоимение что То есть при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи как бы дополняет мотив искушения. Дополняет его и другой мотив - мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании. Расскажите о своих наблюдениях Деньги, блеск, драгоценности - ими искушают Ларису.

А она соблазняется - Чем же соблазняется героиня Почему Что же это за идеальный мужчина Паратов и почему ему так удается роль искусителя Где-то в истории русской литературы нечто подобное мы уже встречали. У кого? Печорин у Лермонтова Их сходство значительно? Нет, оно лишь внешнее. Паратов - мелкое подобие Печорина Но почему Лариса так идеализирует Паратова Кульминация драмы - Лариса поет романс на слова Боратынского. Случаен ли у Островского тот романс Вы познакомились с фрагментами статьи Инны Вишневской.

В ней идет речь об исполнении роли Ларисы великой русской актрисой В.Ф.Комиссаржевской. С этим исполнением в истории русского театра связана целая легенда. Но нас сегодня интересует другое. Вера Федоровна вместо Не искушай пела другой популярный романс на слова Медведева Нет, не любил он. Вы сравнили эти два текста. Что изменилось в трактовке главной героини? Человек с темной, с черной душой. Кто это? Дьявол Заканчивается ли искушение для Ларисы признанием Паратова Но это вновь искушения материального порядка.

Ни о чем, кроме любви, душа Ларисы не мечтает. Мотивы, которые мы увидели в драме, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. Значит, это центральный мотив? Да, это лейтмотив Значит, и тема нашего урока трансформируется в иную Искушение - лейтмотив драмы Островского Бесприданница Паратов - идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает перед нею? Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы В глазах - как на небе светло Какой библейский сюжет возникает в вашем сознании, когда мы говорим об искушении? Христос в пустыне искушается дьяволом Говорят ли герои драмы Островского о Боге Да, Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов. А как православие определяет искушение? Это испытание веры Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку.

Уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы Я люблю вас всех Обретает ли душа Ларисы утерянную веру? Дискуссия Кто же из двух критиков ближе к истине? Варианты ответов Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку.

Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции. Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию.

Пистолет его дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовите небольшое сочинение к следующему уроку. Кто-то остался недоволен, как мы разрешили спор двух критиков. А может, не так и противоречивы их позиции? Приведите свои аргументы. Без сомнения, интерес к Бесприданиице Островского во многом вызван оригинальной экранизацией пьесы Эльдаром Рязановым.

По оригинальности можно говорить уже потому, что восприятие молодыми зрителями героев фильма, с одной стороны, ставит в тупик, с другой - подтверждает не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение примеряет великие произведения к собственному опыту. На вопрос, кто из героев Бесприданницы вызнал наибольшие симпатии, десятиклассница уверенно заявила Кнуров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы Кнуров - человек основательный, надежный, с таким в жизни не пропадешь.

Конечно, это идет от фильма. Кнуров-Петренко действительно у Рязанова привлекателен. И вполне подходит под определение нового русского в самом лучшем смысле. Да, социальные причины способствовали трагической развязке истории Ларисы Огудаловой. Но сам Островский исследует прежде всего трагедию талантливой личности, а не девушки без приданого. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального, а духовного порядка. Только так можно рассматривать и не понятный современному читателю финал Бесприданницы. Островский, как и вся русская классика XIX века, верен христианской традиции, поведение, поступки своих героев он обязательно соотносит с моральными принципами православия.

Это и определило тему урока в Х классе. Он - второй, на первом шел разговор об эпохе, истории создания, героях прекрасный материал для него опубликован Ю.Лебедевым в 4-м и 5-м номерах журнала за 1996 год. Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую историк Ларисы, мы приходим к тому, что короткая жизнь ее - это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального порядка Ларисой отвергаются, то духовные захватывают без остатка.

Осознание этого приходит слишком поздно. Искушение добро, через него укрепляется вера. Эта христианская истина открывается Ларисе в минуту гибели, и только потому последние слова прощения и .любви она обращает к тем, кто ее только что предал. Подобное исследование это попытка вслед за Островским проникнуться мыслью о бережном отношении к таланту. Литература 1. Владимиров С. Действие в драме - М. Просвещение, 1972 127с. 2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. Просвещение, 1995 -647с. 3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы М. просвещение, 1968. -171с. 4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема М. Просвещение, 1974 520с. 5. Корст Н.О. Анализ драматического произведения Преподавание литературы в старших классах Сб. статей М. Просвещение, 1983 С.172-176. 6. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении М. Просвещение, 1971 144с. 7. Методика преподавания литературы Учебник для студ. пед. вузов Под ред. О.Ю. Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С. 166-176. 8. Методика преподавания литературы Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности 2101 Рус. яз. и литература Под ред. З.Я. Рез - М. Просвещение, 1977 - С.230-243. 9. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов М. Просещение, 1971 С.162-165 10. Попов А. Спектакль и режиссер М. Просвещение, 1961 С.15 11. Практикум по методике преподавания литературы Учеб. пособие для студентов вузов Под ред. О Ю Богдановой М. Издательский центр Академия , 1999 С.82-88.