рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Целостное восприятие мира

Целостное восприятие мира - раздел Литература, Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов Целостное Восприятие Мира. Рассказ «Афродита», Впервые Опубликован В Журнале ...

Целостное восприятие мира. Рассказ «Афродита», впервые опубликован в журнале «Сельская молодежь», 1962, № 9. Условная датировка — 1944—1945 гг. Этот рассказ не только автобиографичен — он несет в себе итог многолетних размышлений писателя о смысле жизни, о человечности, о вере и любви.

Любовь — бескорыстная и одухотворенная, заставляющая героя, Назара Фомина, обращаться с вопросом о любимой ко всему миру «животных, и растений», позволяет признаться, что приносимая ею «радость-страдание» и есть источник творческой неуспокоенности, залог вечной «живой жизни». Мифологическая богиня любви древних греков — и живая русская женщина, которую назвал Афродитой муж,— для Платонова родные сестры, образы красоты, гармонии и счастья.

Обращаясь к сопоставительному анализу рассказов "Фро" н "Афродита", можно сказать, что поэтический мир А. Платонова устроен по-особенному.

Герой рассказа "Афродита" Назар Фомин воспринимает мир не "непосредственно", а через образ-символ доро¬гого и любимого существа, жены, прозванной им же Афродитой. Герой воспринимает и видит мир сквозь "призму" этого образа, заключаю¬щего в себе представление героя о любви, добре и красоте. Рассказ продолжал «платоновскую» тему любви. Вначале перед нами проходит образ «губительной страсти», эгоизм чувства, превращающего для молодой женщины с отъездом мужа мир в пустыню.

Но, пройдя это испы¬тание, Фро обретает радость-страдание, войдя в мир духа, труда и заботы о других. Лишь тогда любовь для героини становится связью всего, и новое расставание не разлучает, а объединяет героев. Поэтому в финале рассказа, как обещание будущего счастья и гармонии, появляется малень¬кий мальчик- музыкант. Сущест¬венно, что если в рассказе "Никита" восприятие действительности, колорит образов окружающего мира полностью определяются эмоцио¬нальным состоянием героя, в рассказе же "Афродита" выбор образа, воплощающего в себе представление героя об идеальном, является сознательным актом.

Здесь образ Афродиты выбран героем в качестве символа и этически, и эстетически должного. Такой же особый повествовательный строй демонстрируется в рассказе " Дед-солдат". Для героя этого рассказа, старого крестьянина, все предметы окружающего мира выступают как образы, символизирующие в своей материальной выраженности заботу людей друг о друге.

В то время как для зах¬ватчика-фашиста, пришедшего грабить чужую и непонятную ему землю, мир выступает в своей голой предметности и поэтому от него скрыта истинная духовная сторона вещей, их глубокий человеческий смысл. Старый человек в рукотворных предметах обступавшей его деревни видит живой материально выраженный след любви и заботы отцов и матерей о своих детях, будущих поколениях людей. Пришлому человеку чуждо такое восприятие мира. Одухотворенный человек воспринимает мир в аспекте его знаковости, равнодушный - голой предметности.

Это значит, что одухотворённость и равнодушие как состояние души человека проявляются и в самом способе восприятия мира, тем самым, определяя характер изображения одухотворенного и равнодушного человека. Для одухотворенного человека характерно знаково-символическое восприятие мира, отражающее богатство объективно-предметного постижения реального мира. Для равнодушного - предметно-натуралистическое.

Так в творчестве А. Платонова осуществляется диалектическая связь между содержанием и формой его перевоплощения. В изображении А. Платонова человек предстает как средоточие, прошедшего и будущего, выступает в одно и то же время и наследником материальных и духовных традиций прошлого, и носите¬лем и хранителем их в настоящем, и передатчиком их будущим поколениям. С этим связаны особенности платоновского историзма. У А. Платонова человек не столько вовлечен в историю, сколько сам является живым движущимся «телом» и орудием истории, творцом истории.

В рассказе Дед-солдат", как и в рассказе "Сампо", отсчёт времени ведётся не по шкале смены возрастных периодов отдель¬ной человеческой жизни - детство, отрочество, юность, а по шкале большого времени смены поколений рода, народа. Поскольку жизнь народа осуществляется в каждом отдельном человека и через человека здесь и сейчас, постольку каждый человек народен. Взгляд на чело¬века как наследника многих поколений позволяет писателю изобразить его по-новому.

Так, в рассказе "Сампо", мы видим, как включенный в смысловой контекст большого эпического времени "Калевалы", герой рассказа карел Нигаре одновременно является и наследником прошлой культурной традиции, и носителем и исполнителем перспективного плана жизни, описанного и предсказанного в эпосе, и провоз¬вестником будущего. Для Нигарэ жизнь - это осуществление заветов его предков, культурного героя Ильмаринена, простого пролетария древности. Содержанием общественного идеала героев А. Платонова является построение счастливой и радостной жизни на земле. В творчестве А. Платонова показан человек в борьбе за счастье.

Герои писателя понимают жизнь как деяние. Добро, любовь, красота в мире раскрываются для героев А. Платонова через проявление этих "свойств и качеств" в конкретных людях - красивых, добрых, любящих. Для писателя важно показать, как правильно понятая идея жизни, содер¬жание общественного идеала определяет направленность жизнедеятель¬ности людей, их задача и цели. В поэтическом мире писателя не злоба, недоверие, сибаритство, а добро, любовь и красота высту¬пают регулятивным принципом в отношениях между героями.

Все это, являясь содержанием сознания и мироощущения героя, определяет его активную жизненную позицию, питает его веру в прекрасное будущее, как об этом свидетельствуют проникнутые оптимизмом фина¬лы рассказов "Афродита" и "Сампо".

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения… Эстетические достижения русской литературы выразили те гума¬нистические и… История вопроса.Было время, когда определенная часть критики, первоначально связанной о РАППом, превратно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Целостное восприятие мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образы детей
Образы детей. Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределя

Духовность как основа личности
Духовность как основа личности. Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — с

Образы рассказчика
Образы рассказчика. Рассказ является той жанровой формой, к которой писатель обращается наиболее часто. Своеобразие многих рассказов А. Платонова связано с ориентацией на повествовательные ф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги