рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Композиционная структура поэмы Н. Гоголя Мертвые души

Композиционная структура поэмы Н. Гоголя Мертвые души - Дипломная Работа, раздел Литература, Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души" Композиционная Структура Поэмы Н. Гоголя Мертвые Души. У Каждого Художника Ес...

Композиционная структура поэмы Н. Гоголя Мертвые души. У каждого художника есть творение.

Которое он считает главным делом своей жизни, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, все свое сердце. Таким главным делом жизни Гоголя явились Мертвые души. Его писательская биография продолжалась двадцать три года. Из них около семнадцати лет были отданы работе над Мертвыми душами. Композиционная структура Мертвых душ весьма необычна. Повествование строится как история похождений Чичикова. Это, по словам Валериана Майкова, дало возможность Гоголю исколесить вместе со своим героем все углы и закоулки русской провинции. В Мертвых душах дан социальный разрез всей России.

Чичиков - в центре сюжета и всех событий, происходящих в поэме. Чичиков - необходимое звено во взаимоотношениях персонажей. Вспомним, например, что образы помещиков между собой композиционно почти не связаны. Они не общаются друг с другом, каждый из них раскрывается перед нами преимущественно в своих отношениях с Чичиковым.

Отсюда у некоторых старых исследователей возникал соблазн видеть в Мертвых душах лишь цикл разрозненных новелл, в каждой из которых читатель знакомится с новым помещиком либо с нравами чиновников губернского города. Такое восприятие поэмы неверно. Достаточно хотя бы одну главу поставить не на свое место, чтобы расшаталась композиция всего произведения. Ирония - характерный элемент гоголевской сатиры. Мало кто из русских писателей XIX века пользовался этим оружием так искусно и изобретательно, как Гоголь.

Правда, она создавала для читателей известные трудности в уяснении позиции автора, его взгляда на изображенный предмет. Всякому писал Белинский легче понять идею, прямо и положительно выговариваемую, нежели идею, которая заключает в себе смысл, противоположный тому, который выражает слова ее Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М. Издательство АН СССР, 1940. С.90. В иронии всегда сшибаются прямой смысл речи и скрытый, который именно и оказывается истинным. Ирония - это замаскированная усмешка, выраженная в повествовании, восторженном по форме и издевательском по существу.

В приемах своих господин имел что-то солидное и высморкался чрезвычайно громко Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М. Просвещение, 1982. С.3 читаем мы о Чичикове в самом начале поэмы и уже не верим в чичиковское притязание на значительность. В развитии реализма ирония сыграла огромную роль, во-первых, довершив освобождение литературы от свойственной эпигонам романтизма риторики, от ложной многозначительности и приподнятости, а, во-вторых, став художественным средством критического анализа действительности. Гоголь считал иронию характерной особенностью русской литературы.

У нас у всех много иронии писал он Она видна в наших пословицах и песнях и, что всего изумительней, часто там, где видимо страждет душа и не расположена вовсе к веселости Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.8 - М. Издательство АН СССР, 1940. С.395. Сатирическая ирония Гоголя помогала обнажать объективные противоречия действительности. В этом ее коренное отличие от романтической иронии, основанной на субъективных ассоциациях и произвольной игре ума, не вскрывавшей внутренних неурядиц жизни и нередко искажавшей ее. Ирония - одна из существенных примет поэтики Гоголя, она иногда пронизывает повествование на всю его глубину.

Каждый помещик в Мертвых душах - целый отдельно взятый мир Маниловщина - замечательное художественное открытие Гоголя. Когда Константин Аксаков заметил в своей брошюре о Мертвых душах, что Манилов вовсе не такое уж страшное зло и что Гоголь отнесся к нему якобы без всякой досады, без всякого смеха, даже с участием , Белинский сурово возразил критику Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге в действительности же, избави боже с ними встречаться а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.6 - М. Издательство АН СССР, 1940. С.430. Мягкость и слащавая любезность Манилова совмещается с откровенной жестокостью к людям.

Он - такой же крепостник, как и все другие душевладельцы.

Маниловщина обозначает не только конкретное явление крепостнической России. Она несет в себе громадное обобщение. После Манилова Чичиков направился к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке. Этот случай не был безразличным Гоголю. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка в некотором роде антиподы. И потому они композиционно поставлены рядом.

Один характер делает более резким, рельефным другой. По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее дубинноголовой. Коробочка вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Манилов парит над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, ушла в свое скудоумное и трусливое хозяйствование. Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится прогадать в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения, а вдруг они в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор.

Повести. М. Просвещение, 1982.С.25. Такой неожиданный поворот мысли - в сути характера крепколобой старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним - копеечной выгодой. Да и с копейкой-то она не умеет обращаться деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках.

Узок и убог мир Коробочки. Но так ли далеко от нее ушел Манилов? Такие ли уж они антиподы, как кажется по их столь различным характерам? Хотя и по-своему, но Коробочка совершенно так же, как Манилов, не может взять в толк смысла негоции Чичикова. Торгуя живыми душами и хорошо зная цену на них, Коробочка принимает мертвые души за какой-то ей еще неизвестный, но уже ходкий товар. Но она проявляет нерешительность. Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие.

Коммерция Чичикова пугает ее, своими сомнениями и опасениями она едва не доводит его до исступления. Послушайте, матушка Эх какие вы! что ж они могут стоить! Рассмотрите ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Чичиков почти не владеет собой и костит проклятую старуху Гоголь Н.В. Мертвые души. Ревизор. Повести. М. Просвещение, 1982.с.44. Но здесь неожиданно вторгается голос автора Впрочем, Чичиков напрасно сердился иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Вспомним сравнение Манилова с слишком умным министром. Типологические обобщения Гоголя в Мертвых душах всегда очень емки. Они завершают портреты героев и острием своим неизменно устремлены к самой вершине социальной пирамиды помещичье-чиновничьего общества.

Каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей резко обозначенной индивидуальностью. И каждому так или иначе дана типологическая характеристика, вытекающая из его индивидуальности и как бы концентрирующая иронию Гоголя уже в глубоко серьезную, подчас скорбную мысль о целом разряде типичных явлений.

Так типологическая характеристика включается в художественную структуру поэмы, становится ее органичным компонентом. В Ноздреве Гоголь создал совершенно новый в мировой литературе социально-психологический тип. В одном из лирических отступлений подчеркивается мысль об удивительном многообразии форм, в которых проявляется ноздревщина.

Ноздрев долго еще не выведется из мира предостерегает Гоголь Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений, т.6 - М. Издательство АН СССР, 1940. С.72. Сравнивая характеры помещиков, можно у каждого найти свои преимущества перед другими и свои степени пародии на ум, сердечность, хозяйственность и т. д. Но есть один признак, по которому эти образы выстраиваются по нисходящей лестнице от одного к другому все гуще становится та их античеловеческая сущность, которую сам Гоголь назвал пошлостью холодных, раздробленных характеров.

Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого писал Гоголь об этом в 1843 году. Многосторонность Ноздрева, кончающаяся гадью, ничуть ни лучше сладкой безличности Манилова, как ноздревские юркость и бойкость характера ничуть не лучше дубинноголовости Коробочки.

Давно уже замечена одна характерная особенность гоголевской поэтики особый интерес писателя к изображению бытового, вещного, предметного окружения его героев. Художник необычайно наблюдательный, Гоголь умел находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта, это явно прослеживается в знакомстве с Собакевичем. Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Она тоже несколько раз переделывалась, в нее вводились новые детали, усиливавшие впечатление от внешности Плюшкина, его имения, дома. Писатель стремился к предельной краткости и энергии повествования.

Образ Плюшкина вызывает ассоциации с персонажами произведений Плавта, Шекспира, Мольера, Бальзака, Пушкина. Обличение скупости - одна из самых популярных тем в мировой классической литературе. Но Гоголь дал совершенно оригинальную разработку уже известной темы. Образы помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции, как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение - Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй, предел распада человеческой личности вообще, прореха на человечестве. Очень часто в поэтике Гоголя вещи становятся не только двойниками своих хозяев, но и орудием их сатирического обличения.

Эта особенность гоголевской поэтики всего нагляднее раскрывается в Мертвых душах. Вспомним, например, знаменитую беседку Манилова с голубыми колоннами и надписью над ней Храм уединенного размышления. Здесь уже зерно характера Манилова с присущей ему сентиментальной слащавостью и мнимой значительностью.

Да и на вещах Манилова лежит отпечаток его личности в них или чего-то недостает вспомним обитые рогожей кресла, или в них что-то лишне например, бисерный чехольчик на зубочистку. Все подчеркивает дряблость этого человека, его абсолютную беспомощность и неприспособленность к жизни. А бессмертная шарманка Ноздрева? Она исполняет мазурку, но игра вдруг прерывается песней Мальбруг в поход поехал, а та, в свою очередь, столь же неожиданно завершается каким-то вальсом.

И уже перестали крутить шарманку, ей бы и замолчать, а одна дудка в ней очень бойкая никак не хочет угомониться и долго еще одна продолжает свистеть. Здесь уже схвачен весь характер Ноздрева. Он сам словно испорченная шарманка неугомонный, озорной, буйный, вздорный, готовый в любой момент без всякой причины набедокурить, напакостить или совершить нечто непредвиденное и необъяснимое. Вспомним, у Коробочки великое множество разных мешочков, ящиков в комодах, нитяных моточков, ночных кофточек и много вещей, свидетельствующих о мелкой бережливости хозяйки.

Человек опутан потрясающей тиной мелочей. Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность. Не случайно начинается глава о Плюшкине глубоко интимным признанием Гоголя о том, как окружающая его действительность сменила в нем детский любопытный взгляд, не замечающий скрытой пошлости, на трезвую проницательность и глубокую грусть.

Теперь признается он- равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что побудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. Здесь, конечно, не одно сожаление о невозвратной юности здесь приоткрывается бездонная скорбь писателя, созвучная словам великого поэта, сказанным голосом тоски после чтения первых глав Мертвых душ Боже, как грустна наша Россия! Гоголь был наделен острым чувством гражданского самосознания.

Смешное в жизни всегда вызывало в нем горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире, о нелепости общественного строя, в котором хозяевами жизни являются Собакевичи и Плюшкины. Впрочем, не только они. Изображение жизни дореформенной России было бы недостаточно полным, если бы Гоголь ограничился только образами помещиков.

В сюжет включена еще одна важная общественная сила - чиновничество. Готовя Мертвые души к первому изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги. Слово поэма выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, имевший своей целью помочь читателю правильно понять истинный смысл произведения. Весь рисунок знаменитой обложки - бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки со зловещими черепами - весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому.

И лишь слово поэма нарисовано светлым по черному. Обложка точно иллюстрировала основную идею Гоголя. Черной силе мертвых душ противостояло светлое, жизнеутверждающее начало - мечта о счастливой России и свободном русском человеке. Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле писал Гоголь. Такова поэтическая тема Мертвых душ. Она была для писателя самой заветной, ей отдал он всю лирическую силу своего таланта.

Эта тема и заключала в себе живую душу великой поэмы. Демократическая критика 50-60-х годов недаром высказывала убеждение, что лирическая стихия Мертвых душ открывает какие-то новые, еще неведомые дали в развитии русской прозы. Мертвые души оказали сильное влияние на развитие русского социального романа с его пафосом беспощадного анализа социальных противоречий современной жизни. Многими нитями Мертвые души связаны со всем последующим развитием русской литературы второй половины XIX века Храпченко М.Б. Полн.собрание сочинений, М. Учпедгиз, 1985. С.554. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"

Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа,… Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых… Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Композиционная структура поэмы Н. Гоголя Мертвые души

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лирические фрагменты Мертвых душ и их идейное наполнение
Лирические фрагменты Мертвых душ и их идейное наполнение. Лирические отступления - очень важная часть любого произведения. По обилию лирических отступлений поэму Мертвые души можно сравнить

Стилистические особенности лирических фрагментов ПОЭМЫ МертвыЕ душИ
Стилистические особенности лирических фрагментов ПОЭМЫ МертвыЕ душИ. Отмечая великую заслугу Пушкина перед русским литературным языком, Гоголь писал Он более всех, он далее раздвинул ему границы и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги