рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в

Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в - Дипломная Работа, раздел Литература, Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы Сравнительный Анализ Политики Сталина В Области Литературы В. Е Годы Организа...

Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в. е годы Организация управления культурой Как мы неоднократно отмечали в своей работе, в первые десятилетия после Октябрьской революции литературе отводилась роль чуть ли не главного идеолога партии.

Поэтому уже в годы гражданской войны партия создала основу управления культурой. Организационное управление искусством разделили между собой Отдел агитации и пропаганды ЦК партии Агитпроп , Главное управление политического просвещения Главполитпросвет, который в 1921 г. получил право накладывать политическое вето на всю текущую продукцию в области искусства и науки и Политическое управление Красной Армии ПУР . Наркомпросу оставили академическую сферу исследовательские институты, музеи, художественное образование и издательское дело в области искусства. Делами книгоиздательства ведал Госиздат.

Введение новой экономической политики, открывшая возможности для частного книгоиздания, в связи с переходом на хозрасчет приводит к ликвидации местных отделений Госиздата. Местные политотделы вначале заменили губернскими Комиссиями Главполитпросвета в них входили представители ГПП, ОГПУ и губкома, но они оказались малоэффективными, о чем и говорилось на созванном Агитпропом ЦК совещании О борьбе с мелкобуржуазной идеологией в области литературно-издательской февраль 1922 г участники которого решили восстановить цензуру как государственный институт.

Таким специальным государственным институтом цензуры, лишь формально находившимся в подчинении Наркомпроса, а на самом деле бывшего прямым проводником указаний аппарата ЦК, становится Главлит. В условиях усиления культа личности Сталина и разрастания бюрократического аппарата система управления литературой к середине тридцатых годов приобретает черты трехглавого чудовища, в котором Агитпроп ЦК ВКП б , НКВД и Главлит существовали в тесном контакте и взаимодействии.

Образованный в 1936 году Комитет по делам искусств при СНК СССР наряду с чисто административно-хозяйственной деятельностью также выполнял цензурно-контролирующие функции, как, впрочем, и многие другие государственные и общественные организации. Каждое ведомство отдельно и вся система вместе, взаимно проверяя друг друга на чистоту критериев и тщательность поиска антисоветчины, в результате перекрестного информирования действовали максимально эффективно.

Литературно-художественные организации С первых послереволюционных лет начинает постепенно вызревать позиция о необходимости классовой борьбы в области литературы. Эта борьба во многом определила судьбу писательских организаций 20-30-х годов. Возникнув накануне Октябрьской революции как культурно-просветительская и литературно-художественная организация, Пролеткульт был распущен в 1920 г. Видными теоретиками его были А.А. Богданов, А. Гастев, Е.Ф. Плетнев.

Они утверждали, что после революции должна быть создана культура нового типа, пролетарская по своему классовому характеру, и что такая культура может быть создана только представителями рабочего класса. Всю прежнюю эстетику предлагается отбросить, поскольку учение об искусстве должно состоять из методов эмоционально-организующего влияния на психику человека в связи с задачами классовой борьбы. С введением нэпа в политике партии возникает стремление к диалогу с интеллигенцией.

В этих условиях деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП б О пролеткультах, и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке. В период с 1922 по 1928 год в стране возникает множество литературных объединений и групп. Уже к 1924 году в обществе сформировались два типа отношения к искусству, две его модели оно трактовалось либо как придаток к идеологии, либо как особый, специфический, художественный способ познания жизни.

Параллельное существование литературных групп, стоящих на различных художественных и идеологических позициях в годы нэпа, находило поддержку у высших партийных руководителей. Н.И. Бухарин, выступая на совещании О политике партии в художественной литературе, созванном ЦК РКП б в мае 1924 года говорил о необходимости перенести ленинскую идею сотрудничества с другими классами и на литературу. 18 июня 1925 года ЦК РКП б принимает резолюцию О политике партии в области художественной литературы. В ней говорилось, что партия в целом не может связывать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Однако свобода тут же ограничивалась положением о необходимости создания литературных произведений на базе пролетарской идеологии.

В таких условиях наибольший вес к 1928 году приобретает Российская ассоциация пролетарских писателей РАПП , выступающая за партийное руководство литературой.

Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич. В переходный период 1928-1932 гг. руководство страны взяло курс на поддержку Российской ассоциации пролетарских писателей РАПП . С самого начала своего существования РАПП имела одно принципиальное отличие от своего предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за полную самостоятельность и независимость от каких бы то ни было властных структур, находились в явной оппозиции к советскому правительству и Наркомпроссу, за что и были разгромлены.

Рапповцы учли их опыт и провозгласили главным принципом своей деятельности строгое следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, за внедрение партийной идеологии в массы. Однако рапповские попытки приблизиться к пониманию специфики искусства были искажены недостатком знаний, догматизмом и групповой борьбой. В апреле 1932 года деятельность РАППа была признана препятствующей развитию советской литературы, тормозящей серьезный размах художественного творчества, организация эта была объявлена распущенной.

После постановления Политбюро ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций от 23 апреля 1932 года характер контроля над литературой изменился. Если раньше функции подавления писательской свободы, командования литературным процессом осуществляли под руководством партии рапповцы, то теперь к власти над литературой пришла группа писателей-партийцев и литературных чиновников.

Эта группа, осуществившая переворот в литературной иерархии и свергнувшая авербаховцев, установила еще более жесткий контроль над литературой. Созданный в 1934 году Союз писателей стал инструментом тотального контроля власти над творческим процессом. Теперь, после закрытия РАПП, у всех писателей не осталось никакой альтернативы вступлению в единый Союз писателей СССР. Документы, охватывающие десятилетие - с 1928 по 1938 год, проливают свет на ту в основе своей беспринципную борьбу за власть в литературе, которая велась в РАППе и не прекратилась - изменились лишь терминология, лозунги - после постановления ЦК ВКП б 1932 года О перестройке литературно-художественных организаций, распустившего РАПП и другие организации и учредившего единый Союз советских писателей. Подсиживание, интриганство, инсинуации - все было в ходу у многих из тех, кого будут торжественно именовать инженерами человеческих душ. Дирижировало всем этим взаимопоеданием высшее партийное руководство, отлучая и дискредитируя одних, выдвигая и возвышая других к началу 30-х годов все нити и тут были уже в руках Сталина.

Затем в пору массовых репрессий сведение личных счетов, борьба за командные места в литературе из сферы идеологических обвинений и жестоких проработок закономерно переносятся в область политических доносов, провокаций, энкаведешных расправ с врагами народа. Постановления партии и правительства в области литературы В 1922 году были предприняты первые решительные шаги, которые предопределили развитие литературы социалистического реализма . 3 августа 1922 года был издан первый законодательного акт от об обществах и союзах, регламентировавший все стороны их возникновения, формирования и деятельности, и определивший их место в политической системе общества. 18 июня 1925 года ЦК РКП б принимает резолюцию О политике партии в области художественной литературы см. Приложение 1 . В этом документе утверждается, что страна вступила в период культурной революции.

Культурная революция по отношению к литературе понимается как развитие новой литературы - пролетарской и крестьянской в первую очередь. Подчеркивается значение классовой борьбы в литературе как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте.

В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства. При этом отмечается, что борьба эта не та, что была до завоевания советской власти, теперь она заключается в проникновении в литературу диалектического материализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы

Собственно советская культура также имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап процветания искусства авангарда в 20-е годы и… В этой связи актуальным является выделение основных черт, достижений и проблем… Сталин уделял культуре необычно большое, пристальное внимание. После Петра I и Екатерины II никто из русских…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти
Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти. После 1917 года основными элементами перехода от старого нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззре

Политика партии в области искусства в годы НЭПа
Политика партии в области искусства в годы НЭПа. В 1922 году были предприняты весьма решительные шаги, которые круто меняли всю атмосферу общественной, духовной жизни в обществе. Основными в

Политика Сталина в области литературы во второй половине
Политика Сталина в области литературы во второй половине. х годов Многие надеялись, что ликвидация РАПП и некоторых других группировок и образование единого Союза писателей создаст новую атмосферу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги