рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формулировка темы

Формулировка темы - раздел Литература, Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока Формулировка Темы. Двенадцать» - Первое Произведение О Революции «Двенадцать»...

Формулировка темы. Двенадцать» - первое произведение о революции «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С.Н.Булгаков.

Александр Александрович Блок приступил к работе над поэмой «Двенадцать» 8 января 1918 года, закончив её 28 января этого же года. Блок написал «Двенадцать» по горячим следам, через два месяца после победы Октября. Написал быстро, за несколько дней. Очевидно, сам материал, сам напор событий, перспектива, которая вдруг открылась перед духовным взором Блока, так захватили и воодушевили его, по обыкновению очень строгий судья всего выходившего из-под его пера, на этот раз. Окончив поэму, записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг… Сегодня я - гений». Напечатанная 3 марта 1918 года, поэма оттолкнула от Блока его вчерашних литературных единомышленников, не принимавших Октябрьской революции; в то же время советское литературоведение простило Блоку символизм и оставило за ним заметное место в истории русской литературы как поэту, прославившему социалистическую революцию.

Между тем ни одни, ни другие не захотели понять того факта, что Блок пел гимн своей революции.

Созданная на гребне революции совершаемой, поэма не могла и не должна быть связана с последствиями революции, но лишь с её целями, с её замыслом. Блоку начисто чужда похвальба, и если он, честнейший из поэтов, сказал о себе такое, должно понять его: он считает, что максимально полно и точно решил художественную задачу – услышал и запечатлел душу революции. 3.2 Какая же она, революция Блока? Какая же она, революция Блока? «Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимых недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом» (Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»). В поэме "Двенадцать" Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины.

Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир. Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну "музыку" - музыку разрушения.

Беспощадно, «со святой злобой» он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами.

Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в поэме "Двенадцать" такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира, пожалуй, больше от анархической «вольницы» (активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег - это образы, символизирующие стихию революционной очистительной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом "черного" и "белого". Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев.

Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как "религии рабов", проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия поэмы «Двенадцать» искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. «Вдаль идут державным шагом» - сказано о героях поэмы.

Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение «Двенадцать» как величественного памятника Октябрьской эпохи. Блок полагает, что даже лучшим из интеллигентов не следует обольщаться своим благородством и своей личной невинностью, так как «лучшие» как раз и должны чувствовать ответственность и за настоящее, и за прошлое (гамлетовский мотив блоковского творчества). Из такой системы взглядов и суждений вырастает художественный мир поэмы «Двенадцать». 3.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока

Цели: • Более глубокое знакомство с особенностью творчества А.А. Блока как поэта-символиста; • Погружение в эпоху революционных событий Задачи: •… Три стихотворения.Александр Александрович Блок – крупнейший русский поэт… Его отец – А.Л.Блок, профессор философии Варшавского университета, мать – А.А.Бекетова, по второму браку…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формулировка темы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Страницы биографии
Страницы биографии. Блок – Трагический тенор эпохи. * * * Он прав – опять, фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит Как памятник началу века, Там этот человек стоит… А.А.Ахматова. Три стихотв

Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма
Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма. Утверждению революции подчинено всё: • и образный строй – герои поэмы, отряд красногвардейцев, идущий по городу, первоначально «голытьба», л

Стилистика и символика
Стилистика и символика. Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги