Изображение Москвы в творчестве Марины Цветаевой

Содержание 1. Введение стр.3 2. «Мне имя - Марина…» стр.3. Любимый город стр.6 4. «Стихи о Москве» стр.5. Москва колокольная стр.12 6. «Домики старой Москвы» стр.7. Заключение стр.8. Приложение стр.9. Список литературы стр.21 Введение Русская поэзия - наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в нашей стране в последнее время в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать.

Это такие замечательные русские поэты, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем. Из всех этих поэтов мне ближе и дороже М.И. Цветаева, замечательная русская поэтесса.

Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, а, кроме того письма, дневники. Однако, среди многообразия произведений Цветаевой мне больше всего нравятся стихи о Москве. Поэтому темой своего реферата, я выбрала тему Москвы в жизни и творчестве Цветаевой. «Мне имя – Марина…» Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве в высококультурной семье.

Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Умерла в 1906 году, оставив двух дочерей на попечение отца. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга.

В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилев и Волошин. С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте.

Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений. В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Годы Первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой.

Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию она не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире М. Цветаева по-прежнему держалась особняком. В мае 1922 года ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.

Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 году в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период — поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 году закончила поэму «Крысолов», начатую еще в Чехии, работала над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро ее независимость, ее бескомпромиссность, ее одержимость поэзией определяют ее полное одиночество.

Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей ». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 году – «После России», включивший стихотворения, написанные в 1922 – 1925 годах.

К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший ее от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда ». В 1939 году она восстановила свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере.

Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой. Она повесилась, оставив три записки: товарищам, поэту Асееву и его семье с просьбами позаботится о сыне и Муру (так она называла своего сына Георгия): «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно.

Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Борис Пастернак сказал о ее кончине: «Марина Цветаева всю жизнь заслонялась от повседневности работой, и когда ей показалось, что это непозволительная роскошь и ради сына она должна временно пожертвовать увлекательную страстью и взглянуть кругом трезво, она увидела хаос, не пропущенный сквозь творчество, неподвижный, непривычный, косный, и в испуге отшатнулась, и, не зная, куда деться от ужаса, впопыхах спряталась в смерть, сунула голову в петлю, как под подушку». Могила ее неизвестна.

Однажды, будучи в эмиграции, она написала: И к имени моему Марина – прибавьте: мученица

Любимый город

И любила же, любила же я первый звон – Как монашки потекут к обедне, В... Для взрослеющей Цветаевой Москва из места детских игр, отроческих прог... Первое стихотворение «Облака – вокруг » дневное, светлое, обращённое к... На литературном вечере, где присутствовали Есенин, Кузьмин и Мандельшт... Замыкалось же все стихотворением «Москва - какой огромный Странноприим...

Москва колокольная

Внутри самого города Цветаева выделяет самые древние и наиболее чтимые... Появлялись сборники, включающие прозаические и поэтические произведени... И действительно, во всех упоминаемых изданиях акцентируется именно дре... В этом стихотворении три героя: ты («Москва») – мы («все к тебе придем... Стихотворение проникнуто любовью к городу, и поэт – неотделимая его ча...

Заключение

Заключение Поэтессу Марину Цветаеву не спутаешь ни с кем другим. Её стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, неповоротным ритмам, не общей интонации. Марина Ивановна оставила великое наследство после себя – свои стихотворения, в которых отразилась её глубокая натура.

Всё написанное ею объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа. И стихи о России и Москве поддерживали дух автора. Когда я читаю ее стихотворения, я чувствую, что все образы, все пейзажи и все мысли, содержащиеся в них, Цветаева брала из глубины своей души, буквально черпала из себя, донося до нас свою великую мудрость.

Приложение

Приложение СТИХИ О МОСКВЕ 1 Облака - вокруг, Купола – вокруг. Надо всей Москвой – Сколько хватит рук! – Возношу тебя, бремя лучшее, Деревцо мое Невесомое! В дивном граде сем, В мирном граде сем, Где и мертвой мне Будет радостно, - Царевать тебе, горевать тебе, Принимать венец, О мой первенец! Ты постом – говей, Не сурьми бровей, И все сорок – чти – Сороков церквей.

Исходи пешком – молодым шажком! – Все привольное Семихолмие. Будет твой черед: Тоже – дочери Передашь Москву С нежной горечью. Мне же – вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове. 31 марта 1916 2 Из рук моих – нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат. По церковке – все сорок сороков И реющих над ними голубков; И Спасские – с цветами – ворота, Где шапка православного снята; Часовню звездную – приют от зол – Где вытертый – от поцелуев – пол; Пятисоборный несравненный круг Прими, мой древний, вдохновенный друг. К Нечаянныя Радости в саду Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола, Бессонные взгремят колокола, И на тебя с багряных облаков Уронит Богородица покров, И встанешь ты, исполнен дивных сил… - Ты не раскаешься, что ты меня любил. 31 марта 1916 3 Мимо ночных башен Площади нас мчат. Ох, как в ночи страшен Рев молодых солдат! Греми, громкое сердце! Жарко целуй, любовь! Ох, этот рев зверский! Дерзкая – ох! – кровь.

Мой – рот – разгарчив, Даром что свят – вид. Как золотой ларчик, Иверская горит. Ты озорство прикончи Да засвети свечу, Чтобы с тобой нонче Не было – как хочу. 31 марта 1916 4 Настанет день печальный, говорят! – Отцарствуют, отплачут, отгорят Остужены чужими пятаками Мои глаза, подвижные, как пламя.

И – двойника нащупавший двойник – Сквозь легкое лицо проступит – лик. О, наконец тебя я удостоюсь, Благообразия прекрасный пояс! А издали – завижу ли и вас? – Потянется, растерянно крестясь, Паломничество по дорожке черной К моей руке, которой не отдерну. К моей руке, с которой снят запрет, К моей руке, которой больше нет. На ваши поцелуи, о живые, Я ничего не возражу – впервые. Меня окутал с головы до пят Благообразия прекрасный плат. Ничто меня уже не вгонит в краску, Святая у меня сегодня Пасха. По улицам оставленной Москвы Поеду – я, и побредете – вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет И наконец-то будет разрешен Себялюбивый, одинокий сон. И ничего не надобно отныне Новопреставленной болярыне Марине. 11 апреля 1916 5 Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы – Неоспоримо первенство Москвы. - И целых сорок сороков церквей Смеются над гордынею царей! 28 мая 1916 6 Над синевою подмосковных рощ Накрапывает колокольный дождь. Бредут слепцы Калужскою дорогой Калужской – песенной – привычной, и она Смывает и смывает имена Смиренных странников, во тьме поющих бога. И думаю: когда-нибудь и я, Устав от вас, враги, от вас, друзья И от уступчивости речи русской, Надену крест серебряный на грудь, Перекрещусь – и тихо тронусь в путь По старой по дороге по Калужской.

Троицын день, 1916 7 Семь холмов – как семь колоколов, На семи колоколах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, - Колокольное семихолмие! В колокольный я, во червонный день Иоанна родилась Богослова. Дом – пряник, а вокруг плетень И церковки златоголовые. И любила же, любила же я первый звон – Как монашки потекут к обедне, Вой в печке, и жаркий сон, И знахарку с двора соседнего. - Провожай же меня, весь московский сброд, Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот Колокольной землей московскою! 8 июля 1916 8 Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем. Клеймо позорит плечи, За голенищем – нож. Издалека-далече – Ты все же позовешь. На каторжные клейма, На всякую болесть – Младенец Пантелеймон У нас, целитель, есть. А вон за тою дверцей, Куда народ валит Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется аллилуйя На смуглые поля. - Я в грудь тебя целую, Московская земля! 8 июля 1916 Александров 9 Красною кистью Рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916

Список литературы

Список литературы 1. Цветаева М. И. Стихотворения, Москва, 1990г. 2. Цветаева М. И. Собрание сочинений в 7 томах, Москва, 1994-1995гг. (4 том) 3. Памятники литературы Древней Руси. Конец 14 - сер. 15 в. Москва, 1981г. 4. «И сердце рвется от любви на части…» Сборник, Москва, 2003г. 5. Мандельштам Александр «Серебряный век: русские судьбы», Москва, 1981г. 6. «Серебряный век» - книга-энциклопедия, Харьков, 1987 г. 7. Лосская В. «Марина Цветаева в жизни», Москва, 1999г. 8. Маевская В. «Стрела с неба» в трагедии Марины Цветаевой, Москва, 2003 г. 9. Геворкян Т. «Несколько холодных великолепий о Москве: Марина Цветаева и Осип Мандельштам», Москва, 2003г. 8. www.sch265.spb.ru.