Театр времен Сумарокова

СОДЕРЖАНИЕ I. Введение стр.II. Театр и драматургия первых десятилетий XVIII века стр.III. Жизненный путь Сумарокова стр.IV. Театр в 1730 – 1760 годах.Основание русского театра. стр.V. Вклад Сумарокова в развитие русского театра. стр.VI. Заключение. стр.VII. Список литературы стр.15 Введение Перед русским обществом 40—50-х гг.XVIII в. стало одной из насущных задач создание национального публичного театра.

Первая такая попытка при Петре I была малоудачной. В последую¬щие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих иностранных трупп (французской, немецкой, а поз¬же итальянской). Определенные заслуги у этих трупп были. Так, немецкая труппа Каролины Нейбер и французская труппа Сериньи смогли познакомить придворного зрителя за короткий срок почти со всем лучшим зарубежным классицистическим репертуаром (от пьес Корнеля, Расина и Мольера до пьес Вольтера). Но нужно было в первую очередь создать свои отечественный репертуар, так как представления на русском языке в частных городских и «школь¬ных» театрах все еще ограничивались показом «школьных» драм или инсценировок любовно-авантюрных повестей и романов. Продолжали существовать только любительские труппы.

Была такая труппа и в "рыцарской академии" — Сухопутном шляхетном корпусе. Кадеты были и артистами, и зрителями. Долго бы еще пришлось существовать русскому театру в виде любительских трупп, если бы не ярославская труппа Федора Волкова Она прибыла в Москву, По указу императрицы Елизаветы Петровны актёры должны были получить образование в "рыцарской академии". Когда обучение было закончено, Елизавета Петровна специальным указом объявила об открытии постоянного русского театра.

Произошло это 30 августа 1756года. Директором театра назначен А.П.Сумароков; Сделал он должности очень много, несмотря на явное равнодушие высшего дворянства к театру. Он старался укрепить русское сценическое искусство, расширить репертуар. Он ведал всем, что имеет отношение к театру — от составления афиш до написания пьес, творческой деятельности очень мешала административно-хозяйственная и театрально-режиссерская деятельность.

За время своего директор он написал только три пьесы: трагедию "Димиза" (1756), драму "Тынник" (1757) и комедию "Приданое обманом" (1756). В 1761 недоброжелатели Сумарокова добились его отставки.

Театр и драматургия первых десятилетий

обучение детей цер¬ковнослужителей становилось обязательным). В духе этих идеалов он мечтал воспитать дворянское общество, и средств... В Петербурге он смог побывать в итальянской опере, затем в немецком те... он должен был вернуться в Ярославль для ведения дел, так как умер его ... Актерами в нем были два брата Волковы, И.

Вклад Сумарокова в развитие русского театра

Ключевой проблемой его трагедий, созданных на сюжеты из истории Киевск... В первых трагедиях это приводит к гибе¬ли подданных, которыми обычно я... Трагедии Сума¬рокова присуще совершенно иное понимание сущности трагич... Почти сразу по приезде в Москву Сумароков взял на себя хло¬поты о теат... Московская чума, которая началась в октябре 1771 г.

Заключение

Заключение.

С именем Сумарокова связано возникновение постоянного «Русского, для представлений трагедий и комедий, театра», пер¬вым директором которого в 1756 г. Елизавета назначила Сумаро¬кова. Сумароков видел в театре возможность осуществления воспитательной роли по отношению к дворянству. Создание театра зависело во многом от появления трагедий Сумарокова, составив¬ших его репертуар. К моменту открытия театра Сумароков — ав¬тор пяти трагедий и трех комедий. Современники по праву назы¬вали его «основателем российского театра». Пять лет стоял он у руководства театром, работа в котором была необычайно трудной: не было постоянного помещения, не хватало денег на постановки, актеры и директор месяцами не получали жалованья.

Сумароков писал отчаянные письма Шувалову, вступая в постоянные конф¬ликты. Горячо любивший искусство, преданный делу, Сумароков не был ни достаточно уживчивым человеком, ни хорошим админи¬стратором. В 1761 г. ему пришлось уйти из театра. В исследовании П.Н. Беркова «История русской комедии XVIII века» (1977) 12 комедиям Сумарокова уделено всего несколь¬ко страниц. Отдавая должное усилиям Сума¬рокова как директора Российского театра, «вопреки явному рав¬нодушию высшего дворянского общества, вопреки бюрократичес¬кому противодействию придворного ведомства — укрепить и развить русское сценическое искусство, расширить репертуар рус¬ского театра» , Берков считает, что обычно его заслуги в этой области недооцениваются.

Но Берков отмечает при этом, что драматургическое творчество Сумарокова не начинает собой историю русского театра: «роль его сводилась к завершению ряда более или менее неудачных попыток его предшественников» и указывает на силлабические переводы П.М. Медве¬дева, И. Меркурьева и А.В. Олсуфьева, Г.Н. и В.Н. Тепловых, ко¬торые переводили и Мольерам.

Драматургическое творчество и работа Сумарокова в те подробно рассматриваются в обширной монографии Б.Н. Асеева "Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века" в ряде глав сквозь призму театральной теории классицизма, с одной стороны, с другой — с точки зрения индивидуального своеобразия пьес Сумарокова.

Автор уделяет внимание и первым постановкам первых пьес Сумарокова «Хорев» и «Гамлет» кадетами Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и труппой Федора Волкова (Асеев 1977,186—199, 237). Отмечая как несомненно влияние на драматургию Сумарокова театра Расина, и в еще большей степени Вольтера (там же, 179—181), Асеев главное внимание уделяет проблеме теоретических и практических новаций Сумарокова в этой области, что становится очевидным, если рассматривать театр Сумарокова в контексте русской театральной культуры XVIII в. «Традиции, созданные Сумароковым как теоретиком театра и драматургом, определили тип русской «классической" трагедии», — отмечает исследователь, считая, что основа ее проблематики — введенная Сумароковым идея общественного долга, тераноборческие и патриотические мотивы (там же, 195). Сумароков, таким образом, был автором «первых русских трагедий », что "было важным этапом в развитии русского театра», так как они, так же как и его комедии, «закладывали основы национального репертуара, необходимого для создания национального театра», связанного с прогрессивной общественной мыслью.

Список использованной литературы 1. Александр Петрович Сумароков(1717 – 1777): жизнь и творчество/Сост. Е.П.Мстиславская. – М.:Пашков дом,2002. 2. Л.Е. Татаринова Русская литература и журналистика XVIII века 3. Г.А. Гуковский Русская литература XVIII века – М.: Аспект Пресс,1998г. 4. А.С.Елеонская, О.В.Орлов, Ю.Н.Сидорова История русской литературы XVII – XVIII веков / изд.дом «Высшая школа»М. – 1969г. 5. О.М. Буранок Русская литература XVIII века: учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. –2-е изд. – М.:Флинта:Наука, 2002.