рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вклад Сумарокова в развитие русского театра

Вклад Сумарокова в развитие русского театра - раздел Литература, Театр времен Сумарокова Вклад Сумарокова В Развитие Русского Театра. Сумароков Еще Кадетом Имел, Как ...

Вклад Сумарокова в развитие русского театра. Сумароков еще кадетом имел, как и другие, свободный доступ в дворцовый театр Кадеты создали и свою, любительскую труппу, в репертуаре которой были трагедии фран¬цузских классиков, в том числе Вольтера.

Осо¬бенное внимание в царствование Елизаветы I уделяется француз¬скому языку и французской культуре. Формировались новое светское русское национальное искусство и литература, в некоторой степени основанные на тра¬дициях западноевропейского барокко, рококо и классицизма, од¬новременно хлынувших в Россию и оказавших влияние на станов¬ление раннего русского классицизма. Светские развлечения при дворе способствовали серьезному увлечению Сумарокова театром. И в 1747 г. он создает первую национальную русскую трагедию «Хорев» на сю¬жет из древней русской истории.

Сначала она была сыграна любительской труппой, состоявшей из учеников Су¬хопутного шляхетского кадетского корпуса. Успех спектакля привлек внимание Елизаветы I, и трагедия была играна при дворе. В 1750 г. он был закреплен по¬становками труппы Федора Волкова, что подвигло Сумарокова продолжить занятия драматургией. Начинается деятельная литературная работа Сумарокова. В 1750 г. он написал несколь¬ко пьес, тогда же представленных на придворном театре: комедию «Тресотиниус» (пародия на Тредиаковского, который к этому вре¬мени становится его литературным недругом), трагедию «Гамлет» (вольное переложение трагедии Шекспира), трагедии «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира». С этого времени с именем Сума¬рокова связывается создание трагедии нового типа, которая легла в основу структуры жанра и была воспринята последующими рус¬скими драматургами.

На это время при¬ходится окончательное оформление жанра и его проблематики в творчестве Сумарокова.

Он не только становится первым отече¬ственным драматургом, но широко вводит в пьесы политическую общественно значимую проблематику. Ключевой проблемой его трагедий, созданных на сюжеты из истории Киевской Руси, становится проблема долга монарха перед страной и своими подданными. Основой коллизии пьес является нарушение монархом своего долга, его несправедливые действия. В первых трагедиях это приводит к гибе¬ли подданных, которыми обычно являются влюбленные.

В поздних трагедиях Сумарокова подданные представляют собой активную силу. Действия монарха вызывают протест, который выливается в восстание против царя, спасающегося волей случая. Такова по¬здняя редакция трагедии «Семира». Сумароков поднимает в сво¬их трагедиях актуальные политические, социальные и моральные проблемы современного общества, личности и государства, в час¬тности проблему активной гражданской позиции в общественной жизни, критически оценивая роль неограниченной абсолютной монархии. Это была проповедь идей аристократической фронды. Насыщенность политическими иллюзиями и атмосфе¬ра повышенной сентиментальной чувствительности — отличитель¬ные черты трагедии Сумарокова. Трагедии Сума¬рокова присуще совершенно иное понимание сущности трагического конфликта, чем французской, подражателем которой он несправед¬ливо считался. В отличие от французской трагедии Расина, Корнеля, Вольтера и др. у Сумарокова, в соответствии с русским сознанием XVIII в интересы чувства и долга, личности и государства не противопос¬тавлены, а подчинены друг другу, поскольку идея государственно¬сти была определяющей для идеологии России того времени. В одной из первых трагедий — «Гамлет» — основой конфликта является не дилемма чувства и долга, которые борются в душе Гамлета: долг мщения убийце отца Полонию и страсть к Офелии, до¬чери убийцы отца. Мщение выступает как общественный долг, ко¬торый состоит в освобождении народа от тирана. Трагическая коллизия находит вопло¬щение и в решении узурпатора избавиться от своей соучастницы, Гертруды, и жениться на Офелии.

В трагедии Сумарокова торже¬ствует справедливость. Заслуженная смерть тирана составляет развязку. 30 августа 1756г. был официально учрежден национальный русский публичный театр в Петербурге (впоследствии Александрийский), куда был определен директором Сумароков.

Процесс управления театром был очень трудоемким и обременительным.

Сумарокову самому приходилось не только обучать актеров декламации, жесту и прочим основам актерского мастерства, но и думать об устройстве их жилища, о театральном помещении, оркестре, афише и т.д. Это лишало его душевного спокойствия и «поэтической мысли», не оставляя времени для сочинительства.

Сумароков управлял театром не особенно долго. В 1761 г. из-за каких-то неизвестных столкновений с артистами и недоразуме¬ний Сумароков подает прошение об увольнении от звания дирек¬тора театра.

В 1769 году он переехал в Москву, где и поселился. Немедленно же он принял активное участие в театральных делах в Москве, где в это время театр пришел в упадок. Почти сразу по приезде в Москву Сумароков взял на себя хло¬поты о театре в Москве, которым в то время заведовал М.М. Хе¬расков. Театр прекратил было существование из-за материальных затруднений. Сумароков бомбардировал Екатерину II прошения¬ми принять участие в судьбе театра, организовал управление, до¬бился упразднения налогов, лишавших театр доходов, участвовал в обучении актеров.

Уже в июне — авгус¬те 1769 г. состоялись успешные постановки двух его пьес. Страстному увлечению Сумарокова театром и дальней¬шей судьбе как поэта и драматурга помешал скандал, разразивший¬ся вокруг московского театра в начале 1770 г. Скандал этот был организован недоброжелателями Сумарокова. Заключался он в том, что провалилась постановка переделанной Сумароковым тра¬гедии «Синав и Трувор», что, как и последовавшие затем события, опозорило автора в глазах публики.

Постановка эта, не подготов¬ленная труппой, состоялась вопреки желанию автора, актеров и ан¬трепренеров по распоряжению московского генерал-губернатора П.С. Салтыкова, рассорившегося с Сумароковым. Раздосадованный Сумароков продолжал жаловаться на П.С. Салтыкова императрице. Императрица прияла сторону генерал-губернатора, отослав ему текст своего письма к поэту. Письмо разошлось по городу в многочисленных копиях. Это только усугубило позор Сумарокова.

Дальнейшее его поведение – письма к императрице. В которых он косвенно жаловался на то, что она сделала гласным свой ответ. Разгневало государыню и окончательно испортило их отношения В конце 1770 г. Сумароков ездил в Петербург для печатания своей новой только что законченной трагедии «Димитрий Самозва¬нец». Успех трагедии превзошел все ожидания. Во время этой по¬ездки в конце 1771 г. Сумароков простился с бывшим при смерти своим давним покровителем и бывшим начальником гр. А.Г. Разумовским, который подарил ему на память золотую табакерку с бриллиантами. Московская чума, которая началась в октябре 1771 г. и заста¬вила Сумарокова покинуть город и уехать в деревню, отвлекла его от литературных занятий.

Вернувшись в Москву после окончания эпидемии, Сумароков, несмотря на свои обиды, вновь хлопочет о восстановлении московского театра, пре¬кратившего существование из-за эпидемии. Но хлопоты прервала тяжелая болезнь, на протяжении вось¬ми месяцев мучившая Сумарокова.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Театр времен Сумарокова

Первая такая попытка при Петре I была малоудачной.В последую¬щие десятилетия после смерти Петра придворный театр оказался в руках заезжих… Была такая труппа и в "рыцарской академии" — Сухопутном шляхетном корпусе.… Произошло это 30 августа 1756года. Директором театра назначен А.П.Сумароков; Сделал он должности очень много, несмотря…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вклад Сумарокова в развитие русского театра

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Театр и драматургия первых десятилетий
Театр и драматургия первых десятилетий. XVIII века Одним из важнейших мероприятий Петра было создание об¬щедоступного театра в Москве, который должен был служить целям пропаганды петровских преобра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги