Конспект по зарубежной литературе XX века

Конспект по зарубежной литературе XX века

Человек в культуре 20 века Сюрреализм и авангард Луи Фердинанд Селин (1894-1961)

XX век - новая культурная реальность

Человек в культуре 20 века

В лит. общ-ве власть распределена на всех. самоконтроль мир реальн.

В => 17 в => 18 в => 19 в

  Культура используется, но не опровергается. Искусство и культура сосуществуют.… => 19 в.

Сюрреализм и авангард

(М. Эрнст) Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя». Луи Арагон

Луи Фердинанд Селин (1894-1961)

Род. в бедн. семье, воевал, герой Первой МВ, надсмотрщик на плантациях в Африке. США, Детройт, завод Форда. Высш. мед. школа в Европе… Проза. 1й роман «Путешествие на край ночи» 1932. Выдвинут на Гонкуровскую… 1936 «Смерть в кредит». Рождается конфликт между Академией и С.

Й враг - коммунисты, 2й - евреи.

Замок Загмаринген . Зан. позицию пораженца. Уезжает. В Париже его судят и заочно - см. приговор.… «Немецкая трилогия»: «Из замка в замок», «Север», «Ригодон». Меняется отношение к коллабор. Возвращается в 51 г.…

Джозеф Конрад

I период: «Негр с Нарцисса» - соц. подтекст. Либ. консерватизм; «Каприз Оумейера (?)» -… II период:

Марсель Пруст (1871-1922)

Нач. века было бурным. П. - гомосексуалист. Дуэли, пишет светск. хроники (Фигаро), точные зарисовки, пишет сборн. «Тихие дни» («Утехи и дни???»),… Шарль Сент Бёв - академик, серьезный чел-к, реально влиявший на лит.… Статья «Против неясности» - объяснение творческ. метода Пруста. Против символистов. Сим. ошибаются, т.к. пишут о том,…

Умирает.

Берксон - психолог, философ. Особое понимание времени. Пытается понять структуру чел. мысли. Ассоциации не существ. Согласно ассоц. школе эмоции… «В поисках утраченного времени» Весь роман написан для посл. ч.: «Обретенное время». Когда он появляется в салоне спустя вр., к нему обращаются как к…

Вирджиния Вульф (1882-1941)

В. никогда нигде не училась, только домашн. образование (фанатическое о.). В - лит. критик. Статьи в лит. приложении к Таймс. 4 тома ее критики +… Бирисберийцы = либералы. Мир - атомарная системы. Люди - отдельные атомы, не… Написала ряд эссе феминистск. хар-ра. «Своя комната». Мир построен по мужскому принципу. Женщину воспринимают как…

Уильям Фолкнер

20е гг. - литературная игра. Лит. обращается к себе, как она работает, ее законы. Ф. по своей структуре очень европейский писатель, американский по… Род. на юге США (там люди мыслят, живут иначе). Самообразование. Имидж… Шервуд Андерсон - амер. писатель. Сборн. рассказов «Вайднсбург Огайо». Посоветовал Ф. писать о том, что он хорошо…

Жизненный путь и мировидение Джойса. 1882-1941

Род. в Ирландии. Аристокр., обедневш. семья, славная своими традициями. Отец - тип. ирландец (примерно Саймон Дедал), привык к праздности. Его все… Культура кельтов оч. серьезна, много традиц. Постепенная деградация этой… Парнал - полит. деятель, борец за свободу Ирланд. Полит. независимость, нац. освобожд. Культ. движение - «Ирландское…

Джойс «Портрет художника в юности»

Релятивизм Джойса: реальность для Дж. находится в восприятии, только что-то обличенное в слово. Жизнь - пустое пространство, кот. заполняется… Мир - паутина текстов. Познание мира не адекватно, не сущ. адекватных идей.… Озарение (Эпифания), когда гер. стан. ясно, что между ним и реальностью стоит сетка яз., знаки, а думал, что…

Джойс. Миф в «Улиссе» 1922

Задача в самом заглавии - «Улисс», вновь написать «Одиссею» => надо понять «Одиссею», проинтерпретировать. Юнг + культуролог Дж. Баттисто Вико «Основание новой науки о природе наций».…  

Джойс. Поэтика романа «Улисс»

Напоминает Бож. Ком. Данте (если мы знаем прошлое, то мы знаем настоящее и будущее). Дж. развернут и в прошл., и в будущ. (как и Данте). Действие р. - 18 часов, 1 день. Место действ. - Дублин (карта!). Блумсдей… Стивен Дедал - Телемах, Леопольд Блум - Одиссей (every man), Молли Блум (певица) - Пенелопа, мистер Дейзи - старец…

Хаксли

 

1й «желтый хром» 21. Романт. «Контрапункт» - «Point - counter point» (тезис-антитезис). Антиутопия. «The brave new World» (О дивный, новый мир).

Слово и форма его уже не интересуют. Главное - идеологич., нач. с 32 г. Л-ра для него умерла. Уже было не до нее. Л-ра занятая собой. Философский релятивист, не верит в фил. абс. идею. Произвольность. Перепроверяет философские идеи, обнажает их произвольность, опасноть, относительность, целостность.

«Обезьяна и сущность», «Двери восприятия» (традиция писать о смещенных состояниях, о наркотиках), «Остров» (утопия). Игровая, рефлексивная лит-ра.

Нет единой последовательности событий, набор фрагментов. Все перемешано, прием киномонтажа (Флобер). Одновременность происходящего.

Худ. произведение - серия сцен.

Обычно произведения строятся по принципу совпадения причинно-следственных связей и временной последовательности:

                   
     
       
 

 

 


У Хаксли все связано внутренним смыслом, нет принципа соединения:

               
   
 
       

 

 


Множество смыслов. Он убирает внешние, поверхностные связи. Внутренний смысл, идея в одной сцене, а ответом на эту идею мы найдем в след. сцене.

«Контрапункт»

Намеренно показывает, что его герои списаны с опред. прототипов. Роман в романе. По структуре напоминает «Фальшивомонетчика». Рассказывает как пишется роман «К».

В 30е гг. меняется манера. Интересует идеология.

«О, дивный новый мир»

антиутопия, антисоветский. Для Х коммунист - чел-к искусственно выращенный. Утопия - всегда о настоящем, не о будущем. В современности находит те моменты, кот. создадут идеальное будущее и переносят его туда. Антиутопия - негативный мир, то, чем обернется настоящее, кошмар, остановившаяся история.

Общество потребления = между чел. и предметом только механ. связи. Искусственные потребности. Х. обнажает индустриальное общество. Мы производные своей культуры. Общество тотального потребления. Человек - функция, винтик в механизме. Образование - функциональное, чтобы сделать шестеренку, полезность. Идеология капитализма.

Идеология марксизма - общество равных возможностей, у каждого определенные способности и потребности. Х не верит в возможность совершенствования чел-ка, что он живет по опред. нравств. принципам, и в то, что его можно изменить. Чел. всегда порочен.

Альберт Камю сказал: «Хочешь быть философом - пиши романы».

Любая концепция сводит мир к схеме, его упрощает. Х. пытается выделить пробелы концепции, те моменты, где концепция не работает. Х. умеет встать над теорией и показать, как они не работают.

Жесткие повеств. схемы. Абсолют: рациональный, разумный.

Индустриальный мир. Человек - некая функция, определенное место в ячейке. Отсутств. внутр. связей между людьми, как и между вещами. Х. пишет об идеях и концепциях настоящего, не о будущем.

Критика марксизма.

Behaviorисты: Особая популрность в Анг. Основатель: И.П. Павлов, рус. ученый. верующий; Идея рефлексов: все наше поведение - рефлекторное. Весь комплекс чел-го поведения зависит от рефлексов. Эта идея в романе весьма своеобразна. Культура => рефлексы. В романе люди не читают книги. Они опасны. Необходимо, чтобы не было привязанности книгам и цветам. Теория для тоталитарного общества, бесчеловечная по своей сути. Теория Фрейда (Форд <=> Фрейд). Форд превратил чел-ка в «придаток» индустр. машины. Фрейд сводит сложное поведение чел. к произв-ю нескольких комплексов. Чел. сведен к комплексу. В промежутке между желанием и его осуществлением рождается личность. У Х. всякое желание сразу же исполняется. Конфликты, если и возникают, сразу же гасятся. Некому предъявить претензии, не с кем бороться.

После 30х переселяется в Америку. «Генйи и богиня», «После многих весен».

«Остров» 1963

утопия. Интерес к вост. мудрости. Аграрный мир, связь с почвой, спец. медицина. Знание - целостное (в ОДНМ - знание разбито). Ех: врачи лечат чел. целиком, а не отдельную болезнь или орган. Наркотики.

 

Андре Жид

Ж - язычник, гедонист, ницшеанец. Внутренее яз-во. Резкое антихристианство. Языческий бог принадлежит и этому и тому миру. Соприродный человеку, с… «Имморалист» Возвращение телу свободы, дух из тела. а не наоборот. Сверхчеловек постоянно выходит за пределы своего «я» (меняет…

Томас Манн

«Будденброки» 1908 Традиционный семейный роман. Роман философский, но игровой. Проверяет… Шопенгауэр: мир двигает сила, кот. лежит вне чел. понимания. Воля. Чел. не в силах понять смысл мироздания. Чел. -…

Русская девушка (=хаос)

3. Лео Нафта (иезуит). вырос в евр. семье. Антигуманист. Осуждает прогресс и попытку поставить чел-ка в центр. вселенной. Говорит о соборности. Чел. тело нужно уничтожить, чтобы откр. духовная сущность чел. Чистый дух. Идея сверхформы, разрушение телесной оболочки, жажда раствор. в мироздании, единение с Богом (= «Смерть в Венеции»). Идея великого инквизитора.

 

Франс Кафка. Притчи.

Род. в Праге. Нем. община. Дома говорили по-чешски, писал по-немецки. На стыке культур, диалог культур, стран, эпох. Вокруг безразл. предметы, воспр. себя как постороннее. Полное неумение… Кафка восприним. как некий пророк (т.к. предсказал почти все, что произ. в 20 в). Кафка был чудовищн. пессимистом…

Франс Кафка. Романы.

«Замок» Незаконченный текст. Реальность условна. Гл. герой - К. Деревня, кот. выполняет все распоряжения Замка. Мир Замка неясен. К. пост. стать своим, для этого ему нежно получить…

Эрнест Хемингуэй.

НП - н. 50х. Мифы: расск. о потерян. поколении, явл. его голосом (Гертруда Стайн). Послевоенное поколение не может реализоваться. «Певец п. п.»… Уехал в Европу. Париж. Гертруда Стайн (лейтмотивы, повтор, добавл.… «Фиеста»

Сартр 1905-1980

«Тошнота» Мир безразличен гл. герою. Тошнота - экзист. состояние = усталость от мира,… «Мухи» 1943

Камю

 

Концепция абсурдного чел-ка. Абсурдный роман . Левых убеждений. Демок. философ. Рецензия на «Тошноту». Говорит, что Кафка - наст. писатель, не философст, пишет об абсурде абсурдно, а Сартр - фил. в оболочке худ.

«Посторонний»

А. чел. - Мерсо.

К. использовал наработки своих амер. предшеств (Хеминг).

Абсурд. чел-к не пыт. найти смысла в действ, не пытается связать эл-ты действ. в целое. Разделение зрения и умозрения. Феноменология. В традиц. системе ценностей око и дух едины. Наше сознание направл. на объект, т.е. оно интенциональное. Феноменологическая редукция - увидеть чистые предметы. Но чист. предметов нет, есть эмоц. наполнение. Абстр. чел-к- способный увидеть чистые предметы, вынести все за скобки, ощутить акт феном. редукции. Мерсо - воспринимает все безучастно, отсутс. эмоции, идеол. «Нулевая степень письма» (Барт). Не желает систематизировать мир, т.к. любая системат-я мира неправильна. Избавит. от чел. взгляда, т.к. он слаб, избавится от антропоцентризма. Человеку следует встать на сторону вещей. Мы в средоточии вещей. Вещи безразл. к человеку. К. их такими и изображает. Вещи не считаются с людьми. Нас окруж. абсурдные вещи. Мерсо не желает вникать в сост. вещей, не желает их систематизировать. 2 часть - зеркальное отражение первой. Судья системат. все факты, вносит в них ед-во => чудовищная картина. Мерсо оказывается негодяем. Мы понимаем, что все, о чем говорит судья - это ложь, т.к. между событиями мира нет связи. Важный пафос романа. Мерсо отправл. на казнь, неся ненависть ко всему миру. Вся жизнь - вызов этому миру.

«Чума»

Город переживает эпидемию чумы. Будущее для жителей этого города закрыто, т.к. нет смысла, нет целей. => Чел. понимает, что нужно жить настоящим. Идея ангажированности. В мире нет смысла, но надо жить так, как если бы он в нем был.