Изображение и значение образов природы в произведениях Н.А. Римского-Корсакова

г. Москва Экзаменационный реферат по истории музыки На тему Изображение и значение образов природы в произведениях Н.А. Римского-Корсакова ученицы 11 класса Г средней школы 1113 с углубленным изучением музыки и хореографии Пулькиной Ольги. 2004 г. План 1.Краткая биография. 2.Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи. 3.Симфоническая картина Садко . 4.Программное симфоническое произведение Антар . 5.Опера Майская ночь . 6.Опера-весенняя сказка Снегурочка . 7.Симфоническая сюита Испанское каприччио . 8. Оркестровая сюита Шехеразада . 9.Опера-балет Млада . 10.Опера Ночь перед Рождеством . 11.Опера Садко . 12.Романсная лирика. 13.Опера-небывальщина Сказка о царе Салтане . 14.Опера-осенняя сказка Кащей бессмертный . 15. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии . 16.Опера-гротеск Золотой петушок . 17.Список литературы. 1.Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии в семье, любившей музыку.

В 6 лет мальчика начали обучать музыке, в 11 лет он уже играл в семейном ансамбле.

Потребность сочинять появилась очень рано, рано научился понимать и записывать ноты. Но по семейной традиции ему не суждено было заниматься музыкальной деятельностью, так как мужчин рода Римских-Корсаковых отдавали учиться военному делу. Брат Коли, Воин Андреевич, был моряком, под его влиянием у Римкского-Корсакова появились мечты о море. В 1856 году его отдали учиться в кадетский корпус военно-морского Санкт-Петербургского училища.

Был выпущен оттуда со званием гардемарина. Любовь к музыке все равно берет свое, и даже учась в училище, Римский-Корсаков ходит в театры, посещает концерты, оперы. Любимой оперой была Руслан и Людмила, да так и до конца жизни Глинка остался любимым композитором Николая Андреевича.

С 1859 года Римский-Корсаков начал брать уроки музыки у Канилле, тот был хорошим пианистом, быстро понял, что мальчик одаренный, и начал учить его азам композиторства. В 1861 году Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым, вступает в его кружок, под его влиянием занимается самообразованием знакомится с историей и литературой. В 1862 году брат отправляет Николая Андреевича в кругосветное путешествие, во время которого он знакомится с музыкой разных стран и не бросает композиторскую деятельность.

Эта поездка оставит неизгладимый след в памяти молодого впечатлительного юноши, и в последствии эти воспоминания не раз будут питать его композиторскую фантазию. В апреле 1864 года путешествие закончилось, а Римский- Корсаков получил офицерский чин и был назначен на береговую службу. Римский-Корсаков продолжает посещать кружок Балакирева. В 60-е годы пишет первую свою симфоническую картину и зарекомендовывает себя как талантливый симфонист.

В 1862-1872 гг. пишет свою первую оперу на исторический сюжет Псковитянка. В 70-е годы Римский-Корсаков работает в Санкт-Петербургской консерватории, где продолжает заниматься самообразованием изучает полифонию, пишет 50 фуг. В последствии использует полифонию в своих произведениях. Едет в фольклорную экспедицию, после чего создает сборник, в котором представляет лучшие образцы русского народного творчества. В процессе создания сборника увлекается поэтической стороной культа поклонения солнцу и пленяется чудесным духом языческой старины. Появляются Майская ночь обряд в Ночь на Ивана Купала , Снегурочка обряд-Масленица - была поставлена на сцене частной русской оперы С. Мамонтова в прекрасных декорациях Васнецова в 1882 году. Римский-Корсаков сочетал с педагогической работой в консерватории поездки за границу, где дирижировал иностранными оркестрами. 80-90-е годы - кризис - не написал ни одного произведения, хотя изучает эстетику и пишет книгу Летопись моей музыкальной жизни. Революцию 1905 года композитор встретил с симпатией, он выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключен из состава профессоров.

Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил. Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке изобразил веру в торжество добра и красоты сочинил сказочную оперу Кащей бессмертный, как сатиру на революционное государство.

Кащеево царство - это олицетворение зла, образ Бури-богатыря и приход весны в нетленное Кащеево царство - олицетворение света, тепла и добра.

Последней оперой, посвященной революции, стало Сказание о граде Китеже . 2.

Римский-Корсаков - замечательный мастер музыкальной живописи

По признанию композитора, в его сознании тональности обладали не тольк... Лето 1880 года композитор с семьей проводил под Лугой в Стелеве. Вот е... Это именно весенняя сказка - со всею красотою, поэзиею весны, всей теп... Снегурочка, действительно поэма о весне. Он создает, по словам Римского-Корсакова, настроение суровое, унылое.

Оркестровая сюита Шехеразада

По лазури океана вновь стремит свой легкий бег корабль Синдбада. Далее... Как голос безжалостной судьбы вторгается тема битвы из Рассказа Календ... 9.Колоссальным учебным этюдом была. Сквозь все части сюиты проходит тема - образ прекрасной рассказчицы Ше... Как, каким образом композитор добивается этого эффекта? Известно, что ...

Опера-балет Млада

В холодном воздухе разлита трепетность мерцаний и струистость лучей, с... 11.Почти одновременно с Ночью перед Рождеством композитор начал работа... Вторая картина светлой летней ночью появляется на берегу Ильмень-озера... Пожалуй, едва ли не самый лучший эпизод оперы - появление Царевны Лебе... На сцене рассеивается туман, утренние лучи разгоняют ночную мглу и пон...

Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии

И ещё того менее это только поэтическое настроение Февронии. Нет - это... Неясный в сказке Пушкина, он еще загадочнее в опере Римского-Корсакова. В образе Шемаханской царицы доминирует обольщение, очарование женской ... Такие композиторы, как Римский-Корсаков, являются достоянием не только... Е.