Основы кантовской этики

РЕФЕРАТ по теме ЭТИКА ИММАНУИЛА КАНТА Исполнитель 3 Основы кантовской этики 3 Кант - философ свободы 3 Детерминированность мира 6 Феномен и ноумен 7 Природа и свобода 10 Разум 12 Практический разум и стремление к счастью 12 Императивы 13 Категорические императивы 17 Формула нравственного закона 20 Долг 22 Этические категории 25 Свобода и воля 25 Категории воли 28 Свобода воли и совесть 30 Добро и зло 33 Несвободная свобода 37 Характер причинности 38 Причинность и свобода 40 Оценка и развитие учения Канта 45 Шеллинг 45 Шопенгауэр 48 Сартр 53 Нравственный закон Канта - общечеловеческая мораль 57 Список литературы. 62 Основы кантовской этики Кант - философ свободы y p I p y p K p p r u ѓ Ћ p x Ђ q Ђ t u r p t p ѓ. X Ђ q Ќ r Џ Ђ q u t y Ћ ѓ , t Ђ ѓ p Ђ Ђ p ѓ Ќ Ћ u s Ђ ? K y y Ѓ p y u ѓ Ђ s Ђ p x p? p ѓ p y u, s t u p Ѓ y ѓ p Ђ ѓ u t ђ u u Ѓg P u t Ѓ Ђ Ђ w y , Ђ Ђ- Ђ r u w t p u Ђ ѓ r Ђ u z ѓ p t Ђ ѓ p ѓ Ђ z ѓ Ђ Ђ ѓ y , q t Ђ Ђ p, u ѓ y Џ Ђ u Ђ r u r ѓ u p u ѓ ђ q y Ќ z Ѓ u t u y Ѓ Ђ t Ђ t y z ѓ p z t Џ Ђ s Ђ , ѓ Ђ r u Љ u Ђ u Ѓ u Ђ t Ђ y p t u s Ђ Ђ u ѓ y q Ќ Ѓ Ђ ѓ p r y Ћ r y ѓ u y Ѓ u u t t Ђ Ђ , s t u u Ѓ u t ѓ p r u ѓ Џ Ђ ѓ p z, Ђ q Ќ Ѓ Ђ r u ѓ y Ћ u s Ђ Ѓ Ђ ѓ u t Ђ r u r Ђ u y u s Ђ Ѓ Ђ Ђ y , p x r u Ђ y Ђ s t p u Ѓ u Ђ t Ђ u q Ќ ѓ r Ђ u z ѓ Ђ Ђ ѓ y? N u p t Ђ t Ђ s Ђ s p t p Ћ, p Ђ z q Ќ Ђ t p Ђ r u . N Ђ ѓ Ѓ Ђ ѓ y u u s Ђ, u ѓ y q Ќ u s Ђ s Ђ ѓ t p Ћ Ѓ Ђ t s Ђ x Ђ z u u t u Ђ z p x y u u x Ѓ Ђ r u Љ u y u x p ѓ p r y u s Ђ t p Ћ Ђ w Ђ u Ѓ Ђ p x p y u Ѓ Ђ y r u ѓ Ђ s Ђ u Ђ r u p, Ђ Ђ Ђ s Ђ Ђ Ѓ Ђ t r Ќ Ќ Љ u Ќ y Ѓ u t Ђ s p y Ђ Ђ Ђ Ѓ Ђ s q y q Ќ, ѓ y p q Ќ Ђ y Ђ s t p r Ђ x Ђ w Ќ , p q Ќ y q Ќ p r u y p u s Ђ ђ q Ђ r Ћ жизни, преодолеть эту склонность ? Сделал ли бы он это или нет, этого он, быть может, сам не осмелился бы утверждать но он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно.

Как видим, Кант сопоставляет тут две житейские ситуации.

В первой из них он имеет в виду именно обыденную похоть, как пример некоего удовольствия, могущего мотивировать поступки человека, а не возвышенную любовь, подобную той, которую испытывал Данте к Беатриче или Петрарка к Лауре. Что касается второй ситуации, то советская действительность, которая еще только едва - едва начала становиться для нас вчерашней, сделала ее в нашей стране поистине массовой.

В годы репрессий тысячи людей не теоретически, а на практике стояли перед дилеммой оговорить требуемое количество невинных людей с тем, чтобы получить эфемерную надежду остаться в живых, или же, несмотря на пытки, не нарушить девятую заповедь декалога не лжесвидетельствуй. Правда, вместо кантовского государя у нас действовали чиновники, а вместо повешения чаще применялся расстрел, но ведь эти мелкие несовпадения не меняют ситуацию в целом. Да и позже, в шестидесятые и семидесятые годы, когда режим смягчился и смертная казнь уже не грозила, люди, читая продукцию самиздата, должны были считаться с возможностью оказаться перед лицом следователя, задающего неприятный вопрос о том, кто же это предоставил в наше распоряжение запрещенную литературу, а может быть, и предлагающего кого-либо оговорить в обмен на прекращение дела. Так что ситуация, описанная Кантом, была очень злободневной в совсем недавнем прошлом, да остается таковой и сейчас, ибо с уходом коммунистической идеологии и падением советской власти не намного уменьшилось общее количество насилия как у нас, так и во всем мире, и всегда есть опасность попасть в лапы какого-нибудь игемона, который во имя национальной, религиозной или какой-либо еще идеи потребует нарушить не только девятую, но и все до одной моральные заповеди, какие только существуют на свете. Но этика Канта не просто злободневна она еще и возвышает наш дух ведь Кант учит, что человек даже перед лицом смерти может устоять перед насилием.

Кант мудр и знает, что это очень трудно никто заранее не осмелится утверждать, что не сломается, не расколется под пыткой, что страх смерти не возьмет верх. И тем не менее, по Канту, каждый может преодолеть свою любовь к жизни и выдержать любое насилие он должен согласиться, не раздумывая, что это для него возможно. Прав ли философ? Я думаю, что да, хотя в XX веке множество изощренных заплечных дел мастеров как у нас, так и в его стране, казалось, прилагало все усилия для того, чтобы доказать его неправоту.

В своей деятельности гестаповцы исходили из того, что человек - существо целиком и полностью природное, безусловно подчиняющееся законам физики, химии, физиологии, психологии. Его поведение только по видимости свободно, на самом же деле оно абсолютно детерминировано этими законами.

Если подойти к делу научно и тщательно изучить, какое влияние оказывают на поведение людей те или иные физические, химические, фармакологические или психологические воздействия, то, соответствующим образом подбирая их и дозируя, можно будет любого человека заставить делать все что угодно.

На рядовых, обычных людей действуют грубые методы, но и для самого упорного можно подыскать такую комбинацию воздействий или употребить в ход такое экзотическое средство, скажем какую-нибудь невыносимую крысу см. 1984 Дж. Оруэлла, что требуемый эффект тут же будет достигнут.

С этим строго детерминистическим мировоззрением палачей все время борются их жертвы и, на первый взгляд, успешно, поскольку насчитывается немало людей, выдержавших все пытки, которым их подвергли, и не поддавшихся своим мучителям.

Однако последних не убеждает эта чистая эмпирия они возражают в том духе, что тут либо исполнители были нерадивы, либо они были недостаточно грамотны в своем деле, либо сама пыточная наука еще не достигла совершенства и имеет досадные пробелы, которые, разумеется, в будущем будут ликвидированы.

Таким образом, их детерминистическая концепция остается непоколебленной, несмотря на вновь и вновь встречающиеся случаи героического поведения жертв, в результате которого срываются все попытки добиться заранее намеченных результатов.

Эта кровавая полемика палачей и их жертв не вчера началась и не завтра кончится.

Древнекитайские чиновники в своих ямынях были твердо уверены, что могут добиться от попавших в их руки людей всего, чего захотят.

Инквизиторы в Западной Европе научились извлекать в высшей степени диковинные признания у подследственных колдунов и ведьм. Современные виртуозы следственных дел тоже, как мы знаем, изрядно в этих делах преуспели. И однако во все времена находились и находятся люди, которые ни во что не ставят угрюмый детерминизм своих следователей, считая, что дух человеческий настолько выше и сильнее всего земного, что никакие, даже самые жестокие ухищрения последних, не смогут его сломить.

Кант стоит на стороне жертв! Его этика может служить им теоретической базой в споре с абсолютным детерминизмом палачей. Квинтэссенцией этики Канта является учение о том, что человек существо не только природное, но и свободное. Кант - философ свободы. Я думаю, что это самое ценное в нем, как этике. Как известно, проблемы морали волновали Канта с юных лет, но свое оригинальное учение о нравственности он создал уже в конце жизни.

Спекулятивные основы этого учения заложены в Критике чистого разума 1781-1787 . В 1785 г. Кант выпустил в свет Основы метафизики нравственности. К 1788 г. относится его главное сочинение по этике - Критика практического разума. Наконец, в 1797г. появилась Метафизика нравов. Это основные труды Канта по теории нравственности. Данной теории он придавал первостепенное значение одновременно с ней он разработал свою эстетику в Критике способности суждения 1790 и философию религии в Религии в пределах только разума 1793-1794 , и специалисты знают, насколько та и другая фундированы его учением о морали.

Детерминированность мира

Детерминированность мира. Детерминистическая закваска эксплицитно или имплицитно, в большей или ... е. Положение о том, что все в мире строго детерминировано, возникло, по-в... действие, предшествует во времени и в отношении возникшего во времени ...

Феномен и ноумен

Он не дан нам прямо, он лишь косвенным образом свидетельствует о своем... Понятие ноумена, т. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... Это означает, что рассудок не может познать вещи в себе посредством ка... Интроспективно мы тоже воспринимаем себя только как явления Кант пишет...

Природа и свобода

Природа и свобода. Такова спекулятивная основа кантовского учения о свободе и, стало быть... Кант замечает, что отнюдь не собирался спекулятивно доказывать ни дейс... Что эта антиномия основывается лишь на видимости и что природа по край... К счастью, согласно Канту, кроме теоретического, у нас имеется еще и п...

Практический разум и стремление к счастью

Они суть чисто материальные принципы, поскольку полностью зависят от м... е. Тогда не будет соблазна истолковывать кантовский принцип себялюбия и л... Согласно Канту, человек может и должен жить не по принципу себялюбия и... Может быть, и в душе каждого из нас слышится голос подобного демона ил...

Формула нравственного закона

Формула нравственного закона. Мы добрались до сердцевины кантовской этики, до его знаменитого нравст... Но оно есть чувство, которое обращено только на практическое, и хотя о... Как же мы можем не считаться с такого рода фактом? Долг Если нравствен... Нравственность Кант связывает со свободой.

Этические категории

Этические категории

Свобода и воля

Кант это прекрасно понимает и пишет Но эта независимость есть свобода ... Лишь в специальных контекстах понятие воли необходимо, в таких, наприм... Видимо, прав Шопенгауэр, говоря, что подлинное зерно, единственно мета... С точки зрения Канта, если воля разумного существа нормальна, то она п... Нелюди не таковы.

Категории воли

Категории воли. е. такой, которая не была бы способна к максимам, противоречащим морально... Человеческая же воля способна действовать как исходя из практических а... Человеческая же воля билатеральна, т.

Свобода воли и совесть

Сосредоточим внимание на человеческой воле. мог пользоваться своей свободой. Лейбниц, например, трактует эти термины весьма широко. Скажем, в тракт... При этом он требует, чтобы о добром и злом всегда судили разумом, стал... В Критике практического разума Кант так отвечает на этот вопрос И дейс...

Несвободная свобода

Несвободная свобода. Итак, человеческая воля абсолютно свободна. Человек абсолютно ответств... Он не подчинен с необходимостью ни природе, ни даже божьей воле. Пусть, по Канту, бытие Бога проблематично. Однако и в том случае, если... Данное учение известно в двух вариантах, один из которых принадлежит Ш...

Характер причинности

Характер причинности. е. е. Из того, что умопостигаемый характер не подчинен никаким условиям врем... Таким образом, умопостигаемый характер человека выступает в виде некое...

Причинность и свобода

Где же тут свобода? Вот как в Критике практического разума Кант развив... Во-вторых, дело усугубляется тем, что этот выбор осуществляется раз на... Получается, что все мое поведение заранее задано моим единственным изн... Наверное, можно, не покидая почвы кантовской философии, сделать так, ч... Кант, по-видимому, полагал, что движение и изменение могут происходить...

Оценка и развитие учения Канта

Затем он продолжает Вообще лишь идеализм возвысил учение о свободе до ... Этим решением человек предвечно определяет себя либо ко злу, либо к до... Что касается собственного учения Шопенгауэра о свободе, то оно ближе н... е. В своем знаменитом очерке Экзистенциализм - это гуманизм Сартр, как из...

Нравственный закон Канта - общечеловеческая мораль

На основе этого понятия вырабатываются специфические доблести, связанн... Таково идеальное общество в представлении Канта. Это евангельская заповедь любите врагов ваших. 0 подобном едином всемирном космополитическом обществе людей как разум... Есть все основания думать, что по этому пути оно пойдет и впредь с еще...

Список литературы

Список литературы . 1. Кант И. Критика чистого разума. 2. Кант И. Основы метафизики нравственности. 3. Кант И. Критика практического разума. 4. Кант И. Метафизика нравов. 5. Кант И. Критика способности суждения. 6. Кант И. Религия в пределах только разума. 7. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. 8. Шеллинг Ф.В.И. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. 9. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм. 10. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. 11. Лейбниц Г.В. Оправдание бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 12. Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта.