Кристоф Виллибальд Глюк

Крепостной балет Выполнила: студентка 5 курса спец. культурология Мосевнина О.А. Проверила: Чегодаева Н.Н. Саранск 2005 Содержание Введение….3 Устройство театров… 4 Крепостные танцоры и народная пляска… 5 Национальные кадры балетмейстеров…6 Балетная труппа Шереметевых….10 Положение крепостных танцовщиков…12 Конец крепостного балета… 15 Заключение…19 Список использованной литературы… 21 Введение Русский балетный театр многообразно развивался в обеих столицах утверждаясь на путях национальной самобытности.

Вслед за Петербургом и Москвой во второй половине XVIII века в некоторых провинциальных центрах начали организовываться публичные театры, в коллективы которых обычно входили и небольшие балетные группы. В Харькове, Нижнем Нов¬городе, Одессе, Рязани появились свои балетные артисты. Это были и любители из горожан, и крепостные, отпущенные на оброк, и простые крестьяне — искусники плясать, и случайно попавшие в Россию иностранные исполнители.

Всюду искусство танца незамед¬лительно завоевывало признание зрителей. К этому времени относится и широкое распространение крепост¬ного балета. Богатые дворяне наследовали бескрайние земельные угодья, вла¬дели тысячами крестьянских «душ», над которыми обладали неограни¬ченной властью. Многие из таких помещиков устраивали у себя само¬державное государство в миниатюре.

Естественно, что и учреждение рос¬сийского театра вызвало многочисленные подражания внутри поместий. Подражания приобрели со временем широкий размах, причем наиболь¬ший подъем помещичьего крепостного театра пришелся на конец XVIII века. В крепостном театре, порожденном феодально-монархическим строем России, отразились характерные черты общественного уклада того временя. Знатные вельможи создавали театры для демонстрации своего бо¬гатства, для утверждения своей власти и власти поддерживающей их монархии.

Для помещиков средней руки, живших в глуши, театр был средством увеселения. При всем том в театре создавалась прослойка крепостной интеллигенции, много сделавшая для отечественного искус¬ства и просвещения. Художественная и мемуарная литература конца XVIII—начала XIX века сохранила немало сведений о крепостных балетных театрах, их устройстве и порядках, о жизни и судьбах их актеров и актрис. Устройство театров Балетные представления крепостных актеров разыгрывались на самых различных сценических площадках.

Иногда это были роскошные театры. Они не только соперничали со столичными, но и превос¬ходили их совершенством своего устройства и оборудования. Такими яв¬лялись, например, театры графов Шереметевых, расположенные в под¬московных имениях Останкино и Кусково. Иногда, как в украинском поместье Буды, это был небольшой, но благоустроенный театр, позволявший ставить относительно сложные спектакли. В харьковском имении князей Голицыных был построен цирк в виде крепости с четырьмя баш¬нями по углам и с воротами посередине.

В башнях жили цирковые ак¬теры и «танцорки», а на арене под открытым небом, в подражание римскому Колизею, давались балетные и цирковые представления. У тех же Голицыных существовала и другая балетная сцена — природный ка¬менный грот в парке, где были вырублены ложи для зрителей. Здесь, па лоне романтической природы, танцевали крепостные нимфы и сильфиды. Сцену во внезапно раздвигающейся горе соорудил Л. А. Нарышкин на своей даче под Петербургом, где в 1780 году был поставлен балет в честь Екатерины П. Простой манеж был наскоро приспособлен для ба¬лета у орловских помещиков Юрасовских.

Наконец, использовался, как у помещика Л. Т. Болотова, и обыкновенный сарай, где только занавес отделял сцепу от зрителей. Соответственно достатку помещиков создавалось и оформление ба¬летных спектаклей. У графов Шереметевых декорации расписывал целый штат крепостных художников, а на сундуки с костюмами необычайной пышности и разнообразия была заведена подробная опись.

Устройство сцены в таких театрах делало возможными любые известные в ту пору эффекты провалов и полетов, подчеркиваемые превосходной осветитель¬ной техникой. В театрах, подобно театрику в Будах, крепостные худож¬ники по собственному усмотрению расписывали задний холст и кулисы, сооружали несложные алтари и жертвенники, вокруг которых разверты¬вались группы мифологических балетов. Совсем уже скромным было устройство театров у помещиков вроде Андрея Болотова, который сам писал декорации, в то время как его домашние шили «пастушьи платьи¬ца» для готовящейся пасторали.

Крепостные танцоры и народная пляска

Крепостные танцоры и народная пляска. Первоначально танцы крепостных были той же народной пляской. То, что танцы эти исполнялись крестьянами, показывает дальнейшее повес... Болотова: «Что ж касается до господ, то сии упраж¬нялись, держа в рука... Во-вторых, они подчас и вовсе не отрывались от этой среды, так как нер...

Национальные кадры балетмейстеров

П. Ш владельцу украинского села Буды. Едва ли одно только желание польстить гостеприимному хозяину диктовало... Ш. Специально для спектакля были сшиты русские костюмы — телогреи, кафтан...

Балетная труппа Шереметевых

Балетная труппа Шереметевых. Но если Татьяне Шлыковой и не пришлось испытывать тех бедствий, которы... Взятая с малых лет в домашнюю теат¬ральную школу Шереметевых, Шлыкова ... д. Шереметева, она уже в глубокой старости любила присутствовать на урока...

Положение крепостных танцовщиков

За ошибку во время представления ее прямо на сцене ударил хлыстом бале... Так, например, в 1816 году он приобрел пятнадцать крепостных «душ» у х... Штейна. Трагикомической фигурой предстает в описании графа М. Транжирин в комедии, как многие по¬мещики-самодуры в жизни, хвастал те...

Конец крепостного балета

Загряжский повез своих крепостных танцовщиков в столицу, надеясь с выг... Столыпина. Среди них было тридцать шесть танцовщиков и танцовщиц. В. Дризен, директор московских театров Ф. Глушковского».

Заключение

Заключение В первой четверти XIX века крепостной театр сошел на нет. Пушкин писал в 1833 году: «Роговая музыка не гремит в рощах Свирлова я Останкина; плошки и цветные фонари не освещают англий¬ских дорожек, ныне заросших травою, а бывало уставленных миртовыми и померанцевым» деревьями.

Пыльные кулисы домашнего театра тлеют в зале » В истории русского сценического искусства, и в частности балета, существование крепостного театра оставило заметный след. Во времена раболепства правящих кругов перед иностранщиной, для насаждения которой балет являлся не менее благодатной почвой, чем и всякие дру¬гие виды сценических искусств, крепостной балетный театр, часто помимо воли его владельцев, в силу самих условий его существования, сохранял особую близость к мотивам народного творчества.

Это находило свое выражение и в широкой театрализации русской пляски, и в постановке спектаклей на русские темы, и особенно в характере и стиле исполни¬тельства, которое неизменно отличалось живой и глубокой национальной самобытностью.

В течение XVII— XVIII веков русский балет прошел большой и сложный путь формирования, стремясь определиться как самостоятель¬ный жанр театрального зрелища, независимый от оперы или драмы.

Являясь по преимуществу придворным искусством, ориентируясь в вопросах репертуара и исполнительского стиля на вкусы дворянской публики, русский балет тем не менее сохраняет отдельные самобытные качества и черты, которые обособливают его от западноевропейского балета. Национальные особенности русского балета больше всего сказы¬ваются в интермедиях и дивертисментах, входящих в представления рус¬ской комедии и комической оперы. Искусство народной пляски постоянно влияет на исполнительскую манеру русских танцовщиков.

Помимо частных и казенных балетных трупп Петербурга и Москвы, по всей стране существовала разветвленная сеть крепостных театров, нередко соревновавшихся со столичными. Здесь также росли националь¬ные кадры танцовщиков, балетмейстеров, живописцев. Будущее русского балета обеспечивалось и солидной организацией балетного образования, постоянным воспитанием молодых артистиче¬ских сил. К исходу XVIII века русский балет занял позиции, способствовавшие его дальнейшему совершенствованию и росту.

А на рубеже XVIII— XIX веков в нем появились уже такие хореографы и танцовщики, чьи имена прославились в русской и мировой истории балетного театра.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Бахрушин А. История русского балета. - М 1984 . 2. Бочарникова Э. Страна волшебная - балет. Очерки М. Детская литература, 1974. – 189 стр. 3. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Гос. изд. Искусство, Ленинград 1958. Москва 309 стр. 4. Суриц Е.Я. Все о балете.

Словарь-справочник. – М 1993.