Творчество Мазаччьо

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ РЕФЕРАТ по Истории искусств Тема: ТВОРЧЕСТВО МАЗАЧЧЬО СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. МАЗАЧЧЬО:ПУТЬ В ИСКУССТВО 2. ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА МАЗАЧЧЬО 1. Требования времени к художнику 2. Фрески церкви Санта Мария дель Кармине 7 2.3. Роль Мазаччьо в развитии изобразительного искусства Итальянского Возрождения 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 14 ВВЕДЕНИЕ При выполнении настоящей работы мною преследовалась цель: раскрыть основные аспекты творческой деятельности одного из наиболее выдающихся мастеров Итальянского Возрождения - Мазаччьо (в других написаниях - Мазаччо, Мазаччио). Актуальность избранной темы связана, как мне представляется, главным образом с той ролью, которую сыграл этот мастер в истории итальянской (впрочем, не только итальянской) живописи.

Как писал в этой связи известный дореволюционный русский искусствовед В.С.Шмаров: “ он (Мазаччьо - Прим. мое М.З.) выказал себя первостепенным мастером, значительно превзошедшим современников в понимании формы реального мира, в драматизме и чувстве красоты, в сильной степени подвинул вперед итальянскую живопись и оставил в своих произведениях образы, на которых учились потом Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль (Курсив мой - М.З.)”. С такой оценкой были в целом согласны и более поздние отечественные авторы, отмечающие, что “ связанный нитями преемственности с великими мастерами треченто (т.е XIV века - Прим. мое - М.З.), Мазаччьо быстро создает совершенно новые ценности, составляющие капитал, которым жило все искусство кватроченто (т.е XV века - Прим. мое - М.З.) и предвещает в своих высших достижениях ясное величие стиля, который был понят лишь гениями высокого Возрождения (Курсив мой - М.З.). Правда, отдавая должное объективности, следует признать что современные специалисты гораздо осторожнее оценивают роль Мазаччьо в развитии итальянской живописи.

Так к примеру, В.Г.Власов ограничивается утверждением того, что стиль Мазаччьо оказал влияние лишь на тех художников, которые следовали непосредственно за ним, а именно, на Андреа дель Костаньо, Д.Венециано, Ф.Липпи и т.д. Более того, В.Г.Власов утверждает, что уже в XVI в. искусство Мазаччьо было забыто “как недостаточно классическое”, хотя и признает, что оно было вновь оценено романтиками в начале XIX в. Т.В.Ильина же придерживается на этот счет довольно своеобразного подхода и полагает, что несомненное влияние Мазаччьо из последующих великих художников испытывал на себе разве что Микеланджело.

Руководствуясь всем сказанным выше, при выполнении настоящей работы я стремилась решить следующие задачи: - изучить специальную литературу по теме реферата; - раскрыть некоторые (в первую очередь - дискуссионные) аспекты биографии Мазаччьо; - проанализировать характер и ключевые особенности творчества Мазаччьо; - дать оценку эстетическим элементам творчества Мазаччьо (на примере некоторых, наиболее известных произведений художника). При выполнении данной работы мною были использованы отдельные труды российских и зарубежных специалистов в области творчества Мазаччьо, литература справочного характера, а также рекомендованные учебники и учебные пособия. 1. МАЗАЧЧЬО: ПУТЬ В ИСКУССТВО К сожалению, анализ специальной литературы, проведенный мною в процессе подготовки к выполнению настоящей работы, свидетельствует о том, что биографические данные Мазаччьо (Masaccio) (1401 - 1428) или Томазо ди сер Джованни ди - Гвиди освещены в специальной литературе не только довольно скупо, но и крайне противоречиво.

Так, в частности, до настоящего времени остается неясным был ли Мазаччьо учеником другого итальянского художника Мазолино. Правда, подавляющее большинство современных специалистов отвечают на данный вопрос утвердительно (в т.ч. и В.Г.Власов ), прямо или косвенно ссылаясь при этом на одного из первых биографов Мазаччьо новейшего времени - Джузеппе Вазари.

Однако упомянутый мною В.С.Шмаров еще в начале прошлого века достаточно убедительно опровергал данный подход целым рядом доводов и, в частности, ссылками на то, что Мазаччьо был принят в т.н. Флорентийский цех художников раньше Мазолино, а в корпорацию живописцев - всего на год позже последнего, что для лиц, находящихся во взаимоотношениях: “ученик - учитель” выглядит действительно несколько странно.

На основании скрупулезного анализа и сопоставления творческих биографий этих двух мастеров раннего Итальянского Возрождения В.С. Шмаров тогда же пришел к выводу, что “ несмотря на все сходство направлений, близость в жизни и деятельности, Мазаччьо развивался независимо от Мазолино (Курсив мой - М.З.)”. Дискуссионности данного вопроса способствует и то обстоятельство, что до сих пор остается неясной хотя бы примерная дата начало творчества Мазаччьо.

Здесь существуют лишь косвенные данные, указывающие на то, что самыми ранними известными его произведениями скорее всего являются две расписанные маслом дощечки: “Вознесение Богородицы” и “Закладка Базилики Санта Мария Маджоре”. Столь же дискуссионным является вопрос и о происхождении самого имени - “Мазаччьо”. По одним данным, это превратившееся в фамилию прозвище - “Большой Фома”. (Кстати, данная версия косвенно может служить подтверждением того, что Мазаччьо все - таки являлся учеником Мазолино, поскольку прозвище последнего переводится как “Маленький Фома”). По другим данным, приводимым В.Г.Власовым, “Мазаччьо” представляет собой насмешливое прозвище неряшливого рассеянного ребенка.

Более определенным является вопрос о том, где работал Мазаччьо.

Здесь искусствоведы практически единодушны и указывают, что в основном Мазаччьо трудился во Флоренции, Пизе и Риме. 2.

ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА МАЗАЧЧЬО

ХАРАКТЕР ТВОРЧЕСТВА МАЗАЧЧЬО 2.1.

Требования времени к художнику

образы этих людей были еще не вполне индивидуализированы, не связаны м... 2.2. Требования времени к художнику. . Поскольку данный вопрос лишь косвенно затрагивает проблематику выполня...

Фрески церкви Санта Мария дель Кармине

“Сцены Мазаччьо полны драматизма пишет в этой связи Т.В.Ильина жизненн... Небезынтересно отметить, что в сцене “Подать” объединены сразу три сюж... Фрески церкви Санта Мария дель Кармине. К главным произведениям Мазаччьо по праву относятся фрески капелле Бра... .

Роль Мазаччьо в развитии изобразительного искусства Итальянского Возрождения

Отсюда целостность, убедительность образов капеллы Бранкаччи. Сходных оценок на значение творческого наследия Мазаччьо придерживаетс... В них появилась общность наблюдения и опыта. . Роль Мазаччьо в развитии изобразительного искусства Итальянского Возро...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделанная работа позволяет подвести некоторые итоги и сформулировать обобщающие выводы.

Так, в частности, можно утверждать, что цель и задачи реферата, сформулированные мною во введении к настоящей работе, в основе своей достигнуты.

Установлено, в частности, что биографические данные Мазаччьо (1401 - 1428) или Томазо ди сер Джованни ди - Гвиди страдают неполнотой и довольно противоречивы, особенно в части касающейся его обучения, начала творчества и происхождения имени художника. Достаточно определенным является лишь вопрос о том, что в основном Мазаччьо трудился во Флоренции, Пизе и Риме. Ко времени прихода Мазаччьо в живопись основные требования Эпохи Возрождения к изобразительному искусству были сформированы и состояли в том, чтобы изображать новых людей верящих в силу человеческого разума, в свою власть над миром и предназначенных для реализации великих целей.

Однако к началу XV в. образы этих людей были еще не вполне индивидуализированы, не связаны между собой и в значительной степени поверхностны.

К главным произведениям Мазаччьо относятся фрески капелле Бранкаччи, в церкви святой Марии дель Кармине во Флоренции (“Изгнание Адама и Евы из рая”, “Крещение, совершенное Апостолом Петром”, “Апостолы Петр и Иоан, исцеляющие своей тенью больного”, “Чудо с Кесаревым динарием”, “Проповедь апостола Петра” и т.д. Можно с определенной долей уверенности утверждать что Мазаччьо впервые после своего соотечественника Джотто попытался передать глубокое пространство и смоделировать объем фигур светом, т.е заложил основы осязательного качества формы, ставшего основным признаком Флорентийской школы.

Отказавшись от изображения деталей, сделав мощный рывок в сторону абстрагированности изображения, Мазаччьо преодолел конфликт двойственности мешавший его предшественникам. Благодаря Мазаччьо живопись освободилась от компромисса воображения и следования природе, возвысилась над природой и стала на путь художественного преображения реальности, т.е достигла идеала художников “высокого возрождения”, который для остальных художников наступил столетие спустя.

Без сомнения, творчество Мазаччьо оказало огромное влияние на его последователей. Но вопрос о том, можно ли именовать (хотя бы отдаленно) его учениками таких выдающихся мастеров как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль, остается дискуссионным.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Стили в искусстве. Т. Ильина Т.В. 7. 69.