Творчество Нестерова на уроках

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По теме Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК общеобразовательной школы СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины IXI - первой половины XX в 1. Общая характеристика Российского искусства эпохи .6 2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода рубежа XIX - XX вв 3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества 20 Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы 1. Специфика структуры уроков по МХК 2. Организация процессов восприятия учениками 5 - 6-х классов творчества М.В. Нестерова .3. Экспериментальный урок по предмету МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы 4. Методические рекомендации учителям 53 Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Тема данной дипломной работы Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК общеобразовательной школы . Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского художника М.В. Нестерова - это поиск духовно-религиозного и этического идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины - сказки, картины - легенды, картины - иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был талантливым мастером портрета.

Многие исследователи посвятили свои работы изучению портретной живописи М.В. Нестерова. Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде Мастера портрета, упоминают о том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как талантливый портретист. Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства.

Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени портретные образы М.В. Нестерова становились все более выразительными и глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для портретного мастерства М.В. Нестерова, становятся характерными черты, найденные в предшествующие годы отражение душевного строя человека в единении со средой, интерьером и пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В. Нестерова. Он был тонким мастером лирического пейзажа. Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в общеобразовательной школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а это делает их содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины. Специфика предмета обучения - сложнейший мир художественной культуры и художественной деятельности людей в мировом историческом контексте - для этого нужны особые формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы определить историко-культурологический подход к изучению творчества русского художника второй половины XIX - начала XX в. М.В. Нестерова учащимися 5 - 6-х классов общеобразовательной школы. Цель определяет задачи 1. Показать место и роль русского искусства второй половины XIX - первой половины XX в. в мировой культуре. 2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова. 3. Проанализировать педагогические и психологические особенности преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст дипломной работы, т.е. определить ее структуру. Структура дипломной работы введение, две главы, заключение, список использованной литературы. В первой главе Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX - первой половины XX в. рассматривается общая характеристика эпохи, и краткая характеристика творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы - методика преподавания творчества М.В. Нестерова. Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 - 6-х классов, даны эстетические принципы преподавания творчества М.В. Нестерова в курсе МХК. В заключение сделаны выводы по теме. Объект исследования - изучение творчества М.В. Нестерова в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования - особенности развития познавательных процессов учащихся 5 - 6-х классов при ознакомлении с творчеством М.В. Нестерова. Исследование осуществлялось в 3 этапа 1. Историко-теоретический. На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского искусства второй половины XIX - начала XX в. 2. Опытно-экспериментальный. Урок в 5 - 6-х классах общеобразовательной школы . 3. Заключительно-обобщающий. Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В. Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его направленности на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование навыков художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала подростков. Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии такого аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие нравственных черт в личности и формирование художественного вкуса, идеалов у учеников 5 - 6-х классов.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА 1.

Общая характеристика Российского искусства эпохи

Скульптор С. В 1905 году М. В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Титовой, Большая девушка , Элегия. Мухиной 1939-1940 .

Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его творчества

Нестерова. Другой сзади - согбенный и уже ветхий деньми старец, но он полон сил и... Родная природа, кажется, бодрым шумом напутствует всадников, устремивш... Духовные особы были возмущены как на картине, изображающей путь русско... К жанру портрета он обратился в 1900 -х гг.

Специфика структуры уроков по МХК

В познании художественных средств изображения действительности в искус... Пушкина Капитанская дочка, привести строчки из текста этой повести. Ил... При изучении произведений искусства также важнейшее значение имеет рас... Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоцон... Деменкова И.А.

Организация процессов восприятия учениками

Произведения Нестерова, как и многих других талантливых художников, оч... Лобковская Г.С. Нестеровым, больше всего удивляют своей мягкостью, женственностью, вну... Если ответы на вопросы будут правильными, то по стволу дерева-кроссвор... См.

Методические рекомендации учителям

Третий же сказал Строю прекрасный храм. Мухиной в процессе работы 1939-1940 , Портрет академика И.П. 19 , что музыка, изобразительное искусство, . Еще Аристотель писал 33, стр. Во многих программах представлены хотя и частичные, но чрезвычайно важ...

литература способны оказывать влияние на эстетическую сторону души человека, и, поскольку, они обладают таким свойством, они должны быть включены в число предметов воспитания молодежи.

Можно привести пример, как многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им произведения искусства. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Н. Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Н. Бирюкова - автора известного романа Чайка об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал, пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю.

Искусство, в особенности живопись, музыка и литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Благодаря искусству, человек переживает века, историю разных стран и эпох. Искусство оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики.

Недаром Э. Хемингуэй сравнивал искусство с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека. Также искусство учит человека, а особенно ребенка, понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по законам красоты. Учителям МХК было интересно ознакомиться со статьей из методического журнала Искусство в школе, написанной кандидатом наук г. Зеленограда В. Копцевой, которая называется Какой быть школе будущего? 36, стр.22 . Актуальность этого вопроса несомненна это и необъятность современного научного знания возможно ли все это поместить в голову одного, как правило, среднего ученика и стремительность в изменениях этого знания часто сталкиваешься с тем, что новое открытие устаревает, пока дойдет до школьных учебников, и психологические особенности современных детей и многое-многое другое.

Возможно, именно в поисках ответа о том, что приблизить детей к прекрасному, к искусству, а также приблизить концепцию образования к построению современного детства в контексте общего культурного развития человечества, бросаемся ли мы в эксперименты, создаем новые программы по существующим предметам и новые предметы, позволяющие, по нашим представлениям, ученикам актуализироваться в культуре.