Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

ПЛАН ВВЕДЕНИЕ I. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ. 2. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА. 3.ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 4. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПЕРЕД ОКОНЧАНИЕМ ОККУПАЦИИ II. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В КОНЦЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1944-1945 гг. 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ НАХОДИЛАСЬ СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ С 1943 г 2. СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1944-1945 гг. 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. ИСТОЧНИКИ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ 75 Великой Отечественной войны, в том числе и на оккупированных территориях, основанных на архивных материалах.

Но, как правило, в этих исследованиях вопрос о положении Церкви в оккупации освещается только на примере крупных территориальных единиц - на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике.

Однако, изучая данную тему на примере Смоленской области можно более ясно увидеть механизм взаимоотношений Церкви и немецко-фашистских властей, и затем сравнить его с новой политикой советской власти по отношению к Церкви, проводившейся с 1943 г. Отечественная историография по данной проблеме в последнее время претерпела существенные изменения. Если в конце 80-х гг. в ней преобладали общие, обзорные работы атеистического характера, где истории Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг. отводилось незначительное место и упор делался на коллаборационистской деятельности духовенства на оккупированных фашистами территориях, то затем в связи с происходящими в нашей стране политическими изменениями, с открытием архивных фондов, интерес исследователей к проблеме стал неуклонно возрастать.

Именно тяжкие годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда после долгих лет открытых гонений, поставивших Церковь на грань уничтожения, ее положение существенно изменилось.

Публикация в 1989 г. В.А. Алексеевым и М.И. Одинцовым статей с выдержками из записки председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР Г.Г.Карпова о встрече И.В. Сталина с руководством Московской Патриархии в сентябре 1943 г. открыла новую страницу в отечественной историографии. С тех пор тема государственно-церковных взаимоотношений, в том числе и в период Великой Отечественой войны, стала предметом специальных исторических исследований. Якунин В.Н. Укрепление положения Русской Православной Церкви и структура ее управления в 1941-1945 годы Отечественная история журнал , 4, 2003 г стр. 84. Вышеупомянутые современные светские российские историки В.А. Алексеев, М.И. Одинцов при характеристике военного периода очень большое внимание уделяют предпосылкам и обстоятельствам встречи в Кремле 4 сентября 1943 г. И.В. Сталина с руководством Московской Патриархии.

В этом плане от их книг выгодно отличаются работы О.Ю. Васильевой, диссертация которой в значительной степени была посвящена исследованию основных направлений и объективной оценке патриотического деятельности Русской Церкви, ее вкладе в общенародное дело достижения победы в войне.

Изучались в диссертации боевой путь танковой колонный имени Димитрия Донского, построенной на средства верующих деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви, созданного в 1943 г. история Православной Церкви в период оккупации на территории Северо-Запад России и отчасти Белоруссии.

Кроме того, в своих статьях, опубликованных в 1990-е годы, Васильева освещала сталинскую религиозную политику, в том числе в плане ее реакции на действия германских властей. Но указанный исследователь в русле прежних представлений несколько преувеличивает пронацистскую направленность деятельности русских архиереев на оккупированной территории.

Влияние догм советской историографии сказалось и на журнальных публикациях М.И. Одинцова, брошюре Б.Н. Ковалева, где по-прежнему подчеркивался пропагандистский и показной характер немецкой церковной политики. Новый характер в этом плане имели две статьи в журнале Наука и религия, подготовленные на базе трофейных документов III Рейха и небольшая книга нижегородского историка А.А. Корнилова. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 30-31. До конца 1980-х гг. работы священнослужителей и мирян Московской Патриархии по избранной теме ограничивались статьями в церковном журнале и несколькими небольшими рукописями.

Специальных же изданий весьма мало. Одним из таких изданий является небольшая брошюра П.К. Раины, посвященная участию православного духовенства Белоруссии в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Автор, сам партизан, после войны окончивший духовную академию, сообщает ценные, неизвестные ранее сведения.

Так, в книге содержатся свидетельства участников партизанского движения об активной помощи им митрополита Украинской автокефальной церкви Александра Иноземцева. В 1985 г к сорокалетию победы в Великой Отечественной войне, планировалось издать сборник о патриотической деятельности Русской Церкви, но он так и не вышел. Лишь небольшая часть из собранных для него материалов была опубликована в 1995 г. в журнале Наука и религия. Неизданный сборник частично заменила книга В. Якунина.

В ней можно найти сведения об антинацистской позиции православного духовенства, как на советской, так и на оккупированной территории СССР, упоминается и участие в борьбе с гитлеровским режимом чешских священнослужителей и Брюссельского архиепископа Александра Немоловского. Военному периоду истории Русской Православной Церкви определенное внимание уделял протоиерей Владимир Ципин, но новых источников он при этом практически не исследовал, ограничиваясь использованием уже опубликованных материалов. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 28-29. Очень важными исследованиями о жизни Русской Православной Церкви во Второй мировой войне являются работы М.В. Шкаровского.

Так, в своей книге Нацистская Германия и Православная Церковь, он представил исторический опыт формирования, осуществления государственной политики нацистской Германии в отношении Русской Церкви, развития последней как института и социального организма в III Рейхе и на оккупированной территории Балканских государств, Польши и СССР. Там же, стр. 26. В настоящей работе представлена попытка исследования положения Русской Православной Церкви на территории Смоленщины в годы Великой Отечественной войны, включая период оккупации, на основе Смоленских архивных материалов.

Представление только архивных документов, находящихся в Смоленских архивах отражало бы картину жизни Смоленской епархии в годы войны недостаточно полно, поэтому каждый период рассматривается по следующим вопросам административно-законодательные условия, в которых находилась Церковь на Смоленщине во время оккупации и затем после освобождения, открытие храмов и состояние духовенства, внехрамовая деятельность Церкви.

Хронологические рамки работы - 1941-1945 гг. В работе были использованы материалы Государственного архива Смоленской области ГАСО , из которого были проработаны следующие материалы. Частично сохранившиеся документы небольшого числа учреждений периода немецко-фашистской оккупации - всего 18 фондов с объемом 682 дела за 1941-1943 гг. Из них 12 фондов - городские и районные управления и управы, 3 фонда - волостные правления, 1 фонд - крестьянского общинного хозяйства, 1 фонд - Смоленского окружного земельного управления и 1 фонд - типографии издательства газеты Новый путь. Преобладающими видами документов являются справки и информации, отчеты и сведения о введении нового земельного порядка, осуществлении налоговой политики, о деятельности торгово-промышленных и сельскохозяйственных предприятий, о введении трудовой повинности, о сопротивлении жителей Смоленщины оккупантам.

Однако, работая с данными материалами, в частности с фондом р-2573-Смоленское городское управление периода временной немецко-фашистской оккупации, мною не было найдено каких-либо документов, связанных с открытием храмов, возрождением церковной жизни, внехрамовой деятельности и т.д. Скорее всего, это обстоятельство объясняется тем, что открытие храмов в Смоленской области, как и на многих других оккупированных территориях, проходило стихийно, по инициативе и желанию населения, немцы не препятствовали этому, относясь к открытию церквей либо хорошо, либо равнодушно.

То же самое можно сказать и в отношении внехрамовой деятельности.

В связи с этим, первая глава данной работы - Смоленская епархия в оккупационный период в основном построена на информации о церковной жизни на Смоленщине, содержащейся в газете Новый путь. В этой газете на последней странице печатались статьи и заметки о жизни церкви, фактически отражая всю жизнь епархии в оккупационное время.

Также в первой главе был частично использован фонд р-1630-Смоленской областной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в котором есть небольшое количество сведений о храмах, разрушенных немецко-фашистскими захватчиками. Кроме того, при написании первой главы были использованы книга М.В. Шкаровского Нацистская Германия и Православная Церковь и книга Д.В. Поспеловского Русская Православная церковь в XX веке, в которых хорошо отражена политика нацистов по отношению к Православной Церкви.

Также при написании первой главы мною использовалась книга архиепископа Афанасия Мартоса Беларусь в исторической государственной и церковной жизни, впервые изданная в 1966 г. в Буэнос-Айресе. Эта книга является весьма ценной в первую очередь потому, что ее автор - архиепископ Афанасий Мартос, будучи рукоположен в епископа Витебского и Полоцкого в 1942 г был непосредственным свидетелем и участником всех событий, происходивших в Православной Церкви на территории оккупированной Белоруссии, напрямую связанных с возрождением Смоленской епархии, так как последняя была учреждена в марте 1942 г. в составе Белорусской Православной Церкви.

В основу второй части - Смоленская епархия в конце Великой Отечественной войны 1944-1945 гг. легли материалы двух фондов Государственного архива Смоленской области 1620 - Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943-1989 гг. и 985 - Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Смоленской области 1944-1991 гг в которых ярко отражена жизнь Смоленской епархии после 1943 г. Также при написании второй главы мною была использована книга М.В. Шкаровского Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве, в которой достаточно четко говорится о положении Церкви в тот период.

Исследование заканчивается 1945 годом, когда был завершен определенный этап в истории взаимоотношений Церкви и советского государства.

После 1943 г когда властями стала осуществляться новая политика в отношении Русской Православной Церкви, несомненно, начался новый этап взаимоотношений. Здесь меняется многое - и репрессивная политика советского режима, и позиция Церкви по отношению к государству. I. СМОЛЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД Накануне Великой Отечественной войны Смоленской епархии как таковой уже не существовало.

К лету 1941 г. в области почти не осталось действующих церквей, а в самом Смоленске незакрытой осталась только одна Тихвинская кладбищенская церковь. Новый путь 50 от 27.061943 г. л.101 об. Последним архиереем, возглавившим Смоленскую епархию в предвоенное время, был архиепископ Серафим Остроумов, арестованный и расстрелянный в 1937 г. смоленскими чекистами по сфальсифицированному ими крупному антицерковному делу контрреволюционной организации церковников по городу Смоленску. Кирилл Гундяев, митрополит.

Православие в истории Смоленской земли. Смоленские епархиальные ведомости журнал , 1, 2000 г стр.27. Абсолютное большинство священнослужителей к моменту оккупации было либо репрессировано, либо вынуждено оставить свое служение. Любые проявления религиозности преследовались жесточайшим образом. По-прежнему велась активная антицерковная атеистическая пропаганда. Там же. 1.

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ

За отсутствием закона о религиозной свободе восточное министерство пыт... 407-408. Оккупанты привезли с собой белорусских националистов из Польши, Праги ... 273. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айр...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА

окончил Минскую Духовную Семинарию. В 1924 -1940 гг. 5 об Об этом событии в газете Новый путь 2 124 от 03.01.1943 г. Горячую приветственную речь произнес представитель от группы артистов-... ф.1620 оп.2 д.2 л.15. Необходимо отметить, что церковное возрождение, проходившее в Смоленск...

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

священника Покровской церкви Ржева, прямо на паперти, на глазах у диак... По ответам, полученным из различных архивов, можно установить, что в 1... Потом - одиночка во внутренней тюрьме на Лубянке. В лесах Смоленщины , ОГИЗ, Смоленск, 1947 г стр. Возрождение церковной жизни в оккупационный период, восстановление воо...

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В

За все время архиерейского служения в качестве архиепископа Калининско... В ноябре 1944 г. Однако, в 1956 году протоиерей Николай был освобожден и продолжил свое... 18 А в 1945 году Смоленская епархия еще более активно стала заниматься... Демидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несомненно, с началом Великой Отечественной войны начался новый этап во взаимоотношениях Церкви и государства.

Однако, подводя итоги, следует заметить, что изменения, которые произошли в государственной религиозной политике во время войны оказались небольшими.

Сравнивая положение Смоленской епархии в оккупационное время и после освобождения, нужно сказать, что немецко-фашистские захватчики, несмотря на то, что в их планах русский народ, а вместе с ним и Русская Православная Церковь должны были быть уничтожены, не боролись с Церковью и не препятствовали возрождению религиозной жизни на захваченных ими территориях, в том числе и на Смоленщине.

Созданная фашистами Смоленская городская управа, а также и их военная комендатура не мешали открытию храмов, совершению богослужений, внехрамовой деятельности, выразившейся в преподавании Закона Божиего в средних школах, чтении религиозных докладов по радио, организации пастырских курсов и многом другом.

В связи с этим, городское и районное население Смоленской области, измученное годами безбожия, получило возможность вновь беспрепятственно посещать храмы, крестить своих детей, читать религиозную литературу и т.д. Но, несмотря на это, отношения Церкви и немецких оккупантов были далеко не самыми лучшими.

Последние не противодействовали возрождению церковной жизни на Смоленщине и, отчасти, способствовали этому отнюдь не с благородными намерениями, но с целью привлечь на свою сторону симпатии местного населения.

Смоленское духовенство во главе с епископом Стефаном Севбо, как и во многих других оккупированных областях, подобно заложникам, находилось в руках немцев, вынуждено было называть последних своими освободителями от богоборческого режима, способствовать росту их авторитета среди гражданского населения. Все это священнослужители Смоленской епархии, равно как и на других оккупированных территориях, делали лишь косвенно, давая понять населению, что вынуждены это делать не по своей воле. Об этом непререкаемо свидетельствует тот факт, который в настоящее время не подтвержден документально, что при Успенском соборе действовала подпольная группа священников-разведчиков во главе с иеромонахом Ювеналием Луниным.

Поэтому непонятно, почему до сих пор имеют место тенденциозные заявления, особо распространявшиеся в советское время, о том, что якобы Церковь на оккупированных территориях, в том числе и на Смоленщине, становилась на сторону немецко-фашистских захватчиков. Однако, с освобождением положение Смоленской епархии, как части Русской Православной Церкви, вовсе не улучшилось.

Теперь Церковь оказалась заложницей советского режима. Но если в тяжелейшие годы оккупации Церковь на территории Смоленской области могла так или иначе хоть как-то свободно действовать, открывая новые приходы и активно проводя работу по религиозно-нравственному просвещению, что приводило к возрождению национального духа, то с восстановлением советской власти, она стала всеми силами притесняться со стороны последней и изолироваться ею от общества.

В отношении Церкви в Советском Союзе в 1943 г. было установлено такое законодательство, которое не только делало практически невозможным открытие нового храма, но и даже любое действие епископа без ведома на то уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви. Таким образом, в отношении Церкви на территории Смоленщины, как одной из оккупированных областей, немецко-фашистскими захватчиками был установлен гораздо более мягкий режим, чем тот, который установила советская власть.

Такая политика Советского Союза к Церкви постепенно сводила на нет все то, чего достигла Смоленская епархия за оккупационный период.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.

ИСТОЧНИКИ

Опись 3 Дело 19 - Документы о деятельности Успенского кафедрального со... 7. Меньшагин Б.Г. Русская Православная церковь в XX веке Москва, 1995 г. 12.