рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ - раздел Искусство, Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны Административно-Законодательные Условия Деятельности Церкви На Территории Смо...

АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ. Нацистская церковная политика в оккупированных областях определялась общим отношением нацистов к славянам вообще к русским в частности.

Файерсайд в работе Крест и свастика насчитывает до семи взаимно исключающих друг друга подходов наиболее важные из них следующие 1. Гитлер считал всех славян низшей расой и рассматривал их как будущих рабов. 2. Розенберг стремился привлечь на сторону Германии национальные меньшинства России, отождествляя русский народ с коммунистической идеологией и террором этот подход предполагал дарование национальным меньшинствам особых привилегий, на что Гитлер не соглашался . 3. Верховное командование рассматривало русских как потенциальных союзников в борьбе с большевизмом и было поэтому против высказываний о будущем рассечении России и выступало за создание союзных русских войсковых соединений, что привело к формированию власовской армии и казачьих войсковых соединений.

Розенберг презирал все русское и славянское до такой степени, что Православие считал всего лишь красочным этнографическим ритуалом. Поэтому, по его мнению, немецкие администраторы могут относиться к таким обрядам терпимо и даже поощрять их как средство, обеспечивающее повиновение славянского населения. Поспеловский Д.В. Русская Православная церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 204. Предпринимая нападение на СССР, нацисты рассчитывали активно использовать религию в своих целях.

Они уже имели богатый опыт проведения такой политики, как в Германии, так и на захваченных ими территориях в Европе.

Методы и практика нацистской церковной политики были перенесены и на религиозные организации в СССР . Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 150. Самый ранний циркуляр о религиозной политике нацистов на Востоке после начале агрессии относится ко 2 июля 1941 г. Он исходил от шефа РСХА Гейдриха и еще не содержал личных директив Гитлера.

Указ был принят в самом начале войны с СССР, и РСХА представлялось необходимым, используя различные методы, закрепиться на занятых территориях. Поэтому внешне он вполне лоялен к Православию, хотя уже в этом документе говорится о необходимости содействия раздроблению Церкви. 16 августа Гейдрих издал новый обширный приказ на основе июльских директив Гитлера. В нем уже категорически запрещалось какое-либо содействие религиозной жизни и говорилось об особо осторожной позиции к Московской Патриархии, вплоть до ареста ее главы-митрополита Сергия Страгородского. Новый подобный приказ от 15 октября запрещал открытие теологических факультетов и семинарий и подчеркивал необходимость предотвращать оживление церковной жизни.

Массовые стихийное возрождение Русской Церкви начало вызывать тревогу у части германского руководства, и постепенно в РСХА приступили к разработке более долгосрочных планов религиозной политики на Востоке, предполагавших замену Православия новой религией в нацистском духе. Шкаровский М.В. О поддержке Православной Церкви не может быть и речи. Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР 1941-1945 гг. Источник журнал Документы русской истории Москва 6, 2001 г стр. 74. 22-23 сентября 1941 г. в Берлине состоялось совещание ведавших церковными делами служащих государственной полиции.

В ходе него группенляйтеры Главного управления имперской безопасности РСХА зачитали 10 докладов, содержащих указания о направлении дальнейшей деятельности.

Среди докладов были следующие Мероприятия полиции безопасности по подавлению политических Церквей и сект , Служебно-информационные задачи в борьбе против политического католицизма в рейхе, а также Проблематика Восточных Церквей и служебно-информационные выводы. В нем говорилось В результате наступления германских войск на Балканах и Востоке для нас очень остро стала проблема Православных Церквей Большая часть членов Православной Церкви находится на территории Советского Союза. С течением времени эта Церковь была инфицирована большевизмом, так что о восстановлении Германией Церквей в завоеванном восточном пространстве не может быть и речи. В конце доклада были поставлены две задачи 1. Поддержка Церквей меньшинства в ущерб более сильным.

В частности, в Хорватии, где по побуждению Римской Церкви был убит ряд православных священников, поддержка именно православных. Причем подчеркивалось, что это происшествие необходимо использовать, чтобы настраивать друг против друга различные группы 2. Внедрение в эти группы достаточной сети агентов, чтобы своевременно получать информацию обо всех политических течениях и не допускать слишком сильного роста влияния этих групп меньшинства. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 150. Церковными делами в прифронтовой полосе на практике почти на всех занятых русских и отчасти украинских территориях занималась военная администрация в лице командующих тыловыми областями групп армий Север , Центр и Юг. Они старались не провоцировать лишних конфликтов с гражданским населением, поэтому и деятельности православного духовенства, как правило, открыто не препятствовали.

В первые месяцы войны отдельные офицеры и представители военной администрации помогали открытию храмов и иногда даже приказывали это делать.

И в конце июля обеспокоенный Гитлер лично издал директивы о категорическом запрете военнослужащим вермахта оказывать какое-либо содействие возрождению церковной жизни на Востоке.

Четыре таких указания были дословно воспроизведены в приказе ОКВ от 6 августа 1941 г. А еще 3 августа свои указания военным организациям об отношении к религиозному вопросу подготовило Министерство занятых восточных территорий РМО , правда широкого распространения в войсках они не получили. Основная линия актов от 3 и 6 августа совпадает, но есть и некоторые различия. В менее жестких указаниях РМО говорится о том, что религиозной деятельности местного населения не следует препятствовать, но отсутствует фраза о том, что ее не следует поощрять.

Относительно запрета на участие священников вермахта в местной церковной жизни делалось исключение для немецких колоний и т.д. Указанные циркуляры далеко не сразу стали выполняться войсками, и в сентябре Гитлер дал дополнительные директивы, которые вместе с прежними были изданы 2 октября 1941 г. в виде приказов командующих тыловыми областями групп армий. Постепенно эти указы оказали свое действие, и всякая помощь со стороны германских войск Православной Церкви была прекращена.

Не во всем соглашаясь с принятой генеральной линией, РМО и командование вермахта периодически пытались ее смягчить. Первые такие попытки относятся к осени 1942 г. Желая документально закрепить свои представления о необходимости сделать некоторые уступки церковным обществам, работники главного отдела политики РМО подготовили обширный проект новых Указаний военным организациям об отношении к конфессиональным вопросам, переслав его 24 ноября 1942 г. ОКХ с просьбой опубликовать в виде приказа.

Руководству РСХА проект показался слишком либеральным и в виде приказа издан не был, хотя представители военной администрации тоже, как правило, были сторонниками смягчения религиозной политики на Востоке, что с осени 1942 г. на практике зачастую и делали. Об этом, в частности, свидетельствует проект отчетного доклада от июня 1943 г. о деятельности военной администрации в оперативной области на востоке. Шкаровский М.В. О поддержке Православной Церкви не может быть и речи. Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР 1941-1945 гг. Источник журнал Документы русской истории Москва 6, 2001 г стр. 80. В октябре 1941 г. в Восточном министерстве началась разработка рассчитанного на большой пропагандистский эффект закона о религиозной свободе на занятой территории СССР. В первой же его статье намечалось торжественно провозгласить полную свободу религиозной веры для всех жителей в противовес советской власти, которая до начала войны преследовала Церковь.

В качестве приложения к закону планировалось издать обширные разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров.

Намеченное сначала на январь, а потом на февраль и май 1942 г. утверждение проектов документов Гитлером не состоялось. Изменения, вносимые в текст закона под влиянием резкой критики руководителя Партийной канцелярии М.Бормана, не помогли. 8 мая фюрер окончательно отверг последний, восемнадцатый проект.

Разъяснительные распоряжения рейхскомиссаров Остланда и Украины были сильно сокращены и в виде отдельных указов с санкции Гитлера и Бормана изданы соответственно 19 и 1 июня 1942 г. Какие-либо упоминания о свободе веры в них полностью отсутствовали. Свои разъяснения к тексту будущих указов глава РМО А.Розенберг выслал рейхскомиссарам 13 мая. За отсутствием закона о религиозной свободе восточное министерство пыталось использовать в пропагандистских целях хотя бы указы рейхскомиссаров.

При этом нацистское руководство очень опасалось неблагоприятного воздействия в самой Германии где всякая церковная активность подавлялась даже таких отнюдь не свободолюбивых актов, что хорошо видно на примере Направляющей линии пропаганды к церковному приказу. Впрочем, указы рейхскомиссаров очень мало подходили для пропагандистского использования. Хвалиться было особо нечем. И германские органы пропаганды на оккупированной территории СССР, видя отсутствие сколько-нибудь существенного эффекта, вскоре практически перестали их использовать. Шкаровский М.В. О поддержке Православной Церкви не может быть и речи. Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР 1941-1945 гг. Источник журнал Документы русской истории Москва 6, 2001 г стр. 86. Существовала определенная связь между немецкой религиозной политикой на Востоке и отношением нацистов к церковной жизни в рейхе.

Чтобы лишний раз не взаимодействовать с церквами Германии, и, таким образом, не укреплять их положение, нацисты, как правило, запрещали священникам из рейха выезжать на территорию СССР и обслуживать проживающих там немцев.

Так, 13 марта 1943 г. Розенберг был вынужден в своем письме Борману униженно оправдываться по поводу в сущности мелкого факта разрешения нескольким пасторам приехать и служить в немецких колониях на Украине. Здесь наглядно проявилось значительное различие с церковной политикой союзников Германии финские, румынские, венгерские, словацкие и итальянские военные священники с разрешения своего начальства активно старались заниматься в России миссионерской деятельностью. Это вызвало негативную реакцию и запреты со стороны германских ведомств. Там же, стр. 91. Определенные изменения в нацистской церковной политике на Востоке произошли в конце 1943-1944 гг. Желая противодействовать усилившейся после выборов Московского патриарха советской пропаганде, РСХА с согласия Партийной канцелярии выступило инициатором проведения серии конференций православных архиереев, которые в марте-апреле 1944 г состоялись в Варшаве Минске и Риге. Возглавлял их организацию и проведение руководитель церковного реферата РСХА штурмбанфюрер СС Нейгаус.

Работники РМО несколько скептически относились к пропагандистской эффективности таких конференций, но включились в их подготовку.

В действительности воздействие антисоветских заявлений архиереев оказалось очень незначительным. Одновременно в Восточном министерстве активизировали свои попытки использовать против Русского Православия национальные Церкви и, прежде всего, создать возглавляемую Патриархом единую Украинскую Церковь.

Из публикаций записки Розенфельда от 14 декабря 1944 г. видно, что РМО в конце концов удалось убедить Партийную канцелярию и РСХА в необходимости поддержки украинских автокефалистов. Но, конечно, в конце 1944 г. в условиях надвигавшегося краха III рейха уже было не до выборов Украинского патриарха, да и санкции на это Партийной канцелярии так и не последовало.

В начале 1945 г. интерес Восточного министерства к церковным делам существенно остыл, но они практически до конца войны продолжали привлекать внимание Партийной канцелярии Шкаровский М.В. О поддержке Православной Церкви не может быть и речи. Церковная политика нацистской Германии на оккупированных территориях СССР 1941-1945 гг. Источник журнал Документы русской истории Москва 6, 2001 г стр. 93 Как уже говорилось, все области России, оккупированные немецкими войсками, считались прифронтовой полосой и управлялись военной администрацией, которая во многих случаях на практике смягчала принятую нацистскими ведомствами линию в отношении Русской Церкви.

Особенно благоприятная, по сравнению с другими территориями, ситуация существовала на Северо-западе России Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 150 Как известно, уже в июле 1941 г вскоре после начала войны, активные боевые действия развернулись на территории Смоленской области.

Так, уже в конце июля-начале августа Смоленск был захвачен германскими войсками. А с 12 октября 1941 г. Смоленская область уже целиком находилась в оккупации, которая продолжалась до 5 октября 1943 г. С первых дней в Смоленской области церковная жизнь стала возрождаться активными темпами. Несмотря на то, что Смоленскую область, а вместе с ней и Брянскую, немецкие войска в административном отношении присоединили к оккупированной Белоруссии, религиозная жизнь в них развивалась самостоятельно до марта 1942 г когда на соборе епископов Белорусской Православной Церкви была учреждена Смоленская епархия в составе Белорусской Церкви.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. Однако, новорукоположенный епископ Смоленский и Брянский Стефан Севбо приехал в Смоленск только 27 декабря 1942 г. Новый путь 2 124 от 03.011943 г. л. 5 об. С самого начала оккупации нередкой практикой на территории Смоленской области было проведение походных служб для немецких военнослужащих, совершаемых лютеранскими и католическими священниками.

Новый путь 63 185 от 12.081943 г. л. 129 об. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 407. Часто на таких богослужениях присутствовало большое количество местного населения. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 407. Однако, такая ситуация продолжалась недолго. Как пишет М.В. Шкаровский в своей книге Нацистская Германия и Православная Церковь, уже в сообщении СД от 4 сентября 1941 г. сообщалось, что командованию группы армий Центр со стороны СД было предложено проводить походные богослужения только в походном кругу военнослужащих Вермахта.

Это соответствовало указаниям Гитлера и в дальнейшем выполнялось. В другой сводке СД от 23 октября 1941 г. Указывалось, что начальник тыловых областей группы армий Центр выразил свое согласие с предлагаемой СД переэкзаменовкой духовенства и ликвидацией уже образованных во многих местах церковных советов, но хочет запросить и санкции Верховного командования армии ОКХ . К декабрю ОКХ также дало свое согласие, в результате чего в Смоленске был распущен состоявший из 5 членов церковный совет. Разница в отношении к Русской Церкви между военной администрацией и СД была очень заметна, но еще сильнее выделялись своей явной враждебностью к Православию функционеры нацистской партии.

Священник М.Одинцов, служивший в Смоленской области, позднее вспоминал, как в его храм приехал в сопровождении свиты какой-то партийный чин, с презрением оглядев внутренности церкви, уперся взглядом в иконы и, разведя руками, сказал Все евреи Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 407-408. В сообщении СД от 12 декабря 1941 г. говорилось о результатах переписи населения Смоленска.

На вопросы о принадлежности к Церкви 24100 жителей назвали себя православными, 1128 - верующими других конфессий и лишь 201 менее 1 - атеистами. Данные переписи послужили основанием для передачи православным одного из храмов города, открытого в качестве костела при помощи немецкого военного католического священника.

Необходимо отметить, что подобные опросы давали от 1 до 4 атеистов и в других городах. Правда, нельзя принимать эти данные за полностью соответствующие реальной ситуации. Ведь среди ушедших на восток с советскими войсками был большой процент неверующих кроме того, часть населения могла думать, что фашисты будут ассоциировать атеистов с коммунистами, и поэтому скрывала свои подлинные взгляды.

Бурному возрождению церковной жизни в Смоленске отчасти способствовала активная деятельность в этом городе русской эмигрантской политической организации Национально-трудового союза НТС . В докладе Абвера за февраль 1942 г. говорилось, что в последние месяцы в Смоленске появилось 12 эмигрантов - членов НТС, причем некоторые без всяких германских пропусков, которые начали создавать нечто вроде правительственных органов на случай занятия Москвы.

Они раздавали населению листовки и агитировали, что ни большевики, ни немцы не могут принести благо будущей России, только лишь национальное шовинистическое движение. Среди других программных принципов провозглашалась религиозная свобода при соблюдении преимущественного положения Православной Церкви. Во всей политической программе НТС не было ни слова об отношениях будущей Великой России с Германией, так же как и о борьбе германской армии с большевизмом. Похожая информация содержится в докладе отдела пропаганды при начальнике тыловых областей группы армий Центр в ОКВ от 10 марта 1942 г. В нем говорилось, что возглавлявший до войны нелегальную работу НТС в СССР г. Сергеевич Г.С. Околович сейчас является секретарем волостного управления в округе Смоленск и поддерживает связь с членами организации за линией фронта.

Главная цель НТС - возрождение великой России, планируется и закрепить преимущественного положение за Православной Церковью.

Предупреждения со стороны полицейских органов не достигали цели. По мнению отдела пропаганды, идеи НТС открыто противоречили политическим планам Германии и его деятельность на Востоке должна быть радикально пресечена Нет сомнения в том, что агитация членов союза очень быстро может создать зародыш новой национально-шовинистической оппозиции, которая была бы не менее опасна, чем остатки большевистских элементов в занятых советских областях. Хорошо известно, что активисты НТС подвергались в годы войны арестам даже на территории Германии. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 409-410. Как уже отмечалось, Смоленская епархия была учреждена в составе Белорусской Православной Церкви в марте 1942 г. на Соборе белорусских епископов.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 410. В связи с этим необходимо сказать несколько слов о положении и деятельности Церкви на территории оккупированной Белоруссии.

Провозглашенный Розенбергом принцип разделяй и властвуй было легче провести в жизнь в Белоруссии и на Украине, где подавляющее большинство населения было православным и где можно было содействовать созданию национальных церквей и поддерживать уже существующие.

Этому способствовало также и то, что экзарх западных областей Украины и Белоруссии митрополит Николай Ярушевич находился по другую сторону фронта, в Москве, так что церкви в этих областях оказались без правящего архиерея. В Западной Белоруссии было также значительное число католиков, которых немцы рассматривали как пятую колонну поляков и предпочитали поэтому поддерживать православных, чтобы не допустить католическую миссионерскую деятельность в Восточной Белоруссии.

Возможности белорусских католиков были ограничены также и тем, что Гродненская область отошла к Восточной Пруссии, а Пинская - к Украине, взамен чего к Белоруссии присоединили Смоленскую и Брянскую области. Оккупанты привезли с собой белорусских националистов из Польши, Праги и других мест, чтобы усилить влияние националистических и сепаратистских элементов в Белорусской Церкви, но Белорусская Церковь, в особенности ее епископы, упорно сопротивлялись всем попыткам оторвать ее от Московской патриархии. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210. В октябре в Минске состоялся Собор Епископов Белорусской церкви, на котором архиепископ Гродненский и Вилейский Пантелеимон Рожновский был избран митрополитом Минским и всея Беларуси.

На этом соборе впервые в истории Белоруссии Православная Церковь в этом крае официально в актах была названа Белорусской, однако, при этом автокефалия провозглашена не была. Афанасий Мартос, архиепископ.

Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 272. В феврале 1942 г. Генеральный Комиссариат отстранил митрополита Пантелеимона от церковной власти и заставил все дела передать епископу Слуцкому Филофею Нарко. Там же, стр. 273. Причиной этому послужили строго русские убеждения митрополита Патнелеимона и его нежелание содействовать белорусским националистам. Там же, стр. 273. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210. В связи с отстранением митрополита от власти церковные дела стали постепенно приходить в тупик.

Необходим был созыв собора епископов Белорусской Православной Церкви. Такой Собор был созван 3 марта 1942 г. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь Москва, 2002 г, стр. 210. Его участниками были епископ Гродненский Венедикт Бобковский, епископ Слуцкий Филофей Нарко, с правом совещательного голоса - архимандрит Афанасий Мартос, прибывший из Холмщины для епископской хиротонии.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. Председательствовал на Соборе митрополит Пантелеимон. Там же, стр. 274. Первым деянием Собора было утверждение статута Белорусской Православной Церкви, автором которого был архимандрит Афанасий Мартос. Там же, стр. 274. Этот статут предполагал деление Беларуси на епархии.

Так, было решено открыть шесть епархий Витебскую, Гродненскую Минскую, Могилевскую, Наваградскую и Смоленскую. Там же, стр. 274. На каждую из них был назначен правящий архиерей на Витебскую - Афанасий Мартос - по возведении его в сан епископа с титулом Витебский и Полоцкий, на Гродненскую - епископ Венедикт Бобковский с присвоением титула Гродненский и Белостокский, на Могилевскую - епископ Филофей Нарко с присвоением титула Могилевский и Мстиславльский, на Наваградскую - епископ Вениамин Новицкий, проживавший на покое в Почаевской лавре с присвоением титула Наваградский и Барановичский, на Смоленскую - протоиерея Семеона Севбо по пострижении в монашество и возведении во епископа с титулом Смоленский и Брянский Минскую епархию было решено по-прежнему возглавлять митрополиту Пантелеимону с титулом Минский и всея Беларуси, Жировицкой Свято-Успенской обители священно-архимандрит. Там же, стр. 274. Заместителем митрополита был избран епископ Филофей.

Афанасий Мартос, архиепископ.

Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 274. На соборе был избран также Синод в составе двух епископов под председательством митрополита Пантелеимона епископа Венедикта Гродненского и Белостокского и епископа Филофея Могилевского и Мстиславльского.

Там же, стр. 274. Кандидатом в Синод был намечен и Афанасий Мартос, епископская хиротония которого состоялась 8 марта. Там же, стр. 274. Епископу Афанасию было также поручено временное управление Наваградской епархией до времени приезда епископа Вениамина. Там же, стр. 274. Помимо всего этого, были сделаны постановления о необходимости открытия духовных семинарий в епархиях, издания религиозной литературы и церковного журнала, о печатях для приходов и многое другое.

Там же, стр. 274. Вопрос о провозглашении автокефалии Белорусской Православной Церкви, которого требовали белорусские националисты, был отложен до окончания войны и определения политического положения Белоруссии. Там же, стр. 274. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210. В конце соборных заседаний митрополит Пантелеимон возвел в сан архиепископа епископов Венедикта и Филофея, первого - по своему собственному желанию, второго - по требованию белорусских политических деятелей.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 275. В августе 1942 г. был созван еще один Собор, имевший название Всебелорусский Православный. Там же, стр. 276-280. Он был созван архиепископом Филофееем и проводился под его председательством, в связи с тем, что митрополит Пантелеимон был заключен оккупационными властями в местечке Ляды и отстранен от управления Белорусской Церковью. Там же, стр. 276-280. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210-211. Причиной этому стало усиление конфликта между митрополитом и белорусскими националистами, требовавшими автокефалии Белорусской Православной Церкви.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 275-276. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210. Вследствие этого, митрополит Пантелеимон поручил все церковное руководство архиепископу Филофею.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 276. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210. В середине июля 1942 г. архиепископ Филофей, епископ Афанасий и епископ Стефан собрались в Минске для заседания по церковным делам в связи с высылкой митрополита Пантелеимона.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 276-277. В это время националистически настроенные белорусские деятели решили воздействовать на архипастырей через немецкие власти. Там же, стр. 277. Так, начальник отдела генерального комиссариата Белоруссии Юрда вызвал архиепископа Филофея и епископов Афанасия и Стефана и потребовал от них объявления автокефалии Белорусской Православной Церкви и выполнения других пунктов, указанных белорусскими националистами, при этом высказывая свои требования в грубой форме.

Там же, стр. 277. Иерархи на это ответили, что они неспособны это сделать без митрополита и Всебелорусского Православного Собора. Там же, стр. 277. Юрда согласился на созыв такого Собора, но в возвращении митрополита Пантелеимона отказал.

Там же, стр. 277. Собор открылся 30 августа 1942 г по благословению митрополита Пантелеимона председательствовал на нем архиепископ Филофей. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 280. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210 Делегаты на Собор прибыли только от двух епархий - Минской и Наваградской, в Витебской, Могилевской и Смоленской епархиях церковная жизнь была еще недостаточно налажена, поэтому в них выборы делегатов вообще не производились.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 279. Таким образом, на Всебелорусском Православном соборе присутствовали от Минской епархии - 26 духовных и 42 светских лица, всего 68 человек от Наваградской епархии - от духовенства 17 лиц и от мирян - 22, всего 39 человек а также три иерарха, представлявших в своем лице свою епархию - архиепископ Могилевский и Мстиславльский Филофей, епископ Витебский и Полоцкий Афанасий и епископ Смоленский и Брянский Стефан. Там же, стр. 279. На повестке стояли два пункта объявление автокефалии и утверждение статута Белорусской Православной Церкви.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 280. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 210-211. В итоге относительно автокефалии Белоруской Церкви было поставлено условие, что она будет объявлена только после того, как будет дано на это согласие предстоятелей всех автокефальных Православных Церквей, в том числе и Московской патриархии.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 280. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 211. Таким образом, Всебелорусский Православный Собор закончился 2 сентября 1942 г. без формального объявления автокефалии.

Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 280. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке Москва, 1995 г, стр. 211. Однако, так просто вопрос об автокефалии не решился.

В начале апреля 1943 г. архиепископом Филофееем был созван Синод. О причине его созыва архиепископ Афанасий Мартос впоследствии писал После Минского Церковного Собора наступило некоторое затишье. Белорусские деятели, удовлетворившись составленными на Соборе письмами к восточным патриархам, больше не беспокоили немецкий комиссариат Беларуси своими требованиями объявления церковной автокефалии. Но через полгода вспомнили про письма к патриархам и, узнав, что они еще не отосланы по назначению, пожаловались немецкой власти.

Архиепископ Филофей был вызван в генеральный комиссариат по этому делу. Он объяснил, что письма не посланы, потому что некому было их подписать. На основании утвержденного Минским собором в 1942 г. статута Белорусской Православной Церкви это право принадлежало только митрополиту, как главе Поместной Церкви. Афанасий Мартос, архиепископ. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни , Буэнос-Айрес, Аргентина, 1966 г репринтное издание Минск, 1990 г стр. 280. Тот же архиепископ Афанасий описал и то как проходил Синод и какие решения принял В Минск прибыл только епископ Афанасий архиепископ Венедикт и епископ Стефан не явились.

Тогда Филофей и Афанасий обратились в генеральный комиссариат с просьбой возвратить из ссылки митрополита Пантелеимона для возглавления Синода и подписания писем. Это ходатайство было удовлетворено. Немедленно митрополит Пантелеимон был освобожден и 16 апреля привезен чинами немецкой военной полиции в Минск. Здесь он поселился в своих митрополичьих покоях.

Начались заседания Синода под его председательством. Первым пунктом было рассмотрение и подписание писем к патриархам. Владыки понимали, что письма не имели большого значения в военное время, но во избежание неприятностей с немецкими властями их подписали и отдали в генеральный комиссариат. Дальнейшая судьба их неизвестна. После этого были решены другие важные церковные дела. Было послано письмо от имени православного белорусского епископата в генеральный комиссариат с просьбой наделения землей каждую приходскую церковь в размере 33 гектара.

Это ходатайство было предпринято в связи с ликвидацией колхозной по-советской системы и наделением землей всех бывших колхозников. Там же, стр. 280-281. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны

Но, как правило, в этих исследованиях вопрос о положении Церкви в оккупации освещается только на примере крупных территориальных единиц - на … Однако, изучая данную тему на примере Смоленской области можно более ясно… Именно тяжкие годы Великой Отечественной войны стали переломным этапом в истории Русской Православной Церкви, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АДМИНИСТРАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВРЕМЯ ОККУПАЦИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА
ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И ДУХОВЕНСТВА. С первых же дней оккупации возрождение церковной жизни на территории Смоленской области шло стремительно и быстро. Прежде чем приступить к описанию открытия право

ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
ТИПЫ ВНЕХРАМОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В ОККУПАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Деятельность Смоленской епархии во время оккупации далеко не ограничивалась только лишь стенами храма. Но, напротив,

СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В
СОСТОЯНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В. ГГ. В сентябре 1943 г сразу после оккупации, Смоленская епархия была соединена с Калининской Тверской, которые возглавил архиепископ Калининский и Смоленский Василий

ИСТОЧНИКИ
ИСТОЧНИКИ. Государственный архив Смоленской области Фонд 1620 - Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Смоленской области 1943-1989 гг. Опись 1 Дело

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги