Историческое развитие педагогики духовых инструментов

Историческое развитие педагогики духовых инструментов План: 1. Обучение игре на духовых инструментах в первобытном обществе 2. Обучение игре на духовых инструментах во времена античности 3. Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения 4. Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века 5. Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века 6. Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования 7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах 8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах. 1. Обучение игре на духовых инструментах в первобытном обществе Современные историки и антропологи полагают, что к началу Великого оледенения физическое развитие человека закончилось, и он стал совершенствоваться социально.

В это время начали развиваться навыки коллективного труда, устанавливалось общественное сознание, формировалась членораздельная речь, развивались и углублялись эмоции и чувства, крепла познавательная потребность и потребность в эстетическом освоении мира. В этих условиях неизбежно должна зародиться эстетическая деятельность человека.

По образному выражению академика А.П. Окладникова, само время было «беременно» искусством. Оно «должно было возникнуть с такой же неодолимой силой, какая гонит молодые весенние побеги из под земли к свету, поднимая буграми и взламывая асфальт на дорогах». Первые «музыкальные» инструменты появились одновременно с первыми наскальными изображениями, а, может быть, раньше их. Рисунки, сделанные первобытным человеком на стенах пещер, сохранились лучше, поэтому изобразительное искусство кроманьонца исследовано полнее, нежели музыкальное.

Когда мы рассматриваем рисунки человека, жившего в эпоху палеолита, мы уверенно говорим: «Искусство!», «Живопись!», но, когда мы пытаемся представить себе игру этого человека на духовых инструментах, мы почему-то боимся назвать то, что он делает, музыкой.

Нет ни малейшего сомнения, что кроманьонец, сумевший нарисовать бизонов на потолке Альтаирской пещеры, способен использовать духовые инструменты не только для подачи сигналов и заманивая на охоте животных, но и для того, чтобы выразить своё отношение к действительности. Можно ли называть «музыкальными инструментами» случайно подобранные раковины и деревяшки, в которых не запечатлён человеческий труд, – вопрос спорный.

Но, если один человек показывает другому, каким образом надо дуть в полую трубку, чтобы достичь того или иного звука, то развитию преподавания музыки положено начало. В первобытном обществе методики как науки не существовало. О том, как в те далёкие времена велось обучение игре на духовых инструментах, нам почти ничего неизвестно. Можно допустить, что приёмы обучения стали фиксироваться в сознании первобытного «учителя» в тот момент, когда он принялся обучать игре на примитивной свирели другого человека.

Предположительно, это случилось около 35 – 40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения, с появления первых Homo sapiens. Среди древних «учителей», наверняка, были умельцы своего дела. Постепенно они накапливали опыт, расширяли набор «педагогических» приемов, совершенствовали «метод», без которого невозможно никакое целенаправленное обучение.

Во времена палеолита «метод» обучения сводился к показу и подражанию. Принцип преподавания мог быть только один: «Делай, как я!». 2.

Обучение игре на духовых инструментах во времена античности

Обучение игре на духовых инструментах во времена античности. В IX веке до новой эры в Палестине в торжествах освящения храма царя И... До нас не дошло имя руководителя музыкального коллектива, но, готовясь... Можно предположить, что многие из них были музыкантами-исполнителями и... Постоянное обновление его конструкции требовало непрерывного совершенс...

Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения

Духовые инструменты стали применяться в церковной службе. е. Левин пишет, что педагогические рекомендации С. Вирдунга позволяют «сделать вывод о наличии в Европе в конце XV – нача... Динамические контрасты – одна из характерных черт музыкальной эстетики...

Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века

Каждой воспитаннице руководимой им консерватории он посвящал по одному... В наше время часто исполняются его Сюита для флейты и струнного ансамб... Оттетер издал книгу «Искусство игры на поперечной флейте», в которой о... Гампеля оказалось более удобным, нежели применявшиеся ранее кроны, и о... Он же ввёл в исполнительскую практику валторнистов манипулирование пра...

Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века

Активное участие профессоров Парижской консерватории в гастрольных выс... Специальная комиссия утверждала или не утверждала этот метод. Председа... . Конечно, преподавание игры на духовых инструментах в Парижской консерв... Гевартом, не отражали в полной мере художественные возможности духовых...

Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования

Рубинштейна, Императорского Русского Музыкального Общества, Великого к... Клозе (1844), Ж.Ф. Рубинштейна была открыта консерватория в Москве. Её финансировали ИРМО... Среди них наибольшим авторитетом пользовались В. Выпускники были обязаны исполнить не только программу, подготовленную ...

Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах

Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Диков, Г.А. Frullato на медных духовых инструментах; 4. Игра с недостающей деталью инструмента; и многое другое. В послевоенны... Этим успехам способствовали крупные достижения в области преподавания ...

Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах

Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах. ... Между тем, исполнительская практика последних лет показала, что музыка... п. Федотов, беседуя со студентами Новосибирской государственной консерват... Принцип один – чем их больше, тем лучше! Иногда такая практика служит ...

Список литературы: 1. Античная музыкальная эстетика. – М.: Музыка, 1960. 2. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000. 3. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия по Франции и Италии. – М 1961. 4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах.

Изд. 2. – М.: Музыка, 1973. 5. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижёрское исполнительство. – М.: Музыка, 1975. 6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Л.: Музыка, 1973. 7. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М.: Музыка, 1966. 8. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики (ответственный редактор М.А. Смирнов). – М.: Московская госуд. консерватория, 1981. 9. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. – 2. – М.: Музыка, 1986. 10. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1989.