рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетическая сущность искусства

Эстетическая сущность искусства - раздел Искусство, Эстетическое воспитание дошкольников Эстетическая Сущность Искусства. В Первом Параграфе Второй Главы Мы Считаем Н...

Эстетическая сущность искусства. В первом параграфе второй главы мы считаем необходимым раскрыть эстетическую сущность искусства, для этого, чтобы выяснить, действительно ли искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитанию как утверждает Б.М. Неменский.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнениям, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" (28;75). В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы"(21;l42). Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» (13;103). В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. "Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера" отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание» (28;75). "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования". Те же авторы сделали правильное замечание: "Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться, сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления.

Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности. А.И.Шахова, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АНН - справедливо заметила: "Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, постигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля.

Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение"(27;20). В связи с этим становится совершенно понятно для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль. Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие.

Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

Эти положения хорошо выделены в трудах А.И. Бурова. «Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть доступны человеку, но они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.

Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно». 2.2. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках музыки и изобразительного искусства. Предметы изобразительного искусства и музыки являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. В своей сущности предметы художественного цикла являются собирательными, обобщающими, интегрированными, комплексными.

Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества. Музыка как интегрированный предмет органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах. Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной программы и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-изобразительные возможности каждого из элементов, составляющих содержание школьного учебного предмета по искусству. В содержание предмета « Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации.

Известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» (22;54). Ведущей задачей на уроке музыки, отмечают Л.Г.Дмитриева и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника « Методика музыкального воспитания в школе» является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы.

Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку»(5;11). Таким образом, в предмете « Музыка» все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Учебный предмет художественного цикла в школе - «Изобразительное искусство». В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником. Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности (9). Таким образом, главная цель изобразительного искусства в школе - духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства. Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественноrо цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать выводы, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания.

Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т.Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию. Глава III. Воспитание личности в разных формах музыкальной деятельности в детской школе искусств. 3.1. Слушание музыки.

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ.

Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т. д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитательного художественного вкуса.

Наблюдения показывают, что научить детей активно, слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Хочу подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью: - специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; - использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирование; - использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего, изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности.

Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. При проведении уроков слушания музыки с детьми дошкольного возраста были выявлены следующие закономерности. Лучше всего детьми этого возраста воспринимаются произведения в оркестровом звучании как наиболее красочном. Программные произведения составляют основной материал, так как у детей этого возраста преобладает образное восприятие музыки. Прослушивание произведений должно предваряться эмоциональной настройкой или объяснением педагога.

Дети с 5-ти лет способны воспринимать предложенные произведения с максимальным вниманием сначала 2 минуты, затем 5-7 минут. Следовательно, основным жанром музыкальных произведений может быть жанр миниатюры или сюиты. Некоторые музыкальные произведения, которые дети слушают на занятиях, могут вызвать у них импровизационную двигательную реакцию. Эта реакция должна быть адекватной прослушиваемому материалу. Параллельно с программной музыкой можно знакомить детей с жанровыми миниатюрами (песня, танец, марш). Прослушивание жанровых миниатюр может сопровождаться двигательной импровизацией (например, при прослушивании колыбельной - укачиваем куклу). 3.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эстетическое воспитание дошкольников

Оно целиком в наших взрослых руках.Какими мы будим и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них… Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не… А формировать личность и эстетическую культуру отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (А.С.Макаренко,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическая сущность искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Исполнительство и работа над метроритмом
Исполнительство и работа над метроритмом. Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги