Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Декоративно-прикладное искусство Западной Европы конца XVIII начала XIX века. Классицизм и Ампир. Оглавление. 1. Исторические особенности декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 2. Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 3. Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 4. Комплект иллюстраций изделий декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 5. Материалы и инструменты необходимые для изготовления изделий каждого из видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 6. Основные технологические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 7. Основные этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. 8. Входной и итоговый контроль в форме тестовых заданий. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Исторические особенности декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века. На рубеже XVIII и XIX вв. складываются два стилистиче¬ских направления - классицизм и ампир.

Оба стиля характе¬ризуют время правления Наполеона Бонапарта.

С 60-х годов XVIII в. французские мастера обратились к классицизму.

В его формировании большую роль сыграли раскопки 1719 г. в Гер¬кулануме и 1748 г. в Помпеях. Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения.

Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Стилистическое направление в европейском искусстве, важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как эталону и опора на традиции Высокого Возрождения.

В изобразительном искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы – использование форм и образцов античного искусства для выражения современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого Возрождения в единую строгую систему.

И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов.

Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”. Прикладное искусство находилось под влиянием архитек¬туры, ее точных линий. Формы изделий стали проще и стро¬же, их силуэт — спокойнее, предметы опирались на устойчи¬вые, массивные граненые ножки-завитки. Декор классицизма логичен и ясен, для него характерны симметрия и уравнове¬шенность. Изменилась его функция. Если рокайльный декор скрывал конструкцию, маскировал переход одной части в другую, классический подчеркивал членение предметов.

Из¬любленными элементами орнаментики классицизма были медальоны, венки, факелы, античные алтари, урны, тренож¬ники, драпировки и различные изображения мифологических существ. Классицизм XVIII в. имеет как бы две основные фазы су¬ществования: первая, «королевская» фаза — стиль, возник¬ший при дворе Людовика XVI и имеющий органичные связи с рококо. Вторая фаза — стиль Директории, возникший в по¬слереволюционный период как своеобразное продолжение, усиление классицистического начала.

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный. Ампир, или «стиль империи» (франц. empire — империя от лат. imperium -командование, власть) - художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в в эпоху империи Наполеона Бонапарта.

Хронологические рамки оригинального французского "Стиля Империи" ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815). Тем не менее, в столь короткий период Классицизм, усиленный идеологией Просвещения и естественного интереса к античности, успевает переродиться в холодный, помпезный, напыщенный и искусственно насаждаемый властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме Людовика XVI (Неоклассицизм) и были кристаллизованы в "стиле Директории". Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.

Мягкую и ясную гармонию стиля Людовика XVI и демократическую строгость "стиля Директории" сменили парадное великолепие и театральный пафос "Стиля Империи". Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, если свободно возникший Классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития Классицизма.

Последнее утверждение равносильно признанию того, что искусство Рима — высшая стадия искусства Афин. Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле определил его как "затвердевший стиль Людовика XVI" в. Курбатов также отмечал, что "появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I". Но император Наполеон желал пышности и великолепия. и формы античной классики или французского классицизма здесь не совсем годились.

В 1812г. вышло в свет сочинение придворных архитекторов Наполеона Ш. Персье я П. Фонтена "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", ставшее "Библией нового стиля". В 1786-1792 гг. Персье и Фонтен работали в Италии, и хотя они подчеркивали "возможность использования самых разных стилей всех времен и народов", что уже было, по своей сути, декларацией эклектики, все же на первом месте для них был "величественный стиль римлян". В следовании этому стилю придворные художники Наполеона доходили до абсурда в своей театральности.

Так, спальня императрицы Жозефины во дворце Маль-мезон была превращена в некое подобие походной палатки римского полководца, а одетые в "римские туники" женщины мерзли от зимнего холода в плохо отапливаемых парижских салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Поистине, говоря словами самого Наполеона, "от великого до смешного один шаг". Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров.

Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства.

Это объясняется тем, что еще в эпоху поздней римской империи вместе с древними культами Исиды и Гора элементы орнаментики и скульптура Древнего Египта проникали в Рим. После Египетского похода Наполеона (1798-1799) в искусстве французского Ампира египетские мотивы получили еще более широкое распространение. Однако это не перешло в эклектику, поскольку формы искусства империи египетских фараонов, римских императоров и французского диктатора, имея аналогичную идеологию, взаимодействовали целостно и органично. Существуют и иные отличия Ампира от Классицизма.

Если в Классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в Ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы. Для Классицизма характерны мягкие, приглушенные цвета, для Ампира яркие — красный, синий, белый с золотом.

Характерна еще одна особенность Ампира. Присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение местных национальных школ. Ампир по своей сути космополитичен, но не интернационален, как, к примеру, Готика, и откровенно враждебен к народным традициям. Как выражение имперских притязаний Наполеона на мировое господство, он насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран по существу не приняла этого стиля и только единственная страна-победительница Россия добровольно экспортировала "стиль империи". 2.

Характеристика основных видов декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

В период классицизма и в последующее время французские серебряники про... Орнамент. Ампир — это завершающий этап развития классицизма второй половины XVII... Персье и П. Их система декора неизменна: цветные борта и непрерыв¬ный фриз с золот...

Познавательные сведения о видах декоративно-прикладного искусства Западной Европы конца XVIII начала XIX века

«Мы живем только затем, чтобы доставлять приятные чувства самим себе» ... А после того, как «китайский секрет» был наконец-то разгадан, и фар¬фо... По-традиционному - на консолях европейский фарфор заполнял стены фарфо... Однако, союзник Августа II по Северной войне и гость Шарлотты Прусской... Сохранились эскиз (он хранится в Национальной библиотеке в Варшаве) и ...