Методические рекомендации в работе над ритмом эстрадно-жанровых произведений для баяна-аккордеона

Министерство культуры Российской Федерации Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского Отдел аспирантуры Методические рекомендации в работе над ритмом при исполнении эстрадно-жанровых произведений на баяне-аккордеоне Реферат аспиранта третьего года обучения Семеновых А.В. Научный руководитель: Доцент УГК, кандидат педагогических наук Сушенцева Д.Б. Екатеринбург 2011 Оглавление Введение. ….3 Глава I. Теоретические аспекты развития чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста… 1.Характеристика основных понятий (ритм, метр, темп)… …2.Задача педагога в развитии чувства ритма молодого исполнителя… … ….3. Подбор эстрадно-жанрового репертуара как важнейшая задача педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста…22 Глава II. Некоторые методические рекомендации в работе над ритмической составляющей эстрадно-жанровых произведений………29 Заключение…42 Библиографический список… … 45 Введение «Должен сознаться, что музыку (исполнение), лишенное ритмического стержня – логики времени и развития во времени – я воспринимаю только как музыкальный шум» Г.Г.Нейгауз Актуальность данной работы состоит в анализе современного эстрадно-жанрового репертуара для баяна-аккордеона, который малоисследован.

Данные в ней методические рекомендации направляют внимание молодого исполнителя студента ВУЗа и училища, а также педагогов на совершенствование ритмической стороны исполнения эстрадно-жанрового репертуара.

Ритмические навыки в классе специального инструмента помогают развивать не только технические упражнения и этюды, но мы считаем возможным построить их развитие на изучении пьес эстрадного характера.

Такой репертуар поможет решить ритмические проблемы исполнения, поможет в нахождении причин неритмичной игры, и развитии ритмических способностей в целом. Эстрадно-жанровые пьесы помогут в нахождении внутренней ритмической пульсации, в прочтении сложных ритмических фигур.

Таким образом, актуальность данной работы и в повышении уровня музыкально-ритмического воспитания исполнителей-баянистов, недостаток которого наблюдается и у студентов. В конкурсной практике баянистов-аккордеонистов сложилось понятие «эстрадно-жанровый» репертуар. 1)*. В дальнейшем мы будем использовать такой термин. Этот репертуар подразумевает включение всевозможных пьес на жанровой танцевальной основе, с элементами эстрады, джазовой музыки.

Проблема эстрадно-жанрового репертуара мало изучена в научно-методической литературе баянистов. Вопросы ритма и ритмического воспитания широко освещены в научной литературе. Глубокими исследованиями в области теории ритма занимались Б.В.Асафьев, В.М. Холопова, Э.Жак-Далькроз. Проблеме развития музыкальных способностей и, в частности, развития чувства ритма посвящали свои научные исследования Б.М.Теплов, К. Орф, Д. Б. Кабалевский и многие другие педагоги, психологи, музыканты-исполнители.

Изучением и анализом репертуара баяна-аккордеона занимались профессора-баянисты М.И. Имханицкий, С.Ф. Найко, З.И. Алешина, И. Пуриц. В их работах есть главы о современном эстрадном направлении в развитии баяна-аккордеона. Довольно часто появляются и отдельные статьи, главы методических пособий. Например, в «Современной школе игры на баяне» В.А. Семенова содержится глава об исполнении джазовых пьес. 1) * На Западе аккордеонисты-баянисты называют его variete, легкий жанр. Дословно на русский язык перевести слово «Варьете» сложно - определение варьете в русском варианте неоднозначно.

В нашей стране отношение к искусству варьете сложилось однозначно негативное, более подходящим термином-определением является «эстрадно-жанровый репертуар». Особенно хотелось бы отметить крупную работу профессора Одесской консерватории В.Власова «Об интерпретации джазовых стилей на баяне-аккордеоне» - известного композитора, баяниста, джазового музыканта.

Несмотря на то, что в его теории есть некие черты «советского джаза», в целом работа масштабная и пока в своем роде единственная в сфере эстрадного баяно-аккордеонного исполнительства. Цель работы – представить методические рекомендации в работе над ритмом при исполнении эстрадно-жанровых произведений. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятия «ритм», «метр», «темп», «тактовая пульсация», «ритмический рисунок» с различных точек зрения в широком и узко-специальном смысле. 2. Определить задачи педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста. 3. Представить методические рекомендации в работе над эстрадно-жанровым репертуаром. 4. Внести обобщения по изучению эстрадно-жанрового репертуара, привести примеры отдельных выдающихся исполнительских школ.

Глава I. Теоретические аспекты развития чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста

. Э. Имханицкий связывает происхождение названия инструмента с этой особенн... Появление русских народных инструментов также связано с особой кантиле... Задачи педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеонис...

Подбор эстрадно-жанрового репертуара как важнейшая задача педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста

Пьяццолла было мало известно. В настоящее время эта музыка звучит все ... А как она сверкает и превращается действительно в виртуозную у исполни... И. Это не простая исполнительская задача. Аккомпанемент в партии левой руки не должен приводить к разрыву мелоди...

Заключение

Заключение Таким образом, проделанная работа по внесению методических рекомендаций в работе над ритмом при исполнении эстадно-жанровых произведений позволила нам сделать вывод о более широком значении эстрадно-жанрового репертуара в сфере ритмического воспитания молодого баяниста-аккордеониста.

Как было сказано в первой главе о свойствах ритма, особенностями восприятия ритма является восприятие его на основе простых единиц, которые характеризуются длительностью, акцентностью, соотношением во времени, на основе художественного музыкального материала. С методической стороны в работе были затронуты проблемы ритмической агогики, методические вопросы технического совершенствования и вопрос подбора соответствующего репертуара педагогом-баянистом, тема полезности эстрадно-жанровых произведений для исполнительской координационной свободы ученика, эстрадного волнения. Благотворное влияние ритмического воспитания за счет включения эстрадно-жанровых пьес распространяется на все вышеперечисленные методические аспекты музыкального исполнительства.

Ученик, который начинает самостоятельно контролировать ритмическую сторону игры, а через нее и координационную сторону, технику исполнения, переходит на новую ступень исполнительского мастерства.

Переход на новый этап исполнения - это ни что иное как следствие правильного обучения и воспитания, развития всех личностно-профессиональных качеств ученика, а развитие в педагогике понимается как изменение структуры мышления. Все это - положительные моменты, вытекающие не только из добросовестного подхода педагога к своей работе, но и творческой стороны педагогической деятельности. Таким подходом педагог, заинтересованный в развитии своего воспитанника, дает верное направлению ритмическому воспитанию обучаемого.

Вместо того, чтобы добиваться автоматизма в исполнении технического материала, педагог стимулирует творческие силы молодого баяниста, его ритмический самоконтроль. Как было сказано в нашей работе, для студента-училища и ВУЗа такой творческий педагогический подход зачастую применим, так как ученик уже имеет определенный музыкальный багаж знаний и умений. Мы считаем, что в современной ситуации педагог высшего звена выполняет функцию «наставника», «идейного вдохновителя» обучаемого. Как известно, в практике баяно-аккордеонного исполнительства в нашей стране сложились традиции музыкального обучения и воспитания в специальном классе баяна-аккордеона.

Мы не призываем в срочном порядке прибегать к кардинальному пересмотру репертуара баянистов-аккордеонистов, конечно, это, в большей мере, вопрос музыкального вкуса. Однако, баян-аккордеон - инструмент со сравнительно небольшой историей, и направления классического жанра и эстрадного сосуществуют уже много лет, а последние двадцать лет - и в практике международных конкурсов.

Очень часто приходится слышать, как на международных конкурсах высокого уровня выступают иностранные участники сразу в двух категориях, и в академической, и в эстрадной. И делают это одинаково успешно. Особенно хотелось бы отметить деятельность баяно-акордеонного центра Жака Морне, где работают ведущие педагоги России и Франции. Учащиеся и студенты этого заведения активно участвуют в музыкальных конкурсах разного уровня.

Помимо исполнения академической программы в классе основного педагога, готовится и эстрадно-жанровый репертуар в классе другого педагога, специалиста в этой области. Естественным считается, что несколько педагогов работают сообща. Ученик получает основы импровизации. Очень часто проводятся мастер-классы с привлечением студентов из России и других стран, ведущих педагогов. Мастер-класс является одним из эффективных институциональных методов музыкального воспитания.

Иногда студенты проходят целый двух-трех месячный летний курс обучения, общаясь и взаимодействуя друг с другом. В нашей стране педагоги Экспериментальной детской музыкальной школы в г. Омске пытаются ввести аналогичную практику в исполнении эстрадно-жанрового репертуара. Помимо изучения академического репертуара по специальности на аккордеоне- баяне, учащиеся с удовольствием играют в эстрадно-джазовых ансамблях, начиная с младших классов. Следствием такого музицирования является сформированность у учащихся ДМШ прекрасных ритмических навыков, умение держать темп, отсутствие «боязни сцены» и в классической программе.

Список литературы 1. Абезгауз И. С. Об одной ритмической фигуре М.: Советская музыка, 1970 №2. 2. Афонина Н. Ю. Ритм метр темп. Временная организация в музыке СПб. : Союз художников, 2001. 3. Афонина Н. Ю.Проблемы ритмического анализа // Ритм и форма / Ред. Афонина Н. Иванова Л - СПб.: Союз художников, 2002. – с. 3-8. 4. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя // Психология и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. Вып. 4. 5. Власов В.П. Исполнительская интерпретация джазовых стилей на баяне. – Киев: Издательство киевской консерватории, 1998. 6. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001. 7. Имханицкий М.И. История исполнительства на народных инструментах М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001. 8. Колиер Дж. Становление джаза М.: Радуга, 1984. 9. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне М.: Музыка, 1985. 10. Холопова В.М. Музыкальный ритм М.: Музыка, 1980. 11. Холопов Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма М.: Музыка, 1978. 12. Паньков О.С. О работе баяниста над ритмом М.: Музыка, 1986. 13. Ручьевская Е.А. Движение и ритм // Ритм и форма / Ред. Афонина Н Иванова.

Л СПб.: Союз художников, 2002 с. 9-21. 14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М Л.:АПН РСФСР, 1947. 15. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне М.: Музыка, 2007. 16. Хлудова Т. О педагогических принципах Г.Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства М 1965. Вып. 1 с.175-176.