рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Методические рекомендации в работе над ритмом эстрадно-жанровых произведений для баяна-аккордеона

Работа сделанна в 2011 году

Методические рекомендации в работе над ритмом эстрадно-жанровых произведений для баяна-аккордеона - Реферат, раздел Искусство, - 2011 год - Министерство Культуры Российской Федерации Уральская Государственная Консерва...

Министерство культуры Российской Федерации Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского Отдел аспирантуры Методические рекомендации в работе над ритмом при исполнении эстрадно-жанровых произведений на баяне-аккордеоне Реферат аспиранта третьего года обучения Семеновых А.В. Научный руководитель: Доцент УГК, кандидат педагогических наук Сушенцева Д.Б. Екатеринбург 2011 Оглавление Введение. ….3 Глава I. Теоретические аспекты развития чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста… 1.Характеристика основных понятий (ритм, метр, темп)… …2.Задача педагога в развитии чувства ритма молодого исполнителя… … ….3. Подбор эстрадно-жанрового репертуара как важнейшая задача педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста…22 Глава II. Некоторые методические рекомендации в работе над ритмической составляющей эстрадно-жанровых произведений………29 Заключение…42 Библиографический список… … 45 Введение «Должен сознаться, что музыку (исполнение), лишенное ритмического стержня – логики времени и развития во времени – я воспринимаю только как музыкальный шум» Г.Г.Нейгауз Актуальность данной работы состоит в анализе современного эстрадно-жанрового репертуара для баяна-аккордеона, который малоисследован.

Данные в ней методические рекомендации направляют внимание молодого исполнителя студента ВУЗа и училища, а также педагогов на совершенствование ритмической стороны исполнения эстрадно-жанрового репертуара.

Ритмические навыки в классе специального инструмента помогают развивать не только технические упражнения и этюды, но мы считаем возможным построить их развитие на изучении пьес эстрадного характера.

Такой репертуар поможет решить ритмические проблемы исполнения, поможет в нахождении причин неритмичной игры, и развитии ритмических способностей в целом. Эстрадно-жанровые пьесы помогут в нахождении внутренней ритмической пульсации, в прочтении сложных ритмических фигур.

Таким образом, актуальность данной работы и в повышении уровня музыкально-ритмического воспитания исполнителей-баянистов, недостаток которого наблюдается и у студентов. В конкурсной практике баянистов-аккордеонистов сложилось понятие «эстрадно-жанровый» репертуар. 1)*. В дальнейшем мы будем использовать такой термин. Этот репертуар подразумевает включение всевозможных пьес на жанровой танцевальной основе, с элементами эстрады, джазовой музыки.

Проблема эстрадно-жанрового репертуара мало изучена в научно-методической литературе баянистов. Вопросы ритма и ритмического воспитания широко освещены в научной литературе. Глубокими исследованиями в области теории ритма занимались Б.В.Асафьев, В.М. Холопова, Э.Жак-Далькроз. Проблеме развития музыкальных способностей и, в частности, развития чувства ритма посвящали свои научные исследования Б.М.Теплов, К. Орф, Д. Б. Кабалевский и многие другие педагоги, психологи, музыканты-исполнители.

Изучением и анализом репертуара баяна-аккордеона занимались профессора-баянисты М.И. Имханицкий, С.Ф. Найко, З.И. Алешина, И. Пуриц. В их работах есть главы о современном эстрадном направлении в развитии баяна-аккордеона. Довольно часто появляются и отдельные статьи, главы методических пособий. Например, в «Современной школе игры на баяне» В.А. Семенова содержится глава об исполнении джазовых пьес. 1) * На Западе аккордеонисты-баянисты называют его variete, легкий жанр. Дословно на русский язык перевести слово «Варьете» сложно - определение варьете в русском варианте неоднозначно.

В нашей стране отношение к искусству варьете сложилось однозначно негативное, более подходящим термином-определением является «эстрадно-жанровый репертуар». Особенно хотелось бы отметить крупную работу профессора Одесской консерватории В.Власова «Об интерпретации джазовых стилей на баяне-аккордеоне» - известного композитора, баяниста, джазового музыканта.

Несмотря на то, что в его теории есть некие черты «советского джаза», в целом работа масштабная и пока в своем роде единственная в сфере эстрадного баяно-аккордеонного исполнительства. Цель работы – представить методические рекомендации в работе над ритмом при исполнении эстрадно-жанровых произведений. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятия «ритм», «метр», «темп», «тактовая пульсация», «ритмический рисунок» с различных точек зрения в широком и узко-специальном смысле. 2. Определить задачи педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста. 3. Представить методические рекомендации в работе над эстрадно-жанровым репертуаром. 4. Внести обобщения по изучению эстрадно-жанрового репертуара, привести примеры отдельных выдающихся исполнительских школ.

Глава I. Теоретические аспекты развития чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста

. Э. Имханицкий связывает происхождение названия инструмента с этой особенн... Появление русских народных инструментов также связано с особой кантиле... Задачи педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеонис...

Подбор эстрадно-жанрового репертуара как важнейшая задача педагога в развитии чувства ритма молодого баяниста-аккордеониста

Пьяццолла было мало известно. В настоящее время эта музыка звучит все ... А как она сверкает и превращается действительно в виртуозную у исполни... И. Это не простая исполнительская задача. Аккомпанемент в партии левой руки не должен приводить к разрыву мелоди...

Заключение

Заключение Таким образом, проделанная работа по внесению методических рекомендаций в работе над ритмом при исполнении эстадно-жанровых произведений позволила нам сделать вывод о более широком значении эстрадно-жанрового репертуара в сфере ритмического воспитания молодого баяниста-аккордеониста.

Как было сказано в первой главе о свойствах ритма, особенностями восприятия ритма является восприятие его на основе простых единиц, которые характеризуются длительностью, акцентностью, соотношением во времени, на основе художественного музыкального материала. С методической стороны в работе были затронуты проблемы ритмической агогики, методические вопросы технического совершенствования и вопрос подбора соответствующего репертуара педагогом-баянистом, тема полезности эстрадно-жанровых произведений для исполнительской координационной свободы ученика, эстрадного волнения. Благотворное влияние ритмического воспитания за счет включения эстрадно-жанровых пьес распространяется на все вышеперечисленные методические аспекты музыкального исполнительства.

Ученик, который начинает самостоятельно контролировать ритмическую сторону игры, а через нее и координационную сторону, технику исполнения, переходит на новую ступень исполнительского мастерства.

Переход на новый этап исполнения - это ни что иное как следствие правильного обучения и воспитания, развития всех личностно-профессиональных качеств ученика, а развитие в педагогике понимается как изменение структуры мышления. Все это - положительные моменты, вытекающие не только из добросовестного подхода педагога к своей работе, но и творческой стороны педагогической деятельности. Таким подходом педагог, заинтересованный в развитии своего воспитанника, дает верное направлению ритмическому воспитанию обучаемого.

Вместо того, чтобы добиваться автоматизма в исполнении технического материала, педагог стимулирует творческие силы молодого баяниста, его ритмический самоконтроль. Как было сказано в нашей работе, для студента-училища и ВУЗа такой творческий педагогический подход зачастую применим, так как ученик уже имеет определенный музыкальный багаж знаний и умений. Мы считаем, что в современной ситуации педагог высшего звена выполняет функцию «наставника», «идейного вдохновителя» обучаемого. Как известно, в практике баяно-аккордеонного исполнительства в нашей стране сложились традиции музыкального обучения и воспитания в специальном классе баяна-аккордеона.

Мы не призываем в срочном порядке прибегать к кардинальному пересмотру репертуара баянистов-аккордеонистов, конечно, это, в большей мере, вопрос музыкального вкуса. Однако, баян-аккордеон - инструмент со сравнительно небольшой историей, и направления классического жанра и эстрадного сосуществуют уже много лет, а последние двадцать лет - и в практике международных конкурсов.

Очень часто приходится слышать, как на международных конкурсах высокого уровня выступают иностранные участники сразу в двух категориях, и в академической, и в эстрадной. И делают это одинаково успешно. Особенно хотелось бы отметить деятельность баяно-акордеонного центра Жака Морне, где работают ведущие педагоги России и Франции. Учащиеся и студенты этого заведения активно участвуют в музыкальных конкурсах разного уровня.

Помимо исполнения академической программы в классе основного педагога, готовится и эстрадно-жанровый репертуар в классе другого педагога, специалиста в этой области. Естественным считается, что несколько педагогов работают сообща. Ученик получает основы импровизации. Очень часто проводятся мастер-классы с привлечением студентов из России и других стран, ведущих педагогов. Мастер-класс является одним из эффективных институциональных методов музыкального воспитания.

Иногда студенты проходят целый двух-трех месячный летний курс обучения, общаясь и взаимодействуя друг с другом. В нашей стране педагоги Экспериментальной детской музыкальной школы в г. Омске пытаются ввести аналогичную практику в исполнении эстрадно-жанрового репертуара. Помимо изучения академического репертуара по специальности на аккордеоне- баяне, учащиеся с удовольствием играют в эстрадно-джазовых ансамблях, начиная с младших классов. Следствием такого музицирования является сформированность у учащихся ДМШ прекрасных ритмических навыков, умение держать темп, отсутствие «боязни сцены» и в классической программе.

Список литературы 1. Абезгауз И. С. Об одной ритмической фигуре М.: Советская музыка, 1970 №2. 2. Афонина Н. Ю. Ритм метр темп. Временная организация в музыке СПб. : Союз художников, 2001. 3. Афонина Н. Ю.Проблемы ритмического анализа // Ритм и форма / Ред. Афонина Н. Иванова Л - СПб.: Союз художников, 2002. – с. 3-8. 4. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя // Психология и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. Вып. 4. 5. Власов В.П. Исполнительская интерпретация джазовых стилей на баяне. – Киев: Издательство киевской консерватории, 1998. 6. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика, 2001. 7. Имханицкий М.И. История исполнительства на народных инструментах М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001. 8. Колиер Дж. Становление джаза М.: Радуга, 1984. 9. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне М.: Музыка, 1985. 10. Холопова В.М. Музыкальный ритм М.: Музыка, 1980. 11. Холопов Ю. Н. Метрическая структура периода и песенных форм // Проблемы музыкального ритма М.: Музыка, 1978. 12. Паньков О.С. О работе баяниста над ритмом М.: Музыка, 1986. 13. Ручьевская Е.А. Движение и ритм // Ритм и форма / Ред. Афонина Н Иванова.

Л СПб.: Союз художников, 2002 с. 9-21. 14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей М Л.:АПН РСФСР, 1947. 15. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне М.: Музыка, 2007. 16. Хлудова Т. О педагогических принципах Г.Г.Нейгауза //Вопросы фортепианного исполнительства М 1965. Вып. 1 с.175-176.

– Конец работы –

Используемые теги: методические, рекомендации, работе, над, ритмом, эстрадно-жанровых, произведений, баяна-аккордеона0.106

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методические рекомендации в работе над ритмом эстрадно-жанровых произведений для баяна-аккордеона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА Методические рекомендации по изучению предмета. Задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЕСТСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА... УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ...

Методические указания по выполнению контрольной работы Страхование: Методические указания по выполнению контрольной работы / Новосиб
ФГОУ ВПО Новосибирский государственный аграрный университет... Экономический институт Страхование...

Контрольная работа МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для самостоятельной работы и к выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения всех специальностей
Информатика... Контрольная работа... Для направлений бакалавриата Землеустройство и кадастры...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ на методическом совещании
Харьковский национальный медицинский университет... Кафедра стоматологии детского возраста детской челюстно лицевой хирургии и...

Методические рекомендации по выполнению ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Экономика и управление
Методические рекомендации по выполнению... Выпускной квалификационной работы...

Методические рекомендации по написанию дипломной работы
Примерная тематика дипломных работ предоставляется студентам профильными кафедрами за полтора года до окончания обучения.Студент выбирает любую… Сформулировав с помощью преподавателя тему, студент на специаль¬ном бланке, на… В случае, когда студент испытывает затруднения с выбором руководителя, руководитель дипломного исследования…

Методические рекомендации по подготовке выпускной квалификационной работы по специальности 080801.65 «Прикладная информатика (в экономике)»
Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Гуманитарный институт г Москва...

Курсовые, квалификационные, дипломные и магистерские работы: методические рекомендации
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ... ЗДОРОВЬЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА... НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА УКРАИНЫ...

Методические рекомендации По проведению практических Занятий и выполнению контрольных работ дисцеплина Линейная алгебра
По проведению практических... Занятий и выполнению контрольных работ... дисцеплина Линейная алгебра...

Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ
Кроме того, в Типовых методических рекомендациях излагаются принципы классификации затрат, а также методы планирования и учета себестоимости… В структурных подразделениях строительной организации, относящихся по видам… Целью планирования себестоимости строительных работ является определение величины затрат на производство работ в…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам