Керамика культуры Яншао

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Кафедра цивилизационного развития Востока КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: « Советские/российские синологи о керамике культуры Яншао». Студент группы - 102 В (K-5) Веселова Анна Владимировна Научный руководитель: Миронов Евгений Иванович Москва 2012 Содержание Введение 3 I Зарождение керамики в Китае 5 Глава II Керамика культуры Яншао 1. История формирования культуры Яншао 2. Технология яншаоской керамики 11 Глава III Орнаментация керамики типа Яншао 3.1 Виды орнамента 2. Особенности орнаментации керамических комплексов 3. Семантика орнаментации керамики культуры Яншао 25 Заключение 29 Использованные источники и литература 31 Введение Немногие из современных государств имеют столь длительную историю, как Китай. Китай или Срединное царство – одна из древнейших мировых цивилизации.

Китайская цивилизация зарождается около пяти тысяч лет назад, однако, письменные источники охватывают только 3500 лет. Поднебесная рано достигла высокого уровня развития практически во всех сферах.

Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних 50 лет, привели к открытию многочисленных памятников, представляющих различные этапы развития неолита Китая. Особый интерес в связи с этим представляет неолитическая культура Яншао. Яншао представляет собой основу, на которой затем вырастает китайская цивилизация, и уже поэтому она заслуживает самого тщательного и всестороннего изучения.

Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение ряда общих проблем неолита Китая. Керамика представляет собой материал исключительной ценности при решении вопросов этноса и периодизации культуры.

Именно в Древнем периоде закладывается фундамент культуры Китая, который повлиял на становления и развитие духовной жизни страны. По мнению историков, формирование китайской цивилизации происходит под воздействием двух неолитических культур, которые складываются в среднем течении реки Хуанхэ. Наиболее ранней из них была культура Яншао, существовавшая V-III тысячелетия до н.э. Во второй половине III тысячелетия яншаоская культура претерпевает заметные изменения и на ее место приходит поздненеолитическая культура Луншань.

Данная работа посвящена непосредственно керамике культуры Яншао. Актуальность данной темы выражается во взаимодействии взаимопроникновения культур в различные сферы общества, в том числе и культуры Яншао. Особое место керамики культуры Яншао в целом в мировом наследии человечества, ее дальнейшее влияние на культуру Китая помогает понимать историческое поле того времени, быт и нравы.

Кроме того, изучение проблемы диалога культур дает возможность не только осознать единство мирового наследия, но и понять толерантность отношения к другим культур, и, одновременно, обогащает свою. В связи с этим, необходимо отметь, что в изучении данной темы является проблема диалога культур. Отсюда возникает и особый интерес в изучении культуры Китая, а в частности керамики культуры Яншао, поскольку культура Яншао – это, с одной стороны, довольно ранняя культура, а с другой – наиболее изученная.

Цель – проанализировать специфику китайской культуры в многообразии культур, проследить влияние керамики культуры Яншао на мировую культуру и на все сферы жизнедеятельности. Задачей является определить, как эволюционировала керамика культура Яншао, в чем ее специфика и ее вклад в мировую культуру. Объектом исследования являются непосредственные представление советских/российских синологов о технологии, функциях, символических смыслов орнаментов керамики культуры Яншао. Предмет исследования – керамика культуры Яншао. Глава I. Зарождение керамики в Китае. Первыми памятниками художественной культуры Китая были обнаружены в эпоху неолита и датируются V – III тысячелетиями до н.э. Существует легенда, которая рассказывает о появлении керамики в Китае. «Утерянная книга Чжоу» сообщает, что первоначально керамика была создана крестьянином Шэнь Нун, который жил в 3 тысячелетии до н.э. Он пахал землю, а все свое свободное время посвящал созданию керамических изделий: различные кувшины и черепицу. До правителя Суй Жэнь, люди употребляли в пищу сырые продукты, которые быстро портились и плохо пахли, из-за чего люди страдали от боли в животе.

Суй Жэнь обучил людей приготовлению пищи, и появилась потребность в посуде.

Суй Жэнь умел сверлить кремень и добывать огонь, поэтому его прозвали Кремневым человеком. Он изобрел котел для приготовления пищи. Правитель Хуанди или Желтый Император, который жил с 2698 по 2597 г. до н.э. издал специальное ведомство, благодаря которому он имел право управлять керамистами.

Он назначил Нин Фэна чиновником по керамическим делам. Но, как известно, любая легенда – это всего лишь миф. Этот маленький рассказ о появлении керамики передавалось из поколения в поколение, вплоть до начала XX в. Но в этой истории есть некоторые недочеты. Во-первых, «Книга Чжоу» появилась в середине первого тысячелетия до н.э во времена Конфуция.

Но после книга была утеряна и до наших дней она не дошла. Во-вторых, государство Чжоу окончательно формируется только к середине первого тысячелетия до н.э. В-третьих, в Китае письменность появляется через тысячелетие после создания керамики, поэтому возникает вопрос, как неграмотный крестьянин мог оставить хоть какие-нибудь записи о своем открытии. Таким образом, эта легенда не дает нам однозначного ответа о происхождении керамики. Важно отметить, что самая древняя керамика была обнаружена археологом Лян Сыюном на территории Северо-восточного Китая в районе Ананси.

Жившие здесь люди уже имели представления о керамики, они создавали вручную грубые глиняные изделия коричневого цвета. Важно отметить, что некоторые изделия были полированы – это так называемая лощёная керамика. Древнейшая посуда не имела ручек, но некоторая имела оттянутый носик, была грубой, и приближалось к шарообразной форме. Многие историки имеют свою точку зрения о происхождении керамики. Они утверждают, что керамика на территории Китая, также как и в других странах, появилась в результате формирования общественной потребности в нем: в керамических сосудах хранили воду и продукты, готовили пищу. Говоря о технологии создания первых керамических сосудах, стоит отметить, что первоначально сосуды высушивали в прохладных затемненных местах, а не под воздействием прямых солнечных лучей, поскольку в этом случае глина трескалась.

В процессе изучения глины, китайцы обнаружили, что при высокой температуре глина приобретает новые свойства: она становится очень прочной, твердой, звонкой и более пригодной для хранения продуктов питания.

Именно таким образом, появилась керамика. Первые керамические изделия не имели узоров и украшений. Позже стали наносить различные узоры, например, изображение животных, воду и т.д. Глава II. Формирование культуры Яншао 2.1

История формирования культуры Яншао

Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям и... Г. Андерсона: на верхней поверхности их сохранились фрагменты линейно-гео... Неолитический возраст стоянки с обильным и разнообразным каменным инве... Летом 1921 года Министерство Сельского хозяйство Китая послало И.Г.

Технология яншаоской керамики

не было обжига, глиной обмазывали, чтобы не просыпалось зерно, или даж... На территории поселения Яншао часто встречались высокие сосуды, поверх... В других случаях дно делалось отдельно. Роспись большинства сосудов осуществлялась на поворотном круге, так ка... После того как раскраска изделия завершалась, наступал завершающий эта...

Виды орнамента

Детальный анализ узоров на керамических изделиях позволяет выявить наи... Штампованный узор подразделялся на четыре разновидности: оттиски, вере... Разнообразные сочетания их образуют большое число сложных узоров геоме... Они, в свою очередь, объединены по группам в зависимости от главного э... Изредка художник рисовал человеческие лица: такие рисунки обычно украш...

Особенности орнаментации керамических комплексов

Особенности орнаментации керамических комплексов. Типологический анали... Для крашенной керамики Баньпо особенно характерны антропоморфные и зоо... Особенно широкое распространение получили налепной орнамент и роспись.... Росписи подвергается значительно большее количество изделий, нежели в ... 3.3.

Семантика орнаментации керамики культуры Яншао

Расшифровка элементов орнамента на яншаоской керамики раскрыла суть ре... На некоторых сосудах Яншао также изображались круги, которые, скорее в... Не исключено также, что свастикоподобные знаки символизируют движение.... Узор, состоящий из креста с точками между перекладинами или без них, в... Итак, исследования геометрического орнамента на неолитической керамике...

Заключение

Заключение В целом культура крашеной керамики по степени художественной выразительности орнаментальных мотивов подразделяется на два этапа. К первому относится керамика, украшенная широкой лентой черных узоров, состоящих из простых, но разнообразных мотивов, нанесенных на верхнюю половину изделия. Памятники с подобной керамикой распространены на территории Китайской низменности, включая Западную Хэнань и ее окрестности.

Керамика второго, более позднего этапа, встречающаяся на памятниках, открытых в провинциях Ганьсу и Цинхай, отличается сложными, повторяющимися сочетаниями тонких линий на венчике и плечиках сосуда и узорами на внутренних поверхностях изделий. Внутри каждого из этих этапов исследоватеи выделяют самостоятельные подразделения. Синолог Т. И. Кашина разделяет взгляды Чжан Гуан-ци, который подразделяет неолит района Китайской низменности на три периода: Шэньси, Баньпо и Мяодигоу.

За почти полувековой период поисков и раскопок памятников культуры Яншао получен огромный и разнообразный материал, всесторонне характеризующий ее особенности. Одним из главных элементом, выделяющий Яншао в особую культурно-этническую область, является расписная керамика: способы изготовления посуды, мотивах орнамента, типах гончарных изделий и их назначение. Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних 50 лет, привели к открытию многочисленных памятников, представляющих различные этапы развития неолита Китая. Особый интерес в связи с этим представляет неолитическая культура Яншао. Яншао представляет собой основу, на которой затем вырастает китайская цивилизация, и уже поэтому она заслуживает самого тщательного и всестороннего изучения.

Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение ряда общих проблем неолита Китая. Керамика представляет собой материал исключительной ценности при решении вопросов этноса и периодизации культуры.

Использованные источники и литература

Использованные источники и литература. Арапова Т.Б «Фарфор и керамика Китая», М 2007 2. Евсюков В.В «Сюжет с рыбами в орнаменте керамики культуры Яншао»// Изв... Серия общественных наук Б.м 1980. № 6.