рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Технология яншаоской керамики

Работа сделанна в 2012 году

Технология яншаоской керамики - Курсовая Работа, раздел Искусство, - 2012 год - Керамика культуры Яншао Технология Яншаоской Керамики. Керамика Культуры Яншао Разнообразна: Посуда, ...

Технология яншаоской керамики. Керамика культуры Яншао разнообразна: посуда, орудии труда, украшения, игрушки, скульптура.

Особенно широко представлена посуда, которая по составу теста подразделялась на «чистую» - столовую, и «грубую» - хозяйственную и кухонную. Поверхность столовой посуды была расписана по белому или красному ангобу (покрытие из жидкой глины) или по естественному фону черным, красным или иным узором. Стенки нерасписных сосудов подвергались тщательной полировки, в ином случае они украшались резным орнаментом, аппликацией или другими видами декоративного орнамента. Отдельную группу составляет погребальная керамика.

Бытовая посуда нередко использовалась в качестве таковой, поскольку она могла быть как тонкой, так и грубой. Погребальные урны делались только из чистого теста. Поверхность сосудов расписывала специальным «погребальным орнаментом». Посуда керамики культуры Яншао была разнообразна. Были найдены около тридцати категорий, которые отличались формой, деталями, орнаментацией, размерами, пропорциями отдельных деталей. Сосуды Яншао поражают строгим изяществом форм, удивительным совершенством пропорций, чрезвычайно сложными узорами, что возникает вопрос: как гончары яншаоской культуры сумели создать столь высокоразвитые изделия из глины? Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос следует изучить методы изготовления керамических предметов.

Технология производства яншаоской керамики включает шесть этапов: выбор глины и отмучивание, изготовление формы, обработка поверхности, роспись и обжиг. Первый этап. Выбор глины. Для того чтобы изготовить керамические изделия требовалось отыскать определенный вид глины.

Глина должна быть либо без посторонних примесей, либо с необходимыми примесями. С появлением мануфактурного производства глину добывают при помощи экскаватора, с развитием технологий отпала потребность в ее отборе, для очистки глины используют различные физические и химические методы. Но 4 тысячи лет назад о таких методах естественно яншаоские мастера не знали, поэтому отбор глины являлся важным этапом на пути создания керамики.

Глина должна была быть однородного состава, чтобы она подходила для уже отработанного режима сушки, обжига, не растекалась и не перекорёживалась. В районе Яншао основным сырьем был лёссовый ил, содержащий множество различных примесей. Второй этап. Отмучивание. Самый простой способ очистки глины – это отмучивание, т.е. отделение мути. Глину разводили в воде, взмучивали, и все камушки и песок оказывались на дне, а ветки и другой древесный сор поднимались на поверхность.

Самое ценное в этом этапе это муть – её отделяют и обезвоживают до появления пластической массы, пригодной для формирования пластическим способом. Исследование обломков сосудов, тесто которых лишено растительных и прочих примесей, показало, насколько старательно и кропотливо проводилась эта начальная операция производства сосудов. Состав материала, предназначенного для изготовления сосудов, определялся в первую очередь их функциями в быту. Существовало два сорта теста: грубое, смешанное с песком, и чистое, лишенное какие бы то ни было примесей.

Первое, как уже отмечалось, использовалось для изготовления кухонной утвари, второе – для столовой посуды и погребальных урн. При сушке и обжиге изделия сильно уменьшаются в размерах, из-за этой усадки часто образуются трещины, особенно, если стенки толстые, и там где есть углы, например, где стенка соединяется с дном. Это особенно опасно для кухонной посуды, которая постоянно подвергается перепадам температуры. Чтобы избежать проблем с усадкой, в глину добавляли различные отощители.

Отощители – это материалы, не знающие усадки, делающие глину не такой жирной на ощупь, толще. В Древнем Китае в качестве отощителей использовали мелко нарезанную траву, тальк (очень мягкий камень), измельченные раковины, дробленую керамику, рыбьи кости, кварц и другие минералы. Но самым распространенным отощителем был песок. Шведский археолог Т.И. Арнэ обнаружил в образце красно-бурой керамики 57% лёссовой глины, остальное – мелкозернистый кварцевый песок.

В глине 30% оксида железа, который влияет на цвет керамики. Наружная поверхность плотная, глянцевая – её натирали углём. Внутренняя поверхность пористая, хорошо впитывает влагу. Т. И. Арнэ предполагает, что температура обжига достигала 1300-1400 °С. Красновато-серый образец керамики содержал всего 16% оксида железа, поэтому он светлее. Его температура обжига, по мнению Т.И. Арнэ 1100-1200 °С. Третий этап. Изготовление формы. Яншаосцы делали сосуды в ручную. При этом они знали несколько способов их изготовления: формовка, лепка, кольцевой и спирально-ленточный метод.

На раннем этапе возникновения керамики использовался метод штамповки. Самый древний способ производства керамики яншао заключался в том, что в качестве шаблона использовали плетеные изделия, которые покрывались с внутренней стороны слоем глины и сушились. Когда не было керамики, т.е. не было обжига, глиной обмазывали, чтобы не просыпалось зерно, или даже не проливалась вода – засохшая глина может определенное время удерживать воду. Позже стали обжигать вместе с плетёнкой. Вот почему на внешней поверхности большинства сосудов оставались следы оттисков плетеных изделий, расположенных в вертикальном направлении.

Этот способ изготовления керамики использовался в Китае вплоть до династии Чжоу. Другой своеобразный способ формования - с помощью верёвки: чтобы стены не деформировались по мере формовки, их обматывали верёвкой. На территории поселения Яншао часто встречались высокие сосуды, поверхность которых сплошь покрыта параллельными оттисками верёвки, расположенными горизонтально.

Гончары использовали верёвку, связанную в несколько рядов, чтобы получалась широкая полоса. Стенку лепили послойно, снизу вверх, кольцо глины клали на кольцо, или наматывали спирально полосками на дно. После того как стенка достигала высоты примерно 5 см, она обвивалась веревками, связанных в 2-3 ряда, для того чтобы поддерживать основание стенки и продолжать построение следующей части сосуда.

Потом эту многослойную конструкцию поджимали сверху, чтобы плотнее соединить слои. На остром дне бутылки веревка обвязывалась несколько раз для сохранения правильной формы основания, здесь часто отмечаются пересечения линий. Поверхность заглаживали, но следы от швов и верёвок иногда было видно. Интересно отметить, что метод веревочного шаблона использовался в Северном Китае и позднее. Кроме формовки в керамическом производстве Яншао использовалась лепка сосудов. Сосуды разных форм лепились руками из целого куска глины.

Их поверхность обычно сохраняла ясные отпечатки пальцев. Сосуды, вылепленные из глины, отличались маленькими размерами. Более крупные предметы зачастую изготовлялись из двух частей: нижняя и верхняя часть сосуда, а затем соединялась. Важное место в процессе формовки занимало изготовление дна. У небольших сосудов дно и тулово лепились вместе, у крупных дно чаще всего лепилось отдельно. Известно несколько способов изготовления дна плоскодонных сосудов. При наиболее распространенном приеме дно слепилось вместе с сосудом.

Такой способ в основном характерен для всей чистой керамики. В других случаях дно делалось отдельно. Основания сосудов обычно лепилось из целого куска глины на специально приготовленной холстине или циновке, которая применялась для более прочного соединения дна и стенок сосуда. Яншаосцы хотя еще не знали гончарного круга, но им был известен его предшественник - поворотный круг: он не крутился вместе с изделием, пока не остановится, а только поворачивается рукой мастера на нужный угол. Четвертый этап. Обработка поверхности.

Следующая операция обработки поверхности тесно связана со способом его изготовления. Сосуды со следами отпечатков верёвки, циновки или пленной корзинки, использовавшихся в процессе формовки, подвергались обработки лишь с внутренней стороны, а внешняя оставалась нетронутой. Особый интерес с этой точки зрения представляет кухонная утварь. Внешняя поверхность изделий сплошь испещрена оттисками циновки или плетенки, причем верхняя часть сосуда носит полустёртые следы, а на нижней части тулова заметны отчетливые глубокие отпечатки веревки.

Верхняя часть, менее подвергавшаяся действию огня, обрабатывалась не так тщательно, зато особое внимание уделялось обработке основания. Стенки сосудов, изготовленных ленточным способом, полировались вручную с помощью специальных приспособлений – бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными и керамическими лощилами. Сосуды полировались до характерного блеска.

Особенно тщательной обработке подвергалась, естественно, внешняя поверхность, хотя чашки и пиалы с широким устьем не менее усердно полировались изнутри. Поверхность сосудов из грубой керамики чаще всего подвергалась только чистке. После заглаживания некоторые сосуды погружали в жидкую суспензию той же, но хорошо отмученной глины. Стенки сосуда покрывались тонким слоем жидкости, после чего становились еще более гладкими и блестящими. Важно при этом подчеркнуть, что полученный покров при желании можно было удалить.

После погружения сосуда в раствор, на поверхности образовывался тонкий слой из мелких частиц, таким образом, понижая пористость поверхности. Если бы взяли другой состав, более низкоплавкий, или добавили в этот же состав что-нибудь, снижающее температуру плавления, то при обжиге такой тонкий слой расплавился бы, образуя глазурь – стекловидный слой, не пропускающий воду совсем. Яншаосцы ещё этого не знали, обжигая неглазурованную керамику.

Для кухонной утвари покрытие глинистым раствором являлась последней стадией перед обжигом. Поверхность таких сосудов не расписывалась, обычно она имеет большой налет копоти и сажи. Пятый этап. Роспись. Что касается расписных керамических изделий, то после того как глинистый раствор подсыхал, на их внешнюю, а иногда и внутреннюю часть наносился орнамент. После этого сосуд ставили в гончарную печь и обжигали. Рисунок не всегда наносился на естественный фон сосуда, получившийся после погружения его в глинистый раствор.

Иногда росписи предшествовал еще один дополнительный этап обработки - ангобирование. Иногда на те места, где ляжет роспись, или на все изделие наносилась специальная цветная масса, слой глины другого цвета, чаще всего красновато-коричневая или белая – ангоб. Для этого либо окунали в глинистый раствор, или наносили его обливанием. Тонкий слой ангоба маскировал структуру черепка, передавая ему высокие художественно-декоративные качества. Ангоб также служил хорошим фоном для полихромной росписи. Пористый слой ангоба равномерно впитывал краску и создавал прекрасную гладкую поверхность.

Существовало несколько способов нанесения ангоба на поверхность сосуда. В одних случаях сосуд погружали в раствор ангоба, в других им обливали сосуд, предварительно хорошо просушенный, чтобы ангоб быстрее впитывался. Для обработки поверхности белым ангобом применяли жидкий глинистый раствор, содержащий известняк и доломит. Красный ангоб, судя по всему, содержал в своем составе высокий процент окиси железа.

Часто ангобом покрывали не весь сосуд, а только ту часть, предназначенную для росписи. Такой способ обработки сосудов характерен для керамики, найденной на поселениях Центральной равнины. В северо-западных районах ангоб использовался крайне редко. Раскрашивание сосудов проводилось непосредственно перед обжигом. Узор наносили красного или черного цвета, реже – лилового, белого или коричневого. Это и есть первая роспись, давшая название керамике и всей культуре.

Следует обратить внимание, что яншаоская керамика – очень грубая и тонкие изделия названы так только относительно, цвета узоров далеко не чистые, а серовато-грязные, неопределенных тонов, иногда бывало трудно определить цвет. Краски, используемые для росписи, минеральные, т.е. это естественные материалы. Трудно сказать какие минералы использовались для изготовления разнообразных по цветовым гаммам красок, отличающихся удивительной способностью так долго сохранять яркость и стойкость.

До сих пор был открыт только секрет изготовления красной краски. При раскопках поселения Сииньцунь провинции Шаньси вместе с обломками сосудов найдены россыпи «кровавика». Это камень, который происходит от греческого слова haimatos (кровь). Гематит имеет цвет запекшейся крова. Темно-красный оттенок придают минералу оксиды железа. Плавность линий орнаментального рисунка показывает, что его наносили на поверхность сосуда кистью, причем иногда довольно легко выяснить, каким «инструментом» работал древний художник – новым острым или старым с тупым концом.

Так, в результате анализа особенностей линий рисунка удалось установить, что сосуд одного из поселений расписывался с помощью двух кистей. Высокая технология рисунка на яншаоских сосудах позволяет предположить использование трафарета. Например, для нанесения зубчатого узора могла быть использована в качестве трафарета полоска кожи с зубчиками по краю. Роспись большинства сосудов осуществлялась на поворотном круге, так как рисунок наносился чаще всего только сверху, нижняя часть сосуда была неудобной для раскраски и поэтом оставалась нетронутой.

В позднее время яншаоские мастера наносили узор в соответствии с назначением изделия. В качестве примера можно привести сосуд «гуань», который разрисовывали в косую монохромную клетку, пиалы украшали монохромными витыми облаками или тремя параллельными линиями, чаши «бо» украшались полихромным рисунком, иногда по белому ангобу наносили три параллельные линии и рисовали три прямоугольника по бокам.

Встречались и другие, более сложные рисунки, но то было крайне редко. В основном использовали рисунки «типичных» видов. Помимо росписи изделия декорировали узорами с помощью гравировки, т.е. резьбы, методом штамповки получали оттиски. В качестве «штампа» использовали хлебные злаки, косточки плодов и специальные приспособления. Погребальные сосуды всегда декорировали. Человек на них изображался сидящим, иногда у него отсутствовала голова.

Самыми массовыми были геометрические узоры, а также изображения деревьев, тыкв-горлянок и прочего. Шестой этап. Обжиг. После того как раскраска изделия завершалась, наступал завершающий этап изготовления керамических сосудов – обжиг в специальных гончарных печах. Исследование стоянки Баньпо помогает представить особенности устройства подобных печей. В Баньпо сохранилось шесть печей для обжига, которые можно подразделить на два типа. Первый представляет собой вертикальную с мешкообразным дном камеру.

Между топкой и дном печи, куда помещались сосуды, располагалось несколько отверстий - газоход, длиной 30 см и диаметром 15 см, сквозь которые проникал огонь и теплый воздух. Высота такой печи составляла 1,3 м диаметр ее основания – 1,9 м. Наверху вместо трубы сделано 6 прямоугольных отверстий для выхода дыма и газов, что позволяет получить равномерную температуру в камере обжига. Другие горны были горизонтального, цилиндрического, пещерного типа, напоминающие трубу.

Камера обжига у них расположена не прямо над топкой, а несколько сбоку. Огонь в ней направлялся не вверх, а по горизонтали, вдоль ее оси. Топка печи второго типа соединялась с камерой обжига сосудов тремя дымоходами. Пламя из топки проходит наклонный газоход длиною 2,1 м. и, наконец, через прямоугольные отверстия размером 10х5 см, которых более десятка, попадает в камеру обжига. Диаметр основания камеры, где ставились сосуды, достигал 2 м. Печи второго типа больше первых. Несмотря на столь сложную конструкцию как тех, так и других, горны достаточно совершенны.

Подобная конструкция позволяет поддерживать равномерную температуру в печи, а, следовательно, и равномерный обжиг. Разница температур в камере обжига не должна превышать 30-50 °С, и древние мастера хорошо это знали исходя из опыта. Безусловно, высокое качество керамики культуры яншао не подлежит сомнению. Сосуды обжигались при не ниже 1000 °С, в среднем при 1300-1400 °С, такая температура достигалась при сжигании дерева за счет сильной тяги. В горнах найдена древесная зола – это доказывает, что их топили дровами.

О существовании угля, а тем более нефти и газа в те времена не знали. Стоит заметить, что китайские традиционные печи и по сей день топят дровами. Стоит отметить, многие археологи утверждают, что поздняя расписная керамика Яншао хуже и грубее ранней и встречается она реже, а узоры становились проще. Возможно потому, что на смену ей пришла другая культура. Глава III. Орнаментация керамики типа Яншао 3.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Керамика культуры Яншао

Китайская цивилизация зарождается около пяти тысяч лет назад, однако, письменные источники охватывают только 3500 лет. Поднебесная рано достигла… Археологические исследования, которые проводились в Китае в течение последних… Отсутствие полного и всестороннего анализа керамического производство периода Яншао значительно затрудняет решение…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Технология яншаоской керамики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История формирования культуры Яншао
История формирования культуры Яншао. Наиболее древние памятники, которые можно причислить к произведениям искусства, были обнаружены на севере Китая. Они относятся к IV – III тысячелетиям до н.э. В

Виды орнамента
Виды орнамента. Изучение способов и видов украшений сосудов культуры Яншао – важное звено в исследовании керамического производства эпохи неолита в Китае. Детальный анализ узоров на керамиче

Особенности орнаментации керамических комплексов
Особенности орнаментации керамических комплексов. Типологический анализ керамики Яншао, а также стратиграфические данные позволили выделить четыре больших комплекса, которые представляют чет

Семантика орнаментации керамики культуры Яншао
Семантика орнаментации керамики культуры Яншао. В искусстве неолитической расписной керамики ярче, чем в каком-либо другом материале, отражен интеллектуальный мир обитателей Китая новокаменного век

Использованные источники и литература
Использованные источники и литература. Арапова Т.Б «Фарфор и керамика Китая», М 2007 2. Белецкий П «Китайское искусство. Очерки», Киев, 1957 3. Богачихин М.Н «Керамика Китая. История, легенды, секр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги