рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

© Издательство «Русскщ Хронографъ», 2000.

© Издательство «Русскщ Хронографъ», 2000. - раздел Искусство, Боевые искусства востока     Все Мне Позволительно, ...

 

 

Все мне позволительно,

Но не все полезно…

(1 Кор. 6.12)

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Боевые искусства Востока, которым посвящена книга А. Р. Комлева, уже, наверное, лет двадцать будоражат во­ображение молодых людей (особенно подростков), а заси­лье на экранах зарубежных боевиков, где все герои, как на подбор, мастера каратэ или кунг-фу, делают эти искус­ства, в глазах молодежи, неотъемлемым атрибутом всяко­го уважающего себя человека. Густо припудренные мис­тикой и оккультизмом, это наследие Востока для некото­рых становятся настоящим культом и чуть ли не религи­ей, что требует уже особого осмысления, ибо здесь затра­гивается наша судьба в Вечности. Попыткой такого осмыс­ления и является книга А. Р. Комлева «Боевые искусства Востока. Православный взгляд».

Источником всех боевых искусств, видов борьбы и во­инских умений является страх смерти. Они и развились во тьме веков как средства активного противления гибели нашего тела. Но то, что сохраняя тело, можно погубить душу, никому в голову не приходило.

Практика боевых искусств показала, что недостаточно иметь только тренированное тело и совершенную, отрабо­танную веками, технику — нужна еще и способность их применить. Кроме физической подготовки бойцу необходи­ма еще и психологическая подготовка. Со временем, из своего боевого опыта, он узнает, что у него, кроме тела, есть еще и душа. И подготовка души не менее (если не более) значима, чем подготовка тела.

Тот же опыт боевых искусств показывает, что успешное применение навыков борьбы возможно лишь при условии преодоления человеком страха смерти. Так, например, самураев приучали к мысли о смерти до такой степени, что­бы они из двух путей, один из которых ведет к гибели, всегда выбирали именно последний.

Однако, чтобы приучить себя к мысли о смерти, необ­ходимо уменьшить в себе жажду жизни. Это достигалось аскетическим образом жизни — суровыми упражнениями на перенесение голода, холода, жажды, экстремальных ситуаций, тяжелых физических и психических нагрузок. В итоге вырабатывалось презрительное отношение к земным благам, к комфорту, изнеженности и, в конце концов, к самой жизни, что очень хорошо укладывалось, например, в идеал Буддизма, чьи представления были положены в основу философии многих дальневосточных боевых ис­кусств. Но обрезая свою привязанность к жизни, в процессе приучения себя к смерти, человек, тем самым, теряет сам смысл своего личного существования.

Если я могу спокойно принять свою смерть в любой момент, то зачем мне прилагать усилия к сохранению жизни с помощью боевых искусств? Если мне жизнь не ин­тересна, если у меня нет жажды жить, то чего ради ее за­щищать? Зачем тратить неимоверные усилия в течении де­сятилетий для достижения высшего уровня в боевых искус­ствах?

Так, эти искусства в жизни личности начинают отрицать сами себя. В итоге открывается новое поле поисков — поре религиозное, поле поиска смысла жизни, поле оправдания или даже компенсации внутренней омертвелости челове­ка к жизни.

В зависимости от личной культуры мастера, это оправ­дание могло выражаться различно.

Как гордыня, как непомерное возвеличивание самого себя над другими, обожествление своих выдающихся спо­собностей и стремление подчинить себе других. Но горды­ня есть болезнь новичков и является плохим советчиком в бою. Кто не знает себя, тот не может победить и другого, ибо знание себя есть, прежде всего, знание своих слабых сторон, так как поражение приходит от нашей слабости, а не от силы. Лишь тот, кто укрывает слабое, способен из­бежать поражения. Гордыня же есть духовная слепота по отношению к своим недостаткам, а значит в ней коренит­ся уязвимость.

Как обожествление самого искусства или мастеров прошлого. Культ героев прошлого породил языческих бо­гов античности, как об этом свидетельствовали святые отцы. Точно также и вокруг мастеров боевых искусств склады­вается особый культ — в спортивных залах на Востоке ви­сят портреты учителей прошлого и даже ставятся подобия алтарей, где возжигаются свечи или ароматические палоч­ки перед этими портретами. Им совершается особое покло­нение, которое фиксируется в особых ритуалах, соблюдае­мых во время тренировок. При этом внушается, что под­линный смысл боевого искусства непостижим для смерт­ных, насаждается атмосфера таинственности и секретнос­ти, вводится система последовательных посвящений, или степеней, чтобы новичок не знал, что изучает мастер. Весь этот туман неопределенности способен создать некоторый энтузиазм и заткнуть дыры сомнений, если таковые воз­никают.

Как долг служения господину до смерти — смерти ради сохранения рода, семьи, клана, смерть ради идеи и т. д.
Такое отношение особенно культивировалось самураями.

Как разновидность религиозной практики самостоятельных, исторически не связанных с боевыми искусства­ ми, древних религиозных традиций - таких как буддизм, даосизм, конфуцианство, языческие культы животных тотемов и т. д.

Наконец, мог иметь место и самый примитивный спо­соб компенсации потери вкуса к жизни, такой, как выпивка, или употребление наркотиков. Удивительно, но многие из высочайших китайских мастеров боевых искусств курили опиум и даже были горькими пьяницами. Об этом свиде­тельствует известный американский исследователь восточ­ных боевых искусств Р. У. Смит (см., Smith R.W., Draeger D.F. Asian fighting arts. Tokyo; N.Y., 1973. Smiht R.W. Chinese boxing: Masters and methods. Tokyo; N.Y., 1978). С чего бы это мастера стали выпивать, если их искусство было «путем осмысления жизни», как об этом ныне тор­жественно вещают новичкам более или менее серьезные по­собия по воинским искусствам?

Видимо, за все надо платить. И за высочайший уровень в боевых искусствах приходится платить тяжелейшими ут­ратами. В книге А. Р. Комлева описываются эпизоды из жизни известного мастера и актера Брюса Ли (закончив­шейся безвременной смертью), из которых видно нараста­ние внутренней неудовлетворенности, по мере возрастания его мастерства, и глубокие поиски в религиозной сфере с целью разрешения этого духовно-психологического кризи­са. Это — лишнее подтверждение нашей мысли о дисгар­моничности «пути воина», не уменьшающего нашу незащи­щенность, а увеличивающего ее.

Парадоксальным образом наша телесная неуязвимость неизбежно рождает духовную ущербность. И здесь впол­не уместно вспомнить слова апостола Павла о соотноше­нии в человеке духовного и телесного. Он пишет: ... ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, ... (Гал. 5,17). Таким образом, становится совершенно очевидной неизбежность обращения выдающихся мастеров к религиозным учени­ям и наличия определенной религиозности в идеологиях наиболее выдающихся школ боевых искусств.

Это обращение оборачивалось двоякого рода следстви­ями. С одной стороны, на уровне действительно высоких мастеров, обладавших развитым интеллектом, самосозна­нием и одаренностью, это были глубокие поиски смысла бытия, достигавшие самых высоких вершин философской мысли своей культурной традиции. С другой стороны, на уровне посредственностей, это были поиски магических средств овладения сверхъестественными силами, что, в конечном итоге, как мы видели, могло лишь увеличивать духовную опустошенность. Смесь того и другого мы, в ча­стности, наблюдаем в жизни Брюса Ли, описываемой на последующих страницах.

Сегодня именно магическими, «сказочными», аспекта­ми привлекается наша духовно и физически незрелая мо­лодежь к повальному увлечению восточными боевыми ис­кусствами, надеясь без особого труда стать сверхчеловеком, умеющим одерживать победу над сотней человек, и чуть ли не летать по воздуху. В этих иллюзиях ее укрепля­ют бесчисленные, восточные боевики, в которых соверша­ются и не такие чудеса. И действительно, восточные бое­вые искусства пронизаны магией; любопытно, что китайс­кое выражение «Ушу», переводимое обычно как «воинское искусство» может быть переведено и как «воинская магия».    Достаточно вспомнить «боксерское» восстание в Китае, в конце XIX столетия, когда сотни невооруженных кресть­ян бросались под пули, уверенные в полной своей неуязви­мости, достигнутой ими, как они думали, благодаря особым упражнениям и магическим обрядам. Это «магическое со­знание», вместе с упадком образования, сегодня активно культивируется и средствами массовой информации, с пол­ной серьезностью рекламирующих бесчисленных магов, кол­дунов и целителей, обещающих чуть ли не бессмертие.

Но чем же плоха магия? — может спросить неискушен­ный подросток. А тем, что магия есть попытка подчинить себе, своим прихотям и желаниям все обстоятельства на­шей жизни. Этим, впрочем, занимается и вся наша цивилизация, посредством науки и техники, но уж очень гро­моздко, медленно и не всегда удачно.

Магия же вещает, что кроме современной науки есть древнее, забытое знание, обращающееся к неким неизвес­тным силам или духам, способным совершать чудеса и исполнять любые желания мага. Однако, если мы говорим о сверхъестественном, не следует забывать, что главным понятием в этой сфере является понятие Бога, как упра­вителя и хозяина всего существующего. Это означает, что желания и прихоти мага могут столкнуться с желанием и волей Бога, противоречить им. А тогда - прощай, всемо­гущество магии.

Именно поэтому, во всех магических учениях, представ­ление о Боге затушевывается, размывается, а иной раз и просто игнорируется. Ведь по сути, магия есть попытка заставить Бога служить магу наподобие собачонки. С хри­стианской точки зрения это невозможно, ло с точки зрения буддизма, отрицающего существование Бога, или с точки зрения язычества, где утверждается существование мно­жества богов, соперничающих друг с другом, — эта идея допустима. Более того, в индустских религиозных тради­циях высказывается мысль о возможности человеку, с по­мощью средств йоги — стать богом, владыкой всей вселен­ной. Не забудем, что то же самое обещал и диавол Адаму и Еве в раю. Чем это кончилось — общеизвестно.

Вот к этому идеалу, — к тому, чтобы стать сильнее всех, подчинить себе всех, — стремится неосознанно и всякий на­чинающий маг, всякий новичок в боевых искусствах. Эти неопределенные мечты, рано или поздно, оформляются в стремление стать властелином всего мира*.                                                                                                                                                                                                                 _____________________________________________________________________________________________                       

В этой связи любопытно процитировать две заповеди основа­теля японского боевого искусства «Айкидо», Мори.хеи Уешиба:

«Тайна Айкидо состоит в гармонизации себя с движениями все­ленной и в приведение себя в согласие с самой ее сущностью. Тот, кто постиг Айкидо, несет вселенную в себе и может сказать: «Я яв­ляюсь вселенной».

«Когда противник пытается сражаться со мной — с самой все­ленной — он этим стремлением нарушает гармонию мироздания. Поэтому в тот момент, когда он задумает бороться со мной, он уже побежден...» (Из кн. Kisshomaru Ueshiba «Aikido». Tokyo, 1962).

 

Однако, место первого мага давно уже занято — им стал сатана, попытавшийся стать выше Бога. В наказание, он был сброшен с небес, вместе со своими ангелами, опустился ниже животных и утратил всякую власть над чем бы то ни было. Возмечтав о том, что он может быть выше Бога, он солгал сам себе, ввел себя в самообман и, с тех пор, стал отцом всякой лжи, мечтания, иллюзий и миражей, всяко­го обмана, хитрости и лукавства.

Не имея власти над реальностью, он с помощью сказок о магическом могуществе ныне завлекает в свои сети и ловушки обещанием сверхъестественной мощи новых кан­дидатов на пост «Владыки вселенной», отыгрываясь на них за свое поражение злобным издевательством над их душа­ми, превращая в послушных роботов с мертвым сердцем. Восточные боевые искусства, среди этих бесчисленных ло­вушек врага рода человеческого, количество которых рас­тет ныне в reoMefpHMecKofi прогрессии, составляют одну из рядовых разновидностей. Кому из парней не хотелось быть сильнее всех? И обещанием этой силы сатана увлекает в свои бездонные пропасти множество молодых людей.

Наивность современной молодежи сегодня настолько ве­лика, что совсем не редким может оказаться вопрос: «А почему я должен считать сатану своим врагом?» Ответ прост: потому, что Бог создал человека для того, чтобы лучшие из лучших заняли на небесах места тех ангелов, которые с сатаной были низвержены на землю и ныне называются бесами.

Люди — конкуренты сатане, и поэтому он ведет нещад­ную борьбу с ними. Власть над людьми он получает, вводя их в грех обманом, обещанием невиданных наслажде­ний, уговорами, которые, в виде навязчивых мыслей, мо­гут крутиться в нашей голове. Если мы поверим им и со­гласимся на предлагаемое, то отдадим власть над собою сатане, и он, нашей же верой ему, может постепенно дове­сти нас до гибели.

В качестве иллюстрации можно привести эпизод из жиз­ни преподобного Николая, чья память празднуется Свя­той Православной Церковью 24 декабря по старому сти­лю (6 января по новому). Первоначально он был воеводой при греческом царе Никифоре (IX век н.э.). Когда царь воевал с болгарами, Николай выступил в поход со своими воинами. К вечеру он заночевал в гостинице. Дочь хозяи­на гостиницы, возбужденная сатанинским пожеланием на грех, тихо подошла к постели воеводы, разбудила его и стала увлекать на любодеяние грешными речами.

— Отступись от своего сатанинского неистового вожде­ления, девица, — сказал ей воевода, — и не желай оск­вернить свое девство, меня же окаянного низвергнуть во глубину ада!

Немного устыдившись, она отошла, но потом еще два раза пыталась соблазнить целомудренного мужа. Тогда блаженный воевода сказал ей: «О окаянная, исполненная всякого бесстыдства и неистовства, раба своих страстей! Не видишь ли, что бесы возмущают тебя, желая растлить твое девство и сделать тебя посмешищем и позором для всего рода твоего и для всех людей, душу же твою вверг­нуть в вечную муку? Не видишь ли также, что я, недостой­ный, иду на кровопролитную войну с чужим народом? Как же я оскверню свое тело, идя на брань! Нет, Бог мне по­может, и я не осквернюсь!» И со стыдом отослал ее от себя.

Наутро воевода, помолившись, отправился в дальней­ший путь. На следующую ночь он во сне увидел себя сто­ящим в каком-то воздушном месте. Близ него сидел некто Сильный, у Которого правая нога была положена на ле­вую.

— Видишь ли этих воинов с обеих сторон? – спросил Он Николая.

— Да, Господин мой, — ответил тот, - вижу, что гре­ки побивают болгар.

Тогда этот Сильный переложил левую ногу на правую. И праведный Николай увидел, что болгары окрепли и без­лошадно побивают греческие полки. Когда же битва пре­кратилась, то Сильный сказал воеводе:

-        Рассмотри тщательно тела убитых и скажи, что увидишь.

Осмотревшись, воевода увидел, что все поле покрыто мертвыми телами, посреди же них одно место, поросшее травой и пустое, такой величины, что на нем можно лечь только одному человеку. Тогда тот страшный Муж сказал ему:

-           Это пустое место было приготовлено для тебя. Но так как ты в прошедшую ночь мужественно отогнал от себя зло­ козненного змия (то есть сатану.), трижды боровшегося с тобою, склоняя тебя на грех и желая умертвить, то вот ты сам освободил себя от смерти: это поросшее травою место оставил пус­тым, душу же свою спас вместе с телом. Остальное время жизни твоей ты, спасшись от смерти, поработаешь Мне.

Праведный Николай проснулся в страхе, и встав, помо­лился Богу за своих воинов. Когда же началось сражение, то сначала греки одолевали болгар, но затем болгары вне­запно воспрянули и начали одолевать греков. Скоро вся сила греческая пала от мечей болгар, и самому царю Никифору с трудом удалось бежать с малой дружиной.

Тогда предводитель греческих полков, блаженный Ни­колай, увидев исполнение своего сна, вознес благодарение Богу за спасение от смерти и, оставив свой сан, удалился в монастырь, молясь о погибших воинах. (Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. Издание Вве­денской Оптиной Пустыни, 1993. С. 669-671).

Из этого повествования мы ясно видим, как сатана пы­тается нас погубить, влагая греховные устремления в сер­дца людей, и уже через них увлекая нас к гибели. Так люди становятся орудием сатаны, как была им девица, соблаз­нявшая воеводу.

Также становится ясным, что причиной нашей безвре­менной смерти в бою является не наше неумение защитить себя каким-либо приемом, а наши грехи, о чем всегда было известно православным воинам. Поэтому, идя в бой, они стремились очиститься от грехов в таинстве покаяния, и вести целомудренную, безгрешную жизнь.

Только люди святой жизни могут быть непобедимыми воинами, а умение и боевое искусство здесь играют под­чиненную роль. Об этом и свидетельствуют те примеры, которые приводит в своей книге А. Р. Комлев, в главе «Рат­ники». Итак, мы должны бороться со своими грехами, и тогда нам не придется бороться с людьми, само нападе­ние которых может быть наказанием за нашу греховную жизнь.

К этому можно добавить, что многие православные свя­тые, никогда не учившиеся боевым искусствам, могли од­ной молитвою совершать чудеса, о которых и не слыхали все мастера восточных единоборств вместе взятые. Вот не­сколько примеров из книги Иоанна Мосха «Луг духовный», описывающей святых подвижников VI—VII веков, живших в Палестине, Сирии и Египте (Луг духовный. Творение бла­женного Иоанна Мосха. Сергиев Посад. 1915. Переиздано в 1991 г.)

«Язычник сарацин рассказывал: «Однажды я отправил­ся на охоту на гору аввы Антония. Подхожу к горе, и вижу сидящего инока. В руках у него была книга, которую он читал. Иду прямо к нему, чтобы ограбить его, а, может быть, и убить. Но когда я приблизился к нему, он простер ко мне свою правую руку и сказал: «Стой». И я простоял двое суток, будучи не в состоянии двинуться с места.

— Ради Бога, Которого ты чтишь, отпусти меня, — стал я просить.

— Ступай с миром! - сказал инок. И я получил воз­можность уйти с того места, на котором стоял»'(с. 160-161)

«Вот что еще рассказывал нам старец. После аввы Да­вида пришел некий инок, по имени Адола, также родом из Месопотамии. Поселился в окрестностях города затворни­ком в келейном дупле, через которое и говорил с прихо­дившими к нему. Однажды, во время варварского наше­ствия та местность подверглась страшному погрому. Вар­вары случайно проходили мимо затворника. Увидав выг­лянувшего из оконца старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы поразить отшельника, но его простер­тая рука вдруг осталась без движения. При виде этого чуда пораженные изумлением остальные варвары поверглись пред старцем с мольбою. Сотворив молитву, старец исце­лил наказанного и отпустил их с миром» (с. 85-86)

А вот почти современное чудо, описанное в воспомина­ниях протоиерея Василия Шустина о встрече с оптинским старцем Нектарием в период между 1912 и 1914 годом.

... Батюшка обратился ко мне и говорит: «А теперь пой­дем, я тебя научу самовар ставить. Придет время, у тебя прислуги не будет, и ты будешь испытывать нужду, так что самовар придется самому тебе ставить». Я с удивле-

-----------------------------------------------------------------------------------

Такое же чудо совершил в XI веке и наш святой, преподобный Григорий Печерский. Он своей молитвой приковал к земле воров, забравшихся в сад, и они стояли целых два дня и две ночи на одном месте, под гнетом мешков, наполненных ворованными плодами (см. Жития святых св. Димитрия Ростовского. Январь. Издание Введен­ской Оптиной Пустыни, 1993. С. 257-258.

 

нием посмотрел на батюшку и думаю: «Что он говорит? Куда же наше состояние исчезнет?» А он взял меня за руку, провел в кладовую и говорит мне: «Вытряси прежде са­мовар, затем налей воды ... вода стоит вон там, в углу, в медном кувшине, возьми его и налей». Я подошел к кув­шину, а тот очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет — силы нету, — тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Ба­тюшка заметил мое намерение и опять повторяет: «Ты возьми кувшин и налей воду в самовар». — «Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть»'. Тогда батюшка подошел к кувшину, пе­рекрестил его и говорит: «возьми». — И я поднял, и с удив­лением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: «Ну что, тяжелый кувшин?» — «Нет батюшка, я удивляюсь, он со­всем легкий». - «Так вот и возьми урок, что всякое по­слушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает легко, потому что это делается, как послушание». Но я был поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением! (И. М. Концевич «Оптина пустынь и ее время». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Издательский отдел Владимирской Епархии, 1995. С. 495-496)

И, наконец, чудо, которое ни одному мастеру боевых ис­кусств не могло даже присниться.

В городе Катане (Италия) в VIII веке, жил некий вол­шебник по имени Илиодор, бывший христианин, тайно отвергшийся Христа, и служивший бесам, научившись вол­хованию. Часто убеждал его епископ Катанский, святитель Лев, человек святой и чистой жизни, покаяться и обратить­ся к Богу. Но нечестивец не исправлялся, а задумывал все большее зло. Однажды, в праздничный день, когда святитель Лев совершал в церкви Божественную службу, в храм вошел и волхв Илиодор, как лицемерный христианин, так что одни из народа стали топотать в церкви, словно лоша­ди, ногами, и рычать подобно зверям; другие стали неудер­жимо хохотать, а иные — гневаться; волхв же хвалился, что заставит и самого епископа скакать и плясать. Святи­тель Божий, уразумев помышления Илиодора, преклонил колени пред престолом Божиим, и, усердно помолившись, встал, вышел из алтаря и, взяв своим омофором* за шею волшебника, связал его, и, выведя из церкви на середину города, повелел народу развести большой костер. Когда это было исполнено, святой распросил Илиодора о всех его вол­хованиях и чародеяниях, а после этого, держа связанным своим омофором, вошел с ним в огонь, и, находясь в пла­мени, держал его и не выходил из огня до тех пор, пока нечестивый волхв весь не сгорел; после этого архиерей Бо­жий Лев, возвратившись в церковь, закончил Божествен­ную службу. Сам святитель не только не опалился в огне, но огонь даже не коснулся его святительских облачений: роса Духа Святого окружила его в пламени и защитила от опадения. (Жития Святых свят. Димитрия Ростовско­го. Февраль. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993. : С. 353-357)

Все эти примеры свидетельствуют о том, что если с че­ловеком пребывает Сила Божия. то никакое боевое мастерство не способно победить его. С другой стороны, су­ществует и нечистая сила, сила бесовская, но она не само­стоятельна и иллюзорна.

Из Евангелия мы узнаем, что бесы могут вселяться в человека и мучить его, придавая ему сверхъестественную силу. В этом смысле показателен эпизод с исцелением гадаринского бесноватого (Евангелие от Марка, гл. 5). Этот

----------------------------------------------------------------

Омофор — часть епископского облачения, наподобие длинной широкой ленты.

 

 

бесноватый имел такую силу, что разрывал железные цепи и разбивал оковы, которыми его пытались связать, и ник­то не в силах был укротить его.

Однако, когда Господь наш Иисус Христос повелел бесам выйти из человека, они просили Его не посылать их в бездну, но разрешить им войти в свиней, которые пас­лись рядом. И Господь позволил им. И тут же стадо сви­ней бросилось в воду и погибло. Это евангельское повество­вание свидетельствует, что бесы не имеют власти даже над свиньями, и не могут входить в людей по своему желанию. Они могут делать лишь то, что позволяет им Бог.

Так Бог позволил бесам, подчиненным волшебнику Или-одору, воздействовать на людей так, что они топали, рыча­ли и хохотали в церкви. Но сделал Он это для того, чтобы всем была явлена Сила Божия через святителя Льва, и был прославлен в веках великий угодник Божий. Если бы Бог не позволил совершиться волхованию, сожжение Илиодора выглядело бы для всех бессмысленной жестокостью.

Точно также и в конце времен Господь позволит сатане овладеть всем миром, казалось бы, достичь полной побе­ды над людьми, чтобы затем окончательно сокрушить его. Бог попускает бесам входить в людей для наказания их за грехи и для остановки человека на пути греха. Воля че­ловека связывается бесом, и он уже не ответственен за со­вершаемое, так как в нем действует уже только бес. Но некоторые в безумии своем сами призывают себе на по­мощь сатану, и он дает некий силы (опять же, попущени­ем Божиим), чтобы через них погубить человека. Сегодня уже известно множество случаев, когда лечившиеся у эк­страсенсов и колдунов получали сначала облегчение, а потом впадали в т.акие болезни, в которых ни один врач не мог разобраться.

Иногда, за успешное лечение, приходилось платить смер­тью близких людей, неожиданно погибавших в автокатастрофах (см. например книгу иеромонаха Анатолия (Бере­стова) и Алевтины Печерской «Православные колдуны» -кто они? — М.: Новая книга», Ковчег, 1998). Недаром сви­ньи, в которых вошли бесы, сразу же погибли, бросившись в озеро, как мы видим из евангельского повествования.

Это свидетельствует, что если бы не Бог, то сатана дав­но бы погубил всех людей, но Господь ограничивает его власть даже над бесноватым, а равно и над колдунами, оккультистами и мастерами боевых искусств, чтобы пос­ледние, устрашенные «черными тенями», о которых упо­минает А. Р. Комлев в своей книге, задумались, и обрати­лись к истинному Богу.

Истинным воинским искусством является наша Право­славная Вера. Это то непобедимое оружие, которым наша Церковь вот уже 2000 лет ведет бескомпромиссное сраже­ние против главного врага всего человеческого рода — са­таны, этого «человекоубийцы от начала», как определяет его Священное Писание, из-за которого человек лишился бессмертия и стал рабом страха смерти. И здесь были явлены такие гиганты духа, такие воители, с которыми не сравнится никакой Брюс Ли, Мусаши Миямото или Сан Лу-чань. Но их сила была не в объеме мускулов, не в увер­тливости и прыгучести, не во владении «космической энер­гией Ци», а в единстве, неразрывной связи с источником всякой силы и всякого блага — с Господом Богом.

Если с нами Бог — то кто против нас?

Иерей Владимир Елисеев, 9 декабря 1999 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

Я начал интересоваться приемами борьбы с седьмого класса, причем спортивные виды и бокс меня никогда не интересовали. Сначала боевое самбо, затем джиу-джитсу, позднее, каратэ и, наконец, кунфу. Все началось в 1977 году. Вскоре в стране была создана Федерация так называемо­го «спортивного каратэ», а в 1982 году ее быстро разогна­ли. С началом перестройки 1985 года постепенно все вос­становилось. Больше того, на нас буквально обрушился шквал всяких систем и методов, стилей и школ. Чего здесь только не было! Можно сказать даже и так: каждый на­род Азии готов был представить нам свои «драгоценные национальные сокровища» — боевые искусства.

Я говорю нам - это значит русскому человеку. Пе­рестройка перестройкой, а жизнь продолжается. В моем случае интерес к боевым искусствам пропадал по мере появления все новых и новых методов, по мере доступ­ности все больших   и больших сведений. Я продолжал практиковать... теперь уж и не скажешь, что именно. Удар рукой для меня был просто ударом рукой, а удар ногой — просто ударом ногой. Единственный глубочай­ший интерес вызывало традиционное оружие Окинавы, известное под названием «нунчаку». Но подобное опре­деление всего лишь определение и ничего больше. Ана­логов двум деревяшкам, соединенных шнуром, мы без труда можем найти и в других странах под собственным названием; от этого их природа не меняется. Здесь я ис­пользую терминологию, наиболее распространенную у себя на родине — в России. Нунчаку, так нунчаку, для меня это сегодня не более чем короткий цеп.

По мере роста, а он происходил очень медленно, так как спортивные результаты меня совершенно не интересовали, я все же постепенно вышел на уровень вопро­сов, которые так или иначе затрагиваются всеми тради­ционными школами восточных единоборств. Эти вопро­сы касались по большей части внутренней жизни воина (или бойца). Ответы на них соответствовали религиоз­ным догматам, принятым на данной территории. У япон­цев, к примеру, на какой-то вопрос был свой, чисто «япон­ский» ответ; у китайцев по тому же вопросу -- «китай­ский» и т. д. Наступил момент, когда и то, и другое меня перестало удовлетворять. Вернее сказать, освещение конкретного вопроса в духе буддизма, конфуцианства или еще какого течения стало мне непонятно. Как правило, объяснения давались или уж слишком умно, или, наобо­рот, вместо толкования маскировались в мистическую ву­аль. А мне хотелось бы узнать, что в действительности за ней скрывается, куда меня ведет эта «чужая» фило­софия, к чему призывает «неизвестная» традиция?

В 27 лет я принял крещение, то есть Православную веру. Мое внимание впервые привлекли книги отцов Церкви. Неожиданно оказалось, что на подавляющее чис­ло вопросов, долгое время тревоживших мое сознание, в них есть ответы. Причем, ответы, близкие по духу и со­вершенно понятно изложенные. Вскоре я выяснил для себя простую вещь. Так или иначе, боевые искусства зат­рагивают тему так называемого потустороннего мира, из­вестного в православной традиции, как мир невидимый. Ответы на эти вопросы даются в типичном духе той ре­лигии, которая является главенствующей на территории данной страны. Но религий, придуманных людьми, бес­численное множество, а значит и толкований немало. А невидимый мир, хотим мы этого или нет, он - один, и знания о нем человеку открыл Сам Творец. Поэтому я посчитал для себя полезным почитать не мудрствования каких-то учителей, а первоисточник. Этот первоисточник есть не что иное, как Священное Писание (БИБЛИЯ) - свод книг, хотя и записанных людьми, но по внушению Духа Святого.

Самому разобраться в текстах, безусловно, для меня было делом непосильным. При первом ознакомлении большинство из них остается совершенно непонятными, в чем-то видишь противоречия, и начинаешь сомневать­ся, что-то понимаешь совсем не так, как оно есть на са­мом деле. Но тогда на помощь и приходят отцы Церкви, которые в разное время писали толкования не только на трудные в понимании места, но и вообще на все собы­тия и явления. По мере ознакомления с их трудами, их опытом, я увидел, что Библия, и главным образом Еван­гелие, содержат ответы абсолютно на все вопросы, ко­торые в духовном плане могут будоражить воображение человека, занимающегося боевыми искусствами. И так как люди с течением столетий не изменились, ответы эти не утратили своей актуальности, что, кстати, лишний раз доказывает Боговдохновенность Писания. Менялись ци­вилизации, но невидимый мир оставался прежним, ка­ким и был создан Творцом с самого начала. Оставался прежним и грех, поразивший людей. Именно в этом я вижу нашу неизменность. Орудия греха могут менять свою форму, но не сама внутрення причина или, приро­да его. Она такая же, как и сотни, тысячи лет назад.

По мере моего воцерковления ответов на некогда по­ставленные вопросы становилось все больше и больше. Удивителен тот факт, что вопросы пришли «оттуда» -из восточных боевых искусств, но ответы на них я нашел «здесь» у нас — в православной традиции. Быть может, мой опыт окажется полезным хотя бы для одного чело­века. На страницах этой книги я даю примеры как раз тех вопросов, которые тревожили мое сознание в прак­тике боевого искусства и показываю источники, где на­шел исчерпывающий ответ.

Апрель 1999 г.

 

 

КНИГИ ОБ ЭТОМ

 

Полезно ли доверяться всему, что мы узнаем из книг?

 

Книги на тему восточных боевых искусств по своему содержанию бывают разные. Для себя я выделяю три направления: технические, истори­ческие и мистические. Первые, как правило, от начала и до конца посвящены техническим воп­росам. Вторые, которых уже немало на наших книжных полках, рассказывают об истории тех или иных видов и стилях борьбы. Как правило, история на страницах таких изданий тесно пере­плетается и с философией, и с религией. Среди массы событий и эпизодов, подкрепленных кон­кретными датами, немало легенд, способных про­сто возбудить воинственный дух начинающего чи­тателя. К книгам мистического толка я отношу такие, на страницах которых осуществляется по­пытка говорить о вещах, в которые раньше по­свящали далеко не каждого. Вот эти последние как раз и наиболее опасны, ибо затрагивают не столько внешние аспекты подготовки бойца, сколько внутренние, о которых, кстати, мы ниче­го не знаем.

На последнее мое утверждение можно немед­ленно возразить, сославшись на соответствующие издания: вот же они, бери, читай! И наивный читатель берет и читает. Хорошо, если, ничего не поняв, отложит до «лучших времен». Может быть, они еще и минуют его. А если не так? Если с пер­вых же шагов он примет на веру все то, что ему предлагают, и начнет усердно практиковать, не­укоснительно следовать рекомендациям? Про­блема как раз в том и состоит, что со страниц таких книг читатель получает одностороннюю ин­формацию по тому или иному предмету, которая умело маскируется под мистический опыт мас­теров прошлого. На поверку оказывается, что ни­чего необычного в данном вопросе нет и суще­ствуют люди, которые, находясь вне боевых ис­кусств, знают об этом больше. К примеру, что мы понимаем под словами «воин тьмы»? Ну, что? Вот, об этом немало уже написано, показано. Что это за явление такое? В действительности это может убить, и кого? И как с этим бороться?

Здесь я имею в виду, конечно, не тех «ночных воинов», под которыми подразумевают средневе­ковых шпионов — ниндзя. Мы начали говорить о мистике, а значит, речь идет о внутренних про­блемах. Ниндзя? А какие здесь внутренние про­блемы?

В своей книге «Секрет внутренней силы» Чак Норрис посвящает этому вопросу целую главу. К сожалению, я так и не сумел понять, действи­тельно ли он верит в существование этих «вои­нов» так, как представляет их сам. Для меня ни­какой загадки в этом не было, как не было и страха перед неизвестностью. Только исчерпывающую информацию по данному вопросу я полу­чил отнюдь не из «восточной» философии. Я на­шел ответ совершенно в другом месте, диамет­рально противоположном во всем. Но именно там было слово истины.

Мой личный опыт показал, что если видишь противоречия в разных источниках, то не дове­ряй ни одному из них. Но проблема остается, и как здесь быть? Можно попробовать поискать ответ в независимом источнике, который не за­интересован в привлечении на свою сторону «сло­няющихся умов» и освещает тот или иной воп­рос без пристрастий, как он есть на самом деле. Более того, многое извращение истины произошло от умстования людей, которые, к слову сказать, для подтверждения своей правоты использова­ли выдержки из Священного Писания. Автори­тет Библии ни у кого не вызывает сомнения, что лишний раз подтверждается тем, как еретики стараются использовать ее в проповедях своего учения. Поэтому именно в этой книге находим от­веты практически на все вопросы.

Но как же еретики подкрепляют свои мысли словами из Священного Писания? Они попрос­ту берут небольшие фразы, самым наглым обра­зом «вырывая» их из общего контекста. При вни­мательном рассмотрении оказывается, что у этих фраз есть продолжение, может быть, даже в дру­гих местах Писания. С самого начала своего су­ществования Церковь вынуждена была бороть­ся с ересями, поэтому святые отцы немало потрудились над созданием более доступных для по­нимания толкований.

Читая эти книги, каждый любитель боевых ис­кусств в состоянии будет найти для себя ответы на очень и очень многие вопросы и сравнить их с тем, как они звучат в других источниках, вольно или невольно пропагандирующих другие религии. Часто бывает так, что истина открывается сра­зу и человек круто меняет свое мировоззрение. Иногда он бросает занятия боевыми искусства­ми, обнаруживая в их философии обман. Сегод­ня я не могу согласиться с таким подходом. Ду­маю, что дело здесь гораздо глубже. Вопрос в том, что мы можем, а чего не можем принять; и далее - - что можем практиковать, а чего прак­тиковать не следует.

Но вернемся к нашему первому вопросу о «во­инах тьмы». Прежде чем ответить на него в духе православной традиции, я хотел бы привести классический пример этого явления. Он такой классический, что дальше уж некуда. Речь пой­дет о трагической гибели знаменитого бойца со­временности Брюса Ли.

НЕВИДИМЫЕ БОИ БРЮСА ЛИ

 

Как давний поклонник Брюса Ли, много лет я собирал информацию о его жизни, творчестве, спортивной и кинематографической карьере, а также и загадочной смерти. Добрый десяток книг, изданных у пас в последнее десятилетие, и бесчисленное множество статей не ответили на главный вопрос, который постепенно захватил мое сознание. Что же в действительности послу­жило причиной преждевременной смерти? Не сам диагноз, а внутренняя причина... Где или в чем она?

И вот в 1997 году появляется книга Брюса То­маса «Брюс Ли: сражающийся дух». На мой взгляд, это лучшее издание из тех, которые мне уже удалось прочитать. В нем, во всяком случае, была сделана попытка указать одну из немногих и как раз внутренних причин смерти великого бойца. Никаких легенд, никакой мистики... Сами друзья Брюса, его близкие свидетельствовали о том, что так называемые внутренние трениров­ки его зашли очень далеко.

Ознакомимся с этими высказываниями, со­бранными Брюсом Томасом. Может быть, все вместе они наведут нас на вполне определенную мысль.

 

Воспоминания учеников и близких друзей Брюса

Стр. 13.

«Однажды ночью, вскоре по прибытии в Амери­ку, Брюсу привиделось, что он сражается с тем­ной тенью. Он пережил психологический кризис, во время которого столкнулся с тем, что Юнг на­зывал «теневой» стороной личности. Брюсу Ли пришлось в эту ночь лицезреть все страхи, со­мнения и чувство беззащитности перед агресси­ей, наполнявшие его жизнь. Пережив это, он начал освобождаться и интегрировать могучие энергии, которые ему затем удалось направить (или которые направили его) на то, чтобы стать высокомотивированным и целеустремленным мо­лодым человеком. После этих переживаний Брюс полностью посвятил себя самосовершенствова­нию, поставив при этом перед собой честолюби­вые цели. В 1969 году, переживая разочарова­ние в роли, к исполнению которой он так стре­мился, Брюс нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы суметь написать клятву: через год он станет самым высокооплачиваемым в мире ак­тером азиатского происхождения...  Посреди 1973 года (года своей внезапной смер­ти) Брюс Ли снова пережил кризис, чувствуя трудности в принятии решения относительно соб­ственного будущего. В определенном смысле его основной битвой оставалась битва с самим со­бой. Возможно, ему следовало бы отказаться от своей обычной практики — все интенсивнее ис­пользовать резервы воли и расширять границы возможного, устремляясь к новым рекордам, нужно было бы приостановиться, успокоиться и отдохнуть, чтобы восстановить равновесие. Но Брюс убедил себя в том, что умеет расслабляться в работе и достигать ощущения покоя во время головокружительного ритма перемен, в который он полностью погрузился».

Стр. 58. Воспоминания Такауки Кимуры.

«Я был с Брюсом, когда он превращался в де­мона и сбивал с ног здоровенных парней. Но его сила заключалась не только в мускулах. Он ча­сто рассказывал историю о старой леди, чей дом загорелся. Самой дорогой для нее вещью было пианино, стоящее на одном из верхних этажей. Ни на минуту не останавливаясь и не задумы­ваясь, она вынесла пианино из дома. Позже, когда пожар погасили, потребовались усилия четверых мужчин, чтобы внести его обратно. Брюс умел задействовать именно такой вид энер­гии по своей воле. Его сила шла от огромной внутренней энергии, которой он умел управ­лять»...

Стр. 59. Комментарий Джеймса де Миля.

«Таки видел «гибкость» в характере Брюса. Но в глубине души этого человека бежал темный по­ток, готовый ворваться в его жизнь».

Стр. 60-61.

«В комнате, выделенной ему Руби Чжоу, Брюс сражался со своей «черной тенью», не отпускав­шей его несколько минут. Тщетные попытки ос­вободиться от нее сделали его мокрым от пота. Не требуется большого воображения от журна­листа или автора бесчисленных сценариев, что­бы превратить это событие в страшную историю о «демоне» или «проклятии» Брюса Ли. Так что нет ничего удивительного в том, что этот эпизод стал самым заезженным и искаженным в его био­графии.

Это событие следует попытаться увидеть в пра­вильной перспективе. Нет никаких сомнений в том, что Брюс Ли начал генерировать мощную энергию, далеко превосходящую границы обы­денного (или ему удалось получить доступ к энер­гии). Но энергия по своей природе не является ни плохой, ни хорошей, она может быть и той и другой. Это Инь и Ян, свет и мрак. В энергии со­держатся все возможности. Этой ночью Брюс не сражался с привидением, нет, он предстал лицом к лицу с теми аспекта­ми своей личности, которые раньше не хотел при­знавать: со злостью, самонадеянностью и безза­щитностью. Брюс просто встретил «себя». Он прошел через суровое столкновение со своим бес­сознательным Я, благодаря которому все темные стороны его натуры стали лучше видны ему са­мому. Безусловно, он мог это переживать, как борьбу с темной силой. В Таро карта «Дьявол»' отображает архетипический опыт и указывает на мощные энергии психики, вышедшие из-под кон­троля. Здесь Дьявол представляет собой не силы зла, а импульсивность инстинктов и энергию бес­порядка. Дьявол учит «Шута» (наивного иска­теля духовности), как узнать и признать все ас­пекты его натуры, как светлые, так и темные. Психолог Юнг называет эту архетипическую    Стр. силу не «Дьяволом», а «Тенью». Тень — это заб­локированная энергия, включающая в себя по­давленные или  негативные чувства, осво­бождение от которых открывает дорогу интегра­ции и направляет энергию в положительном на­правлении.

В православной литературе слово «дьявол» пишется со строч­ной буквы.

И действительно, после этого случая Брюс Ли стал на путь самосовершенствования. Он закон­чил школу Эдисона с хорошими оценками в дип­ломе и обеспечил себе место в университете Ва­шингтона в Сиэтле, который стал посещать с марта 1961 года. Он сразу же записался на те курсы, которые были интересны ему, — англий­ский язык, гимнастику и борьбу. Проявив инту­ицию, предвидя свой будущий путь, он также стал посещать классы театрального мастерства и риторики. За годы, проведенные в универси­тете, он также посещал занятия по рисованию, композиции, бальным танцам, китайской фило­софии, китайскому языку, Дальнему Востоку и современной истории, обшей психологии, психо­логии приспособления, личной гигиене и искус­ству быть лидером. Брюс также стал зачитывать­ся «селф-хелповскими» книгами о наращивании потенциала, положительном мышлении и о том, «как стать счастливчиком».

Этот могучий взлет честолюбивых замыслов Брю­са поддерживался его уверенностью в собствен­ных силах. В то же время он боролся с не менее сильным чувством ностальгии, описывая жизнь Гонконга в своих эссе».

62. Воспоминания Джесси Гловсра.

«Брюс стал таким благодаря нескольким фак­торам. Во-первых, благодаря своей способности к упрощению: он умел низводить все сложное до основы. Во-вторых, благодаря своей врожденной скорости и способности воспроизводить любое движение, которое он когда-либо видел, даже если он видел его один раз. В-третьих, большую роль играла мотивация, возносящая его на выс­шие уровни: страх проиграть и желание всегда оставаться лучшим. Он боялся, что кто-то, обладающий такими же способностями, но крупнее и сильнее его, однажды сможет оказаться сверху. Но если он будет всегда лучшим, такое не смо­жет произойти».

Стр. 83.

«Вскоре Брюс развил в себе такую мощь, что мог тренироваться в полную силу только на деревян­ном манекене, — слишком опасно стало отраба­тывать приемы на живом человеке. Любой из учеников, держащий для Брюса щит, обычно ва­лился на спину после нескольких ударов Брю­са. Как-то один посетитель решил подержать тренерскую перчатку, чтобы Брюс отработал на ней удары. Дело закончилось выбитым плечом гостя. И все равно, сила, которую теперь мог на­править по своей воле Брюс, была не только результатом спортивных тренировок и закалки мышц. Она возникла благодаря регулярным периодам медитации. Ее источником была энер­гия ци. Брюс обычно говорил о медитациях го­раздо меньше, чем о боях, но в его распорядке дня всегда на первом месте стоял пункт «Меди­тация и психотренинг». В такие часы он обычно сидел, концентрируясь на своем теле, успокоив свой разум и позволив своим чувствам воспри­нимать все происходящее вокруг. Воспользовав­шись дзэнским изречением, можно сказать, что он «опустошал свою чашу», чтобы она наполня­лась вновь».

Стр. 97-98.

«Однажды кто-то сказал о религиях следующее: «Соберите Великих Учителей в одной комнате - и они во всем придут к согласию. Соберите их учеников в этой же комнате — и они будут спо­рить из-за всего!» Это же можно сказать и о боевых искусствах. Брюс Ли предвидел, что та же судьба может ожидать и его учение. Он часто го­ворил о сходстве между религией и боевыми ис­кусствами. Он считал классическое искусство столь же ограничивающим и оторванным от жиз­ни, как и догмы ортодоксальных религий. Точно так же Брюс не считал, что один человек должен навязывать свою веру остальным или, напротив, пассивно ждать, когда ему покажут истинный путь. Нет, человек должен нести ответ­ственность за свою жизнь. Когда его однажды спросили, верит ли он в Бога, Брюс ответил: «Если Бог есть, то Он - - в каждом из нас. Вы не можете просить Бога дать вам какую-то вещь, Бог — для вашего внутреннего мира». Брюс строил свое отношение к жизни на вечных принципах даосизма и буддизма и больше всего его занимала мысль о воплощении живого духа, которым пронизаны подлинное искусство, рели­гия и философия. Но этот дух жив только в тот момент, когда ты соприкасаешься с ним. Духов­ное просветление или философское озарение мо­гут быть поняты человеком только в момент не­посредственного переживания, а не при чтении о чьем-то чужом опыте. Брюс Ли знал, что ис­кусство боя может быть постигнуто только через непосредственный опыт. Не следует никакое опи­сание (в том числе и это) принимать за жиз­ненный опыт.

В основе этого опыта лежат интимные взаимо­отношения между физическим и духовным аспек­тами энергии (для которых Брюс изобрел выра­жение «чувство тела») — отражение учения Бод-хидхармы о нераздельности духа и тела. Первым условием является развитие полноцен­ного чувства расслабления. Если вы сбросите на­пряжение с каждой части своего тела, то тем самым позволите ему ощутить самые тонкие энер­гии мира. В конечном счете это и есть процесс медитации, которую вы можете практиковать, находясь в покое и в движении, даже во время спарринга и боя. Для этого следует изначально практиковать релаксацию — чтобы прочувство­вать ее, и практиковать как можно чаще, чтобы входить в это состояние по желанию, даже в са­мых стрессовых ситуациях».

Стр. 112. Воспоминания Дэна Иносенто.

«Но Брюс занимался еще многими вещами, о ко­торых мало кто знал... Он развивал в себе энер­гию ци*. Первым пунктом в его расписании была медитация. Что я хочу этим сказать? То, что он указывал своим ученикам одно направление, а сам шел в противоположном. Он глубоко ушел в то, что я называю «эзотерическими занятиями». Я знаю, что у него была обширная литература по этим предметам. Он изучал акупунктуру, но не распространялся об этом. Он также программировал свой разум, все вре­мя повторяя аффирмации (позитивные утверж­дения). Этим он хотел еще больше поднять уро­вень своего мастерства. Он показал мне как-то аффирмацию, сделанную в 1970 году. Она состо­яла в том, что он станет самым великим кино-

 

-----------------------------------------------------------------------------

Развитие энергии ци называется цигун, и сегодня активно про­пагандируется у нас в стране как эффективное средство оздоровле­ния. Но вот что пишет об этом методе китайский специалист Сунь Юйсун: «Многие из тех, кто практикует цигун самостоятельно, спо­собствуют, сами того не зная, возникновению серьезных нарушений своего здоровья, причем проявленные симптомы, как правило, совер­шенно непонятны западным врачам... Самым странным является то, что подобные симптомы чаше возникают... у достаточно опытных уче­ников, когда они вроде бы освоили азы цигун... В результате часть их распростилась с жизнью». (Из кн.: Sung Yue-sun. Chi Kung and acupuncture. Hong Kong, 1980. С. 2)(Прим. перся Вл. Елисеева.)актером-китайцем в мире и заработает десять миллионов долларов».

Стр. 192.   Февраль 1973 года.   Съемка фильма «Появ­ление Дракона».

«Всего лишь за два напряженных года Брюс снялся в трех остросюжетных фильмах и начал четвертый, делая практически все в последних двух и выполняя большую часть работы сцена­риста, постановщика драк и директора первых двух картин. Теперь казалось, что вся его неве­роятная энергия, вера в себя и мотивация вне­запно покинули его. Он даже начал говорить о том, что нужно будет сделать в случае, если с ним «что-нибудь случится». Несмотря на его вну­шительный вклад как автора сценария, актера и директора, несмотря на его новоиспеченную славу и огромное потенциальное здоровье, Брюс с горечью сознавал, что будущее его семьи ни от чего не зависело больше, чем от его отличной фи­зической формы и несравненных способностей. Неожиданно все стало очень ненадежным».

 

196. (Продолжение главы). «Высокие требования к психической и нервной энергии Брюса, жара и влажность, обезвожива­ние, постоянная боль в спине, — все это больше и больше подтачивало его внутренние ресурсы. Он страдал от обезвоживания и потери веса, до­стигающей критической степени. По ночам он не мог спать, даже был не способен просто отды­хать и проводил большую часть ночи, от­рабатывая сцены боя и рисуя комплексные ди­аграммы действия. Люди, знавшие Брюса на протяжении лет, говорили, что его кожа приоб­рела совершенно другой оттенок и что выглядел он плохо. При всем этом на съемочной площад­ке Брюс отказывался от привилегии получать специальную еду и ел вместе со всей съемочной группой». Стр. 201. (Продолжение главы).

«Даже после съемок, продолжавшихся целый день, Брюс часто снимал рубашку по пути от ма­шины к дому и проходил через кухню в свою ком­нату для упражнений, чтобы поработать и по­экспериментировать. Овладев всеми боевыми техниками, Брюс теперь углубился в психологи­ческие, даже сверхъестественные методы разви­тия своих навыков. Он поставил множество экспериментов и даже разработал свою соб­ственную аудиосистему самогипноза».

Стр. 207. Свидетельства Боб Уолла о состоянии Брю­са незадолго до смерти.

«Брюс и Линда на неделю остановились в отеле Беверли-Хилс, и на протяжении этой недели я встречал их несколько раз. На него было жалко смотреть: белый, как мел, худой, раздраженный и расстроенный. Я пытался уговорить его потре­нироваться со мной, но за всю неделю он ни разу не вышел на пробежку. Это был не Брюс Ли. Он сказал: «В моей жизни все время кто-то копает­ся — люди придумывают обо мне истории. Сла­ва оказалась не такой, как я думал. У меня не было времени привыкнуть». Брюс всегда был та­ким четким в своих намерениях и планах, одна­ко сейчас он выглядел смущенным, неуверенным и совершенно измотанным. Иногда он повторялся в разговоре. Он сказал мне, что приступ (10 мая 1973 года) действительно его испугал, — он ду­мал, что на самом деле умирает. Я посоветовал ему отдохнуть пару месяцев. Он ответил: «Но мне нужно запускать фильм, впереди Шоу Джонни Карсона»... Он знал, что к нему наконец пришел настоящий успех и не хотел это пускать на самотек; он боялся, что все, чего он так упорно до­бивался, может быть потеряно; в то же время он задавал себе вопрос, стоит ли это таких усилий. Брюс буквально изводил себя». Стр. 211.

«Когда Брюсу исполнилось двадцать лет, он пос­ле трех лет пребывания в Америке стал приме­нять принципы позитивного мышления в своей жизни. Он поставил себе цель сделать кунг-фу таким же популярным видом, как каратэ, с се­тью школ по всей стране. Он мысленно видел свою будущую роскошную жизнь и будущую се­мью. Он также видел себя преодолевающим все препятствия на пути к его конечной цели -- ус­покоению разума. Но эта жизненная сила в конце концов привела Брюса туда, где от жизни ему досталось не только самое лучшее, но и самое худшее».

 

Стр. 235. Журнал «Попстер».

«Было бы ошибкой считать, что не существует тонких способов использовать энергии для того, чтобы травмировать и убивать. В действитель­ности Брюс Ли сам владел этим мастерством, как и мой учитель Дерек Джонс. Дим мак (смер­тельное прикосновение) — это, наверное, наивыс­шая форма бил джи (пронизывающие пальцы), в котором противнику может передаваться ог­ромное количество энергии, иногда при мини­мальном реальном контакте. Сама эта техника выходит далеко за пределы физического мира. Это как бы противоположность акупунктуры, в которой энергетические контуры разрываются и разрушаются, а не гармонизируются и уравно­вешиваются. Для успеха дим мак требуется зна­ние того, какие области более уязвимы для ата­ки в разные моменты, - - как и для искусства

Фэн-шуй, для него требуется интуитивное пони­мание энергии и способности находить «подхо­дящее место» в подходящее время. Кроме того, успех дим мак зависит от медитации на желае­мых результатах. Его можно даже отнести ско­рее к оккультному искусству, чем к простым бо­евым техникам. В некотором смысле, дим мак действует как противоположность духовного це-лительства. Такое использование энергии зави­сит от того, как она направляется сочетанием на­мерения, желания и действия в единую силу. Нужно понимать, что любое неуместное исполь­зование этой техники также имеет определенные последствия».

Стр. 242-245. Глава 26 «За пределами» (полностью). «Как спортсмен, Брюс Ли всегда гнал себя все выше, дальше и быстрее. Но ближе к концу он пытался делать это, прикованный к тяжелому грузу роли звезды. Казалось, у него никогда не было желания отдохнуть, даже если были воз­можности для этого. Только однажды он вообще высказался на тему отдыха, считая это состоя­ние не слишком желательным, неподвижным, за­стывшим и мертвым. Брюс постоянно, опять и опять прорывался через свои границы. Когда люди говорят о Брюсе, чаще всего исполь­зуется слово «интенсивный». «Он построил себя, -- говорит Боб Уолл, - он взял свое тощее слабенькое тело и превратил его в нечто невероятное. Он вложил в него часы тре­нировок, очень интенсивных, очень насыщенных. Я не знаю, что мотивировало его делать это». Рассел Кауторн из компании «Голден Харвест» сказал:

«Я думаю, первым впечатлением от Брюса была невероятная  аура энергии, которая окружала его

как энергетическое поле. На самом деле он ка­зался гораздо больше, чем был на самом деле. Создавалось впечатление, что он стоит на шесть дюймов над землей. Просто встретиться с ним было замечательным переживанием. Интенсив­ность, которую вы видите в фильмах, — это все­го лишь разбавленный вариант того, что у него всегда было в реальной жизни. Брюс всегда ос­тается в моей памяти как человек невероятной интенсивности, силы и мощи — и настолько мо­тивированный и несущийся вперед, что иногда казалось, будто он может летать!» Еще один руководитель «Голден Харвест», Анд-ре Морган, говорит:

«Он провел целое утро, выполняя один боевой эпизод, где-то около тринадцати дублей. Мы про­сматривали съемочный материал; и третий, и четвертый, и шестой дубли были хорошими, но он все равно продолжал, и делал шестой, седь­мой, восьмой и так далее, потому что они ему чем-то не нравились. Как человек он был очень упорный. Отчасти в этом была проблема. Он всегда отправлялся в слишком многих направ­лениях сразу, чтобы как можно быстрее узнать обо всем, всегда в спешке».

*  *  *

Существуют «каналы», через которые течет жиз­ненная энергия. Китайцы признают это во взаи­мосвязи своей религии, медицины и философии. И акупунктура, и кунг-фу показывают, что эти энергии не второстепенны для жизни, они совер­шенно необходимы для нее. Поток энергии — это сама основа жизни. Сами наше тело и личность как бы образованы из пульсаций и структур энергии. Эти «каналы» выходят далеко за пре­делы повседневной физической реальности; они проходят через нервную систему, через физичес­кий мир и сквозь все существующее. Иногда человек с феноменальной концентраци­ей силы воли, силы эмоций или физической ре­шимости прилагает усилия, чтобы выйти за пре­делы обычного использования тела или ума или за пределы обычных человеческих потребностей, которые обычно касаются только комфорта. Та­кой человек начинает открывать «более высо­кие», более универсальные энергии. Это проис­ходит с помощью интенсивной духовной работы или намерением. Этот процесс заметен в разной степени в жизнях многих великих композиторов, писателей и художников и в жизнях как духов­ных учителей, так и «могущественных» диктато­ров. Частичная связь с этой энергией очевидна в «пристрастии» работоголика или в навязчивых привычках и сверхактивности. Любой, кто устанавливает контакт с этой энер­гией, тем самым раскрывает сверхчувственное осознание и начинает воспринимать более ши­рокий мир. Но некоторые люди в итоге доходят до того, что уже не могут направлять эту энер­гию и выражать ее. Например, художник Ван Гог делал смелые попытки перенести в краски и холст тот ослепительный мир, который сверкал перед его глазами, — пока этого не стало слиш­ком много. Есть греческий миф, описывающий этот процесс: Прометей крадет с небес огонь бо­гов, чтобы вернуть его на Землю, но в конце кон­цов этот огонь поглощает его. Может быть, Брюс Ли просто сжег себя? Может быть, «неограниченное самовыражение», которое Брюс нашел в своем боевом искусстве, выверну­лось наизнанку, так что теперь эти мощные силы двигали им? Может быть, парень, который «ни­когда не мог усидеть на месте», уже не мог остановиться, так что на очень глубоком уровне его тело не было способно справляться с происходя­щим? Может быть, испытывая увеличивающий­ся стресс и требования, его тело оказалось под таким давлением, которое не смогло выдержать? Я считаю, что не только это. Используя западную терминологию, можно ска­зать, что Брюс Ли умел направлять архетипические энергии, которые существуют за преде­лами энергии, ограниченной нашей структурой личности. Он имел доступ к уровням необычай­ной, сверхъестественной энергии. Такие энергии можно пережить, только получив к ним доступ. Однако этот процесс описан разнообразными способами во многих традициях. Шаман — это человек, владеющий мастерством доступа к измерениям реальности, которые на­ходятся за рамками обычно воспринимаемых норм. Знахари индейских равнин использовали различные практики, ритуалы и медитации, что­бы выполнять «путешествия видения» для при­обретения знаний и могущества. Аналогичным способом китайские воины-священники обнару­жили, что «уроки» и «техники» в боевых искус­ствах могут давать союзники и духи в других из­мерениях реальности. В обоих этих традициях та­кие «учителя» могли восприниматься непосредс­твенно как энергия в теле, но позже описывать­ся как дух животного или какой-то другой сверхъестественной силы или существа, возмож­но даже как «демон».

Брюс Ли имел доступ к энергии, которая выхо­дила из глубин его бессознательного, когда он ус­танавливал связь с этими архетипическими си­лами, фундаментальными энергиями, которые объединяют весь мир. Другие люди ощущают ил­люзорный вкус этой энергии, которая вызывает у нас такие приятные чувства, когда мы смот­рим Брюса Ли на экране. Мы как бы получаем от него вторичный заряд, который обладает лю­бопытным воодушевляющим качеством. Фред Вейнтрауб рассказал красноречивый слу­чай: на премьере фильма «Появление дракона» его друг к концу фильма был настолько наэлек­тризован, что попросил свою жену одну вернуть­ся на машине в Беверли-Хилс, потому что он захотел прибежать домой.

В конце концов, наверное, лучшее объяснение того, что убило Брюса Ли, дал сам Брюс. Однаж­ды он сопровождал Стирлинга Силлифэнта в пробежке на три мили. Под конец Брюс сказал, что они теперь «переключат скорость» и пробе­гут еще несколько миль. Писатель возразил, что ему сорок пять лет и ему это не по силам. Через пять минут дополнительного бега в голове у Сил­лифэнта кровь стучала, подобно молоту о нако­вальню.

- Если я пробегу еще немного, у меня будет сер­дечный приступ и я умру, — сказал он, задыхаясь.

- Так умирай! - сказал Брюс.

Это привело Силлифэнта в такую ярость, что он пробежал дополнительные мили. Позже, принимая душ, Брюс объяснил: «Если всегда ставить себе границы в том, что мо­жешь сделать, физические или любые другие, можно с таким же успехом быть мертвецом. Это распространится на работу, на мораль, на всю жизнь. Нет никаких границ, только горизонталь­ные участки стабилизации. Но нельзя на них ос­таваться, нужно выходить за их пределы. Если это убьет -- значит убьет». Стр. 306.

«Теперь, пожалуй, мы сможем понять, до чего до­ходило мастерство Брюса Ли, если он мог ска­зать: «Никто не побеждает в борьбе». Что он подразумевал под этим? Просто, посколь­ку все появляется и возвращается к одному ис­точнику, любая победа происходит во имя «это­го», даже до того, как поединок произошел. Таким образом, на высшем уровне мастер бое­вых искусств вырабатывает «чувство тела» для всего, что существует. Брюс Ли знал, что при высшем выражении его искусства импульс к дей­ствию происходит от Духа".

В конце концов, я не знаю точно, происходит ли мое единение с Духом через высочайшую осоз­нанность моей формы и моего окружения; или, может быть, мои старания были замечены вы­сочайшей осознанностью Духа и я был выбран как подходящий сосуд. Настоящий мастер бое­вых искусств бесстрашен, поскольку знает, что, даже если его тело умирает, он заключает в себе Дух, который бессмертен».

Стр. 308. Воспоминания Дерека Джоунса.

«Однажды я высказал Дереку предположение о том, что Брюс Ли реализовал все свои стремле­ния, за исключением одного: жить в мире и со­гласии.

Дерек ответил: «Он нашел свой мир после смер­ти». Немного помолчав, он добавил: «Видишь ли, он знал, что собирается умереть».

t

С православной точки зрения «дух» этот — диавол, поэтому и нужно также писать со строчной буквы

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Боевые искусства востока

На сайте allrefs.net читайте: "Боевые искусства востока"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: © Издательство «Русскщ Хронографъ», 2000.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Комлев А.Р.
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ВОСТОКА. Православный взгляд. - М.: Издательство «Русский Хронографъ», 2000.   Восточные боевые искусства — это реалии наших дней. Об­ращаясь к ним, как прав

О ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?
  Потусторонний мир Итак, вот перед нами весь «винигрет понятий», почерпнутый только из одной книги: энергия, энергия Ци, Инь и Ян, заблокированная энергия, высокая и универс

ПРИИДИТЕ, ПОКЛОНИМСЯ...
  «Каратэ начинается с поклонов» Я начал собирать сведения о боевых искусст­вах с 1978 года, и это продолжалось 15 лет. Одна из статей самого раннего периода называлась «Кара

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги