Реферат Курсовая Конспект
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ - Конспект Лекций, раздел Искусство, Конспект лекций Защита интеллектуальной собственности и основы инженерного творчества Инженерный Труд Является По Своей Сути Творческим И Поэтому Чрезвычайно Важно...
|
Инженерный труд является по своей сути творческим и поэтому чрезвычайно важно научить специалиста методам решения творческих задач. Несмотря на то, что творчеству научить невозможно, привить интерес к творчеству, развить творческие способности личности вполне возможно. Творческие способности оцениваются по следующим признакам.
1. Зоркость в поисках проблем: на человека действует поток внешних раздражителей, но он воспринимает лишь то, что укладывается в "координатную сетку" "сформированную" его сознанием (мировоззрением). Остальные раздражители (информация) бессознательно отбрасывается.
Способность увидеть нечто большее, чем укладывается в рамки прежних представлений, и является "зоркостью в поисках проблем". Эта зоркость, по другому, свежесть взгляда, является нечто большим, чем простая наблюдательность. Например, падение предметов наблюдают многие сотни поколений людей, но впервые проблему в этом увидел Галилей.
2. Свертывание мыслительных операций: в процессе мышления нужен не только постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому, но и обобщенная оценка объекту - осмысление. Переход от последовательных выводов к абстрактному заключению - это и есть процесс свертывания мыслительных операций.
По мере развития цивилизации человек все в большей мере пользуется абстракционными понятиями. Причем, сами абстрактные понятия со временем становятся составными частями абстрактных понятий более высоких порядков. Пользуясь абстрактными понятиями, человек постоянно совершенствует свои интеллектуальные возможности. В качестве примера можно привести развитие понятия окислительной реакцией: "окисление" -соединение с кислородом (XVIII в.), потеря водорода (XIX в.), потеря электрона (XX в.).
3. Способность к переносу опыта - способность к применению навыков, приобретенных при решении одной задачи, к решению другой, что, по сути, является способностью к выработке обобщенной стратегии. В основе способности к переносу опыта лежит способность к поиску аналогий. Так, Тал - ученик Дедала, изобретателя крыльев, изобрел пилу, воспользовавшись аналогией спинного хребта рыбы, о который он поранил руку.
Морзе (изобретатель телеграфа) предложил использовать для предотвращения затухания сигнала усиливающие подстанции, оттолкнувшись от примера почтовых станций на которых меняли уставших лошадей на свежих.
4. Цельность восприятия: означает способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее.
В зависимости от степени развитости этой способности творческие работники разделяются на художников и мыслителей. Художники воспринимают действительность более цельно, что называется "живьем". Мыслители дробят действительность, умерщвляют ее, делают из нее скелет и затем заново ее восстанавливают из частей, но до конца оживить действительность им так и не удается.
Деление на мыслителей и художников в настоящее время связывают с превалирующей функцией либо левого (мыслители), либо правого (художники) полушария головного мозга. Подтверждает это тот факт, что сейчас выпускаются стереонаушники, в которых строго определенны каналы (музыкант лучше слышит мелодию правым, а мыслитель левым ухом).
"Мыслитель" как тип высшей нервной деятельности отнюдь не есть идеал ученого (изобретателя), поскольку в науке нужны не только аналитики рассматривающие отдельные факты, но и специалисты способные синтезировать новые образы (увидеть новое в привычном).
5. Сближение понятий: означает способность к ассоциативному мышлению, к сближению различных понятий.
Впервые на важность способности сближения понятия обратил американский ученый С. Медник и посчитал ее основной компонентой мыслительного процесса. Им были предложены тесты для оценки творческого потенциала, например: 1) изумруд - молодой; требуется найти ассоциацию, в наибольшей мере соединяющую два понятия (зеленый); 2) найти определение, подходящие персональным понятиям: небо, кровь, Дунай (голубой).
Но такой подход является очевидно ошибочным, поскольку способность к ассоциативному мышлению является одним из многих качеств процесса творческого мышления.
Украинские ученые Голованя и Старинца доказали, что между любыми двумя понятиями можно не более чем в четыре-пять этапов установит ассоциативную связь.
6. Готовность памяти: мыслительная способность, заключающаяся в способности сохранять, осознавать и воспроизводить прошлый опыт немедленно или с отсрочкой.
Интуитивные мгновенные решения, которые представляются неожиданными самому автору, становятся возможными потому, что имеется ассоциативная память, обеспечивающая быстрый доступ к нужной информации.
7. Гибкость мышления: способность быстро и легко переходить от анализа одного класса явлений к другому, далекому по содержанию. Явления являются далекими по содержанию, если имеют принципиально различную сущность и форму проявления. Антонимом гибкости в данном случае является инертность, ригидность, закостенелость, застойность.
Например, тест, предложенный американским психологом Дункером: задача закрепить свечи на двери, используя молоток, плоскогубцы, коробку гвоздей и стамеску. Использовать коробку в качестве подсвечника догадывается только 50 % испытуемых в связи со свойственной им гибкостью мышления.
Способность к преодолению функциональной фиксированности - основа проявления гибкости мышления. Разуму свойственно рисовать ограничительные линии и постоянно на них наталкиваться. Например, проверить свойства функциональной фиксированности можно, используя опыт с четырьмя картами, с одной стороны которых изображена буква (гласная или согласная), а с другой - цифра (четная или нечетная). Требуется убедиться в утверждении, что если с одной стороны карты гласная, то с другой-четная цифра, используя минимум операций. Признаку функциональной фиксированности соответствует оперирование картами с гласными и четными, и, напротив, гласными и нечетными оперируют при наличии гибкости мышления.
8 Способность к оценке: способность выбора одной из возможных версий до ее проверки. Способность к оценке обеспечивает расстановку вех на пути к цели познания. Особенно важна эта способность для руководителей творческих коллективов, обязанных определять тактику и стратегию в достижений творческого результата. Наглядным примером, демонстрирующим наличие или отсутствие способности к оценке, является способность (неспособность) широко использовать шкалу баллов при оценке какого-либо события (человек, способный к оценке, использует при оценке всю шкалу, а неспособный пользуется только узким ее диапазоном).
9 Способность к сцеплению и антисцеплению: склонность к объединению воспринимаемых раздражителей и быстрому увязыванию новых сведений со старым своим "багажом" без чего информация не становится частью интеллекта. Принципы объединения данных могут быть разнообразными.
Способность к сцеплению должна быть уравновешена способностью преодолеть сцепление оторвать, наблюдаемый факт то привычных ассоциаций.
10. Легкость генерирования идей: не обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Чем больше человек выдвигает идей, тем больше вероятность того, что среди них будет правильная. Сам по себе этот критерий не является исчерпывающим при оценке творческих способностей поcкольку идеи в конце концов оцениваются по нескольким признакам:
а) по степени объективности воспроизведения явлений в идее;
б) по широте (по числу объясняемых фактов);
в) по глубине (по степени углубленности в сущность явления).
11 Способность предвидения: способность вообразить будущее явление из настоящих предпосылок. Принято различать три типа воображения: а) логическое воображение представляет способность вообразить будущее явление путем логических преобразований; б) критическое воображение направленно на преобразование наблюдаемых объектов путем критического их анализа; в) творческое воображение рождает принципиально новые идеи не имеющие прообразов в реальном мире; г) творческое воображение играет определяющую роль в развитии человечества.
12 Беглость речи: способность к легким и точным формулировкам, позволяющая ярко и точно выразить мысль словами. Мысль можно выразить конечно и путем математической ее формулировки, но словесно-речевой код считается самым универсальным. Изложение на бумаге имеет целью не только обнародование, но это и своеобразная критическая операция, вскрывающая недостатки логики, неувязки, просчеты. Идеал, который в момент зарождения может казаться блистательным, при изложении на бумаге может либо потускнеть, либо заблистать с еще большей силой. Однако в старинном руководстве по риторике первое правило красноречия гласит: если тебе нечего сказать, молчи.
13. Способность к доработке: предрасположенность к доработке деталей идеи, к ее совершенствованию, к кропотливой мучительной доводке замысла. О значимости обладания этой способностью свидетельствуют слова, сказанные одним из "гигантов" эпохи возрождения Микеланджело Буонаротти "Мелочи создают совершенство, а совершенство - не мелочь".Эта способность позволяет довести работу до уровня, когда она приобретает универсальную значимость и повышенную общественную ценность.
Понятие "мышления" и "творчества" по сути адекватные понятия, поэтому рассмотренные свойства творчества являются свойствами мышления. При этом важно отметить, что в соответствии с последними исследованиями истоками творческого совершенства личности являются генотип или среда.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
высшего профессионального образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... БОРЩЕВ В Я... Конспект лекций...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов