Редактирование книг во второй половине XIX века

Оглавление Введение 3 Глава 1. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века 1. Общая характеристика книгоиздания 2. Редакторская подготовка книжных изданий 3. Редакторская подготовка журнальных изданий 14 1.4. М.Е. Салтыков-Щедрин - редактор 5. Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского 6. Просветительская деятельность Д.И. Писарева 24 Глава 2. Развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века 1. Общая характеристика книгоиздания 28 2.2. В.Г. Короленко - редактор 3. Редакторский опыт А.П. Чехова 39 Глава 3. Работа редактора над произведением художественной литературы 42 Заключение 51 Список литературы 55 Введение Понятие редактирование происходит от латинского слова redaсtus - приведенный в порядок.

Это значение как нельзя лучше отражает суть редактирования, которое всегда направлено на то, чтобы сделать отдельный текст или целое издание наиболее адекватными для восприятия, чтобы обеспечить их соответствие определенным нормам, а также на то, чтобы текст или издание были представлены целостной законченной системой.

Говоря о редактировании, имеют в виду самые разные комплексы работ. Прежде всего - деятельность в сферах массовых коммуникаций. Она охватывает руководство содержательной стороной работы издательств, редакций газет, журналов, студий и включает подготовку изданий, теле- и радиопередач, работу с текстами кинофильмов и спектаклей.

Редактирование используется и в системах управления, маркетинга и менеджмента при подготовке управляющей, статистической, юридической документации. В издательском деле редактирование способствует удовлетворению потребностей населения в книге. Оно реализуется системой форм и методов работы редактора и предполагает осуществление редакционно-издательского процесса, обеспечивающего выход в свет произведений литературы.

Редактор в своей работе опирается на специально книговедческие знания в области издательского дела и редактирования, теоретическое обоснование книги и произведения литературы как объектов редактирования, учитывает опыт крупных редакторов прошлого и современности. В задачи редактора входит подготовка конкретного издания, формирование репертуара издательства, организация редакционно-издательского процесса.

Можно сказать, что он является организатором, руководителем, менеджером книгоиздательского дела. Круг его задач чрезвычайно широк. Редактор занимается литературной, методической, информационной, организационной, творческой деятельностью. При подготовке конкретного издания главной задачей редактора является оценка представленной автором рукописи, определение задач и путей ее доработки и подготовка оригинала к изданию. Редактор собирает творческий коллектив, способный принять участие в подготовке к печати литературного произведения.

В такой коллектив могут входить художник, который иллюстрирует и оформляет книгу, литературоведы, искусствоведы, библиографы, специалисты различных областей знания - они создают справочный аппарат издания, рецензенты и консультанты, художественный и технический редакторы. Редактор должен обеспечить слаженность работы творческого коллектива, подключать тех или иных специалистов к работе над изданием на различных этапах редакционно-издательского процесса.

Работа редактора над текстом литературного произведения включает критическое чтение рукописи, дающее возможность оценить тему и проблему, связь фактического материала с темой и проблемой. Эта оценка важна для определения значимости содержания литературного произведения. Кроме того, редактор оценивает форму подачи материала, анализируя композицию произведения и использованные автором языково-стилистические средства.

Над подготовкой произведения к печати редактор работает вместе с автором, обсуждая с ним все свои замечания. Если для издания отбираются ранее выходившие в свет произведения литературы, редактор должен быть готов к тому, что придется осуществлять текстологическую работу, которую проводит, либо он сам, либо специалист в области текстологии. Для работы над языком и стилем произведения очень важно хорошее знание языка, на котором оно написано, основ практической и функциональной стилистики.

Но для подготовки издания этого недостаточно. Необходимо знать типологические признаки изданий, основные требования к ним. Прежде всего, эта группа вопросов важна при формировании издательского репертуара. Часто бывает так, что до того, как отобрать произведение для издания, редактор разрабатывает концепцию будущей книги. В основе такой концепции лежат маркетинговые исследования потребностей в тех или иных изданиях, возможностей читателей приобрести их, а также возможности предложить читателю отвечающий его запросам материал.

В России редактирование не имело самостоятельного значения вплоть до начала ХIХ века. Однако в течение ХVII-XVIII веков формировались предпосылки для выделения такого рода деятельности. ХIХ век можно рассматривать как время, когда редактирование постепенно получает собственный статус, становится самостоятельной сферой деятельности со своими целями, задачами, методами, формами работы. Это происходит не сразу, а поэтапно - в связи с развитием издательского дела и усложнением репертуара изданий, проблемно-тематической и организационно-функциональной структуры выпуска литературы, а также с изменением потребностей и интересов читателей.

Все эти аспекты определили отбор материала для показа особенностей развития редактирования в издательском деле России во 2 половине 19 века. Цель данной работы - проанализировать редактирование книг в России во 2 половине 19 века. Задачи - рассмотреть особенности редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века - проанализировать развитие редактирования в издательском деле России 80-90-х годов ХIХ века - сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.

Глава 1.

Развитие редактирования в издательской практике России

Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редакторо... Некоторые из них печатались в России. Последнее определяет среди критериев оценки исторической, экономическо... . 1.2.

Редакторская подготовка книжных изданий

Возможно, в его составлении участвовал Н.Г. Этот опыт взаимодействия журнального и книжного издания оказался весьм... Кроме того, Бакст выпустил цикл естественнонаучных изданий сочинения Ф... Исследователь проблемы популяризации науки в России 60-х годов XIX век... Державина, А.Д.

Редакторская подготовка журнальных изданий

Авторы Современника - Л. В 1866 году издание Современника было запрещено. Успенский, а также известные писатели своего времени В. По поводу отбора произведений в журнал Ф.М. В статье М.Е.

Издательская деятельность Н.Г. Чернышевского

Большое значение для развития редактирования имеет издательский опыт Н... Серьезное место в этой деятельности он отводил книге. Библиотека должна была иметь не только общеобразовательное, но и полит... Обширный план Исторической библиотеки Чернышевский не смог реализовать... Он задумал серию маленьких книжек, включающих рассказы и отрывки из по...

Просветительская деятельность Д.И. Писарева

Таким образом, можно говорить об определенной системе подачи материало... Так, в 1884 году было опубликовано правительственное сообщение о закры... Основной его продукцией стал Энциклопедический словарь. В основном они имели религиозное, нравственное и патриотическое содерж... Благодаря деятельности издательства Сытина книги о науке приблизились ...

В.Г. Короленко - редактор

Все они кончались жалкими неудачами и прежде всего, впадали в противор... Успенского, К.М. Это, на первый взгляд незначительное, высказывание имеет для редактиро... В конце XIX века в литературу и журналистику, как уже говорилось, прих... Советы Короленко были всегда конкретны, ориентированы на то, чтобы авт...

Редакторский опыт А.П. Чехова

Он обозначает лиц, которые превратились из-за частого привлечения в пр... В высказывании Чехова звучит еще одна, важная для редактирования, мысл... Киселевой или Нельзя сказать брызнул продолжительный дождь, не годится... На приглашение С.П. Приведенное замечание существенно с точки зрения организации деятельно...

Работа редактора над произведением художественной литературы

Эмоциональная кульминация и счастливый финал. Язык произведения прост,... На улице шла жестокая борьба за выживание. Меня не только мучил голод, я вымок до костей и устал. Наступила осень, а вместе с ней и дожди и грозы. Всё время я думал о том, чтобы вернуться к ней.

Заключение

Заключение XIX век оказался самым плодотворным по сравнению с предыдущим периодом развития отечественного книгоиздания с точки зрения становления редактирования как самостоятельной сферы деятельности.

Образно говоря, этот век подхватил и развил редакторские начала, проявившиеся в издательской практике ХVII-ХVIII веков, и стал временем формирования базы для дальнейшего развития редакторской деятельности ХХ века. Именно в ХIХ веке появилось осознание самостоятельности труда редактора, началась разработка подходов к обоснованию специфики его работы.

Начало века связано с редакционно-издательской деятельностью декабристов и Пушкина, конец с редакторской работой Короленко и Чехова. На развитие редактирования оказали сильнейшее влияние крупные деятели отечественной культуры Белинский, Некрасов, Писарев, Салтыков-Щедрин, Герцен. Рассматривая процесс становления и развития редактирования как самостоятельной области деятельности, следует учитывать тот факт, что издательское и редакторское дело тесно связано с цензурой и в какой- то мере реализует те правила, которые разрабатываются цензорами.

Это отчетливо проявилось в XIX веке, и получило свое развитие в отечественном книгоиздании ХХ века. Редакторское дело в ХIX веке развивалось и расширялось в процессе становления и развития различных типов и видов изданий и прошло путь от разработки общих подходов к подготовке альманахов и толстых журналов, а также отдельных изданий к формированию принципов создания собраний сочинений и обоснованию требований к произведениям определенных видов литературы.

Постепенно структурируется массив изданий по жанрово-видовому признаку, ведутся дискуссии о принципах формирования того или иного типа и вида изданий. В этих дискуссиях активно участвуют редакторы, издатели, литераторы, накапливаются формы и методы редактирования, формируются традиции, обосновываются критерии оценки произведений литературы, требования к изданиям, складываются представления о задачах, целях работы редактора, о его правах и обязанностях, об основных составляющих редакторской деятельности, о специфике редакционно-издательского процесса.

Кроме того, массив изданий структурируется по отраслевому признаку и появляется нужда в редакторах, знакомых с той или иной областью знания. Особенно активно развивается медицинское, сельскохозяйственное, искусствоведческое книгоиздание. Складывается структура медицинской, сельскохозяйственной, искусствоведческой периодики, выпускаются отраслевые монографии, практические пособия учебные издания. Развивается литература для детей.

Редактированием занимаются как люди, владеющие литературным языком, так и специалисты соответствующей отрасли. Например, медицинские издания редактируют специалисты, профессионально знающие медицину, художественные произведения - литераторы. В собственно редактировании как бы переплетаются профессиональные сегодня мы назвали бы их деятельностными моменты и знание литературного языка. Это со временем приведет к разграничению обязанностей научного и литературного редактора при подготовке к изданию научной и справочной литературы по различным отраслям знания.

Литературное редактирование осуществлялось тогда исключительно на основе вкуса и знания редактора, так как специальной теории редактирования, которая обосновывала бы подходы к этой работе, тогда не существовало. Нужно иметь в виду, что, прежде всего редакторское знание развивалось в процессе издания художественной литературы. Причем редакторские функции выполняли профессиональные литераторы. Поэтому часто работа редактора выходила за рамки чисто редакторской работы писатель, используя собственный писательский опыт, как бы вторгался в сферу чужого языка и стиля.

Это отчетливо видно, например, в работе А.П. Чехова с чужими рукописями. В то же время конкретная правка писателями рукописей позволяет формулировать критерии редакторской оценки произведений литературы, общие подходы к анализу произведения - не только художественной, но и других видов литературы в практике редактирования.

В ХIX веке в основных чертах формируются критерии редакторской оценки художественной, научно-популярной, научной и справочной литературы. Особенно активно развивались проблема популяризации знания и методы его представления для неспециалиста. Многие выдвинутые в XIX веке положения легли в основу разработанной значительно позже теории редактирования научно-популярной литературы. Редактирование определяется характером развития книжного дела в целом и книгоиздания в частности.

В рассматриваемый период получают развитие два направления в подготовке издания - авторское, когда автор решает вопрос о характере издания, и редакторское, когда речь ведется о том, что редактор и издатель исправляют текст произведения в соответствии с собственным отношением к содержанию. Последнее особенно отчетливо проявилось в деятельности Сенковского, который писал В Библиотеке для чтения редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделка слога и предмета, если они требуют отделки. И задачи редактирования определяются по-разному, в зависимости от того, какая роль отводится изданию.

Так, Булгарин в статье Мнение о литературном журнале Современник, как он назвал альманах Пушкина, пишет Цель всех литературных журналов в мире состоит в том, чтоб распространять полезные сведения, сообщать литературные новости и занимать любителей легкого чтения. Такой подход определил деятельность многих издателей, ставящих целью представить литературу только как средство развлечения.

Как правило, лучшие редакторы XIX века рассматривали издание не как средство развлечения, а как средство развития читателя, формирования его вкуса, идейных убеждений. Они стремились к идейному единству печатаемых материалов, включая в то или иное издание научные, философские, критические материалы и художественные произведения. Выступления на страницах многих журналов рассматриваемого периода отличаются полемичностью и отражают социально-политическое и культурное движение в России и Европе.

Отечественный книжный рынок в дореформенный период сужался жесткими цензурными ограничениями и ярко выраженным сословным характером потребителей литературы. В первой половине XIX века в своей подавляющей части русский читатель ориентировался на зарубежные издания. Во второй половине XIX века книгоиздание расширяется, но потребность в книге основной массы населения остается еще весьма ограниченной.

Отметим еще один важный результат развития редактирования в XIX веке в это время формируется представление о том, что собственно издание влияет на восприятие литературного произведения и уточняет его характер. Выделяются те аспекты издания, которые определяют его тип и вид, и выявляются, разрабатываются принципы подготовки издания с учетом целей, задач, особенностей произведения. Работа редактора получает точку отсчета. Его целью становится реализация специфики издания, интерпретация литературного произведения средствами книгоиздания.

Список литературы

Список литературы 1. Герчук Ю. Художественная структура книги М. Книга, 2004 208 с. ил. 2. Добкин С. Ф. Редактору и автору об оформлении книги М. Книга, 2006 208 с. ил. 3. Козлова М. М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий учебное пособие для студентов специальности Издательское дело и редактирование Ульяновск УлГТУ, 2006 52 с. 4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии учебник М 1979 264 с. 5. Редактирование отдельных видов литературы Учебник под ред. Н. М.Сикорского М. Книга, 1987 396 с. 6. Рукопись - художественный редактор - книга сборник М. Книга, 1985 296 с. ил. 7. Свешникова И. К. Технология редакционно-издательского дела учебное пособие М. Изд-во МГАП Мир книги , 1995 116 с. 8. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями М. Книга, 1968 148 с. ил. 9. Художественное конструирование и оформление книги Е. Б. Адамов, В. Я. Быкова, И. Ф. Бельчиков и др М. Книга, 1971 248 с. ил. 10. Энциклопедия книжного дела Ю. Ф. Майсурадзе, А. Э. Мильчин, Э. П. Гаврилов и др М. Юристъ, 1998 536 с. 11. Редакторская подготовка изданий учебник С.Г. Антонова, В.И. Васильева, И. А. Жаров, О. В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н. З.Рябинина, В.И.Соловьев под ред. С.Г. Антоновой М. МГУП, 2002 468 с.