Русская эстетика XIX-XX веков

Министерство образования РБ Гомельский Государственный Технический Университет им. П. О. Сухого Кафедра Эстетика Реферат Русская эстетика XIX-XX веков.Выполнил студент гр. С-11 Рыльков А. Н. Проверил преподаватель Гомель 2002 Содержание Введение.1. Общая характеристика русской эстетики4 2. Основные категории эстетического учения Чернышевского3. Концепция искусства в эстетике Чернышевского.4. Позитивистская эстетика в России5. Эстетика Мира искусства .15 Заключение17 Литература 18 Введение К началу XIX иска история эстетической мысли у многих народов насчитывала уже сотни даже тысячи лет, однако представление об эстетике как особой науке начинает формироваться сначала в Германии, а затем и других странах, о том числе и России лишь со второй половины XVIII века, после выхода в свет Эстетики Баушартспа. О существовании такой науки и ее специфике русские читатели впервые узнали из переводных работ.

Все изящные науки а именно к таковым относили тогда литературу и искусство, говорилось, например, одной из переведенных с немецкого языка книг, основанием имеют вкус и познание красоты и стройности, для того все подлежат одной всеобщей Теории, различаясь между собой одним только родом в изображении красоты.

По чему всеобщая теория изящных наук есть не что иное, как знание красоты, которое Эстетикою названо. Отсюда следовало, что эстетика представляет собой всеобщую теорию познания красоты и стройности, основанную на вкусе.

Это было не совсем по Баумгартену, тем не менее такое понимание сущности эстетики получит в то время известное распространение, став в последней четверти XVIII века и достоянием русской общественности. Трудно сказать, кто первым из россиян выговорил и написал по-русски слово эстетика и кто первым из них обратился к проблемам эстетики, уже имея определенное представление о ней как особой, самостоятельной науке.

Несомненно только, что автор одной из ранних русских работ на эту тему статьи Об эстетическом воспитании, которая была помещена в Прибавлениях к Московским ведомостям 1784 года как большинство оригинальных, а не переводных работ того времени, она была не подписана, знал не только о существовании этой пауки, по ее специфике возможностях, назначении. К тому же он придерживался несколько иной, чем изложенная выше, точки зрения на сущность эстетики, определяя ее как собрание положений вкуса, основанное на всеобщих правилах красоты. Он отметил также, что предметом эстетики является всеобщее искусств, а сама она должна быть основательным учением всех изящных искусств, то есть фактически их всеобщей теорией.

Так в России 80-х годов XVIII века начинается процесс формирования понятия об эстетике как науке, где сразу же сталкиваются два представления о ней. С одной стороны, в эстетике видят общую теорию познания красоты и стройности, с другой всеобщую теорию искусств учение всех изящных искусств. Единым и бесспорным было то, что эстетика призвана изучать самое общее в изящных искусствах, каковыми тогда выступали исключительно вкус и красота.

Расхождения же обнаруживались не только в определении границ этой науки теория познания красоты и стройности или всеобщая теория искусств, но и в вопросе о соотнесенности красоты и вкуса, о том, что является первоосновой науки эстетики суждения вкуса, па которых строится познание красоты и стройности или, наоборот, правила красоты, которые и определяют положения вкуса, составляющие всеобщую теорию искусств. 1.

Общая характеристика русской эстетики

Чернышевский вложил столько же злободневного смысла, сколько и в полем... Некрасова или Ф. Концепцию революционных демократов продолжали отстаивать Д. В это время несколько раз издаются Мир как воля и представление А. Однако нельзя забывать, что в это же время в России издают и упоминавш...

Основные категории эстетического учения Чернышевского

2. 1853 1857 гг. А прекрасное это все, в чем проявляется наш идеал, цель и предмет наши... А отсюда следовал крайне важный вывод искусство не замыкается а сфере ... Искусство не может иметь своей главной целью создание идеала красоты д...

Концепция искусства в эстетике Чернышевского

е. В типическом образе обобщаются существенные черты подлинника, и художн... Поэтому искусство всегда идейно, всегда выражает тенденции развития те... Логика исследования природы искусства подводила Чернышевского к решени... Рассматривая эстетические взгляды Белинского, Чернышевский показал сло...

Позитивистская эстетика в России

Позитивистская эстетика в России. Этот вывод позволяет Велямовичу дать критерии оценки художественных пр... А. Сомова, Ф. Н.

Заключение

Заключение На протяжении почти полувека, начиная с первых определений эстетики, появившихся на русском языке, наши писатели, теоретики, философы проявляют самое пристальное и заинтересованное внимание к этой новой науке, стремясь разобраться в ее сущности, предмете, назначении, выработать о ней по возможности полное и всестороннее понятие.

Диапазон их исканий и представлений об эстетике был достаточно широк и разнообразен наука вкуса, наука чувственного познания, общая теория изящных искусств, учение об изящном, наука о красоте или прекрасном в природе и искусстве, философия изящных искусств и т. п. Основанием ее полагали и вкус, и психологию науку о душе, и патологию как науку о страстях, и логику, и собственно философию.

К одном лишь наблюдалось относительное единодушие, о том, что данная паука нужна всем, что она составляет основу эстетического воспитания, необходимого для дальнейшего совершенствования изящных искусств и повышения культурного уровня народа, общества. Характер определений эстетики, стремление утвердить в сознании современников свое понимание ее сущности и назначения были прямым и непосредственным отражением процесса развития русской эстетической мысли того времени, которую отличала достаточная гибкость, глубина, желание добиться понятийной четкости своих суждений об этой пауке.

Me беда, что при этом нашим теоретикам и философам не удалось прийти к единому на этот счет мнению, которого, кстати, не удалось достигнуть ученым вплоть до нашего времени, важно, что отечественная мысль не стояла на месте, была в постоянном движении, раздумье, поиске, принимала самостоятельные решения.

Вместе с гонениями на философию, начатыми правительством Николая I, который видел в ней главную распадину на Руси крамольных идей, достается и эстетике ее исключают из университетского и гимназического круга необходимых знаний. На какое-то время даже само слово эстетика перестает встречаться в русской печати, в теоретических и искусствоведческих работах отечественных авторов.

Однако движение эстетической мысли никакими запретами нельзя было остановить. Она успешно развивается, и не только под флагом науки изящного, но и в форме литературной критики, которая уже в 20-е годы превращается в главную силу, питающую и направляющую художественное и умственное развитие России. Список литературы 1. Борн Н. Краткое руководство к российской словесности , 1804. 2. Якоб Л. Г. Начертание эстетики для гимназий Российской империи , 1813. 3. Георгиевский П. Е. Введение в эстетику . 4. А. А. Баженова Эстетика.

Категория и искусства . 5. Бычков В. В. Эстетика в России XIX в . 6. Левшук Ш. Ю. Эстетика.