рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой

Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой - раздел История, Униатство. Брестская церковная уния 1596 года Начало Государственно-Церковного Соперничества Между Вильней И Москвой. Уже П...

Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой. Уже первые великие киевские князья понимали, что независимая церковь укрепляет суверенитет государства.

Поэтому на митрополитский престол они стремились посадить не назначенного из Константинополя грека, а своего киевского, смоленского, полоцкого священника. Позже к этому же стремились великие князья литовские и московские. Как известно, первым митрополитом-славянином был Илларион 1051, один из наиболее образованных людей своего времени, автор знаменитого Слова пра Закон i Боскую ласку.

Другим широкоизвестным местным митрополитом был Климент Смолятич 1147, книжник и филисоф, какого на русской земле еще не было. Характерно, что Климента, как выразителя западноправославной церковной автономии, поддерживал великий киевский князь Изяслав, в то время как против его кандидатуры выступил владимиро-суздальский князь, основатель Москвы Юрий Долгорукий. Борьба, которая развернулась около кандидатуры Климента Смолятича, свидетельствовала о возникновении противоречий в организационно-церковной ориентации западной и восточной частей Киевской Руси. Первую попытку создать отдельную митрополию на восточных землях Киевской Руси предпринял суздальский князь Андрей Боголюбский 1155. Он объявил епископом Ростовским и Суздальским попа Федора, однако константинопольский патриарх не признал новой митрополии.

Постепенно Северо-Восточная Русь начинает считать себя отличной от Руси Юго-Западной, а Суздаль, Владимир, Ростов Великий, а потом и Москва начинают противоаоставлять себя Киеву. Ярким свидетельством этого является поход Андрея Богословского на Киев в 1171 году, в результате чего мать городов русских подверглась страшному разграблению, причем особенно пострадали церкви и монастыри.

В результате распада Киевской Руси после татаро-монгольского нашествия обозначились три центра, претендующие на государственную гегемонию юго-западный Галич, Владимир-Волынский, Львов, северо-западный Новогрудок, Вильня, Полоцк и северо-восточный Владимир, Суздаль, Тверь, Москва.

Если северо-восточные княжества в своей политической деятельности опирались главным образом на татаро-монгольских ханов, то северо-западные и юго-западные земли бывшей Киевской Руси ориентировались на поддержку западных стран и западной церкви. Все это не могло не повлиять на менталитет восточного и западного православия. Между тем Киев стал очень опасным для православных митрополитов, и в 1300 г. после очередного разграбления Киева татаро-монголами киевский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир.

В начале XIV века происходит возвышение московского князя, которого поддержала православная церковь. В результате политической ошибки тверского князя Михаила Ярославовича он не признал митрополита Петра, назначенного Константинополем Петр стал ярым сторонником Юрия, и чаще жил в Москве, чем во Владимире. В 1355 году решением константинопольского патриаршего синода резиденция киевских митрополитов была перенесена во Владимир, фактически же митрополит жил в Москве.

Проблема автономии западноправославной церкви была очень важной в политической деятельности великих князей литовских. Около 1320 года великий князь Гедемин добился открытия новой митрополии с центром в Новогрудке, в которую входили Полоцкая и Туровская епархии. Однако в результате усилий московского митрополита она скоро была закрыта. Великий князь Альгерд приложил значительные усилия, чтобы переместить духовно-административный центр восточнославянского православия в ВКЛ. В 1354 году он попробовал посадить на митрополию в Киеве своего свояка Романа.

Его соперником выступил московский ставленник Алексий. В конце концов Константинополем было принято компромиссное решение Алексий стал митрополитом, а под власть Романа кроме Полоцкой и Туровской епархий оддавались Владимиро-Волынская, Луцкая, Холмская, Галицкая и Перемышльская. После присоединения к ВКЛ Чернигова и Брянска Роман стал и брянским епископом.

В 1373 году в ВКЛ появился посланец константинопольского патриарха иеромонах Киприан Цамблак. Он вошел в доверие к Альгерду и с согласия Константинополя был поставлен митрополитом киевским, галицким и всея Руси 1375. Москва категорически отвергла его в этом качестве. В 1378 году, после смерти московского митрополита Алексия, Киприан приехал в Москву с целью объединить церкви ВКЛ и Великого княжества Московского, но по приказу Дмитрия Ивановича был арестован и выслан за пределы Московии.

Вскоре Киприан Цамблак помирился с московским князем и стал московским митрополитом. Часть 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Униатство. Брестская церковная уния 1596 года

Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь с вопросом специфики религиозно-церковной и… Как правильно отмечают современные исследователи, уния явление противоречивое… Ее невозможно охарактеризовать полярно или со знаком минус или со знаком плюс. Рассматривать церковную унию необходимо…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Начало государственно-церковного соперничества между Вильней и Москвой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Униатская деятельность великих князей
Униатская деятельность великих князей. Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения 1385 происходит массовое крещение литовцев и котоличество, как и православие, ст

Коренной перелом в государственной политике курс на локальную церковную унию
Коренной перелом в государственной политике курс на локальную церковную унию. На протяжении 80-х годов XVI века стало окончательно ясно, что Москва категорически отвергает всякое церковное содружес

Первая волна антиуниатского протеста.Союз православных с протестантами
Первая волна антиуниатского протеста. Союз православных с протестантами. Скоро слухи про унию и ее условия стали доходить до широких кругов общества, преданных православию священников, шляхт

Королевский универсал от
Королевский универсал от. сентября 1595 года. Миссия в Рим. Тем не менее правящие круги были обеспокоены настроением Острожского, за которым стояла большая общественная и военная сила. В 1595 году

Антиуниатский протест
Антиуниатский протест. Форсирование унии было большой политической ошибкой правительства Речи Посполитой. Правительство должно было выступить в качестве государственного посредника между униатами и

Итоги Брестского варианта церковной унии
Итоги Брестского варианта церковной унии. Итак, хоть определенная часть белорусско-украинского общества и поддержала идею унии, его большинство, в первую очередь православное, ее отвергла. Несмотря

Судьба униатской церкви XVII-XX века
Судьба униатской церкви XVII-XX века. Как свидетельствуют исследователи, на присоединенных к Российской империи землях в результате первого раздела Речи Посполитой 1772 насчитывалось около 100 тыся

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги