"Столкновение цивилизаций?"

Современные международные отношения столкновение цивилизаций Санкт-Петербург 2005г. Оглавление Введение3 Глава 1. США в XXI веке1. Постановка проблемы 5 1.2. США Кто мы 3. Америка в мире космополит, империя или нация 10 Глава 2. Столкновение цивилизаций в современных международных отношениях 12 2.1. Модель конфликта 12 2.2. С. Хантингтон Современная глобальная политика это век мусульманских войн3. Международный порядок в свете столкновения цивилизаций 16 Заключение 19 Список использованных материалов20 I век - новый этап в международных отношениях На сегодняшний день написано огромное количество статей, основной идеей которых служит данный тезис, практически ни у кого не вызывающий сомнений. Несомненно, грандиозная геополитическая катастрофа, вызванная крахом СССР, ознаменовала конец биполярного мира. Существование единственной сверхдержавы, не имеющей себе равных, кардинально изменило расклад на политической карте со времен холодной войны.

При этом наличие глобализационных процессов, мировых проблем, растущая взаимозависимость, усиление роли негосударственных акторов в мировой политике заставляет по-новому взглянуть на то, что будут представлять из себя международные отношения в XXI веке, кто будет играть главенствующую роль на мировой арене, и целесообразно ли будет говорить о принадлежности кому-либо главенствующей роли, статуса гегемона вообще На сегодняшний день уже существует огромное количество работ, целью которых служит прогнозирование тех процессов, которые будут являться фундаментом складывающийся системы.

Как ни странно, эти подходы весьма разнообразны, порой противоречивы. Отличаются они и по подходу к проблематике геополитический подход, культурологический, основанный на экономическом анализе, цивилизационный и т.д. Моя работа посвящена анализу теории Столкновение цивилизаций, выдвинутой американским политологом С.Хантингтоном, с1996 года являющимся председателем Гарвардской Академии международных и региональных исследований. Согласно его предположению, международные отношения в XXI веке будут определяться взаимодействием не национальных государств, а цивилизаций.

Данная концепция заслуживает внимания хотя бы потому, что написана она американским исследователем, т. е. анализ данной теории полезен для понимания того, как Соединенные Штаты как уже замечалось, государство, лидерство которого пока неоспоримо - в том числе и в сфере международных отношений оценивают современные международные отношения и пути их дальнейшего развития.

В своей работе Хантингтон не только строит модель будущей системы, будущего конфликта, столкновения цивилизаций, но и устремляет свой взор на западное общество, сравнивая его с остальным, как он пишет, незападным миром.

Целью моей работы служит попытка проанализировать, чем вызвана разработка данной концепции и способна ли она отвечать реалиям складывающихся международных отношений. Достаточно большая часть от всего объема работы уделена анализу идей Хантингтона в проекции на американское общество, его позиционирование в рамках склажывающейся системы международных отношений.

Актуальность данной работы подкрепляется и тем, что с момента написания своей статьи Столкновение цивилизаций, опубликованной в 1993 году в журнале Foreign Affairs, Хантингтон продолжил раскрывать свою теорию в книге Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order 1996. Хантингтоном, которые дают оценку современным тенденциям в мире через призму теории столкновения цивилизаций. Кроме двух приведенных выше работ, мною были использованы статьи из печатных и электронных изданий Политические исследования Pro et Contra Журнал Эксперт Сайт переводов иностранной прессы ИноСМИ www.inosmi.ru Сайт, посвященный большое количество материалов по проблемам международных отношений www.archipelag.ru www.humanities.edu.ru Образовательный портал Социально-гуманитарное и политологическое образование Глава 1

США в XXI веке

США в XXI веке 1.1

Постановка проблемы

Однако, несмотря на многочисленные методологические несовершенства и я... По его мнению, грядущие столкновения будут происходить не между госуда... Данный анализ, как я полагаю, является последствием признания глубоког... Весьма интересно, что Хантингтон относит Россию к расколотым странам. ... В свете разобщенности Европы, американское присутствие на континенте м...

США Кто мы

Важнейшими акторами такого типа Хантингтон считает цивилизации, культу... С. 559 Как это ни парадоксально звучит, но, как видно из рассуждений авто... 1.3. Данному подходу свойственно суждение, что другим обществам свойственны...

Столкновение цивилизаций в современных международных отношениях

Столкновение цивилизаций в современных международных отношениях 2.1

Модель конфликта

Василенко Геополитика учебное пособие стр. Хантингтон Современная глобальная политика - это век мусульманских вой... Хантингтон Век мусульманских войн, httpwww.wdi.rudefault.phpart3427518... 560 Если подвергнуть явление НПО более тщательному анализу, можно прид... может моментально подстраиваться под ту или иную тенденцию и готовить ...

Международный порядок в свете столкновения цивилизаций

В наступающую эру столкновения цивилизаций представляют собой величайш... Simon Schuster, 1996. После холодной войны поиск новой парадигмы, Pro et Contra, 1997 год, 1... Добиться большей политической, экономической и военной интеграции и ко... 312 Таким образом, Хантингтон предлагает консолидировать западный циви...

Заключение

Заключение Ясно, что концепция, изложенная Хантингтоном, не может служить панацеей от проблем современного мира, тем более, видится маловероятным, что новый этап современных международных отношений будет построен на тезисе столкновения цивилизаций.

Следует подчеркнуть, что сам автор цивилизационной теории не считает ее всеобъемлющей, способной объяснить все грани многих современных тенденций.

Однако из этого не следует, что данная концепция лишена смысла, наоборот, разносторонний анализ данной работы позволяет уловить наметившиеся изменения современного мира. Позволю себе привести цитату Хантингтона Когда люди думают серьезно, они думают абстрактно они оперируют с упрощенными картинками действительности, которые зовутся концепциями, теориями, моделями, парадигмами.

По словам Уильяма Джеймса, если нет такого интеллектуального материала, то остается лишь цветущая и жужжащая неразбериха. Как показал в своем классическом труде Структура научной революции Томас Кун, интеллектуальное и научное продвижение заключается в вытеснении одной парадигмы, становящейся все более неспособной объяснить новые или вновь открытые факты, новой парадигмой, которая более удовлетворительным образом их толкует. Для того, чтобы быть принятой в качестве парадигмы, писал Кун, теория должна выглядеть лучше, чем ее соперники, но от нее не требуется объяснять все факты, с которыми она может быть сопоставлена 1. Хантингтон С. Дискуссия вокруг цивилизационной модели С. Хантингтон отвечает оппонентам, Полис, 1994, 1, с.49-57. Своими словами, Хантингтон подчеркивает, что появление его концепции спровоцировано новыми реалиями современности и, как считает сам автор столкновения цивилизаций, на сегодняшний день нет парадигмы, отражающей более полно причины современных преобразований. Так что же способствовало развитию идей Хантингтона Во-первых, преобразование современного западного мира, ярким представителем которого является Хантингтон.

Мир меняется, и Запад ищет новые формы самоопределения, которые позволили бы ему менее болезненно приспособиться к новым реалиям, сохранив за собой лидерство.

Мы не знаем, каким будет Запад в будущим, не знает и Хантингтон Космополит, империя или нация. Во-вторых, мы не можем не согласиться с Хантингтоном о том, что наряду с политическими акторами, на мировой арене появляются иные образования, в частности, основанные на духовном самоопределении в этом кроется весьма важный феномен современного мира. Международные отношения, будучи до сих пор, в основном, делом межгосударственным, переходят в совершенно иные измерения, не имеющие четкого нормативного определения. Новые группы не заключены рамки какого-либо государства, следовательно, во многом бесконтрольны.

Новая грань между субъектами международных отношений в некоторой степени лежит в сознаниях людей, а не на политической карте мира. Кто-то использует данные явления НПО, кто-то пытается к ним приспособиться поиски самоопределения американского общества, кто-то активно изучает подобные явления, часто именуемые парадипломатией. Национальное самоопределение, на которое так часто ссылается Хантингтон, является, как мне кажется следствием именно переходного периода.

Национальное единение, к которому призывает Хантингтон, являет собой попытку обеспечить самое главное, к чему стремится любое государство - безопасность, в свете становления новой системы, которая вряд ли будет характеризоваться однополярностью.

Однако в будущем, идеи размежевания мира по национальным блокам сведет на нет любые попытки решения глобальных проблем. Еще одним следствием теории Хантингтона является включения в общемировую систему отношений новых полюсов сил, которые привносят новые правила игры. Современному миру еще лишь придется установить новые рамки взаимодействия системы, что будет весьма проблематичным, учитывая тот негативный опыт, который имел место на ранее слаборазвитых территориях, которые служили ареной противостояния двух полюсов сил, что привело к катастрофическим последствиям в отношении развития общественно-политичесих процессов на постколониальном пространстве.

Сегодня Запад вынужден противостоять тем последствиям, корни которых были заложены им ранее вследствие деструктивной политики по отношению к третьему миру в попытках проекции своей политической системы на общество иного уровня развития, иных ценностей в следствии достижения краткосрочных геополитических целей.

Как считают некоторые аналитики, современный мир явил в себе новый тип организации, именуемы сетевой культурой. Данная культура несет в себе совершенно иную сущность, не подвластную контролю традиционной системы, но способную врастать в институты последней. Данный феномен был порожден модернизационными процессами, развитиями современной высокотехнологичной инфраструктуры.

Следствием этого, на некоторые склонны считать многие современные конфликты противоборством данных систем. В этом случае, цивилизационный конфликт пролегает не горизонтально между цивилизациями а в рамках одной единой человеческой цивилизации, привнося новые способы организации, выводя на международный уровень новых акторов политики. В любом случае, конфликт, на сегодняшний день, имеет место это конфликт перехода к новой системе взаимоотношений.

Он может быть осуществлен лишь в рамках глобального взаимодействия Консенсуса, компромисса, противостояния Зависит от каждого субъекта взаимоотношений.

Список использованных материалов

Василенко И. А. Неклесса А. Будущее за разношерстной Европой Эксперт, 2005, 42, стр. 84.