Скифы

ПЛАН 1. Введение 2. Историки античности о скифах 3. Хозяйство и быт скифов 4. Религия и верования скифов 5. Куль-Оба 6. Заключение 7. Литература 1. ВВЕДЕНИЕ Скифы, обитавшие на юге Восточной Европы в I тыс. до н.э относятся к числу тех народов, имя которых не только прочно вошло в историю чело-вечества, но и практически всегда «на слуху» самых разных и возрасту, про-фессии и образованию людей.

В немалой степени такой популярностью ски-фы обязаны целой цепи блестящих открытий курганов их владык, что протя-нулась с конца XVIII в. вплоть до наших дней. Найденные в них сокровища, среди которых есть подлинные шедевры ювелирного искусства, не только будоражат воображение, но и порождают зачастую различные догадки и до-мыслы относительно облика скифов, а также их языка, образа жизни и пр. Скифский язык, судя по немногим, дошедшим до нас в иноязычной пе-редаче словам, относился к североиранским языкам иранской группы индо-европейской языковой семьи.

Антропологически скифы принадлежали к ев-ропеоидной расе. Проблему происхождения скифов старалось решить несколько поколе-ний исследователей. Несмотря на то, что по этому поводу высказались десят-ки авторов, желаемой ясности достигнуть не удалось. Если попытаться клас-сифицировать различные мнения, неизбежно огрубляя их при этом, выясня-ется следующее. Многие исследователи полагали, что скифы - это потомки племен, населявших Северное Причерноморье еще в эпоху бронзы.

По мне-нию других ученых, скифы вторглись в Северное Причерноморье с востока, принеся с собой сложившуюся в глубинах Азии культуру, которую мы при-выкли называть скифской. Впрочем, приверженцы "автохтонной" теории обычно допускали участие в формировании скифского этноса мигрантов из Заволжья, а сторонники «азиатской» гипотезы не отрицали вклад населения Северного Причерноморья в складывание скифской культуры.

В последние годы усилия некоторых авторов были направлены на создание «компромисс-ных» теорий. М.П.Грязнов полагал, что участие в формировании скифской культуры принимали различные кочевые племена Евразийских степей, быст-ро заимствовавшие друг у друга достижения в области военного дела, кон-ского снаряжения и прикладного искусства племен и северо-причерномоских киммерийцев. В восточных районах евразийских степей берут свои истоки и древ-нейшие элементы скифской культуры, которая затем была привнесена свои-ми создателями в степи Восточной Европы.

Продвинувшиеся сюда племена скифов покорили своих предшественников – киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни. Со временем победители и побеждённые слились в единый и многочисленный народ, получивший имя завоевателей. Скифы вели кочевой образ жизни, продвигаясь со своими стадами и отарами по определённым сезонным маршрутам в границах своих земель. Для нас – потомков оседлых землепашцев, само слово «кочевник» звучит не-сколько угрожающе.

И это вполне понятно, ведь предки восточных славян в целом и украинцев в частности, жившие на порубежье Степи и Лесостепи, долгие столетия были вынуждены противостоять кочевой угрозе с юга. Но периоды войн сменялись миром, а длительная жизнь славян бок о бок с различными кочевыми народами не могла не повлечь взаимопроникно-вения культур и традиций, возникновения определённой общности историче-ских судеб. Так, например, именно в недрах Скифии зарождалась славянская государственность и связанные с ней институты – недаром слово «царь» имеет иранские корни.

Немаловажно и то, что освоившие степной «океан» кочевники были тем звеном, что соединяло между собой «острова» и «мате-рики» оседлых цивилизаций – вспомним хотя бы Великий шёлковый путь, который шёл некогда от границ Китая до современной Италии. Иными словами, хотя современное население Украины не является прямыми потомками скифов ни в биологическом ни в языковом отношении, скифская история есть яркая страница нашей истории, а скифская культура является частью нашего культурного наследия. 2. ИСТОРИКИ ДРЕВНОСТИ О СКИФАХ Наиболее ранние упоминания скифов, датируемые 70-ми годами VII в. до н.э зафиксированы в ассирийских клинописных источниках.

Асархаддо-ну, занимавшему в это время (680-669 гг. до н.э.) ассирийский престол, при-ходилось, как и всем его предшественникам, вести напряжённую дипломати-ческую и военную борьбу за сохранение ассирийского господства в Перед-ней Азии, осуществлять изнурительные походы в Египет.

Естественно, что появление на северных границах Ассирии нового потенциального противни-ка, каким были скифские отряды, состоявшие из прирождённых лучников и непревзойдённых наездников, не могли не вызвать обеспокоенность у асси-рийских властителей. Согласно данным ассирийских документов, скифы вначале проникли на территорию расположенного в районе озера Урмия Ма-нейского царства, и, под предводительством Ишпакая, поддержали послед-нее в борьбе с Ассирией.

Обеспокоенные сложившимися обстоятельствами, ассирийцы постарались привлечь скифов на свою сторону. Сохранился за-прос Асархаддона к оракулу бога Шамаша, будет ли верен своему слову Пар-татуа – «царь страны Ишкуза», если он получит в жёны ассирийскую прин-цессу. Немало сведений про Скифию и скифов оставили нам историки антич-ности. С VII-VI столетий до н.э. начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваиваемому краю. Отсюда родилась лите-ратура, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки.

Первые сведения о скифах, впрочем, не называя их имя, даёт Илиада. Она снабжает их эпитетами справедливых доителей кобылиц, питающихся молоком. И в Одиссее слышится отзвук знакомства с киммерийцами, отчасти современниками, отчасти предшественниками скифов в Крыму и в украин-ских степях, а учёная литература греков уже в самых ранних своих произве-дениях классического времени включает кое-где в смеси с современными им данными географические и этнографические сведения из эпоса аргонавтов и гомеровского эпоса.

Изучение странствий Одиссея показывает, что сказания о них сначала имели в виду Эгейское море, затем частью перенеслись на Чёрное, а позднее к берегам Сицилии и Италии в зависимости от новых зна-ний, сообщавшихся мореходами грекам, в том числе и рапсодам. У писателя VII в. до н.э. Гесиода гомеровские доители кобылиц прямо названы скифами.

В конце VII и начале VI в. отдельные поэты сообщали о далёких бере-гах Чёрного моря и чудесных землях на север от него. Реальность этих све-дений особенно заметна в том стихе лесбосского лирика Алкея, из которого видно знакомство с Белым островом владыки Скифии Ахилла. У Сапфо есть некоторые сведения об отдельных фактах относительно Скифии. Поэты этого времени, в частности Алкман, восприняли, по-видимому, немало из поэмы об аримаспах, «одноглазых», похищавших у грифонов то ли уральское, то ли алтайское золото, написанной, вероятно, в VII в. Аристеем из геллеспонтско-го города Проконнеса. У него, несомненно, были сведения о торговом пути на северо-восток, упоминались народы и их нравы, и, наконец, он сообщал о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и об изгнании их. Его сведения может быть легли в основу многого в трудах позднейших логогра-фов (сочинителей в прозе) и историков, хотя в них, судя по различию с Ари-стеем, отразились другие не дошедшие до нас источники.

Некоторый взрыв интересов к далёкой Скифии на рубеже этих двух столетий имеет прямое ка-сательство к тому, что именно в это время основывались первые колонии на Северном берегу Понта и что тогда же происходили последние вторжения киммерийцев в Малую Азию, достигшие её ионийско-лидийского побережья.

Сношения со скифским севером никогда не прекращались в античное время, но они вспыхивали сильнее и больше отражались в те периоды среди-земноморской истории, когда скифы играли или могли сыграть в ней какую-ту роль. Поэтому новая вспышка интересов к Скифии и скифам возникает в связи с греко-персидскими войнами, во время которых скифы рассматрива-лись как возможные союзники, а шедший с берегов Скифии хлеб лишь спо-радически перехватывался персами в проливах и играл видную роль в продо-вольствовании Эллады.

Среди писателей начала этой эпохи, т.е. рубежа VI-V вв. до н.э прежде всего следует выделить Гекатея из Милета, известного в отрывках у более поздних авторов.

Его большой труд «Землеописание» отражает интересы то-гдашней Ионии к внешнему миру, а его отрывки, касающиеся Скифии, пока-зывают большое внимание к разным местам заселённого греками побережья. Он знал много туземных племён. В его кругозор в противоположность Геро-доту вошла не только собственно Скифия, но и Северный Кавказ, на котором он не знает и не называет скифских племён. Часть его сведений касается скифов ещё VII и VI вв. Он говорил и о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и, по-видимому, кое-что из рассказа о походе царя персов Да-рия I в Скифию взято Геродотом у него. Геродот из Галикарнасса (около 484-425 гг. до н.э.), касаясь истории скифов, в разных местах своего труда о греко-персидских войнах, а особенно в IV книге детально освещает географию и границы Скифии, происхождение Скифов, их обычаи и религию, торговый путь на северо-восток и нравы бо-лее северных народов, живших близким к скифскому бытом, но иных по языку и не входивших в Скифское царство.

Всё это изложено в связи с похо-дом Дария в Скифию в 515/14 гг. до н.э. У Геродота отражены также события ранней истории скифов, их походов в Переднюю Азию и вплоть до границ Египта в конце VII и в начале VI в. до н.э. Современник Геродота и Фукидида Геланник из Митилен на Лесбосе написал целый не дошедший до нас труд «Скифское». От него сохранились скупые, но существенные отрывки.

Он знал и европейскую Скифию, и её за-донское продолжение, т.е. один из первых начал употреблять её имя расши-рительно.

Он приписывает скифам изобретение железа. Один из первых он идеализирует их нрав и быт. В IV в. интерес к Скифии несколько уменьшился, пока не вспыхнули войны македонских царей Филиппа и Александра. Эфор (405-330 гг. до н.э.), историк и этнограф, известен лишь в отрывках у позднейших писателей, осо-бенно у Страбона; несмотря на идеализацию скифов, он сохранил точное по-нятие об их территории и даёт интересное противопоставление их обычаев обычаям савроматов.

Источником, где много сведений по географии и истории Скифии, по-чёрпнутых у предшествующих авторов эпохи Митридата и Юлия Цезаря, яв-ляется Страбон (около 63 г. до н.э. – 23 г. н.э.). Хотя он сплошь и рядом употребляет термин «скифы» для обозначения сарматов, но у него легко выделить ранние сведения о скифов по Геродоту, Эфору и другим авторам вплоть до Гекатея и Гомера. Впрочем, в ряде случаев он предпочитает Геродоту другие источники, как, например, в вопросе о направлении торгового пути через Скифию, в рас-сказе о походах скифов и киммерийцев в Переднюю Азию и т.п. Но он незаменим в рассказе о Скилуре и Палаке и об их борьбе с Дио-фантом.

Расширительно применяя термин «скифы», он никогда не ошибает-ся, когда идёт речь о собственно скифах, о событиях их истории или об их территории. Так, по данным историков первой половины I в. до н.э. мы узна-ём о фракийском царе Биребисте и о сожжении им Ольвии. После Страбона воспоминания о скифах, по большей части фактически переплетаясь с реальными данными о сарматах, часто попадаются в виде экскурсов у греческих и римских авторов эпохи римской империи.

Так, у натуралиста Плиния Старшего (23-79 гг. н.э.), при общей запу-танности его географии есть новые сведения о некоторых племенах Скифии эпохи Геродота, например об авхатах. Клавдий Птолемей сохранил нам впе-ремежку с новыми данными старую номенклатуру рек, городов и племён, восходящих к собственно «Скифии» и к её истории до эпохи Митридата. 3.

Хозяйство и быт скифов

Основным источником для восстановления женского кос-тюма остаются женс... В памятниках среднескифского периода господствующей в группе столовой ... Чаще всего использовались неглубокие сферические чащи для молока или б... У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания. Ту часть молока, которая поднимается наверх снимают черпаком.

Религия и верования скифов

А перед этим эму давали такой надел земли, который он мог объехать вер... Вероятно, эти обряды с участием царя и его двой-ника входили в ритуал ... Фигурки богинь и оружие переданы так реалистично и точно, что просто п... На шее женщины были ожерелье и тяжёлая золотая гривна весом 473 г. Утром оказалось, что неисследованная часть кургана ограблена.

Заключение

Заключение Каждый народ проходит свой исторический путь. Путь скифов не был короток – история отмерила им более тысячи лет. Долгое время они пред-ставляли господствующую политическую силу на обширной территории между Доном и Дунаем.

Поэтому история юга Украины не может рассматри-ваться вне контекста истории скифов. Немало выдающихся археологов и ис-ториков занимались изучением этого народа. Исследования продолжаются и к ним начинают присоединяться специалисты смежных специальностей (на-пример, палеогеографы или климатологи). Надеюсь, что это сотрудничество позволит нам узнать немало интересного и нового из истории скифов. 7. ЛИТЕРАТУРА: 1. Бессонова С.С. Религия скифов. Николаев: МП " Возможности Кимме-рии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украины). 2. Гаврилюк Н.А. Хозяйство и быт Степной Скифии. Николаев: МП "Воз-можности Киммерии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украи-ны). 3. Мурзин В.Ю. История скифов. Николаев: МП "Возможности Киммерии", 1997. 24 с.: ил. (Страницы истории Южной Украины). 4. Агбунов М.В. Путешествие в загадочную Скифию. М.: Наука, 1989. 191 с.: ил. (Страницы истории нашей Родины). 5. Граков Б.Н. Скифы: Научно-популярный очерк. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 200 с.: ил табл. 6. Брашинский И.Б. Сокровища скифских царей: Поиски и находки М.: Наука, 1967 128 с.