рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Этнический «россиянин» в поисках Родины

Этнический «россиянин» в поисках Родины - раздел История, ЧЕГО ОТ НАС ХОТЯТ ЕВРЕИ Русская Идея Не Потому Нехороша Для Чубайса, Что Она Не Хороша, А Потому, Что...

РУССКАЯ идея не потому нехороша для Чубайса, что она не хороша, а потому, что она – русская. Адепт «россиянства», он везде по ходу книги ставит слово «россияне», «российский» там, где по смыслу должны стоять слова «русские», «русский». И сам попадает в собственную ловушку.

Даже анализируя дух русских пословиц, которые он цитирует по книге В.Даля с более чем характерным названием «Пословицы русского (!) народа» (само это название наш историософ, конечно же, стыдливо опускает), Чубайс пускается в рассуждения о «мировидении россиян», о том, «что же означало для россиян православие» (27), об отношении «россиян к земле и земледелию» - все это для того, чтобы, наконец, сделать вывод: «Многомиллионное коренное население России (еще один эвфемизм, образец изворотливости! – А.С.) выражает себя в целостном, непротиворечивом… наборе суждений. Анализ поговорок обнаруживает существование единой российской общности» (31). Бедный Даль вращается в гробу, как пропеллер, от такого извращения! Но Чубайс, который если и хотел бы, все равно не может «примазаться» к русскому народу, не в силах перешагнуть через себя: нет русских, есть россияне, которых он задним числом производит в высокий ранг «наших далеких предков» (35)…

И вот он пишет, рассуждая об истории этих самых, якобы общих у нас с ним, «наших предков»: «До сих пор, кажется, еще никто ясно и четко не сказал, что нынешняя Россия – это третье российское государство на нашей территории. Та Русь-Россия, что существовала с VIII до начала XX века, принципиально отличается от иного российского государства, имевшего не только другое название – СССР – и другие символы… В Российской Империи ключевые ценности выражались понятием Русская идея. Нынешнее государство – третье в отечественной истории – Россия - Российская Федерация начало формироваться с 1991 года в результате распада СССР. Идейно-мировоззренческий статус этого государства является предметом острой политической борьбы, и по сей день он четко и однозначно не определен… Здесь не действует прежняя конституция, не существует власти советов и советско-коммунистической символики, нет правящей КПСС и нет коммунистической идеологии. Значит, новая Россия не равняется ни РСФСР, ни уменьшенной СССР. Но нынешняя Россия не является, и это очевидно, прямым продолжением Российской Империи хотя бы потому, что мы не живем в православной самодежавной монархии”.

Для нас-то, русских, ясно, что наша современная Родина – не российское, а русское государство, и не третье, а, как минимум, пятое: Киевская Русь – Московское царство – Российская империя – СССР – Россия. Преемственность (для нас) видна тут самая прямая: ибо Россия на всем протяжении своей государственной истории едина как государство русского народа. Именно и только в этом единственный смысл ее развития как единого целого во всех своих фазах. Перейдя в XVIII веке из фазы русского национального государства в фазу империи, мы через триста лет вновь возвращаемся в свое национальное государство в конце ХХ века, хотя и в гораздо более широких границах.

Для Чубайса такая преемственность органически неприем-лема. Именно поэтому он и ведет исчисление истории с имперского периода (при этом подложно удлинняя его на тысячу лет), когда в состав населения начинают входить многие народы, в том числе евреи.

Именно поэтому же он и утверждает облыжно, что в империи-де “ключевые ценности выражались понятием Русская идея”. На самом же деле официальная идеология была бесконечно далека от этого. Все Романовы, за исключением, в некоторой степени, Александра Третьего, были нормальными «имперцами», а отнюдь не русскими националистами, и сторонились Русской идеи, которая пробивалась на свет только в трудах оппозиционеров – декабристов, славянофилов – или крайне правых идеологов, ничего общего не имевших с официозом.

Чубайс лжет, ибо ему чрезвычайно важно показать, что Русская идея - не есть нечто живое, существующее в нашем мире вместе с нами, развивающееся, эволюционирующее. Нет: это мумия, чья жизнь закончилась в дореволюционной России и эмиграции. Отмерла вместе с Империей. Соответствующая глава и называется с учетом этого: «Русская идея, в чем она состоит и можно ли к ней вернуться?» Как известно, в настоящее не возвращаются, возвращаются в прошлое.

 

3. Торги старьевщика…

ЧУБАЙС подходит к Русской идее, как паталогоанатом, с ланцетом и в перчатках, - чтобы препарировать ее, «разъять, как труп». Как Сальери – музыку.

Выбранные для пяти (!) эпиграфов к соответствующей главе авторы – все, как на подбор, классики, почтенные покойники: Достоевский, Соловьев, Бердяев, Вс.Иванов, Ильин... Современные философы упоминаются только те (Гулыга, Троицкий), что трудятся в старом, давно пересохшем русле, проложенном перечисленными выше авторами, - проще говоря, популяризируют идеи классиков. Чубайсу не приходит, очевидно, в голову, что Русская идея – динамическая модель, у которой множество живых и мертвых соавторов, осуществляющих как преемственность, так и полемику, и эволюцию. Ни один политолог, идеолог, разрабатывающий современную русскую идею, им даже не упомянут.

В итоге, обозначая параметры традиционной Русской идеи, Чубайс (ссылаясь, для верности, на «большинство россиеведов, пытающихся отыскать позитивный смысл концепта») называет «относительно устойчивый и ограниченный набор характеристик»: «соборность и коллективизм, монархизм, православие, эсхатологизм, патриотизм» (13). Такой вот немудрящий пересказ «своими словами» известной формулы «православие, самодержавие, народность».

Музей. Лавка антиквара. Благородные руины. Склеп.

Материал, взятый Чубайсом для самостоятельного анализа Русской идеи, также подчеркнуто архаичен. Это – стихи некоторых произвольно отобранных дореволюционных поэтов XIX-XX вв., русские пословицы, собранные Далем, и собственно русская история, осмысленная автором в меру своих познаний. В итоге он слегка поправляет вышеприведенную формулу: «Мы выделили три важнейших представления, составлявших основу русской идеи – православие, соборность (в другом месте – «общинный коллективизм». – А.С.) и собирание земель. Все эти три идеи, работавшие много столетий на формирование первого российского государства, в нынешней новой России приобретают иной смысл и звучание и не могут быть использованы в прежнем виде» (41). «К концу прошлого столетия все составляющие русской идеи вошли в полосу кризиса» («Историзм…», 15).

Была дедовская шуба, да износилась. Моль съела. Носить нельзя.

«Не волнуйтесь, господа, Русская идея – в прошлом, она мертва и не воскреснет!»

И как тут не согласиться: в таком виде – да, разумеется, не воскреснет.

МЕЖДУ ТЕМ, на самом деле Русской национальной идеи в сколько-нибудь цельном виде до сих пор у нас не было вовсе. Она не умерла, да и не могла умереть, поскольку только еще нарождается. До революции, в условиях имперского строительства, русская национальная идея не была и не могла быть востребована. А та идея, что существовала (и вполне укладывается в приведенные Чубайсом формулы) под именем Русской, - это, по сути, российская государственная идея, выражающая исключительно идеологию имперского строительства. Некоторая «русская» специфичность этой идеологии была задана русским происхождением имперского этноса – и только.

Напомню, что наша нация на всем протяжении истории вплоть до недавнего времени никогда не выдвигала собственно русский национальный (то есть, в первую очередь, кровный и исторический) принцип в основу национальной идентичности. Он хоть и присутствовал в сознании («ты скажи, богатырь, какого роду-племени», «чую, русским духом пахнет!» и т.д.), но не доминировал. А в качестве идентификационной доминанты выдвигались другие принципы: вначале чисто административный (подчиняешься руси, русским князьям – значит, русский; отсюда, кстати, и сама лексическая форма притяжательного прилагательного «русский», отвечающего не на вопрос «кто?», а на вопрос «чей?»), затем территориально-государственный (живешь вместе с русскими, служишь России – значит, русский), конфессиональный (православный – значит, русский), культурно-языковой (русский по духу, по культуре, по традициям – значит и впрямь русский)… Дефективность, точнее - самоубийственность подобной парадигмы выявилась с крушением созданной русскими Российской империи и в еще большей, может быть, степени – с крушением созданного евреями СССР.

Современный этап развития Русской идеи именно и состоит в преодолении ветхого наследия, которое Чубайс пытается выдать за некую неизменяемую ценность, застывшую в прошлом, как муха в янтаре. Но сегодня все меньше становится русских людей, которые согласны считать это наследие за таковую ценность, и все больше начинают понимать необходимость русской самоидентификации по крови и истории. Национальная идея по определению не может быть вненациональной, наднациональной.

В этом и состоит эволюция (даже, если угодно, революция) Русской идеи в условиях, если перефразировать Чубайса, перехода к Новой России. Но ему этого понять не дано.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЧЕГО ОТ НАС ХОТЯТ ЕВРЕИ

На сайте allrefs.net читайте: "ЧЕГО ОТ НАС ХОТЯТ ЕВРЕИ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этнический «россиянин» в поисках Родины

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВСТУПЛЕНИЕ
  ПОСЛЕДНИЕ годы мое внимание как социолога и политолога приковано к еврейской проблеме. Она кажется мне важнейшей, ключевой для ориентации в современной российской жизни. Да

У «СТРАХА ИУДЕЙСКА» – РАСКОСЫЕ ГЛАЗА
  “ЕВРЕЕВ на планете очень мало, но каждого еврея очень много”, - верно подметил великий еврейский поэт Губерман. Иногда просто поражаешься: как народ, чья численность на всем земном

I.2. ЧТО ОБЕЩАЕТ ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ
  У евреев есть свое национальное государство - Израиль. Это их страна, их историческая родина, их Земля Обетованная. Это единственное место в мире, где у евреев есть моральное право

РЫБКА ПЛЫВЕТ, НАЗАД НЕ ОТДАЕТ
    КТО НЕ помнит, с какой нездешней силой рвались евреи из СССР! Как ставили превыше всех прав человека и общества - право покинуть нашу страну! Настолько, что шабесгой

Нравится?!
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)     * * * ИТАК, три капитальных фактора, сложившиеся в последние 10-15 лет, определяют сегодня судьбу

Натан Щаранский
(“Русская мысль” № 4160 февраль 1997)     С полуторатысячелетней мечтой трудно расстаться. А сделать это публично и широковещательно - и вовсе

СОХНУЩИЙ СОХНУТ И ПОВОРОТ Р.Е.К.
    ДО 1996 ГОДА главным представителем российской еврейской общины была организация “Ваад”. “Что такое Ваад России? Это объединение общественных организаций, ю

Хотим ли, готовы ли ее платить?
- Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)     2.2. ЕВРЕЙСКАЯ «ТАБЛИЦА РАЗМНОЖЕНИЯ»   Сколько евреев в России

Александр Блок
  Итак, евреи не только не собираются оставлять Россию, как некогда Германию и Польшу, но собираются здесь жить, плодиться и размножаться, преумножать силы своей общины, одновременно

ПЕРВАЯ РУССКАЯ КАТАСТРОФА И ЕВРЕИ
  ДЛЯ КОГО как - а для меня Октябрьская революция предстает как величайшая историческая Катастрофа русского народа, рядом с которой пресловутый Холокост - незначительная деталь мирово

ПЕРЕСТРОЙКА. ВТОРАЯ РУССКАЯ КАТАСТРОФА И ЕВРЕИ
  ЕЩЕ НЕ сведены старые счеты, а уже пора выставлять новые. Этноэгоцентризм евреев, безудержный, безграничный, ведет их по кругу истории, не давая сойти с орбиты, снова и сно

ИМПЕРИЯ: ЦЕЛЬ И ЦЕНА
  В ХОДЕ Перестройки, когда вчерашним диссидентам были отданы все трибуны, критика «имперского синдрома», «имперского мышления» (подогреваемая западными экспертами и «голосами») дости

О ПАТРИОТАХ И НАЦИОНАЛИСТАХ
  НЕПРАВЫ те, кто грубо играет на противопоставлении, сталкивании понятий «патриотизма» и «национализма», преувеличивает их различие, разводя на разн

ДЕТИ ШАПИРО
  ПОЛИТИЧЕСКАЯ теория гражданского устройства предполагает две хорошо известные крайние точки зрения на проблему: «великодержавный патриотизм» и - «безродный космополитизм». Ирония ис

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ РОССИИ: КТО ПРАВ?
  ПЫТАЯСЬ восстановить привлекательный имидж имперскому прошлому, евреи (в том числе полукровки) не останавливаются даже перед заведомой ложью. Например, Игорь Чубайс в упомянутой кни

ПОЧЕМУ евреи не мирятся с ролью русских как государствообразующего народа? Почему так хотят поставить нас на одну доску со всеми?
Во-первых, как уже говорилось, они не хотят и боятся создания русского национального государства. Во-вторых, они сами питают надежды на роль государствообразующего народа, «импе

КСТАТИ О РУССКИХ
  КСТАТИ, о русских. Ясно, что путь любой государствообразующей нации к созданию своего национального государства лежит через манифестацию собственной идентичности. Сколько чернил пот

Слова из романса
ПРЕДСТАВИМ себе, что надежды евреев (и не только) сбылись и империя в том или ином виде под их руководством восстановлена. Какой она будет? Представить это не столь сложно. Во-первых, пото

ХАЗАРСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
  ИТАК, какой же предстает Хазария в ретроспекции еврея, мечтающего о дальнейших «обновлении и демократизации» России? Ответ на этот вопрос поможет нам глубже понять, «чего они от нас

КОНВЕРСИЯ ПО-ХАЗАРСКИ
  ЕСТЕСТВЕННО, что, проклиная ксенофобию (и не желая видеть ее органическую спасительную необходимость в мире, где от века не прекращается борьба этносов за выживание и господство), А

О «ВЕРОТЕРПИМОСТИ» ИУДЕЕВ
  ДРУГИМ, едва ли не более мощным, чем демилитаризация, фактором крушения Хазарии явилось то, что она была, по тем временам, наиболее «открытым обществом» из всех. Настоящим ва

Плюс химеризация всей страны.
  ЕСТЬ хороший анекдот. Прибежали мыши к филину: «Дядька филин, ты мудрый, помоги, научи, как жить: лиса продыху не дает, совсем заела, со свету сжила!». Филин подумал-подумал: «Ну, м

ОТЕЦ ВАШ ПОППЕР! МАТЬ ВАША – СОРОС!
ОДНАЖДЫ мне уже пришлось полемизировать с ним на страницах “Независимой газеты”, выпустив статью с названием “Большевики из Открытого Общества”. Правда, полемика в ней шла не столько с Рацем, чье с

ВСЕ НА ПРОДАЖУ!
ПОМНИТЕ мечту Альтшулера об окончательной демократизации Евразии-России-Неохазарии? Передо мной созвучная этой идее брошюра, названная безапелляционно: «Русская идея: демократическ

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В “РАЦ”ИОНАЛЬНОМ
  КОГДА вам кто-то что-то внушает, важно понять не только, что именно, но и кто именно, почему именно и с какой целью он это внушает именно вам. Попробуем разобраться. Как я

Глина для Голема
ВСЕ У НИХ построено на противопоставлении антропогенного мира – естественному. Соответствующие даются и практические рекомендации. Вот опорная схема: «Политика развития соответств

О политическом единстве извозчика и лошади
УТОПИСТЫ, однако, - утописты во всем, и в негативе и в позитиве. Рацы-ойзерманы, например, уверенно постулируют: «Выбор того или иного режима определяется национальной политикой, которую выбирае

Для отвода глаз
СУДЯ по тому, что конечные рекомендации этих карасей (о распродаже невосполнимых природных ресурсов России) – до вульгарности материалистичны, возникает уверенность, что все их наивны

Врагам народа - охранную грамоту?
КАК БЫ предвидя опасность разоблачения, рацы-ойзерманы настойчиво прививают читателю «культуру диалога», «консенсусную психологию», идеалы плюрализма, чтобы в нужный момент спрятаться за «естествен

Право для черных – черное право, или Зачем им суд присяжных?
ЧИТАТЕЛЬ не забыл, конечно, как формулируется триединое содержание утопического идеала «открытого общества»: рынок, гражданское общество, правовое государство. С рынком наше население успе

Вот два изображенья: вот – и вот.
На этих двух портретах лица братьев.» В.Шекспир, «Гамлет» В ИМЕНИ Анатолия Чубайса воплотилась для большинства нашего населения вся сумма негатив

Критика способности суждения… невежды
«ИСТОРИЯ есть практическая философия, которая учит нас с помощью примеров», - точно определил когда-то лорд Болингброк. К сожалению, высокомерно-умозрительный подход к истории, минующий ее фактогра

И лавка мод
НЕТ, Игорь Чубайс, в отличие от многих своих соплеменников, не хочет воссоздания империи и не считает это возможным. Ему достаточно России. Правда - новой. Ну совсем новой: и без коммунистических и

ВМЕСТО МНОГОТОЧИЯ
  ПОСТАВИТЬ точку в исследовании, подобном предпринятому мной, очень трудно. Накопленный за годы работы материал настойчиво требует воплощения. Вот неполный перечень статей,

Александр Севастьянов. НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТИЯ. – М., «Александр Севастьянов», 1996. – 224 с., илл.
Содержание: - К интеллигентному читателю.- 1. О главном.– Интеллигенция, вперед! – Об общественных задачах и способах их решения. – Уроки Гитлера. – Есть та

КНИГИ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ПО АДРЕСУ: 115142, Москва, а/я № 1, Севастьянову Александру Никитичу.
ОТРЫВКИ НА ЕВРЕЙСКУЮ ТЕМУ ИЗ «КАТЕХИЗИСА РУССКОГО В РОССИИ» (Полностью публикуются в спецвыпуске «Национальной газеты» № 4 за 1999 год)  

Вы можете сообщить свое мнение о его новой книге, написав по адресу: 115142, Москва, а/я № 1.
    [1][1] В 1989 г. еврейский писатель Г.Канович, прибывший на еврейский съезд как депутат от Литвы, пытался собирать подписи по Москве под призывом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги