рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА - раздел История, История Тевтонского ордена   А) Боевое Построение. В Полевых Сражениях Войско Тев...

 

а) Боевое построение.

В полевых сражениях войско Тевтонского ордена обычно строилось в три линии, или эшелона (по‑немецки «треффен»). Третью линию составлял резерв. Каждый треффен состоял из нескольких боевых отрядов (по‑немецки – «шлахтгауфенов»), представлявших собой тактические подразделения. В свою очередь, каждый шлахтгауфен состоял из нескольких знамен, или хоругвей (баннеров), а каждое знамя – из нескольких отрядов (труппов – просьба не путать с трупами).

Острие передового шлахтгауфена тевтонского орденского войска составляли рыцари в тяжелых доспехах, построенные клином (по‑старонемецки «ди шпиц»). В зависимости от количества тяжеловооруженных конников, составлявших острие (чело) клина, сам клин мог быть больше или меньше. Были возможны варианты, когда в первом ряду стояло трое рыцарей, во втором – пятеро, в третьем – семеро, в четвертом – девятеро и т.д. Чаще всего клин состоял в общей сложности из 50–80 рыцарей, в то время как основную часть шлахтгауфена составляло двигавшееся вслед за тяжеловоруженными рыцарями, построенное вытянутым четырехугольником формирование конных рыцарей в облегченном вооружении и услужающих братьев (слуг, сариантов), как правило, представлявших, по сравнению с рыцарями, меньшую боевую ценность и обладавших меньшим боевым опытом.

За отрядом этой средней и легкой кавалерии в некоторых случаях выстраивалась орденская пехота.

Рыцарский клин мог состоять либо из одного большого баннера, либо из нескольких более мелких. Когда нам приходится читать о клине, состоящем из нескольких баннеров, то остается не вполне ясным, где в таком случае располагались знамена и предводители этих мелких баннеров, поскольку знамя первого баннера клина считался знаменем всех баннеров, входивших в этот клин. Прикрытие знаменосца составляли рыцари, вооруженные мечами, булавами и шестоперами (штрейткольбенами). Иногда рыцари этой знаменной группы имели по два меча каждый. А вот копий им – повторим это еще раз! – не полагалось (чтобы они, захваченные общим наступательным порывом, не атаковали неприятеля «по‑рыцарски», с копьем наперевес, забыв о порученной им охране знамени).

Тактическая цель атаки в клинообразном строю заключалась в прорыве неприятельского строя, чтобы потом повернуть и рассечь и без того распадающееся неприятельское формирование на несколько частей. Вероятно, за рыцарями следовали легковооруженные отряды, занимавшиеся уничтожением противника, утратившего боевой порядок. Клинообразное построение использовалось тевтонами задолго до битвы при Танненберге (15 июля 1410 г.), в частности в Прибалтике. В орденских хрониках (в частности, у Генриха Латвийского), упоминается боевой порядок под названием «шигкунге», хотя ныне точно неизвестно, как он выглядел.

б) Походное построение

На марше в голове орденского войска следовал конный авангард (нем. «фортраб», или «реннфане», что по‑русски иногда переводится как «Гончая хоругвь»), а замыкал колонну арьергард (нем. «нахгут»). Если войско передвигалось по неприятельской территории, оно шло в сомкнутом строю. При снятии с лагеря никто не должен был садиться на коня или надевать вооружение без приказа. Каждый должен был оставаться в своей группе, или ротте (не путать с ротой!), к которой он был приписан (Правила, 46). Без соответствующего приказа не разрешалось снимать доспехи, шлем, щит и оружие.

В пункте ХХIII Законов верховного магистра тевтонов брата Дитриха фон Альтенбурга (1335–1341) сказано, что все братья должны оставаться и передвигаться под знаменем (в составе знамени. – В.А.), за исключением тех случаев, если предводитель их баннера или его помощник пошлют их куда‑либо с поручением. Пункт V Законов гохмейстера Винриха фон Книпроде (1351–1382) говорит: «Брат, коий в походе (рейсе) будет послан к знамени (зачислен в состав знамени. – В.А.), не должен удаляться от оного без приказа». Слуги (кнехты) должны были в походе ехать вслед за братьями‑рыцарями, каждый за своим господином. Если рыцари соединялись в отдельный отряд (нем. «шар»), то кнехты должны были ехать перед ними или рядом с ними, держа в поводу боевых коней (в походе рыцари ехали не на боевых конях, а на походных лошадях).

В опасных («внушающих страх») местах орденским братьям не дозволялось без приказа разнуздывать лошадей. Когда братья садились на боевых коней, им не дозволялось поворачивать их без приказа. В пору Средневековья среди рыцарей часто возникали споры и даже конфликты из‑за права непременно первым атаковать неприятеля (первым войти в боевое соприкосновение с противником считалось делом чести, ради этого рыцари нередко ломали строй, приводя тем самым свое войско к поражению).

Поэтому Законы Тевтонского ордена строжайшим образом регламентировали все действия каждого члена ордена на марше и в бою с целью недопущения подобных конфликтов между братьями‑рыцарями и самовольных действий. Если бы братья самовольно, «ища себе чести и славы» (как говорится о дружинниках‑курянах в «Слове о полку Игореве»), вырывались вперед, это могло бы привести к катастрофическим последствиям для орденского войска. Поэтому за подобные проступки предусматривалась суровая кара. Никому из братьев не дозволялось атаковать без приказа или до того, как переходил в атаку предводитель баннера (баннерфюрер). Братья, которым было поручено прикрывать знамя, обязаны были находиться в его непосредственной близости. Потеря знамени (или самовольная подача им каких‑либо сигналов) каралась смертной казнью.

Перед отдачей маршалом или предводителем баннера приказа атаковать оруженосцы собирались с вьючными лошадьми под знаменем, которое держал один из братьев‑сариантов, и молились за своих ушедших в бой хозяев, не принимая сами участия в сражении. Сами оруженосцы (возившие за братьями‑рыцарями, которым они служили, их щиты и копья), имели на вооружение только кинжалы для самообороны и в бою обычно участия не принимали (за исключением критических ситуаций).

В сомкнутом строю орденские бойцы оставались только до момента вхождения в боевое соприкосновение с противником. С началом схватки строй распадался на множество отдельных поединков. Тяжеловооруженные рыцари не могли атаковать с копьями наперевес в сомкнутом строю без интервалов, не имея свободы маневра и свободного пространства для разгона, необходимого для нанесения таранного удара (поэтому расхожие представления о том, что тевтонская железная «свинья» сомкнутым клином, как раскаленный утюг в сугроб, входила в плотный неприятельский строй, пробивая его насквозь, несомненно, нуждаются в серьезной корректировке). «Божьи дворяне» шли в атаку коротким или медленным галопом, почти что рысью. Обычно бой начинали конные арбалетчики, стоявшие на флангах и перед готовым к бою конным формированием ордена. Отстрелявшись, арбалетчики отступали в тыл конному формированию.

Тактическое боевое построение в соответствии с уставом ордена тамплиеров, применявшееся войском Тевтонского ордена в ранний период его существования (в Святой земле), отличалось от описанного выше «классического». В Святой земле вооруженные кнехты, державшие копья рыцарей, стояли перед группой рыцарей, каждый перед своим господином. Невооруженные оруженосцы с походными лошадьми находились в последней линии. Как правило, тяжеловооруженные рыцари образовывали первую линию, а братья‑сарианты, имевшие среднее вооружение – вторую. Легкая конница (туркопулы или туркополы), набиравшиеся из палестинских, сирийских и армянских христиан (а впоследствии – из осевших в Святой земле потомков крестоносцев‑франков, пулланов и даже из местных мусульман), стояла на флангах.

В Пруссии и Ливонии ситуация изменилась. Разделение орденского войска на отдельные отряды (крестоносцев изо всех градов и весей Европы, ополчений орденских комтурий, ополчений подчиненных ордену епископств и городов), выступавших каждый под собственным баннером, делало фронт орденского войска более широким за счет меньшей глубины построения.

Тактическое построение (в частности, в битве при Танненберге 15 июля 1410 г.) орденского войска состояло из большого числа конных арбалетчиков (спешивавшихся в бою) и меньшего числа тяжеловооруженных рыцарей (строившихся клином).

Пешие воины использовались главным образом в орденском флоте мариан, при обороне замков, крепостей и городов, сопровождении транспортных колонн и при охране обоза, оставленного конным войском, ушедшим жечь и грабить достояние прусских (или литовских) язычников.

в) Копье, или глефа

Самое мелкое подразделение тяжелой орденской конницы именовалось «копьем» (по‑немецки – «птеве», «глефе», «глефа», «ланце», или «шпис»). Глефа (само это слово означает копьевидное оружие с длинным древком и плоским, клинкообразным наконечником) была не тактическим, а чисто организационным подразделением. В отличие от копий обычных, «мирских» («светских») рыцарских войск Западной Европы (за исключением армий королевств Иберийского полуострова – кроме Наварры! – в которых «копьем» именовался одиночный тяжело‑ или легковооруженный конный воин), насчитывавших в своем составе порой до нескольких десятков человек (в зависимости от богатства возглавлявшего копье рыцаря‑феодала), тевтонская глефа состояла не из четырех (как часто ошибочно пишут и думают), а из трех человек – тяжеловооруженного конника, его оруженосца и конного арбалетчика. На этих трех воинов приходилось в общей сложности четыре лошади. Каждый из трех конников глефы имел свою собственную походную лошадь, а тяжеловооруженный конник – еще и тяжелого боевого коня, которого в походе вел в поводу его оруженосец.

Тяжеловооруженный конный латник именовался «шпис‑фюрером», или «глефнером». На марше доспехи рыцаря были навьючены на его боевого коня, в то время как оруженосец вез щит и копье глефнера. Лишь в непосредственной близости от неприятеля глефнер в подходящем месте облачался в доспехи. Всякий рыцарь, желавший иметь собственного оруженосца, должен был при вступлении в Тевтонский орден внести в качестве «вклада» не менее четырех лошадей (во всяком случае, в германских владениях Тевтонского ордена). «Человеком чести» (нем. «эрбар») считался лишь тот, кто, кроме оруженосца (не имевшего собственного вооружения), выставлял хотя бы одного стрелка.

Контракты, заключавшиеся Тевтонским орденом с предводителями наемников (нем. «зёльднеров» – от слова «зольд» = «жалованье», происходящего от названия средневековой итальянской монеты «сольдо» или от названия позднеримской золотой монеты «солидус», или «солид»), предусматривали, что каждый шпис в составе наемного отряда также должен был включать в свой состав трех человек и четырех лошадей (например: «Сорок хорошо вооруженных рыцарей и оруженосцев и сорок стрелков» или: «Сто глеф добрых рыцарей и кнехтов в полном вооружении... и к ним сто стрелков. Эти сто глеф должны иметь четыреста лошадей»).

Во время похода орденского войска Тевтонского ордена на остров Готланд с целью очистить его от шаек морских разбойников‑витальеров (1404), каждый вооруженный арбалетом брат‑рыцарь получал, в качестве конюха, собственного кнехта, а все прочие арбалетчики – лишь одного «кнехта‑конюха» на двоих.

г) Во что они были одеты

(1) Братья‑рыцари

Как нам уже известно, братья‑рыцари Тевтонского ордена именовались в просторечии «белыми плащами», поскольку носили поверх одежды длинный белый плащ‑мантию, или «господский» плащ («герренмантель»), без рукавов с черным орденским крестом (форма и размеры которого менялись с течением времени; размеры креста постепенно увеличивались) на левом плече («напротив сердца»). Под белым «господским» плащом братья‑рыцари носили в мирное время длинный «конвентуальный» (монастырский) черный кафтан (нем. «конвентсрок»), а в военное время – надевавшееся поверх доспехов укороченное (доходившее до колен в XII–XIV и до середины бедер в XV–XVI вв.) белое полукафтанье (нем. «ваппенорок», или «ваффенрок») с черным крестом на груди и спине (также принимавшим со временем все большие размеры). Это белое полукафтанье вошло в употребление в период пребывания тевтонских рыцарей в Святой земле, чтобы жаркое палестинское солнце не так накаляло рыцарские кольчужные доспехи.

Кроме плаща, кафтана и полукафтанья, в комплект обмундирования тевтонского брата‑рыцаря входили:

1) две белые полотняные рубахи с длинными рукавами;

2) две пары белых полотняных подштанников;

3) две пары черных штанов;

4) черная куртка (нем. «якке») с длинными рукавами (надевавшаяся поверх исподней полотняной рубахи и носившаяся в военное время под доспехами);

5) белая дорожная (походная) ряса (лат. «каппа», нем. «рейсемантель») с черным крестом на груди и спине, длинными рукавами и капюшоном, именовавшаяся также «дождевиком» (старонем. «рейнмантель»);

7) зимнее военное полукафтанье, подбитое черной овчиной или черным козьим мехом (старонем. «курсит»);

8) утепленный (зимний) вариант белого «господского» плаща (также подбитый овчиной или козьим мехом).

Ношение зимних полукафтаньев и плащей было введено после переноса деятельности Тевтонского ордена из Святой земли (где, впрочем, тоже бывает холодно) в суровые условия Прибалтики.

Тевтонские военные полукафтанья XII–XIV вв., доходившие до колен, в своей верхней части (до пояса) плотно прилегали к доспехам, расширяясь ниже пояса наподобие юбки.

Укороченные военные полукафтанья XV–XVI вв. тесно прилегали к нагрудникам (сменившим к тому времени кольчатую броню).

С введением цельнокованых («белых») лат полукафтанья вышли из употребления, и орденский крест начали рисовать, а у гохмейстеров и высших должностных лиц ордена (упоминавшихся нами выше гебитигеров или гроссгебитигеров) чеканить прямо на нагрудниках.

Кожаные башмаки и поясные ремни братьев Тевтонского ордена были коричневого цвета. Таким образом, соблюдалось уставное требование ограничиваться употреблением только церковных цветов: белого, серого, черного и коричневого. Членам ордена запрещалось иметь какие‑либо украшения на одежде, обуви, поясах, ножнах, древках копий, колчанах и шпорах. Запрещалось также украшать конскую сбрую. В то же время не сохранилось никаких упоминаний о наличии на копьях братьев Тевтонского ордена столь любимых авторами исторических романов и фильмов белых флажков‑флюгеров (прапорцев) с черными орденскими крестами (в то время как сохранились, к примеру, изображения рыцарей‑тамплиеров с подобными копейными флажками).

В качестве головного убора тевтонские рыцари носили круглую шапочку‑скуфейку белого цвета с плоским верхом (в уставе им особо запрещалось ношение остроконечных головных уборов).

На основании сохранившихся изображений можно предположить, что в начальный период истории Тевтонского ордена его братья‑рыцари носили «конвентуальные» кафтаны и шапочки серого цвета. Такие же серые круглые шапочки носили тевтонские услужающие братья (сарианты) и полубратья, о которых пойдет речь чуть ниже.

(2) Братья‑сарианты

Неоднократно упоминавшиеся выше братья‑сарианты именовались в просторечии «серыми плащами» (нем. «граументлер»), поскольку вместо белого «господского плаща» братьев‑рыцарей носили поверх одежды длинный плащ без рукавов серого цвета (нем. «сариантсмантель»).

Под серым плащом сарианты носили в мирное время длинный серый «конвентуальный» кафтан (нем. «конвентсрок»), а в военное – серое полукафтанье‑ваффенрок (становившееся с течением времени все короче, как и белое полукафтанье тевтонских братьев‑рыцарей), надевавшееся поверх доспехов. Комплект обмундирования братьев‑сариантов был аналогичен упомянутому выше рыцарскому (вплоть до утепленных зимних вариантов одежды, подбитых овчиной или козьим мехом).

Летом утепленные зимние плащи и полукафтанья сдавались на хранение ризничему (драпьеру или трапьеру) ордена; взамен их выдавались летние варианты тех же элементов орденского облачения.

Говоря об орденском облачении братьев‑сариантов, нам представляется необходимым подчеркнуть следующее обстоятельство.

Существует широко распространенное (как за рубежом, так и у нас в России) и глубоко укоренившееся (но от того не менее ошибочное) представление, будто бы братья‑сарианты Тевтонского ордена носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а согласно представлениям иных историков и особенно художников – даже на щитах, шлемах и конских попонах!) не полный (четырехконечный) черный орденский крест, а половинный, половинчатый, или Антониев крест в форме буквы «Т» (по‑гречески эта буква именуется «Тау», в связи с чем и означенный полукрест порой именуется «Тау‑крестом»). Автор настоящей книги должен покаяться перед уважаемыми читателями в том, что и сам долгое время разделял это ошибочное мнение.

В действительности тевтонские братья‑сарианты, подобно братьям‑рыцарям и братьям‑священникам, вступавшие в орден Пресвятой Девы Марии вместе со всем своим движимым и недвижимым имуществом, приносившим те же три монашеских обета нестяжания (бедности), послушания и целомудрия (безбрачия), являлись полноправными членами ордена (хотя и не благородного происхождения – в отличие большинства – но не всех! – тевтонских «братьев рыцарей») и потому с полным на то правом носили на своих серых плащах и военных полукафтаньях (а также щитах, выкрашенных не в серый, а в тот же самый белый цвет, что и у братьев‑рыцарей) отнюдь не полукрест, а полный черный орденский крест. «Тау‑крест» носили на одежде не сарианты, а полубратья (лат. «семифратеры», нем.: «гальббрюдер») Тевтонского ордена, представлявшие собой совершенно иную категорию.

(3) Полубратья

Полубратьями (гальббрюдерами, семифратерами), как мы уже знаем, именовались лица, вступавшие в орден Девы Марии вместе со всем своим имуществом и приносившие три вышеупомянутых монашеских обета, но не обязанные ордену военной службой, а посвящавшие себя хозяйственной деятельностью в орденских имениях и факториях (земледелию, скотоводству, торговле – например, янтарем, рыбой, зерном или скотом в прусских владениях ордена, и т.д.). Эти тевтонские «хозяйственники» носили одежду такого же серого цвета, что и братья‑сарианты, но иного покроя – кафтаны более короткие, чем у сариантов, и укороченные (до колен) серые плащи с рукавами и половинным черным «Тау‑крестом» на левом плече. Полубратья призывались орденом к оружию лишь в самых крайних случаях – например, при внезапном нападении неприятеля на орденские владения, в которых трудились эти полубратья, или в случае острой нехватки живой силы (например, после серьезного поражения орденского войска, понесшего тяжелые потери). В обычное же время полубратья были освобождены от военной службы и формально в орденском войске не числились.

д) Горны, трубы и герольды

Кроме сигналов, подаваемых знаменами‑баннерами, в орденском войске тевтонов подавались также звуковые (акустические) сигналы. Хронисты ордена Девы Марии упоминают подачу сигналов трубными (роговыми) звуками, например, к снятию лагеря, к выступлению в поход и т.д. По состоянию на 1422 г. в инвентарной описи Малой оружейной палаты Кенигсбергской комтурии Тевтонского ордена числился один боевой (или войсковой) горн, или рог (нем. «геергорне»). Фанфары в описываемое время не упоминаются. В орденском войске имелись и глашатаи (или, по‑русски, «бирючи»), В правилах (54) о должности глашатая (аусруфера) сказано, что в военном стане он должен располагаться рядом с маршалом ордена и выкрикивать (оглашать) приказы последнего, обязательные для всех. В правилах также неоднократно упоминаются «возгласы» глашатаев, поднимающих орденское войско тевтонов по тревоге при приближении неприятеля.

В орденских расходных книгах нередко встречаются записи вроде:

«Итого за 12 марок куплено 3 швейка (швейками, как мы уже знаем, назывались лошади низкорослой прусской породы. – В.А.) для 3 трубачей, сопровождавших нашего в рейсе нашего верховного магистра» (нем. Item ХII m. vor III sweyken den III pfyfem gekouft dy mit unserm homeyster in dy reise zoegen).

Музыканты играли особенно важную роль в поддержании боевого духа воинов ордена на марше и в лагере. Каждому орденскому воинскому контингенту было придано определенное число музыкантов. Трубачи сопровождали также отряды военного ополчения подчиненных ордену городов (судя, например, по «Военной книге» города Эльбинга за 1383–1409 гг.).

Контингенты съезжавшихся на подмогу ордену Девы Марии европейских крестоносцев также имели в своем составе трубачей, а в некоторых случаях – также литаврщиков. Трубач приехавшего в Пруссию для участия в крестовом походе француза Жана де Блуа был даже облачен своим богатым сеньором в рыцарские латы. Необходимо заметить, что нам точно неизвестно, на каких именно инструментах играли упоминающиеся в орденских хрониках трубачи.

Под трубачами (пейперами, пипирами, пфифирами, пфейферами, шпиллейтами) могли подразумеваться не только горнисты, но даже флейтисты или волынщики. В тевтонских рейсах знатные европейские крестоносцы участвовали в сопровождении своих герольдов и декламаторов (в качестве важных свидетелей, всегда готовых подтвердить и воспеть подвиги своих сеньоров). По некоторым данным, при дворе гохмейстера в городах Мариенбурге‑на‑Ногате и Кенигсберге имелся особый орденский герольд. Точных доказательств на этот счет не существует. Однако совершенно точно доказано существование, по крайней мере, в 1388 г., герольда верховного магистра мариан. Звали этого герольда Варфоломей (Бартоломеус) Лютенберг.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Тевтонского ордена

История Тевтонского ордена... История орденов и тайных обществ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Автор выражает благодарность А. Кибовскому, Л. Ма

ПСЫ‑РЫЦАРИ» ИЛИ «БОЖЬИ ДВОРЯНЕ»?
  Немецкому ордену (Deutscher Orden) Пресвятой Девы Марии, более известному у нас под его другим названием – Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием «Ливонский ор

ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ РУСИ И ПРАВОСЛАВИЯ?
  Под пером «энтузиастов» и «популяризаторов» отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки – пусть кровопролитные, но буквально переполняющие ист

БЫЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ФОРПОСТОМ ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ?
  После взятия мусульманами христианского порта‑крепости Аккон (Сен‑Жан д’Акр) в 1291 г., сделавшего невозможным дальнейшее пребывание руководства Тевтонского ордена в Свя

АККОНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ
  При римско‑германском императоре Генрихе VI Гогенштауфене Священной римско‑германской империи удалось подчинить себе, после Англии, остров Кипр, в знак чего император Ге

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
ФРИДРИХА ГОГЕНШТАУФЕНА (1228‑1229)   Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250), основатель Неаполитанского универс

О ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ
  Середина XIII в. стала подлинным «началом конца» эпохи Крестовых походов, и связанный с ее начальным периодом крестоносный энтузиазм стали заметно ослабевать. Однако идеал крестонос

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БИТВЕ ПРИ ВАЛЬШТАТТЕ
  В кровавой битве при Вальштатте (Легнице, или Лигнице) 9 апреля 1241 г. объединенное рыцарство римско‑католической Европы скрестило копья и мечи с «несущими смерть Чингисхана

НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
  В начале XIII в. Прибалтика до границ с Литвой была подданной Руси (западная часть платила дань Полоцкому княжеству, восточная – Господину Великому Новгороду). В 1199 г. па

О ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Тевтонский орден имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по‑немецки (гросс) гебитигеры,

ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА МАРИАН
  Весьма любопытной представляется, на наш взгляд, процедура выборов гохмейстера тевтонов. Сначала на заседании Генерального Капитула зачитывался вслух устав Тевтонского орде

О ДОЛЖНОСТНОМ ГЕРБЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА
  Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На

БЫЛИ ДВОРЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?
  В качестве полноправных членов в Тевтонский орден в первые столетия его существования принимались главным образом отпрыски дворянских родов (как правило, младшие сыновья мелкопомест

ЗНАМЕНА И ХОРУГВИ
  На главной хоругви Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы – герб ордена – прямой черны

КОМТУРЫ
  Особо важное место среди братьев‑рыцарей Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, или командоры). Эти должностные лица ордена, избираемые из числа наиболее опытных и

БРАТЬЯ‑СВЯЩЕННИКИ
  Братья‑рыцари (нем. пристербрюдер) и братья‑сарианты (сариантсбрюдер) Тевтонского ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам

УСЛУЖАЮЩИЕ БРАТЬЯ
  Третью группу членов Тевтонского ордена составляли уже упоминавшиеся нами сарианты, или услужающие братья, по‑немецки: «диненде брюдер» (именуемые по цвету их одежды «серыми п

ПОЛУБРАТЬЯ И ФАМИЛИАРЫ
  Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория членов ордена – так называемые «полубратья» (лат. «димидии», или «семифратрес»). В эту категорию зачислялись некот

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРДЕНСКИХ СОСЛОВИЙ
  Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе его был – впервые за всю его историю – поставлен в

ОБ ОРДЕНСКОЙ ИЕРАРХИИ ТЕВТОНОВ
  Структура владений Тевтонского ордена лишь в очень редких случаях совпадала с границами тогдашних феодальных государств. Каждое крупное орденское владение – провинция ордена – имено

НОВЫЕ МАККАВЕИ
  К середине XIII в. Тевтонский орден достиг своего максимального территориального расширения. В хрониках тех лет упоминаются ландкомтуры Ливонии, Пруссии, Германии (Тевтонии), Австри

ТЕРРА МАРИАНА
  1226 г. ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся

КНЯЗЬ ДОВМОНТ И ТЕВТОНЫ
  Все свое псковское княжение Тимофей‑Довмонт провел в походах и битвах – то с литовцами, то с ливонскими тевтонами. В конце 1267 г. правивший Новгородом князь Переяславский Дми

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВОЙН ТЕВТОНОВ С ЛИТОВЦАМИ
  Нетрудно заметить, что прибалтийские языческие племена, постоянно враждовавшие между собой, никак не могли сплотиться против общего врага. Именно эта разобщенность стала основным фа

ДОБРИНСКИЙ ОРДЕН
  Добринский (Добрынский, Добжиньский, или Добжинский) рыцарский орден, известный также под названием «ордена братьев‑рыцарей Христовых», «воинства Христова» (milites Christi),

ОРДЕН БРАТЬЕВ‑МЕЧЕНОСЦЕВ
  После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 г. назначенный ему на смену папой римским Иннокентием III Альбрехт (Альберт) фон Буксгевде

ЗНАМЯ ДОМА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ В ЛИВОНИИ
  Дом Пресвятой Девы Марии Тевтонской в Ливонии имел свое собственное знамя, которое во время военных походов везли рядом с ландмейстером или в его отсутствие рядом с ландмаршалом, яв

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН
  Жители Аккона, последней твердыни западных крестоносцев (латинян или франков), Иерусалимское королевство которых формально продолжало существовать даже после повторной утраты франка

ТВЕРДЫНИ РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫХ
  Они по‑прежнему высятся суровыми каменными часовыми, на севере и на юге, на востоке и западе, храня безмолвную память столетий. Их имена звучат ударами древних башенных колоко

ЯВЛЯЛИСЬ ЛИ ОРДЕНСКИЕ РЫЦАРИ КРЕСТОНОСЦАМИ?
  Как это ни покажется странным, члены военно‑монашеских орденов не могли считаться крестоносцами по определению. Дело в том что, в соответствии с папскими постановлениями можно

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В статье 2 раздела IV Законов гохмейстера Винриха фон Книпроде (1351–1382) говорится: «Братьям надлежит всегда носить с собой меч». а) Меч Главным оружием всякого

ОБ АРБАЛЕТАХ И АРБАЛЕТЧИКАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В указе верховного магистра Конрада фон Юнгингена о направлении в 1404 г. орденского экспедиционного корпуса на остров Готланд с целью очистить его от морских разбойников‑вита

О ПРОВИАНТСКОЙ СЛУЖБЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Повествуя в своей «Ливонской хронике» о войнах тевтонов с ратниками великого князя Московского, Бальтазар Рюссов писал: «Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей

О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по‑польски – Эльблонг) Данциг был присоединен к владениям Тевтонского ордена (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. –

ТИПЫ ТЕВТОНСКИХ КОРАБЛЕЙ
  Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг – более

ОБ ЭКИПАЖАХ КОРАБЛЕЙ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны наряду с пешим и конным ополчением предоставлять в распоряжение ордена также лодки, корабли и матросов,

ТЕВТОНСКИЙ ФЛОТ И БРАТЬЯ‑ВИТАЛЬЕРЫ
  Хорошо известно, что многие духовно‑рыцарские ордены Средневековья (да и более поздних эпох) – например, Тосканский орден Святого Стефана или орден Святого Иоанна Иерусалимско

РАЗГРОМ ПРИ ТАННЕНБЕРГЕ
  Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV в. стал неудержимо нарастать и кризис в римско‑католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗМЕИ» ТЕВТОНОВ
  В своей героической поэме «Гражина» польский поэт Адам Мицкевич писал о воинах комтура ордена Девы Марии Дитриха фон Книпроде, прибывших в замок литовского князя: «У каждого из них

ЭПОХА ТРОЕВЕРИЯ
  В результате долгой, изнурительной и кровопролитной гражданской войны прусское государство Тевтонского ордена было разделено, его западная часть со столичным городом Мариенбургом по

ОБ ОРДЕНСКИХ ПЕЧАТЯХ МАРИАН
  В соответствии с уставом Тевтонского ордена братьям‑рыцарям запрещались всякая личная переписка и использование личных (родовых) печатей. Однако должностные печати в ордене су

КРАТКАЯ КРИТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЛИВОНСКИМ ФИЛИАЛОМ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
  После окончательного присоединения Новгородской земли к владениям великого князя Московского в 1478 г. в прибалтийском приграничье шла, по существу, непрерывная «малая» война. В янв

ЗОЛОТОЙ ЗАКАТ
  Для тевтонских «Божьих дворян» XVI и XVII вв. были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы, – нашествием турок

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД НОВОЙ БУРЕЙ
  С окончанием войн Габсбургов и их союзников против турок‑османов во второй половине ХУШ в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов с

ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ
  На протяжении нескольких десятилетий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН В ЭПОХУ ДИКТАТОРОВ
  После аншлюса (включения Австрии в состав национал‑социалистической Великогерманской империи) в 1938 г. Тевтонский орден (в отличие, например, от ордена Святого Иоанна Иерусал

ФАЗА ТЕНЕБРАЦИИ
  После окончания Второй мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского ордена – сначала в Австрии (уже в 1945 г.) и одновременно – после 145‑летнего перерыва – в Ге

Рыцарский (военный) орден
Генрих (Герман) Вальпот (Вальпото, Вальпоте, Вальботе) 1198–1200 Отто фон Керпен 1200–1208 Генрих (Герман, Герберт) фон Тунна по прозвищу Барт 1208–1209 Герман фон Зальца

БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ
  Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни‑псалма, сочиненной в XIII в., мы даем в том виде, в каком она вошла в гак называемый «Глогауский песенник» (нем.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Покровительница Тевтонского ордена Пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги