рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ

ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ - раздел История, История Тевтонского ордена   На Протяжении Нескольких Десятилетий Орден Почти Не Пользовал...

 

На протяжении нескольких десятилетий орден почти не пользовался влиянием и, самое главное, существовала большая неопределенность в отношении его правового статуса. Но самое главное – орденское братство сохранилось. После смерти правившего начиная с 1804 г. верховного магистра эрцгерцога Австрийского Антона Виктора в 1835 г. не только был избран гохмейстером его преемник, эрцгерцог Максимилиан Иосиф, но и произошла очередная реорганизация ордена, главной идейной движущей силой которого стал «обновитель Тевтонского ордена» – католический священник брат Петер Ригаер.

С 1809 г. (и по сей день) резиденция ордена Приснодевы Марии находится в столице Австрии – Вене. В 1836 г. Тевтонский орден насчитывал в своих рядах всего лишь 6 братьев‑рыцарей и 15 братьев‑священников. Наконец, в 1839 г. император Австрии Франц II и его знаменитый государственный канцлер князь Клеменс фон Метгерних создали для ордена новую правовую основу. Орден принял новый устав и в течение последующих 90 лет официально именовался «Тевтонский (Немецкий) Рыцарский орден (нем. Дейчер Ритгерорден, Deutscher Ritterorden)», хотя сокращенно его нередко по‑прежнему называли просто Тевтонским орденом. Он превратился, по сути дела, в династический орден Габсбургов. Согласно новому уставу орденские братья обязались избирать верховными магистрами только принцев Габсбургского дома.

И действительно, с тех пор и до 1923 г. Тевтонский рыцарский орден возглавляли эрцгерцоги Австрийские (принцы правящего Габсбургского императорского дома). С 1840 по 1894 г. они носили титул гроссмейстеров (великих магистров) – единственный короткий период за всю более чем 800‑летнюю историю ордена Девы Марии, в который его глава носил этот титул, а с 1894 по 1923 г. – снова титул гох‑унд‑дейчмейстеров (верховных и германских магистров).

Для рыцарей Тевтонского рыцарского ордена под эгидой династии Габсбургов была введена особая орденская форма, напоминавшая военную. Она состояла из белого мундира с глухим черным воротником и черными обшлагами; надевавшегося поверх мундира белого супервеста, с нашитым на груди черным лапчатым орденским крестом с серебряной каймой; белых брюк, заправленных в высокие черные лакированные сапоги с раструбами и с золотыми шпорами; надевавшегося поверх мундира белого плаща‑пелерины с черным, окаймленным серебром, лапчатым орденским крестом на левом плече, скреплявшегося на груди золотой цепочкой; черной фетровой шляпы с черно‑белой лентой и черно‑белым плюмажем из страусовых перьев. На прошитом серебряной нитью черном поясе с серебряной пряжкой, украшенной тевтонским лапчатым крестом, висел меч с узким клинком, в черных кожаных ножнах, с черно‑серебряным эфесом. Поверх мундира на черной шелковой ленте висел знак ордена–золотой, покрытый черной эмалью и окаймленный по краям серебром латинский лапчатый крест, увенчанный синим шлемом с золотой решеткой на забрале и пятью страусовыми перьями–тремя черными и двумя белыми. Звезда Тевтонского ордена, носившаяся слева на груди, представляла собой черный лапчатый латинский крест с серебряной каймой.

Гох‑унд‑дейчмейстер Тевтонского рыцарского ордена носил форму, аналогичную рыцарской, но с геральдическим крестом, соответствующим его сану, на плаще, груди и шейной ленте. После Второй мировой войны ношение этой тевтонской орденской униформы (которую и без того после 1923 г. носили все реже) окончательно вышло из употребления.

В период многочисленных реорганизаций под эгидой членов императорской семьи в составе ордена была постепенно учреждена особая, так называемая «марианская линия» (названная так по упоминавшемуся и употреблявшемуся нами выше одному из древних названий тевтонских рыцарей), задачей которой, как у мальтийцев и иоаннитов в данный период, стала организация добровольной санитарной службы (полевых лазаретов, санитарных колонн и госпитальных поездов).

Учрежденный Габсбургами в 1881 г. особый Марианский крест Тевтонского ордена, почти ничем не отличаясь от обычного – черного с белой окантовкой и расширяющимися концами тевтонского, имел в середине круглый белый медальон с красным крестом, окаймленный латинской надписью «ORDO TEUT. HUMANITATI» («Орден Тевтонского человеколюбия»). Еще одно отличие заключалось в том, что марианский тевтонский крест носился не на черной, а на белой с черными полосками шелковой ленте. В отличие от самого Тевтонского рыцарского ордена Габсбургов, остававшегося по своему составу строго римско‑католическим и не допускавшего в свои ряды «инославных», в «марианскую линию» был открыт доступ и протестантам.

В нее был принят в качестве почетного комтура даже германский император Вильгельм II Гогенцоллерн (невзирая на то, что являлся прямым потомком «узурпатора» власти Тевтонского ордена над Пруссией – вероломного гохмейстера Альбрехта фон Гогенцоллерн‑Ансбаха!). Надо сказать, что кайзер Вильгельм II весьма гордился своей принадлежностью к Тевтонскому ордену. Будучи одновременно державным протектором (покровителем) протестантской ветви другого – иоаннитского (Мальтийского) ордена (так называемого «Бранденбургского баллея рыцарского ордена госпиталя Святого Иоанна, что в Иерусалиме»), Вильгельм II носил на шее совершенно уникальный, комбинированный знак своей принадлежности к обоим орденам – большой белый восьмиугнольный иоаннитский (мальтийский) крест с золотыми коронованными одноглавыми прусскими орлами между лучами и с наложенным на него лапчатым черным, с серебряной каймой и красным крестом в круглом белом центральном медальоне, комтурским крестом «марианской линии» Тевтонского ордена на белой, с черными полосками, Марианской ленте.

При гохмейстере австрийских тевтонов эрцгерцоге Максимилиане Габсбурге, главным образом благодаря усилиям реформатора ордена Петера Ршлера, брата‑священника и профессора богословия, орден Девы Марии был – в очередной раз – подвергнут коренной трансформации. Так, в его рамках был воссоздан институт орденских сестер. Орден по‑прежнему принимал в ряды своих братьев‑рыцарей представителей благородных родов, но в него также вступало все больше студентов богословия, услужающих братьев и так называемых сестер‑аспиранток (соискательниц).

Всего за несколько лет при ордене образовалась весьма современная и динамичная для того времени сестринская конгрегация. К 1900 г. на территории Австро‑Венгерской, или, как тогда говорили, Дунайской, монархии Габсбургов насчитывалось более 1000 сестер Тевтонского ордена, несших свое служение в 70 орденских госпиталях, больницах, приютах, школах, детских садах и приходах, а кроме того, более 1000 рыцарей, фамилиаров и священников Тевтонского ордена, подобно иоаннитам, занятым главным образом санитарной (госпитальной) службой в условиях как войны, так и мира.

После падения Австро‑Венгерской монархии в 1918 г. земельные владения Тевтонского ордена оказались на территории шести государств, поспешивших (за исключением Италии) их присвоить. Гохмейстер (дейчмейстером он себя уже не именовал, в связи с неясностью вопроса, является ли Австрийская республика частью Германии) эрцгерцог Ойген (Евгений) фон Габсбург преобразовал Тевтонский рыцарский орден в чисто духовный, или клерикальный (монашеский), орден, во главе которого с 1923 г., как уже говорилось выше, стоит католический священник. Последнее было связано с намерением не дать новым австрийским республиканским властям конфисковать имущество ордена как – якобы! – часть имущества свергнутой династии Габсбургов. Институт тевтонских братьев‑рыцарей был ликвидирован, единственными членами ордена не священнического звания остались фамилиары, из числа которых верховный магистр после Второй мировой войны назначает почетных рыцарей (рыцарей чести).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История Тевтонского ордена

История Тевтонского ордена... История орденов и тайных обществ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПОД ЭГИДОЙ МОНАРХИИ ГАБСБУРГОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСТОРИЯ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Автор выражает благодарность А. Кибовскому, Л. Ма

ПСЫ‑РЫЦАРИ» ИЛИ «БОЖЬИ ДВОРЯНЕ»?
  Немецкому ордену (Deutscher Orden) Пресвятой Девы Марии, более известному у нас под его другим названием – Тевтонского (а также под совершенно фантастическим названием «Ливонский ор

ИЛИ ПРЕДСТАВЛЯЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ РУСИ И ПРАВОСЛАВИЯ?
  Под пером «энтузиастов» и «популяризаторов» отечественной истории бои сугубо местного значения под Псковом и Изборском, стычки – пусть кровопролитные, но буквально переполняющие ист

БЫЛ ЛИ ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН ФОРПОСТОМ ГЕРМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ?
  После взятия мусульманами христианского порта‑крепости Аккон (Сен‑Жан д’Акр) в 1291 г., сделавшего невозможным дальнейшее пребывание руководства Тевтонского ордена в Свя

АККОНСКИЙ ГОСПИТАЛЬ
  При римско‑германском императоре Генрихе VI Гогенштауфене Священной римско‑германской империи удалось подчинить себе, после Англии, остров Кипр, в знак чего император Ге

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
ФРИДРИХА ГОГЕНШТАУФЕНА (1228‑1229)   Наряду с Фридрихом I Барбароссой его внучатый племянник Фридрих II (1212–1250), основатель Неаполитанского универс

О ВОИНСТВЕ ХРИСТОВОМ
  Середина XIII в. стала подлинным «началом конца» эпохи Крестовых походов, и связанный с ее начальным периодом крестоносный энтузиазм стали заметно ослабевать. Однако идеал крестонос

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БИТВЕ ПРИ ВАЛЬШТАТТЕ
  В кровавой битве при Вальштатте (Легнице, или Лигнице) 9 апреля 1241 г. объединенное рыцарство римско‑католической Европы скрестило копья и мечи с «несущими смерть Чингисхана

НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ
  В начале XIII в. Прибалтика до границ с Литвой была подданной Руси (западная часть платила дань Полоцкому княжеству, восточная – Господину Великому Новгороду). В 1199 г. па

О ВЫСШЕМ РУКОВОДСТВЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Тевтонский орден имел строгий устав и четкую иерархическую структуру. Во главе ордена стоял Совет (Конвент) высших должностных лиц, называвшихся по‑немецки (гросс) гебитигеры,

ИЗБРАНИЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА МАРИАН
  Весьма любопытной представляется, на наш взгляд, процедура выборов гохмейстера тевтонов. Сначала на заседании Генерального Капитула зачитывался вслух устав Тевтонского орде

О ДОЛЖНОСТНОМ ГЕРБЕ ВЕРХОВНОГО МАГИСТРА
  Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На

БЫЛИ ДВОРЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?
  В качестве полноправных членов в Тевтонский орден в первые столетия его существования принимались главным образом отпрыски дворянских родов (как правило, младшие сыновья мелкопомест

ЗНАМЕНА И ХОРУГВИ
  На главной хоругви Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы – герб ордена – прямой черны

КОМТУРЫ
  Особо важное место среди братьев‑рыцарей Тевтонского ордена занимали комтуры (коммендаторы, или командоры). Эти должностные лица ордена, избираемые из числа наиболее опытных и

БРАТЬЯ‑СВЯЩЕННИКИ
  Братья‑рыцари (нем. пристербрюдер) и братья‑сарианты (сариантсбрюдер) Тевтонского ордена, будучи монахами, несли военную службу, различаясь по сословным признакам

УСЛУЖАЮЩИЕ БРАТЬЯ
  Третью группу членов Тевтонского ордена составляли уже упоминавшиеся нами сарианты, или услужающие братья, по‑немецки: «диненде брюдер» (именуемые по цвету их одежды «серыми п

ПОЛУБРАТЬЯ И ФАМИЛИАРЫ
  Как уже упоминалось выше, существовала и еще одна категория членов ордена – так называемые «полубратья» (лат. «димидии», или «семифратрес»). В эту категорию зачислялись некот

О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЭВОЛЮЦИИ ОРДЕНСКИХ СОСЛОВИЙ
  Орден Пресвятой Девы Марии сохранял вышеописанную членскую структуру, с некоторыми изменениями, вплоть до 1923 г., когда во главе его был – впервые за всю его историю – поставлен в

ОБ ОРДЕНСКОЙ ИЕРАРХИИ ТЕВТОНОВ
  Структура владений Тевтонского ордена лишь в очень редких случаях совпадала с границами тогдашних феодальных государств. Каждое крупное орденское владение – провинция ордена – имено

НОВЫЕ МАККАВЕИ
  К середине XIII в. Тевтонский орден достиг своего максимального территориального расширения. В хрониках тех лет упоминаются ландкомтуры Ливонии, Пруссии, Германии (Тевтонии), Австри

ТЕРРА МАРИАНА
  1226 г. ознаменовал собой начало одного из важнейших периодов в истории Тевтонского ордена. Правивший на севере Польши (фактически утратившей государственное единство и распавшейся

КНЯЗЬ ДОВМОНТ И ТЕВТОНЫ
  Все свое псковское княжение Тимофей‑Довмонт провел в походах и битвах – то с литовцами, то с ливонскими тевтонами. В конце 1267 г. правивший Новгородом князь Переяславский Дми

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ВОЙН ТЕВТОНОВ С ЛИТОВЦАМИ
  Нетрудно заметить, что прибалтийские языческие племена, постоянно враждовавшие между собой, никак не могли сплотиться против общего врага. Именно эта разобщенность стала основным фа

ДОБРИНСКИЙ ОРДЕН
  Добринский (Добрынский, Добжиньский, или Добжинский) рыцарский орден, известный также под названием «ордена братьев‑рыцарей Христовых», «воинства Христова» (milites Christi),

ОРДЕН БРАТЬЕВ‑МЕЧЕНОСЦЕВ
  После убийства второго епископа Ливонского Бертольда восставшими леттами (латышами) в 1198 г. назначенный ему на смену папой римским Иннокентием III Альбрехт (Альберт) фон Буксгевде

ЗНАМЯ ДОМА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ В ЛИВОНИИ
  Дом Пресвятой Девы Марии Тевтонской в Ливонии имел свое собственное знамя, которое во время военных походов везли рядом с ландмейстером или в его отсутствие рядом с ландмаршалом, яв

ТЕВТОНСКИЕ РЫЦАРИ В БОРЬБЕ ЗА АККОН
  Жители Аккона, последней твердыни западных крестоносцев (латинян или франков), Иерусалимское королевство которых формально продолжало существовать даже после повторной утраты франка

ТВЕРДЫНИ РЫЦАРЕЙ ХРИСТОВЫХ
  Они по‑прежнему высятся суровыми каменными часовыми, на севере и на юге, на востоке и западе, храня безмолвную память столетий. Их имена звучат ударами древних башенных колоко

ЯВЛЯЛИСЬ ЛИ ОРДЕНСКИЕ РЫЦАРИ КРЕСТОНОСЦАМИ?
  Как это ни покажется странным, члены военно‑монашеских орденов не могли считаться крестоносцами по определению. Дело в том что, в соответствии с папскими постановлениями можно

О ВОЙСКЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  а) Боевое построение. В полевых сражениях войско Тевтонского ордена обычно строилось в три линии, или эшелона (по‑немецки «треффен»). Третью линию составлял резерв. К

О ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ ВОИНОВ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В статье 2 раздела IV Законов гохмейстера Винриха фон Книпроде (1351–1382) говорится: «Братьям надлежит всегда носить с собой меч». а) Меч Главным оружием всякого

ОБ АРБАЛЕТАХ И АРБАЛЕТЧИКАХ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  В указе верховного магистра Конрада фон Юнгингена о направлении в 1404 г. орденского экспедиционного корпуса на остров Готланд с целью очистить его от морских разбойников‑вита

О ПРОВИАНТСКОЙ СЛУЖБЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Повествуя в своей «Ливонской хронике» о войнах тевтонов с ратниками великого князя Московского, Бальтазар Рюссов писал: «Русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей

О ФЛОТЕ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  После основания в 1237 г. замка Эльбинг (по‑польски – Эльблонг) Данциг был присоединен к владениям Тевтонского ордена (став его важнейшим портовым городом) только в 1309 г. –

ТИПЫ ТЕВТОНСКИХ КОРАБЛЕЙ
  Все расположенные на берегу рек и других водоемов орденские замки имели речные корабли различных типов. В 1404 г. тевтонский замок Христбург имел 23 речных корабля, Эльбинг – более

ОБ ЭКИПАЖАХ КОРАБЛЕЙ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА
  Расположенные вдоль речных путей на орденской территории города были обязаны наряду с пешим и конным ополчением предоставлять в распоряжение ордена также лодки, корабли и матросов,

ТЕВТОНСКИЙ ФЛОТ И БРАТЬЯ‑ВИТАЛЬЕРЫ
  Хорошо известно, что многие духовно‑рыцарские ордены Средневековья (да и более поздних эпох) – например, Тосканский орден Святого Стефана или орден Святого Иоанна Иерусалимско

РАЗГРОМ ПРИ ТАННЕНБЕРГЕ
  Параллельно с постепенным упадком рыцарства в XV в. стал неудержимо нарастать и кризис в римско‑католической церковной среде, приведший к Реформации и расколу Западной Европы

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗМЕИ» ТЕВТОНОВ
  В своей героической поэме «Гражина» польский поэт Адам Мицкевич писал о воинах комтура ордена Девы Марии Дитриха фон Книпроде, прибывших в замок литовского князя: «У каждого из них

ЭПОХА ТРОЕВЕРИЯ
  В результате долгой, изнурительной и кровопролитной гражданской войны прусское государство Тевтонского ордена было разделено, его западная часть со столичным городом Мариенбургом по

ОБ ОРДЕНСКИХ ПЕЧАТЯХ МАРИАН
  В соответствии с уставом Тевтонского ордена братьям‑рыцарям запрещались всякая личная переписка и использование личных (родовых) печатей. Однако должностные печати в ордене су

КРАТКАЯ КРИТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ ЛИВОНСКИМ ФИЛИАЛОМ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНА И МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
  После окончательного присоединения Новгородской земли к владениям великого князя Московского в 1478 г. в прибалтийском приграничье шла, по существу, непрерывная «малая» война. В янв

ЗОЛОТОЙ ЗАКАТ
  Для тевтонских «Божьих дворян» XVI и XVII вв. были отмечены двумя событиями, имевшими тяжелейшие последствия для всей, но в особенности для Центральной Европы, – нашествием турок

ЗАТИШЬЕ ПЕРЕД НОВОЙ БУРЕЙ
  С окончанием войн Габсбургов и их союзников против турок‑османов во второй половине ХУШ в. все большее значение в деятельности сохранившихся к тому времени рыцарских орденов с

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН В ЭПОХУ ДИКТАТОРОВ
  После аншлюса (включения Австрии в состав национал‑социалистической Великогерманской империи) в 1938 г. Тевтонский орден (в отличие, например, от ордена Святого Иоанна Иерусал

ФАЗА ТЕНЕБРАЦИИ
  После окончания Второй мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского ордена – сначала в Австрии (уже в 1945 г.) и одновременно – после 145‑летнего перерыва – в Ге

Рыцарский (военный) орден
Генрих (Герман) Вальпот (Вальпото, Вальпоте, Вальботе) 1198–1200 Отто фон Керпен 1200–1208 Генрих (Герман, Герберт) фон Тунна по прозвищу Барт 1208–1209 Герман фон Зальца

БОЕВАЯ ПЕСНЯ БРАТЬЕВ ОРДЕНА ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ ТЕВТОНСКОЙ
  Оригинальный немецкий текст этой тевтонской орденской песни‑псалма, сочиненной в XIII в., мы даем в том виде, в каком она вошла в гак называемый «Глогауский песенник» (нем.

ИЛЛЮСТРАЦИИ
    Покровительница Тевтонского ордена Пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги