рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Садко богатый гость

Садко богатый гость - раздел История, Русские гусли. История и мифология   Кажется Уже Общепринятым И Окончательным, Что Былинный Герой ...

 

Кажется уже общепринятым и окончательным, что былинный герой Садко воспринимается исследователями как новгородский купец‑гусляр. Точнее, как разбогатевший гусляр, ставший впоследствии купцом. Более того, эта былина считается уникальной, единственной в русском эпосе, в которой главный герой не является богатырем. Сняты фильмы, нарисованы книжки и в общественное сознание внедрен образ торгового гостя, умеющего замечательно играть на гуслях. Однако некоторые детали сюжета былины требуют сделать несколько наблюдений, идущих вразрез с общепринятым привычным образом новгородского гусляра.

Герои подавляющего числа русских былин – богатыри, исключая совсем немногих, например Микулу Селяниновича. Но и он – хлебопашец – в былине состязается с дружинниками в силе и выигрывает состязание. Иначе говоря, он тоже богатырь – силач, но не военнослужащий.

В.Я. Пропп обратил внимание на своеобразие образа былинного богатыря: «Герой её, Садко, не богатырь и не воин, он бедный певец – гусляр. Это не мифический певец типа Вяйнямёйнена, но и не скоморох, потешающий своих слушателей песнями сомнительного достоинства. Это – настоящий художник и, как тип певца, он, несомненно, историчен.

Мы знаем, что художественная культура древнего Новгорода представляет собой одну из мировых вершин в развитии средневекового искусства.

Это относится к архитектуре Новгорода, и к его живописи, и к его литературе, о чем, прежде всего, свидетельствует эпос. Мы имеем все основания предполагать, что на том же высоком уровне находилось и музыкальное искусство Новгорода, и что оно высоко ценилось и было популярным. Иначе бедный певец не смог бы войти в эпос и стать главным героем его»[87].

 

Кадр из художественного фильма «Садко». Примечательно совпадение – на груди у гусляра вышит символ «сердце воина»

 

При внимательном прочтении былины закрадывается подозрение, что Садко не просто купец и не просто музыкант. Сразу бросается в глаза, что у Садка есть своя дружина, которой он предводительствует, и дружина, по всей вероятности, немалая. Когда же гусляр отправляется в поход на Балтику, то его «торговый караван» состоит из 30 судов. А это уже не просто торговая экспедиция – это скорее флот. Причем все спутники Садка называются его дружинниками. Эпитет, с которым Садко обращается к своей дружине, это всегда:

 

Ай же ты дружинушка моя ты хоробрая!

 

– обращение, уместное скорее по отношению к воинам, нежели к купцам. Да и вообще, дружинные отношения в нормах права того времени подразумевают, что если есть дружина, то у дружины есть вождь. В новгородской традиции вождем дружины может быть только князь (наследственное право) либо атаман (выборная должность), но в обоих случаях это воины. Если у Садка дружина умещается на 30 кораблях, то его следует считать не просто главой торгового каравана, а атаманом, причем атаманом довольно серьезного подразделения. Наверное, в этой части былины его можно назвать флотоводцем.

Известно, что средняя новгородская ладья брала на борт около 30 человек. Нетрудно посчитать, что Садко предводительствовал в морском походе дружиной около 1000 человек. Как вам такая торговая экспедиция?

 

Самый устойчивый эпитет, которым нарекает былина Садка, – это богатый гость.

 

 

Что же значит в русском языке слово «гость»? И особенно важно, что же значило это слово в северо‑западном диалекте русского языка, например, в Средневековье? Историкам хорошо известно, что новгородские торговые экспедиции часто бывали, как бы сейчас выразились, «двойного назначения». Не случайно до нашего времени сохранилась поговорка: «В Новгороде что не купец – то боец». Такие дружины собирали дань с подвластных новгородцам северных народов, попутно торговали и промышляли пушниной. Не брезговали эти «путешественники» и грабежом недружественных судов и враждебных поселений.

Обобщенно таких «промышлен‑ников» называли «гостями». Видимо, в те времена уходят корни возникновения поговорки: «Незваный гость – хуже татарина». Эти дружины перемещались в основном по рекам, на легких судах – «ладьях» и плоскодонных речных кораблях – «ушкуях». За это в Средние века такие дружины за пределами Новгородчины и получили прозвище – «ушкуйники». На территории Новгородского княжества по берегам судоходных рек примерно на равном расстоянии друг от друга были расположены опорные пункты – крепостицы с гарнизонами, называемые погостами.

В погостах «гости» могли передохнуть, встретиться с местной администрацией, остаться для сбора дани.

 

 

Хорошо известно, что на территории Новгородской земли эти вольные дружины не воевали и не разбойничали. Как правило, они отправлялись в походы на чужбину – в Литву, к шведам или татарам.

Трудно сказать, в какие времена сложилась эта традиция молодечества. Хорошо известно, что у славян, живших на Южной Балтике, она существовала уже в VII–VIII веках.

Первые зафиксированные летописями походы новгородских ушкуйников, согласно сохранившимся летописям, относятся к 1320 году. Первый известный крупный поход на Золотую Орду они организовали в 1360 году. С боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой ордынский город Жукотин (Джукетау близ современного города Чистополя). С 1360 по 1375 год ушкуйники совершили восемь больших походов на Среднюю Волгу, не считая малых. В 1374 году новгородские молодцы в третий раз взяли крупный город Болгар (недалеко от Казани), затем двинулись дальше по реке и разорили Сарай – столицу великого хана.

В 1363 году новгородская дружина, возглавляемая воеводами Александром Абакуновичем и Степаном Лепой, достигла Оби. Одна часть двинулась вниз по реке до самого Студеного моря (Ледовитого океана), а другая ушла воевать верховья – на пограничье Золотой Орды, Чагатайского улуса и Китая. Взяв богатую добычу, в 1366 году они с тем же воеводой Александром Абакуновичем уже сражаются на среднем течении Волги.

В 1375 году ушкуйники атаковали город Болгар и столицу великого хана – Сарай.

Напомним, что Куликовская битва произойдет спустя 5 лет!

В 1392 году они опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повел 250 ушкуев на Волгу и Каму…

 

 

Больше всего экспедиция Садка‑богатого гостя напоминает именно такие ушкуйные походы, хорошо описанные в другой новгородской былине о Василии Буслаеве. Интересно, что в этом походе Садко одновременно и атаман большой дружины, и музыкант. Если сравнить его путешествие со странствиями аргонавтов, которое не без иронии тоже можно назвать «путешествием двойного назначения», то образ Садка будет соединять в себе особенности двух античных персонажей, одновременно Ясона и Орфея[88].

Каков же маршрут путешествия флота Садка?

 

А как на своих на черных на кораблях.

А поехал он, да по Волхову,

Ай со Волхова он во Ладожско.

А со Ладожского выплывал да во Неву‑реку,

Ай как со Невы‑реки как выехал на синё море (Балтийское. – Г.Б.)

Ай как ехал он по синю морю,

Ай как тут воротил он в Золоту Орду.

 

Далее события в Золотой Орде не описываются, сообщается только, что Садко получал «барыши великие» и после этого вернулся в Балтийское море:

 

Ай как потом поехал он з‑за Золотой Орды,

Ай как выехал теперечку опять да на сине море,

Ай как на синем мори устоялися да черны корабли.

 

Маршрут тысячной дружины Садка от Ильменя до Балтийского моря хорошо понятен, это традиционный путь из Новгорода на «сине море». А вот как, где и зачем он повернул свои корабли в Золотую Орду?

Выражение «Ай как тут воротил он в Золоту Орду» можно понимать двояко: и как «сделал поворот» в Золотую Орду, и как «воротился назад» в Золотую Орду. Вариантов попасть из Балтийского моря в Золотую Орду очень немного. Первый – вернуться в Ильмень, из Ильменя по Мсте пройти до Вышнего Волока (современный Вышний Волочек), там волоком перенести корабли в Тверцу, из Тверцы спуститься в Волгу и далее вниз по Волге – в Золотую Орду.

 

Новгородцы перетаскивают суда волоком

 

Но этот путь как‑то не очень согласуется с логикой былины. Там нет и намека на то, что дружина Садка возвращалась в Ильмень. Они как‑то ушли в Орду именно из Синего – Балтийского моря!

Хорошо известно, что новгородские ушкуйники большими дружинами ходили на Золотую Орду. Но как Садко с дружиной мог из Балтики прямиком попасть в Орду?

Можно предположить, что в былине под «Золотой Ордой» подразумевается территория более южных русских княжеств, попавших в зависимость от Орды, или враждебная новгородцам Литва, или, например, Швеция. Хорошо известен поход новгородских дружин 1187 года, ходивших по морю на процветающий столичный шведский город Сигтуны, который так и не смог подняться после разорения. Оттуда ушкуйники, памятуя традиционные русские святочные шутки ряженых, вывезли в качестве трофея литые ворота с кафедрального собора. Их и сейчас можно увидеть на входе в Софийский собор Новгорода Великого.

 

Магдебургские врата

 

Пока мы не можем точно определить, в какую «Золотую Орду», реальную или названную так условно, ходила тысячная дружина Садка.

Из былины мы только узнаем, что в итоге похода:

 

Ай получал он барыши велики,

Ай как насыпал он бочки ведь сороковки‑ты

Ай как красного золота;

Ай насыпал он много бочек мелкого, он крупного скатного жемчугу.

А как потом поехал он з‑за Золотой Орды,

Ай как выехал теперечку опять да на синё море,

 

Вероятно, что под «барышами» подразумевается не только торговая прибыль, но и военные трофеи. У славян, живших на Балтийском море, было принято отдавать часть военной добычи в свои храмы жречеству. Складывается впечатление, что дружина Садка следует именно этому обычаю, «платя дань морскому царю»:

 

Ай теперь‑то дани требует морской царь‑то в синё море!

Какие выводы мы можем сделать из всех вышеизложенных размышлений?

Допустив, что Садко с дружиной ездил не в торговую экспедицию, а в военно‑торговую, мы примиряем очень много противоречий, возникающих при внимательном прочтении былины.

Гусляр Садко – в первую очередь атаман дружины, и уже только после этого – купец. Приняв это предположение, мы понимаем, почему его называют «гость», зачем ему флот из 30 кораблей и 1000 дружинников.

 

 

Становится объяснимым его странный поворот в «Золотую Орду» с Балтийского моря. Становится понятным его дань «Морскому царю», традиционная для славянских дружин южного побережья Балтики. Если мы допускаем, что Садко был вождем военно‑торговой экспедиции, в которой, вероятно, по его приказу дружина грабила и убивала людей, то нам становится понятно, почему, вернувшись из похода, Садко кается в грехах и совершенных злодеяниях:

 

Спас на горе́ Нере́дице. 1198 год

 

Ай теперь как на свою несчетную казну

А и сделал церковь соборную

Миколе Можайскому,

 

Ай как другую церковь сделал Пресвятыи Богородице

Ай теперь как ведь да после этого

Ай как начал Господу Богу он да молитися,

Ай о своих грехах да он прощатися…

 

Важно и то, что если былинный Садко не просто музыкант‑купец, а ещё и воин, предводитель дружины, то былина встраивается в логический ряд остального русского богатырского эпоса. В ней, как и во всех остальных былинах, главным героем становится богатырь‑гусляр. Былина о Садке перестаёт сюжетно «выпадать» из общерусской эпической традиции.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русские гусли. История и мифология

Русские гусли История и мифология... Григорий Николаевич Базлов...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Садко богатый гость

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гусли‑«гу́ны». Следы древней натурфилософии в славянских представлениях о создании мира игрой на гуслях
  Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова, известный этнолог и искусствовед, в докладе «Гусли – инструмент гармонизации вселенной», который был прочитан в Санкт‑

Сотворение гуслей
  У народов, которым повезло, сохранились предания о сотворении самого «главного» своего инструмента. Чаще всего такие повествования мы находим у первобытных племён или у народов на р

Гусляр Вяйнямёйнен – первопредок венедов?
  Предание о творении и обустройстве мира звуком песни и игрой на гуслях сохранилось в славянском фольклоре лишь фрагментарно. А в мифологии карелов и финнов этому сюжету уделено мног

Не звенит на радость людям .
  Тогда старый Вяйня мейнен говорит:   Нет средь нашей молодежи, среди юного народа, нет и в поколенье

Царь‑гусляр – царь Давид?
  Предположительно, слово «деви» происходит от праиндоевропейского deiwos – прилагательного, которое означает «небесный» или «сияющий» и является вриддхи от корня diw «светиться». Жен

Егорий Храбрый
    Сюжет барельефа, где царь‑гусляр

Казак Мамай
    На юге России и на Украине ситуация с

Пляска Морского царя
    Народный музыкальный инструмент в трад

Са́дху – инициация гусляра
  Са́дху (sādhu) – санскритские термины sādhu («добродетельный человек») используются по отношению к личностям, которые отреклись от мира и сосредоточились на духовных

Был ли Садко язычником?
  Христос выводит из ада Адама и Еву

Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?
    Былину о богатыре Дюке Степановиче исс

Соловей Будимирович
    В русской эпической традиции есть нема

Гусли через призму русской истории. Древняя поэтическая символика Руси (преимущественно в гусельной традиции)
    «Русские гусли принадлежат истории

Птица Острафиль и гусельный строй
    Струны гуслей сравниваются с волнами и

Гусли – инструмент богатырей
  При внимательном прочтении былин складывается впечатление, что гусли, как инструмент, были наиболее популярны у воинского сословия. Во всяком случае, из массы инструментов, существо

Гусли в русской религиозной традиции
  При звуках гуслей «рука Господня коснулась Елисея, и он пророчествовал». 4 Цар. 3, 12     В седой древности славянской и, видимо, в про

Где и кто изобрел гусли?
    Под гуслями в данной главе мы подразум

Как и в гуде гусель[156].
  Учитывая перечисленные примеры, мы можем в самом общем виде очертить основной регион бытования гуслей и родственных им инструментов в европейском Средневековье. Карта пока не достат

Гусли или гудок?
  В истории происхождения гуслей есть весьма загадочный сюжет. Дело в том, что словом «гусли» славянские народы называют два очень не похожих инструмента. У южных и западных славян «г

Главный русский инструмент
  У большинства народов существует множество разнообразных музыкальных инструментов, именно этому многообразию мы обязаны появлением ансамблей и оркестров. Однако можно говорить и о с

Часть беседы
  Алексей Анатольевич Мехнецов.

Начинающий гусляр Кирилл Кологреев так описал свои впечатления от самого первого знакомства с гуслями
  «Под Бологом приобрели гусли у Сергея Ивановича (отец решил мне подарок сделать, за что ему большое сыновье спасибо). Там первый раз и заиграл. Показали, как «Русского» играть, как

Живой звук, я посредине между предками и потомками
  Сергей Иванович Чернышов

Очищение. Сергей Иванович Чернышов
  Что есть фольклор? Взаимоотношение с окружающей средой. Это хорошо иллюстрирует постоянная, бесконечная смена двух аккордов, она меня вводит, нет, не в транс, потому, что я здесь и

Солнце и Луна
  Известный гусляр, наш современник Андрей Байкалец (настоящее имя: Андрей Дмитриевич Кравченко) как‑то рассказывал о том, что когда на гуслях извлекается аккорд – мажор (тоника

Кривда и правда
  Примечательно, что в исторических воспоминаниях и в непрерывной народной традиции гусли воспринимались как инструмент, являющий собою стройную натурфилософскую модель мироздания. И

Нездешние голоса
  Во время игры на хороших, правильно настроенных гуслях часто появляются обертоны. Наряду с той мелодией, которую исполняет музыкант, образуются новые звуки, которые, кажется, возник

Сильные места
  В разных местах, в разных ландшафтах и помещениях гусли звучат по‑разному. То совсем тихо и блёкло, то мощно, заполняя своим звуком всё пространство. Иногда достаточно чуть пе

Алексей Намзин
  Я заметил, что у меня получается под 7‑струнку петь лирику и прочее, а под 6‑струнные гусли хорошо получается только драться. Ощущения во время игры разные. Быв

Игорь Петров
  – Звук рождается на гуслях не от струн, а от соприкосновения пальцев со струнами. – Когда играешь на гуслях, то правая рука перекликается с левой. Руки играют друг с другом

Александр Кайманаков
    Заиграйте мои гусли, гусли звончаты

Вносить лад в Мир
  Илья Ахрамеев  

Плясать и слушать
  Иван Афанасьевич Овчинников. Рисунок А. Кайман

Были про гусли. Дмитрий Парамонов
  Что мне рассказать про гусли? Даже не знаю. Какое либо событие из жизни гусляра? Ну вот, был у меня такой случай. Поехал я как‑то на Русское море (Чёрное, зн

Сходство искусства гусляров с русским рукопашным боем и практикой бойцов‑рукопашников
  Дмитрий Парамонов, снимая фильм про русский рукопашный бой – бузу, обратил внимание, что основополагающее движение – «покач», на которое нанизываются все остальные «второстепенные»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  В заключение хочу поблагодарить моего терпеливого читателя, что он добрался до конца книги! Очень хочется, чтоб она послужила возвращению гусельной традиции в наши дома и на наши пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги